город Ростов-на-Дону |
|
19 марта 2013 г. |
дело N А53-30771/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 марта 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 марта 2013 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Смотровой Н.Н.
судей Л.А. Захаровой, С.С. Филимоновой
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Шапкиным П.В.,
при участии:
от заявителя: представителя по доверенности Иванцова В.Ф. (доверенность от 09.01.13 N 1 сроком на 1 год);
от заинтересованного лица: ведущего специалиста-эксперта Бердычевской Н.В. (доверенность от 26.12.12 N 241, сроком до 31.12.13, удостоверение N 015271 от 12.05.11);
от третьих лиц: от администрации Орловского района представителя по доверенности Псюкало П.П. (доверенность от 01.12.12 N 61АА1709450, сроком на 3 года); от администрации Майорского сельского поселения представителя по доверенности Кадочникова А.Г. (доверенность от 16.01.13, сроком на 3 года);
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Альтернатива" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 10.12.2012 по делу N А53-30771/2012 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Альтернатива" к заинтересованному лицу Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области при участии третьих лиц Администрации Майорского сельского поселения, Администрации Орловского района Ростовской области о признании незаконным и отмене постановления, принятое в составе судьи Паутовой Л.Н.
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Альтернатива" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области (далее - управление) о признании незаконным и отмене постановления управления от 14.08.12г. о привлечении общества к административной ответственности по ст. 7.1 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 10 000 руб. и решения управления от 17.09.12г. по делу от 14.08.12г. об отказе в удовлетворении жалобы общества на постановление управления от 14.08.12г. о привлечении общества к административной ответственности по ст. 7.1 КоАП РФ.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация Майорского сельского поселения (далее - администрация поселения), Администрация Орловского района Ростовской области (далее - администрация района).
Заявление мотивировано тем, что постановление вынесено по материалам, оформленным ненадлежащим образом; учитывая использование обществом земельных участков с 2007 года и отсутствие указания в административных материалах даты обнаружения правонарушения, невозможно определить срок начала давности привлечения общества к административной ответственности; из административных материалов не ясно, за использование каких земельных участков общество привлечено к ответственности; в действиях общества отсутствует вина в совершении правонарушения, поскольку общество вносило плату за пользование земельными участками под принадлежащими ему строениями и длительное время принимало меры к оформлению документов на получение спорных земельных участков в аренду, однако не смогло этого сделать из-за препятствий, чинимых ему в этом Администрацией Майорского сельского поселения; общество обращалось с жалобой на бездействие администрации поселения к прокурору Орловского района Ростовской области, однако прокурор возбудил дело об административном правонарушении в отношении общества.
Решением от 10.12.12г. суд отказал обществу в удовлетворении заявления, сославшись на законность оспариваемых постановления и решения управления, поскольку общество с 2007 года и по настоящее время пользуется приобретёнными у ООО "ОПХ "Хлебное" объектами недвижимого имущества, а также земельными участками под этими объектами недвижимого имущества без проведения государственной регистрации и оформления правоустанавливающих документов на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена. Доводы общества об отсутствии его вины в совершении правонарушения отклонены судом со ссылкой на то, что общество в течение нескольких лет имело возможность оформить права на вышеуказанные земельные участки, однако не воспользовалось предоставленным ему правом, обратившись за получением земельных участков в аренду к главе Майорского сельского поселения Орловского района Ростовской области лишь 26.12.11г., к полномочиям которого не относится решение данного вопроса. Обществом не была осуществлена государственная регистрация права аренды земельных участков, поставленных на кадастровый учёт в 2009 году, вследствие чего они были сняты с государственного кадастрового учета в 2011 году. Процедурных нарушений при принятии оспариваемых постановления и решения управлением допущено не было.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество подало в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В апелляционной жалобе общество настаивает на доводах, приведённых в рассмотренном судом первой инстанции заявлении.
Управление и администрация поселения в отзывах на апелляционную жалобу возражают против её удовлетворения, ссылаясь на законность оспариваемых в деле постановления и решения управления и решения суда. Общество длительное время пользуется земельными участками под объектами недвижимости без оформления надлежащих правоустанавливающих документов. Переписка с администрацией поселения по поводу предоставления в пользование земельных участков нельзя расценить в качестве надлежащих действий по узаконению использования земельных участков. Обращения общества за получением земельных участков к администрации поселения начались с конца 2011 года, администрация поселения не уполномочена на распоряжение данными участками - с 2007 года таким лицом является Комитет по имуществу Орловского района, общество не зарегистрировало перехода права собственности на находящиеся на спорных участках строения, которые по заявлению общества не являются объектами недвижимого имущества. Документы по межеванию и поставке на кадастровый учёт спорных участков оформлялись по инициативе не общества, а иных лиц.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии с гл. 34 АПК РФ. В составе суда на основании ст. 18 АПК РФ распоряжением председателя административной коллегии произведена замена: судья Сулименко О.А. в связи с уходом в отпуск заменена на судью Захарову Л.А.
