г. Самара |
|
20 марта 2013 г. |
Дело N А65-23764/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 марта 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 марта 2013 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Семушкина В.С., судей Поповой Е.Г., Захаровой Е.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Стафиловым Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 13.03.2013 в помещении суда апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Ижевский радиозавод" на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 21.12.2012 по делу N А65-23764/2012 (судья Сальманова Р.Р.), принятое по заявлению открытого акционерного общества "Ижевский радиозавод" (ИНН 1833013253, ОГРН 1021801502183), г.Ижевск, к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам в Волго-Камском регионе, г.Казань, об оспаривании предписания, о признании незаконными действий,
с участием в судебном заседании представителя ОАО "Ижевский радиозавод" Мезенцевой А.Н. (доверенность от 26.12.2012 N 72),
представитель РО ФСФР России в ВКР не явился, извещено надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Ижевский радиозавод" (далее - ОАО "Ижевский радиозавод", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании предписания регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Волго-Камском регионе (далее - РО ФСФР России в ВКР) от 29.08.2012 N 11-12-СВ-03/2065-Т недействительным, а действий по его вынесению - незаконными.
Решением от 21.12.2012 по делу N А65-23764/2012 Арбитражный суд Республики Татарстан в удовлетворении заявления общества отказал.
ОАО "Ижевский радиозавод" в апелляционной жалобе и дополнении к апелляционной жалобе просило отменить решение суда первой инстанции.
РО ФСФР России в ВКР апелляционную жалобу отклонило по мотивам, изложенным в отзыве на нее.
На основании ст.ст.156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителя РО ФСФР России в ВКР, извещенного надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания.
В судебном заседании представитель общества апелляционную жалобу поддержал, просил отменить решение суда первой инстанции как незаконное и необоснованное.
Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, проверив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, дополнении к апелляционной жалобе и отзыве, в выступлении представителя общества в судебном заседании, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как видно из материалов дела, РО ФСФР России в ВКР в ходе камеральной проверки документов ОАО "Ижевский радиозавод" выявило, что п.9.4, 11.18 и 11.43 устава общества, утвержденного 10.07.2009 и зарегистрированного 22.07.2009, не соответствуют Федеральному закону от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон N 208-ФЗ) в редакции Федеральных законов от 19.07.2009 N 205-ФЗ, от 27.12.2009 N 352-ФЗ и от 28.12.2010 N 409-ФЗ (вступили в законную силу 21.10.2009, 31.12.2009 и 31.12.2010 соответственно).
29.08.2012 РО ФСФР России в ВКР вынесло предписание N 11-12-СВ-03/2065-Т, которым обязало ОАО "Ижевский радиозавод" привести устав в соответствие требованиям законодательства Российской Федерации.
Общество, не согласившись с предписанием РО ФСФР России в ВКР, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Согласно п.1 Положения о Федеральной службе по финансовым рынкам, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29.08.2011 N 717 (далее - Положение N 717), Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков (за исключением банковской и аудиторской деятельности). Федеральная служба по финансовым рынкам осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
П.10 ст.42 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" установлено, что федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг осуществляет контроль за соблюдением эмитентами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, саморегулируемыми организациями профессиональных участников рынка ценных бумаг требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, стандартов и требований, утвержденных федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
Федеральная служба по финансовым рынкам выдает предписания эмитентам, профессиональным участникам рынка ценных бумаг (и другим участникам) в соответствии с законодательством Российской Федерации (п.5.4.15 Положения N 717).
В соответствии с п.1 ст.11 Федерального закона от 05.03.1999 N 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" (далее - Закон N 46) предписания федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг являются обязательными для исполнения коммерческими организациями и их должностными лицами на территории Российской Федерации.
