Обрученная с бухгалтерией
Может ли деятельность работника учета быть романтичной? Многие представители этой профессии, не задумываясь, ответят на вопрос отрицательно. Однако главный бухгалтер свадебного салона "Элегия" Эмма Ягудина придерживается другого мнения.
Нелегкие времена
Эмма Ягудина относится к тем людям, которые не просто любят свою профессию, но и стремятся постоянно совершенствовать свои навыки. Работать в сфере бухучета она начинала еще в середине 90-х гг., когда страна едва успела оправиться после перестройки.
В эти нелегкие времена многим приходилось менять сферу своей деятельности, чтобы хоть как-то адаптироваться к новым реалиям. Рыночные отношения продиктовали выбор профессии Эммы Шамильевны, ведь именно тогда работники учета стали одними из самых востребованных специалистов в России.
Главный бухгалтер свадебного салона "Элегия" окончила Технологический институт текстильной и легкой промышленности, а впоследствии прошла бухгалтерские курсы повышения квалификации и сразу же устроилась на работу. В 1995 году она заняла пост главного бухгалтера на одном российско-турецком предприятии, основным видом деятельности которого являлось производство и реализация свадебных платьев. Как утверждает Эмма Ягудина, в эту сферу деятельности она попала совершенно случайно. Позднее, в 2003 году, она сменила место работы и заняла должность главного бухгалтера свадебного салона "Элегия".
Первые трудности
Любому работнику учета нелегко начинать свою деятельность на новом месте. Не избежала этой участи и Эмма Шамильевна, несмотря на то, что опыт работы в схожей организации у нее уже был.
- Поначалу, конечно, осваиваться в этой должности было непросто, хотя наше предприятие невелико. Дело в том, что профиль деятельности фирмы достаточно широк. Так, в него входят производство, розничная продажа, прокат, оптовая торговля и многочисленные сопутствующие услуги. Кроме того, специфика данной деятельности заключается в том, что значительную часть работ осуществляют специалисты-надомники - например, швеи, дизайнеры, мастера. А это создает дополнительные трудности в бухгалтерии. "Элегия" существует с 2003 года, и я столкнулась с тем, что учет нужно было поставить "с нуля", выстроив всю систему и разработав необходимые инструкции. Постоянно возникают сложности и с тем, что наша фирма имеет сеть салонов, а, значит, работа с их отчетностью также ложится на плечи бухгалтерии.
- Эмма Шамильевна, у вашей организации особый вид деятельности. Каким образом это отражается на работе бухгалтера?
- Действительно, нюансов здесь немало. Например, мы нередко сталкиваемся с возвратами. Как правило, приходится идти навстречу клиенту и оформлять возврат вопреки общепризнанным срокам. Ведь требования заказчиков достаточно специфичны. К сожалению, нередко происходит так, что свадьба отменяется, а ведь платье чаще всего приобретается задолго до этого торжественного события. Помимо этого, надо учитывать и тот факт, что наша деятельность имеет сезонный характер. Самое активное время приходится на весну и лето. Кроме того, мы сотрудничаем с различными партнерами. Среди них - российские и зарубежные поставщики готовых платьев, различных материалов, а также аксессуаров и обуви. Еще одна особенность, с которой мы сталкиваемся в учете, заключается в том, что значительная часть продукции салона "Элегия" заказывается по каталогам. А значит, мы должны отражать и услуги индивидуального пошива.
Эмму Шамильевну все эти трудности не пугают, ведь, по ее мнению, безвыходных ситуаций не бывает.
- Мне запомнился один случай, когда мы оформляли заказ на самое больше платье. Оно было 64 размера. Нам пришлось проделать огромное количество нестандартных расчетов, и, кроме того, возникли также проблемы с поставщиками. С немалым трудом решив все эти задачи, мы ждали одного - как отреагирует невеста. И какова же была наша радость, когда она посмотрела на себя в зеркало и сказала: "Какая же я красивая!" Эти слова - самая лучшая оценка нашей работы и одновременно главная награда нам. Тем более что потрудились здесь все - и бухгалтерия, и мастера, и продавцы.
Дружный коллектив
Эмма Ягудина - человек требовательный и щепетильный, поэтому от своих подчиненных она требует полной самоотдачи.
- Основные требования к работникам бухгалтерии - это обязательность, пунктуальность, а также готовность работать с цифрами и документами. Конечно, желание осваивать новое и повышать свой профессиональный уровень только приветствуется. Как и в любом коллективе, не удается, к сожалению, избежать и конфликтов. Например, мы часто принимаем на работу студентов, у которых неизбежно возникают трудности из-за учебы или экзаменов. Но мы в любом случае стараемся находить компромисс, чтобы наши сотрудники успевали и работать, и учиться.
Надо учитывать, что бухгалтерия практически всегда оказывается на 100% женским коллективом, - замечает наша собеседница, - так что трения просто неизбежны. Но, к счастью, у нас такое бывает достаточно редко. Наши сотрудники очень дружны и терпеливы.