В судебном заседании представитель общества настаивал на отмене решения суда, сославшись на доводы, приведённые в заявлении и в апелляционной жалобе, дополнительно пояснил, что переписка о получении земельных участков в аренду началась с администрациями поселения и района с 2011 года, до этого общество обращалось за получением участков к администрации в устном порядке. В период переписки общества с администрациями поселения и района по поводу получения земельных участков в аренду, были сформированы земельные участки, в состав которых вошли так же используемые обществом для эксплуатации строений спорные участки, которые затем были переданы в аренду иным лицам. Общество в судебном порядке оспаривает бездействие администрации поселения по непредставлению ответов на обращения общества о предоставлении земельных участков в аренду, а так же действия Комитета по имуществу Орловского района по проведению торгов в отношении земельных участков, в состав которых вошли используемые обществом, и договоры их аренды.
Представители управления, администраций поселения и района возражали против отмены решения суда, сославшись на приведённые в отзывах на апелляционную жалобу доводы. Представители администраций поселения и района дополнительно пояснили, что обращения общества по поводу получения земельных участков в аренду начались только в конце 2011 году, после снятия спорных участков с кадастрового учёта; в состав земельных участков, переданных в 2012 году в аренду иным лицам, о которых указывает общество, не вошли земельные участки под принадлежащими обществу строениями.
Представители общества, администраций поселения и района предоставили во исполнение определения суда от 28.01.13г. имеющуюся переписку по поводу предоставления обществу в аренду спорных земельных участков; администрация поселения дополнительно предоставила номера газеты: "Степные зори", в которых публиковалась информация о порядке получения земельных участков в аренду и о том, что обращаться по этому вопросу следует к Комитету по имуществу Орловского района; общество дополнительно представило заявления в арбитражный суд, на которые оно ссылалось, и принятые по ним судом определения, решения.
Протокольным определением предоставленные документы приобщены к материалам дела в целях полного и всестороннего исследования имеющих значение для дела обстоятельств (т.3, л.д. 39-84 - документы, предоставленные обществом, т.3, л.д. 86-97 - документы, предоставленные администрацией района, т.3, л.д. 100-126 - документы, предоставленные администрацией поселения).
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, оценив доводы апелляционной жалобы и отзывов на неё, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришёл к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в период с 18.07.12г. по 30.07.12г. прокуратурой Орловского района (далее - прокуратура) по обращению главы Майорского сельского поселения Орловского района Ростовской области проведена проверка исполнения земельного законодательства Российской Федерации в деятельности общества.
В результате проверки установлено, что общество без правоустанавливающих документов использует следующие земельные участки, относящиеся к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена:
- Ростовская область, Орловский район, территория земель Майорского сельского поселения, примерно 350-м от х. Майорский по направлению на север для сельскохозяйственного использования;
- Ростовская область, Орловский район, территория земель Майорского сельского поселения, примерно 400-м от х.Майорский по направлению на север для сельскохозяйственного использования;
- Ростовская область, Орловский район, территория земель Майорского сельского поселения, примерно 450-м от х. Майорский по направлению на север для сельскохозяйственного использования;
- Ростовская область, Орловский район, территория земель Майорского сельского поселения, примерно 450-м от х. Майорский по направлению на север для хозяйственного использования, на которых размещены асфальтированные площадки.
Результаты данной проверки отражены составленной 25.07.12г. справке (т.1, л.д. 32).
30.07.12г. прокуратурой по результатам проверки вынесено постановление о возбуждении в отношении общества дела об административном правонарушении по ст. 7.1 КоАП РФ по факту использования проверенных земельных участков без правоустанавливающих документов, которое с собранными материалами направлено для рассмотрения по существу и принятия решения в порядке ст. 28.8 КоАП РФ в Орловский отдел управления (т.1, л.д. 30-31).
14.08.12г. главным государственным инспектором Орловского района по использованию и охране земель управления по результатам рассмотрения поступивших из прокуратуры административных материалов вынесено постановление о привлечении общества за выявленное прокуратурой нарушение земельного законодательства, выразившееся в использовании проверенных прокуратурой земельных участков без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов к административной ответственности по ст. 7.1 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 10 000 руб. (т.1, л.д. 14-15).
Общество обжаловало данное постановление в порядке подчинённости согласно ст.ст. 30.1, 30.2, 30.3 КоАП РФ в управление.
17.09.12г. управлением по делу от 14.08.12г. принято решение об отказе в удовлетворении жалобы общества, постановление о привлечении общества к административной ответственности оставлено без изменения (т.1, л.д. 16-18).
Не согласившись с принятыми управлением постановлением и решением, общество обжаловало их в арбитражный суд.