Руководствуясь приведенными нормами права, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что в данном случае РО ФСФР России в ВКР, осуществив камеральную проверку документов ОАО "Ижевский радиозавод" на предмет соблюдения требований действующего законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, об акционерных обществах, о защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг, исполнило государственную функцию по проверке соблюдения обществом законодательства Российской Федерации об акционерных обществах, и отклонил довод общества о том, что право РО ФСФР России в ВКР на вынесение обязательных для исполнения эмитентами предписаний ограничено вопросами компетенции соответствующего органа исполнительной власти (которые прямо предусмотрены нормативными правовыми актами) и реализуется исключительно в установленном законом порядке и целях.
Между тем суд первой инстанции не учел следующего.
Как видно из материалов дела, руководитель РО ФСФР России в ВКР вынес поручение от 08.08.2012 N 11-12-215/ж о проведении камеральной проверки ОАО "Ижевский радиозавод" на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации о ценных бумагах в связи с необходимостью представления соответствующего заключения для награждения генерального директора Валиахметова И.Н.
В ходе проведения проверки РО ФСФР России в ВКР выявило, что устав общества содержит положения, противоречащие требованиям Закона N 208-ФЗ:
- п.9.4 устава установлен срок выплаты годовых дивидендов, объявляемых по результатам предыдущего финансового года, до 31 декабря текущего года (года, в течение которого принято решение о выплате дивидендов). В иных случаях срок выплаты дивидендов составляет 6 месяцев с даты принятия решения о выплате (объявлении) дивидендов (нарушение п.4 ст.42 Закона N 208-ФЗ);
- п.11.8 устава предусматривает, что если в установленные сроки советом директоров общества не принято решение о созыве внеочередного общего собрания акционеров или принято решение об отказе в его созыве, внеочередное общее собрание акционеров может быть созвано органами или лицами, требующего его созыва (нарушение п.8 ст.55 Закона N 208-ФЗ);
- в соответствии с п.11.43 устава протокол общего собрания акционеров составляется не позднее 15 дней после закрытия собрания (нарушение п.1 ст.63 Закона N 208-ФЗ).
29.08.2012 РО ФСФР России в ВКР выдало обществу предписание от N 11-12-СВ-03/2065-Т о приведении устава в соответствие требованиям законодательства Российской Федерации. Срок исполнения предписания - до 29.11.2012.
Уведомлением от 05.12.2012 N 11-12-СВ-03/10920 срок исполнения предписания продлен до 05.03.2013.
Между тем, в соответствии с пп.1 п.1 и п.2 ст.48 Закона N 208-ФЗ вопросы о внесении изменений и дополнений в устав общества или об утверждении устава общества в новой редакции относятся к исключительной компетенции общего собрания акционеров.
Согласно п.4 ст.49 Закона N 208-ФЗ решение по указанным вопросам принимается общим собранием акционеров большинством в три четверти голосов акционеров-владельцев голосующих акций, принимающих участие в общем собрании акционеров.
Таким образом, основанием для государственной регистрации соответствующих изменений в устав акционерного общества могут служить лишь решения общего собрания акционеров, а не выданное обществу предписание федеральной службы по финансовым рынкам.
После получения предписания ОАО "Ижевский радиозавод" разместило на официальном сайте информацию о наличии противоречий и неприменении соответствующих пунктов устава, а также о возможности обращения акционеров в общество с предложениями о внесении в повестку дня общего собрания акционеров вопроса об утверждении устава в новой редакции либо о внесении изменений в устав.
Поскольку соответствующих предложений от акционеров не поступило, 15.02.2013 (в пределах срока, установленного для исполнения предписания) по инициативе совета директоров было проведено внеочередное общее собрание акционеров.
Однако из протокола общего собрания акционеров от 15.02.2013 N 1 следует, что акционеры общества большинством голосов приняли решение не вносить изменения в устав. Информация об итогах голосования также размещена на сайте общества.
При таких обстоятельствах общество не могло внести изменения в устав.