Что касается самого салона, то следует учитывать, что свадебный салон "Элегия" - довольно компактное предприятие, и основное число его сотрудников составляют надомные рабочие. Это швеи, вышивальщицы, художники и конструкторы. Они зачастую числятся как временные сотрудники и оформляются по договору подряда. Их объем работы, и, соответственно, оплата зависят от количества и сложности заказов.
- А возникают ли проблемы с подготовкой кадров? Ведь многие организации нередко жалуются на отсутствие квалифицированных специалистов в сфере бухгалтерского дела.
- Довольно часто мы берем на работу студентов старших курсов. Как правило, работать они начинают с первичными документами и постепенно обучаются специфике деятельности в свадебном салоне. Конечно, на начальном этапе у них нет каких-то специфических трудностей. Далее сотрудник, располагая неким начальным опытом, берется за другие задачи - отныне он не только работает с "первичкой" по поставщикам и продажам, но и составляет карты основных и вспомогательных материалов для изготовления моделей. Это необходимо для расчета использования тканей и фурнитуры. Речь идет об узкоспециализированной работе, с которой сталкивается не каждый бухгалтер.
Трудовые будни
Не могли мы не спросить и о взаимоотношениях с налоговой инспекцией, ведь это немаловажный и едва ли не принципиальный момент в деятельности каждого работника учета.
- Мы относимся к 15-й налоговой инспекции. В принципе, особых проблем во взаимоотношениях с налоговиками нет, так как работаем мы достаточно давно и всю специфику и особенности этой сферы деятельности знаем превосходно. Если у нашего инспектора возникают какие-либо вопросы, то обычно он старается дозвониться до нас. Далее мы решаем все проблемы совместными усилиями. У нас нет налоговых послаблений, поэтому работаем в основном по тем же схемам, что и большинство других фирм.
- Часто многие компании плотно сотрудничают с иными организациями. А у вас есть постоянные партнеры?
- Конечно. Салон "Элегия" сотрудничает с предприятиями по оказанию свадебных услуг, которые предоставляют автомобили, организовывают праздники в ресторанах, украшают помещения. С ними заключаются договоры сотрудничества. Кроме того, в число наших постоянных партнеров входят и различные салоны красоты, парикмахерские, а также частные мастера. Ведь каждая невеста хочет быть самой красивой! Также мы имеем большое количество поставщиков готовых изделий, аксессуаров и тканей. Кроме того, помимо свадебных платьев, мы реализуем и готовые вечерние наряды, ведь наши покупатели - это не только женихи и невесты. Работаем с поставщиками бижутерии из Чехии и Кореи.
Как выясняется, деятельность фирмы не исчерпывается только работой с людьми, желающими вступить в брак. По словам Эммы Шамильевны, в ее салоне зачастую приобретаются платья для различных съемок и показов, фильмов и телевизионных программ. В число клиентов сети салонов "Элегия" входили и знаменитости, приобретавшие свадебные платья и вечерние наряды для различных светских мероприятий.
Согласно требованиям закона
Эмма Шамильевна, несмотря на многочисленные трудности, очень любит свою работу. Она считает, что их организация помогает своим клиентам стать счастливее. А разве это не стимул для любого сотрудника?!
- Своей работой я довольна. Деятельности в сфере свадебных услуг, безусловно, свойственны свои положительные качества - ведь мы доставляем людям радость, дарим положительные эмоции. Мы - полноправные участники праздника, и каждая невеста у нас - самая красивая и обаятельная.
- Ваш опыт и стаж в сфере бухгалтерского учета достаточно велик. Не приходилось ли вам жалеть о выборе профессии?
- Честно говоря, бывало такое. Ведь в этом деле очень важно найти общий язык с руководителем, чтобы он понимал значимость работы бухгалтера и масштабы его ответственности. К сожалению, это не всегда происходит, и тогда приходится искать компромиссы. Сейчас, когда весь учет становится "белым" - зарплата, налоги, - на плечи бухгалтера ложится еще больше ответственности, а разнообразных задач только прибавляется. Из-за сдачи отчетности и баланса у бухгалтеров специфический график, ведь все отчеты необходимо сдавать в определенный срок. А значит, не стоит рассчитывать на поблажки, и уйти в отпуск в любое желаемое время невозможно. Таким образом, ритм жизни бухгалтеру задают должностные обязанности и законодательство.
Впрочем, несмотря на все вышесказанное, главный бухгалтер свадебного салона "Элегия" производит впечатление человека необыкновенно позитивного. Эмму Шамильевну не устрашают ни особенности российского законодательства, ни рабочая нагрузка. По ее мнению, главный бухгалтер должен все успевать, ни в коем случае не забывая об отдыхе и семье.
- Мне кажется, если правильно организовать свою работу, то время можно найти для всего. Очень многое зависит от самого человека. Хочется пожелать всем российским бухгалтерам быть более собранными и целеустремленными.
В. Таймазов
Ю. Лакша
"Расчет", N 2, февраль 2008 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Расчет"
Учредитель - ООО "РедСо"
Свидетельство о регистрации СМИ ПИ N ФС77-28195
Адрес редакции: 107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 14, стр. 1
тел. 8 (495) 737-76-24
e-mail: info@raschet.ru