Повторно изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу о том, что судом первой инстанции сделан соответствующий обстоятельствам дела вывод о том, что прокуратурой и управлением не было допущено процессуальных нарушений в ходе производства по делу об административном правонарушении в отношении общества, которые бы влекли отмену принятого управлением по итогам рассмотрения данного дела постановления о привлечении общества к административной ответственности и решения по итогам проверки данного постановления в порядке подчинённости.
Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, постановление о привлечении общества к административной ответственности и решение о проверке постановления были вынесены прокуратурой и управлением с соблюдением установленной административным законодательством процедуры, с соблюдением процессуальных прав общества, которое надлежащим образом извещалось о месте, дате и времени рассмотрения вопроса о возбуждении дела об АП, административных материалов и проверки постановления управления в порядке подчинённости. Данные процессуальные документы оформлены надлежащим образом. Датой обнаружения вменённого в вину обществу правонарушения является 25.07.12г. - дата составления сотрудником прокуратуры, возбудившей производство по делу об АП в отношении общества, справки, в которой зафиксировано событие вменённого в вину обществу правонарушения.
Судом первой инстанции так же сделан законный и обоснованный вывод о наличии в действиях общества объективной стороны вменённого ему в вину правонарушения, ответственность за совершение которого установлена ст. 7.1 КоАП РФ.
В частности, ст. 7.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за самовольное занятие земельного участка или использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, а в случае необходимости без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности.
Объективная сторона правонарушения, за совершение которого общество привлечено к ответственности, заключается в использовании обществом земельных участков без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю.
Использование земельного участка без оформления надлежащих правоустанавливающих документов на землю образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 7.1 КоАП РФ, в том случае, когда обязанность лица по оформлению установлена законом.
В соответствии с главами 3 и 4 ЗК РФ земля может находиться в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании, пожизненном наследуемом владении, ограниченном пользовании, аренде и безвозмездном срочном пользовании.
В соответствии со ст. 25 ЗК РФ права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, подлежат государственной регистрации в соответствии со ст. 26 ЗК РФ и Федеральным законом от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - закон N 122-ФЗ), удостоверяются соответствующими документами. Права на земельные участки удостоверяются документами в соответствии с законом N 122-ФЗ.
Граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с Земельным кодексом РФ.
В силу п. 1 ст. 26 ЗК РФ права на земельные участки удостоверяются документами в соответствии с законом N 122-ФЗ.
Такими документами являются свидетельства о государственной регистрации, которые выдаются правообладателю земельных участков.
В соответствии со ст. 29 ЗК РФ, предоставление юридическим лицам земельных участков и земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления
соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
Согласно ст. 552 ГК РФ по договору продажи здания, сооружения или другой недвижимости покупателю одновременно с передачей права собственности на такую недвижимость передаются права на ту часть земельного участка, которая занята этой недвижимостью и необходима для ее использования.
При этом, наличие в силу закона права на использование земельного участка не освобождает от обязанности оформления в установленном порядке данного права и внесения платы за землю в установленных порядке и размере.
Материалами дела подтверждается и признаётся обществом, управлением, администрацией поселения, по результатам проверки жалобы которой прокуратурой в отношении общества было возбуждено дело об административном правонарушении по ст. 7.1 КоАП РФ, что по состоянию на 25.07.12г. общество использовало относящиеся к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена:
- Ростовская область, Орловский район, территория земель Майорского сельского поселения, примерно 350-м от х. Майорский по направлению на север для сельскохозяйственного использования;
- Ростовская область, Орловский район, территория земель Майорского сельского поселения, примерно 400-м от х.Майорский по направлению на север для сельскохозяйственного использования;
- Ростовская область, Орловский район, территория земель Майорского сельского поселения, примерно 450-м от х. Майорский по направлению на север для сельскохозяйственного использования;
- Ростовская область, Орловский район, территория земель Майорского сельского поселения, примерно 450-м от х. Майорский по направлению на север для хозяйственного использования, на которых размещены асфальтированные площадки.
Обозначенные участки земли, выступившие предметом совершённого обществом правонарушения, использовались обществом путём эксплуатации находящихся на них нежилых объектов, приобретённых им у ООО "ОПХ Хлебное" в 2007 году по договору купли-продажи (склада ГСМ, тока, электроцеха, производственной базы).
При этом, по состоянию на дату обнаружения совершённого обществом правонарушения и возбуждения прокурором дела об административном правонарушении, у общества отсутствовали договор аренды данных земельных участков, договор их купли-продажи, либо иные документы на право пользования обществом данной землей.
В связи с приведёнными выше обстоятельствами, судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что по состоянию на дату обнаружения прокурором признаков административного правонарушения общество использовало участки земли без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю. То есть, в этих действиях общества имеется объективная сторона правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ст. 7.1 КоАП РФ.