Предписание должно быть исполнимым, а не носить признаки формального выполнения Федеральной службой по финансовым рынкам требований административного регламента. В рассматриваемом случае РО ФСФР России в ВКР выдало предписание без учета установленного законодательством Российской Федерации порядка внесения изменений в устав акционерного общества, относящегося, как уже указано, к исключительной компетенции общего собрания акционеров, которое обществу не подконтрольно.
В соответствии с п.2 ст.11 Закона N 46-ФЗ предписания федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг выносятся в целях прекращения и предотвращения правонарушений на рынке ценных бумаг.
Однако РО ФСФР России в ВКР, вопреки требованиям ст.ст.65 и 200 АПК РФ, не представило доказательств того, каким образом указанные пункты устава нарушили права акционеров или третьих лиц.
Из материалов дела видно, что ОАО "Ижевский радиозавод" производило выплату дивидендов в пределах 60 дней со дня принятия решения о выплате дивидендов, составляло протоколы по итогам собраний акционеров в пределах 3 дней после закрытия собрания, то есть в полном соответствии с требованиями п.4 ст.42 и п.1 ст.63 Закона N 208-ФЗ. Внеочередные собрания акционеров общества с момента вступления в законную силу Федерального закона от 19.07.2009 N 205-ФЗ не проводились. Доказательств обратного РО ФСФР России в ВКР не представлено.
Таким образом, предписание РО ФСФР России в ВКР является произвольным вмешательством в частные дела участников гражданских правоотношений, что недопустимо в силу п.1 ст.1 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Следовательно, данное предписание не соответствует закону, нарушает права и законные интересы общества, поэтому требование о признании его недействительным подлежит удовлетворению.
Выводы суда апелляционной инстанции подтверждаются арбитражной судебной практикой (постановления ФАС Поволжского округа от 01.11.2007 по делу N А55-6028/2007, ФАС Северо-Западного округа от 13.12.2011 по делу N А26-2461/2011, ФАС Дальневосточного округа от 31.07.2012 по делу N А51-15825/2011 и др.).
Ссылка РО ФСФР России в ВКР на постановление ФАС Поволжского округа от 11.03.2012 по делу N А65-15578/2011 не может быть принята во внимание, поскольку оно принято в отношении иной совокупности фактических обстоятельств.
Требование ОАО "Ижевский радиозавод" о признании незаконными действий по вынесению указанного предписания удовлетворению не подлежит, поскольку оно фактически дублирует требование о признании предписания недействительным.
Исходя из оценки изложенных обстоятельств, руководствуясь положениями п.2 ст.269 АПК РФ, суд апелляционной инстанции отменяет решение суда первой инстанции в связи с неправильным применением норм материального права (п.4 ч.1 ст.270 АПК РФ) и принимает новый судебный акт о признании недействительным предписания РО ФСФР России в ВКР от 29.08.2012 N 11-12-СВ-03/2065-Т; в удовлетворении остальной части заявленных требований ОАО "Ижевский радиозавод" - отказывает.
На основании ст.ст.110 и 112 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3 000 руб., понесенные ОАО "Ижевский радиозавод" при рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанций, подлежат взысканию с РО ФСФР России в ВКР в пользу общества.
Руководствуясь статьями 110, 112, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 21 декабря 2012 года по делу N А65-23764/2012 отменить.
Принять новый судебный акт.
Признать недействительным предписание Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Волго-Камском регионе от 29 августа 2012 года N 11-12-СВ-03/2065-Т.
В удовлетворении остальной части заявленных требований открытого акционерного общества "Ижевский радиозавод" отказать.
Взыскать с Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Волго-Камском регионе в пользу открытого акционерного общества "Ижевский радиозавод" расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3 000 (Три тысячи) руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
В.С. Семушкин |
Судьи |
Е.Г. Попова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-23764/2012
Истец: ОАО "Ижевский радиозавод", г. Ижевск
Ответчик: Региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам России в Волго-Камском регионе