Вместе с тем, наличие объективной стороны в деянии лица, не является безусловным основанием для вывода о совершении этим лицом административного правонарушения и его привлечения к административной ответственности.
Согласно ч.1 и ч.2 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Повторно изучив материалы дела, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства по правилам ст. 71 АПК РФ, в совокупности и взаимной связи, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу о том, что в действиях общества по использованию участков земли без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю отсутствовала вина, то есть, субъективная сторона административного правонарушения.
Судя по имеющимся в материалах дела доказательствам, отношения по использованию спорных участков земли обществом возникли и развивались следующим образом.
05.09.07г. общество (покупатель) заключило с ООО "ОПХ Хлебное" (продавец) договор купли-продажи б\н следующих объектов, принадлежащих продавцу на праве собственности согласно вступившему в законную силу решению Арбитражного суда Ростовской области от 04.02.2004 г. по делу N А53-1551/04-С1-12 и находящихся примерно в 300 метрах на север от х. Майорский в районе х. Майорский Орловского района Ростовской области:
- электроцех (одноэтажное кирпичное здание общей площадью 179 кв.м.);
- склад ГСМ общей площадью 6510 кв.м., состоящий из следующих объектов, обнесённых забором из сетки рабицы и земляным валом: здания заправки ГСМ (кирпичное одноэтажное здание), смонтированной на бетонном основании заправочной колонки, установленных на кирпичных основаниях пяти заправочных ёмкостей;
- крытую площадку тока 1992 года выпуска, состоящую из твёрдого асфальтового покрытия, частично имеющего навес, длиной 166-м., и не имеющего навеса твёрдого асфальтового покрытия длиной 166-м.;
- асфальтированное покрытие зерноочистительного агрегата ветровоздушного;
- весовую, состоящую из здания весовой 1969 года постройки (кирпичное одноэтажное здание) и установленных на железобетонный фундамент весов автомобильных (т.2, л.д. 1-4).
21.02.08г. Комитет по имуществу Орловского района выдал обществу заявки на межевание земельных участков под приобретёнными обществом в собственность на основании указанного договора объектами (т.2, л.д. 94).
10.09.08г. общество (доверитель) заключило с ЗАО "Возрождение-М" (поверенный) договор поручения, по которому ЗАО "Возрождение-М" приняло на себя обязанность оказать обществу услуги по организации проведения межевых работ для оформления кадастровых паспортов на четыре земельных участка, на которых находятся принадлежащие обществу объекты (т.3, л.д. 39-40).
16.01.09г. Комитет по имуществу Орловского района обратился к обществу с претензией N 32, в которой обществу предлагалось в срок до 01.04.09г. устранить нарушение земельного законодательства, выразившееся в использовании находящихся в государственной собственности земельных участков под указанными объектами без проведения их межевания, постановки на кадастровый учёт и внесения платы за их использование (т.2, л.д. 94).
14.08.09г. главой Майорского сельского поселения по заявлению общества принято постановление N 51 о формировании в кадастровом квартале N 61:29:0600001 четырёх земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся примерно в 300 метрах на север от х. Майорский в районе х. Майорский Орловского района Ростовской области, предназначенных для размещения приобретённых обществом по указанному договору от 05.09.07г. объектов (т.2, лд. 48):
- крытого тока (площадь участка примерно 31 796 кв.м.),
- производственной базы (площадь участка примерно 18 612 кв.м.),
- склада ГСМ (площадь участка примерно 6 510 кв.м.),
- электроцеха (площадь участка примерно 179 кв.м.) (т.2, л.д. 5).
12.11.09г. сформированные на основании указанного постановления земельные участки для эксплуатации принадлежащих обществу объектов были сформированы и поставлены на временный кадастровый учёт под номерами:
- 61:29:0600001:1421 (разрешённое использование - для размещения крытого тока, площадь 31 796 кв.м.) (т.2, л.д. 6),
- 61:29:0600001:1428 (разрешённое использование - для размещения производственной базы, площадь 18 612 кв.м.) (т.2, л.д. 7),
- 61:29:0600001:1429 (разрешённое использование - для размещения склада ГСМ, площадь 6 510 кв.м.) (т.2, л.д. 8),
- 61:29:0600001:1430 (разрешённое использование - для размещения электроцеха, площадь 179 кв.м.) (т.2, л.д. 9).
В 2009 году между обществом и администрацией поселения с учётом локальных нормативных правовых актов, определяющих ставки арендной платы за пользование землёй было заключено "Соглашение за фактическое пользование земельным участком", по условиям которого общество приняло на себя обязательство не позднее 15.12.09г. внесли плату за фактическое пользование участками земли, используемых обществом для размещения производственных объектов (т.2, л.д. 10).
В соответствии с данным Соглашением общество вносило плату за пользование участками земли за 2009-2012 годы (т.1, л.д. 71-74).
07.12.11г. ФБУ "Кадастровая палата" по Ростовской области принято решение N 61/006/11-178949 о снятии с временного кадастрового учёта сформированных в том числе по заявлению общества и согласно постановлению администрации поселения N 51 от 14.08.09г. земельных участков с кадастровыми номерами NN 61:29:0600001:1421, 61:29:0600001:1428, 61:29:0600001:1429, 61:29:0600001:1430, сформированных для эксплуатации приобретённых обществом объектов. Основанием для снятия участков с временного кадастрового учёта послужило то обстоятельство, что в течение двух лет с постановку данных участков на кадастровый учёт не была осуществлена государственная регистрация права аренды на них (т.2, л.д. 110-111). Комитет по управлению имуществом Орловского района был извещён о принятии данного решения 08.12.12г. (т.2, л.д. 109).
26.12.11г. в администрацию поселения поступили заявления общества от 26.06.12г. N N 411, 412 к главе Майорского сельского поселения о формировании земельного участка под принадлежащими ему объектами и оказании содействия в его оформлении (т.1, л.д. 41, т.2, л.д. 11, 12, т.3, л.д. 100, 101).
10.01.12г. общество направило администрации поселения письмо N 003, в котором сообщило о принадлежности ему на праве собственности находящихся примерно в 300 метрах на север от х. Майорский в районе х. Майорский Орловского района Ростовской области электроцеха, склада ГСМ, крытого тока, производственной базы (т.3, л.д. 102).
20.01.12г. в номере N 4 (9911) газеты "Степные зори" опубликовано объявление администрации поселения о начале процедуры принятия в муниципальную собственность бесхозяйного имущества, находящихся примерно в 300 метрах на север от х. Майорский в районе х. Майорский Орловского района Ростовской области: электроцеха, склада ГСМ, крытого тока, производственной базы (т.1, л.д. 95).
06.03.12г. общество по поводу данной публикации направило администрации поселения претензию N 41, в которой сообщало о том, что данное имущество принадлежит обществу, приобретено им на основании договора б\н от 05.09.07г. у ООО "ОПХ Хлебное" (т.1, л.д. 96).
20.03.12г. администрация поселения в ответа N 02-17/152 на претензию общества предложила обществу предоставить правоустанавливающие документы на объекты недвижимости и на земельные участки под ними (т.1, л.д. 97, т.3, л.д. 103).
15.06.12г. в администрацию поселения поступило заявление общества от 14.06.12г. N 119 к главе Майорского сельского поселения с заявлением о заключении договоров аренды земельных участков с кадастровыми номерами 61:29:0600001:1421, 61:29:0600001:1428, 61:29:0600001:1429, 61:29:0600001:1430, которые длительное время используются обществом и на которых находится принадлежащее обществу имущество (т.2, л.д. 13, т.3, л.д. 105).
22.06.12г. администрация поселения в ответ на обращение общества от 14.06. N 119 предложила предоставить документы на право пользования земельными участками, которыми общество пользуется в настоящее время (т.3, л.д. 106).
26.06.12г. в администрацию поселения поступило повторное обращение общества о предоставлении земельных участков в аренду (т.2, л.д. 16, т.3, л.д. 104).
26.06.12г. в прокуратуру поступила жалоба общества на нарушение администрациями поселения и района требований действующего законодательства по обращениям общества о предоставлении ему в аренду земельных участков под принадлежащими обществу зданиями крытого тока, производственной базы, склада ГСМ, электроцеха (т.1, л.д. 83-85).
27.06.12г. в администрацию района поступило обращение общества к администрации района, в котором общество сообщало об уклонении администрации поселения от предоставления обществу земельных участков под принадлежащими ему объектами в аренду, о принятии администрацией поселения мер по предоставлению данных участков в аренду иным лицам и просило принять администрацию района меры к урегулированию данных разногласий (т.1, л.д. 98, т.2, л.д. 17, 89, т.3, л.д. 90).
03.07.12г. в администрацию района поступило обращение общества N 128 от 29.06.12г. о заключении договоров аренды земельных участков с кадастровыми номерами 61:29:0600001:1421, 61:29:0600001:1428, 61:29:0600001:1429, 61:29:0600001:1430, которые длительное время используются обществом и на которых находится принадлежащее обществу имущество (т.2, л.д. 18, т.3, л.д. 91).
03.07.12г. в администрацию поселения поступило обращение общества, в котором оно просило предоставить ему в аренду земельные участки с кадастровыми номерами 61:29:0600001:1421, 61:29:0600001:1428, 61:29:0600001:1429, 61:29:0600001:1430, снятые с учёта 07.12.11г. либо, если администрации не уполномочены на решение данного вопроса, указать полномочный орган и оказать содействие в решении вопроса о получении в пользование данных земельных участков (т.2, л.д. 20, 100).
09.07.12г. в администрацию поселения поступило обращение общества, в котором оно просило предоставить ему в аренду земельные участки с кадастровыми номерами 61:29:0600001:1421, 61:29:0600001:1428, 61:29:0600001:1429, 61:29:0600001:1430, снятые с учёта 07.12.11г. либо, если администрации не уполномочены на решение данного вопроса, указать полномочный орган и оказать содействие в решении вопроса о получении в пользование данных земельных участков (т.3, л.д. 107).
10.07.12г. в администрацию района поступило обращение общества, в котором оно просило предоставить ему в аренду земельные участки с кадастровыми номерами 61:29:0600001:1421, 61:29:0600001:1428, 61:29:0600001:1429, 61:29:0600001:1430, снятые с учёта 07.12.11г. либо, если администрации не уполномочены на решение данного вопроса, указать полномочный орган и оказать содействие в решении вопроса о получении в пользование данных земельных участков (т.2, л.д. 19, 99, т.3, л.д. 92).
11.07.12г. и.о. главы Майорского сельского поселения в письме N 02-17/381 в ответ на обращение общества о предоставлении земельных участков сообщил обществу о том, что на сегодняшний день администрация поселения не может заключить договоров аренды, так как глава поселения находится в трудовом отпуске (т.2, л.д. 14).
17.07.12г. администрацией района в ответ на заявление общества о предоставлении земельных участков в аренду в письме 1/18 8-2017 разъяснило обществу нормативно установленный порядок получения земельных участков в аренду (т.2, л.д. 21-24, 95-98, т.3, л.д. 86-89).
19.07.12г. прокуратурой в порядке рассмотрения поступившей от общества жалобы у общества истребованы документы об оформлении прав на объекты и земельные участки (т.1, л.д. 42).
В период с 18.07.12г. по 30.07.12г. прокуратурой по обращению главы Майорского сельского поселения Орловского района Ростовской области проведена проверка исполнения земельного законодательства Российской Федерации в деятельности общества при использовании спорных участков.
25.07.12г. помощником прокурора составлена справка, в которой зафиксирован факт использования обществом спорных участков земли без надлежащим образом оформленных правоустанавливающих документов (т.1, л.д. 32).
30.07.12г. общество обратилось к администрации поселения с письмом N 151 и к администрации района с письмом N 152, в котором просило предоставить ему в аренду земельные участки, необходимые для эксплуатации принадлежащих ему крытого тока, производственной базы, склада ГСМ, электроцеха, либо разъяснить порядок получения участков в аренду, а так же проинформировать общество о результатах рассмотрения предыдущих обращений общества о получении земельных участков в аренду (т.2, л.д. 25. 26, т.3, л.д. 108).
03.08.12г. в администрацию района поступило обращение общества от 30.07.12г. N 152, в котором оно просило предоставить ему в аренду земельные участки, необходимые для эксплуатации принадлежащих ему крытого тока, производственной базы, склада ГСМ, электроцеха, либо разъяснить порядок получения участков в аренду, а так же проинформировать общество о результатах рассмотрения предыдущих обращений общества о получении земельных участков в аренду (т.2, л.д. 25, 26, т.3, л.д. 94).
03.08.12г. в прокуратуру поступила повторная жалоба общества на нарушение администрациями поселения и района требований действующего законодательства по обращениям общества о предоставлении ему в аренду земельных участков под принадлежащими обществу зданиями крытого тока, производственной базы, склада ГСМ, электроцеха (т.1, л.д. 63-65).
16.08.12г. общество обратилось к администрации поселения с заявлением N 168, в которых просило утвердить и выдать схему расположения на кадастровом плане и в кадастровой выписке земельных участков, необходимых для размещения принадлежащих обществу крытого тока, производственной базы, склада ГСМ, электроцеха, (т.2, л.д. 27, т.3, л.д. 109).
20.08.12г. глава Майорского сельского поселения в письме N 02-17/443 в ответ на обращение общества от 30.07.12г. N 151 о предоставлении земельных участков в аренду сообщил обществу о том, что данный вопрос не относится к компетенции администрации поселения, обществу было рекомендовано обратиться в комитет по имуществу Орловского района (т.2, л.д. 29, т.3, л.д. 110).
22.08.12г. в администрацию района поступило обращение общества от 16.08.12г. N 169, в котором оно просило утвердить и выдать схему расположения на кадастровом плане и в кадастровой выписке земельных участков, необходимых для размещения принадлежащих обществу крытого тока, производственной базы, склада ГСМ, электроцеха, (т.2, л.д. 104, т.3, л.д. 97).
23.08.12г. в комитет по имуществу Орловского района поступило обращение общества от 16.08.12г. N 170, в котором оно просило утвердить и выдать схему расположения на кадастровом плане и в кадастровой выписке земельных участков, необходимых для размещения принадлежащих обществу крытого тока, производственной базы, склада ГСМ, электроцеха, (т.2, л.д. 108).
24.08.12г. главой Майорского сельского поселения вынесено постановление N 117-1 главой Майорского сельского поселения постановления от 14.08.09г. N 51 о формировании в кадастровом квартале N 61:29:0600001 четырёх земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения по заявлению общества как не соответствующего действующему законодательству, поскольку администрация поселения не была уполномочена на распоряжение спорными земельными участками - это отнесено к полномочиям комитета по имуществу Орловского района (т.3, л.д. 124).
28.08.12г. комитет по имуществу Орловского района в ответе N 793 на заявление общества об утверждении схемы расположения земельных участков для эксплуатации принадлежащих обществу крытого тока, производственной базы, склада ГСМ, электроцеха сообщил обществу о том, что в ЕГРП не зарегистрированы сведения о правах на данные объекты недвижимого имущества и обществу для получения прав на земельные участки под данным объектами в порядке ст. 36 ЗК РФ необходимо зарегистрировать право собственности на данные объекты, после чего обращаться за оформлением прав на земельные участки под ними (т.2, л.д. 30-32, 105-107, т.3, л.д. 93).
28.08.12г. главой Орловского района составлен ответ N 1/18.4-2465 на обращение общества о получении в аренду земельных участков, в котором обществу предложено предоставить правоустанавливающие документы на объекты недвижимости, находящие на испрашиваемых земельных участках, после чего администрация района предпримет дальнейшие действия по поставленному обществом вопросу (т.2, л.д. 33).
31.08.12г. глава Орловского района в ответе N 1/08.4-2529 на заявление общества об утверждении схемы расположения земельных участков для эксплуатации принадлежащих обществу крытого тока, производственной базы, склада ГСМ, электроцеха сообщил обществу о том, что в ЕГРП не зарегистрированы сведения о правах на данные объекты недвижимого имущества и обществу для получения прав на земельные участки под данным объектами в порядке ст. 36 ЗК РФ необходимо зарегистрировать право собственности на данные объекты, после чего обращаться за оформлением прав на земельные участки под ними (т.2, л.д. 34-35, 102-103, т.3, л.д. 95-96).
Оценив в совокупности и взаимной связи по правилам ст. 71 АПК РФ указанные доказательства, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу о том, что по состоянию на дату выявления прокуратурой нарушения земельного законодательства - 25.07.12г. - суд апелляционной инстанции пришёл к выводу о том, что общество принимало меры к оформлению надлежащих документов на право пользования участками земли под приобретёнными им в 2007 году объектами.
То обстоятельство, что в деле не имеется письменных доказательств обращения общества к уполномоченным органам за получением участков земли в аренду или в собственность в период с 2009 года по 25.12.11г. на большем протяжении которого земельные участки состояли на кадастровом учёте, не является безусловным доказательством вины общества во вменённом ему в вину прокуратурой и управлением нарушении земельного законодательства.
Это обусловлено в частности тем, что в деле имеются письменные доказательства принятия обществом мер по получению спорных участков земли в аренду в течение 8 месяцев до выявления прокурором данного нарушения - первой письменное обращение общества о получении участков в аренду поступило к администрации поселения 26.12.11г. Затем на протяжении всего периода времени до 25.07.12г. и после этого общество предпринимало подтверждаемые письменными доказательствами меры к оформлению прав на спорные участки земли.
С учётом этого, отсутствие в деле письменных доказательств принятия обществом мер по оформлению правоустанавливающих документов на пользование участками земли за 8 месяцев до обнаружения прокуратурой правонарушения и позднее, не принимается судом апелляционной инстанции в качестве основания для вывода о непринятии обществом мер по получению в аренду спорных участков.
То обстоятельство, что изначально общество обращалось к неуполномоченному на то лицу (администрации поселения, а не к комитету по имуществу Орловского района), само по себе не является основанием для вывода о виновном поведении общества. Это обусловлено в частности тем, что, несмотря на то, что, в соответствии с Решением Орловского районного собрания депутатов от 11.09.07г. N 111, полномочиями по распоряжению спорными участками наделён комитет по имуществу Орловской области (т.2, л.д. 68), и информация об этом была опубликована в средствах массовой информации (т.3, л.д. 125. 126), это обстоятельство не было принято администрацией поселения при принятии 14.08.09г. постановления N 51 о формировании в кадастровом квартале N 61:29:0600001 четырёх земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения по заявлению общества и при заключении с обществом в 2009 году Соглашения о плате за фактическое пользование земельными участками. Так же в ответе на обращения общества в адрес администрации поселения о предоставлении в аренду участков земли, 11.07.12г. и.о. главы Майорского сельского поселения в письме N 02-17/381 в ответ на обращение общества о предоставлении земельных участков сообщил обществу о том, что на сегодняшний день администрация поселения не может заключить договоров аренды, так как глава поселения находится в трудовом отпуске (т.2, л.д. 14). Постановление N 51 от 14.08.09г. было отменено администрацией поселения только 24.08.12г. Из этого следует, что и орган местного самоуправления не был в полной мере осведомлён о лице, уполномоченном на распоряжение спорными участками земли.
Так же из материалов дела следует, что около 8 месяцев до выявления прокуратурой правонарушения и после этого между обществом, администрациями поселения, района обозначился спор по вопросу о предоставлении спорных участков земли в пользование общества. Это подтверждается характером переписки между ними, обращением общества и администрации поселения в прокуратуру с заявлениями о проверке законности действий друг друга.
Так же по вопросам оформления права пользования обществом земельными участками Арбитражным судом Ростовской области рассмотрены и рассматриваются споры по заявлениям, искам общества об оспаривании бездействия администрации поселения по нерассмотрению обращений общества о предоставлении в аренду земельных участков, об оспаривании торгов и признании ничтожными договоров аренды земельных участков, в состав которых, согласно позиции общества, вошли и участки под принадлежащими ему строениями, иные вытекающие из этого споры (дела N N А53-26972/2012, А53-33337\2012, А53-1484/2013, А53-1487/2013).
Из материалов дела так же следует, что спорные участки земли необходимы обществу для эксплуатации принадлежащих ему строений, находящихся на данных участках (одноэтажного кирпичного здания электроцеха, кирпичного одноэтажного здания заправки ГСМ со смонтированной на бетонном основании заправочной колонкой и, установленными на кирпичных основаниях заправочными ёмкостями; здания весовой, площадок тока), приобретённых обществом в собственность по договору купли-продажи.
Данный договор не установлен в качестве ничтожного. Отсутствие регистрации права собственности общества на данные объекты не имеет правового значения для вопроса о степени вины общества в использовании необходимых для эксплуатации данных строений участков земли.
При решении вопроса о наличии вины общества в использовании земельного участка под принадлежащими ему строениями без оформления на этот участок правоустанавливающих документов, суд апелляционной инстанции так же принимает во внимание следующее.
Статья 7.1 КоАП РФ находится в гл. 7 КоП РФ. Родовым объектом посягательства являются права собственника.
В течение всего времени использования участков земли под принадлежащими ему объектами общество вносило плату за это пользование на основании заключённого с администрацией поселения Соглашения. Земельные участки были поставлены на кадастровый учёт.
То есть, действия общества по использованию участков земли не были злонамеренными. Общество открыто использовало земельный участок и вносило плату за его использование.
Основываясь на совокупности приведённых выше обстоятельств и фактов, суд апелляционной инстанции не усмотрел признаков уклонения общества от оформления правоустанавливающих документов за земельный участок в период выявления вменённого ему в вину правонарушения. Из материалов дела видно, что общество принимало к этому меры, не давшие результатов ввиду возникших споров.
Соответственно, в действиях общества по состоянию на дату обнаружения правонарушения отсутствует вина в использовании спорных участков земли без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю.
В соответствии с ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Вина является составляющей субъективной стороны административного правонарушения.
Из этого следует, что в действиях общества, признанных управлением административным правонарушением, отсутствуют все элементы состава административного правонарушения.
При таких обстоятельствах оспариваемое обществом постановление подлежало признанию незаконным и отмене по причине отсутствия надлежащих доказательств наличия в действиях общества состава вменённого ему в вину административного правонарушения управлением при рассмотрении жалобы общества на данное постановление. В материалах административного дела имелись достаточные доказательства принятия обществом необходимых мер к оформлению прав на спорные участки земли под принадлежащими ему строениями.
При таких обстоятельствах заявленные обществом требования подлежали удовлетворению в полном объёме.
Основываясь на изложенном, суд апелляционной инстанции признал решение суда первой инстанции подлежащим отмене с принятием нового судебного акта о признании незаконным и отмене оспариваемого в деле постановления о привлечении общества к административной ответственности и о признании недействительным оспариваемого в деле решения, которым обществу отказано в удовлетворении поданной им в порядке подчинённости жалобы на данное постановление. Апелляционная жалоба общества удовлетворяется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 10.12.2012 отменить. Признать незаконным и отменить постановление Управления Росреестра по Ростовской области от 14.08.2012 г. о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Альтернатива" к административной ответственности по ст. 7.1 КоАП РФ. Признать недействительным решение Управления Росреестра по Ростовской области от 17.09.2012 г. по делу от 14.08.2012 г. по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Альтернатива". Апелляционную жалобу удовлетворить.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Н.Н. Смотрова |
Судьи |
Л.А. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-30771/2012
Истец: ООО "Альтернатива"
Ответчик: Орловский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РО, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области
Третье лицо: Администрация Майорского сельского поселения, Администрация Орловского района Ростовской области