г. Самара |
|
22 марта 2013 г. |
Дело N А55-26313/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена: 18 марта 2013 г.
Постановление в полном объеме изготовлено: 22 марта 2013 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Кузнецова В.В.,
судей Засыпкиной Т.С., Холодной С.Т.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Вдовиной И.Е.,
с участием:
от первого заявителя - Понятова Н.Н., доверенность от 30.01.2013 г. N 21,
от второго заявителя - извещен, не явился,
от ответчика - Кулинко О.С., доверенность от 25.01.013 г.,
от третьих лиц:
от Управления Росреестра по Самарской области - извещен, не явился,
от ФГУП "Средневолжское АГП" - извещен, не явился,
от Администрации городского округа Чапаевск - извещен, не явился,
от ООО "НПО СПЕЦПОКРЫТИЕ" - Рихтер А.М., доверенность от 26.10.2012 г.,
от Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации городского округа Чапаевск - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, на решение Арбитражного суда Самарской области от 25 декабря 2012 г. по делу N А55-26313/2012 (судья Бойко С.А.),
по заявлениям Федерального казенного предприятия "Приволжский государственный боеприпасный испытательный полигон", г. Чапаевск, Самарская обл. и Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, г. Самара,
к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Самарской области, г. Самара,
третьи лица:
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара,
ФГУП "Средневолжское АГП", г. Самара,
Администрация городского округа Чапаевск, г. Чапаевск, Самарская обл.,
общество с ограниченной ответственностью "НПО СПЕЦПОКРЫТИЕ" (ИНН 6330031713, ОГРН 1066330012165), г. Новокуйбышевск, Самарская обл.,
Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации городского округа Чапаевск, г. Чапаевск, Самарская обл.,
о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное казенное предприятие "Приволжский государственный боеприпасный испытательный полигон" (далее первый заявитель) и Территориальное управление Росимущества в Самарской области (далее второй заявитель) обратились в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее ответчик) о признании незаконным решения об отказе в учете изменений объекта недвижимости N 63-00-119/12-129590 от 30.07.2012 г., которым было отказано в учете изменений объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером 63:10:0000000:16.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 25 декабря 2012 г. по делу N А55-26313/2012 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области просит отменить решение суда, считает, что выводы суда в решении не соответствуют обстоятельствам дела и удовлетворить заявленные требования.
Первый заявитель доводы апелляционной жалобы поддерживает.
Ответчик и третье лицо считают решение суда законным и обоснованным и указывают на то, что в настоящее время учет изменений произведен и спор фактически отсутствует.
Дело рассмотрено в отсутствие второго заявителя и третьих лиц - Управления Росреестра по Самарской области, ФГУП "Средневолжское АГП", Администрации городского округа Чапаевск, Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации городского округа Чапаевск, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, выслушав представителей первого заявителя, ответчика и третьего лица - ООО "НПО СПЕЦПОКРЫТИЕ", оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, арбитражный апелляционный суд считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным по следующим основаниям.
Из материалов дела усматривается, что Федеральное казенное предприятие "Приволжский государственный боеприпасный испытательный полигон" на праве постоянного бессрочного пользования владеет земельным участком с кадастровым номером 63:10:0000000:16 площадью 94 558 000 кв.м., расположенным по адресу: Самарская область, г. Чапаевск, ул. Мячина, 14. На указанном земельном участке расположены объекты недвижимости, находящиеся в собственности Российской Федерации и в оперативном управлении заявителя, что подтверждается имеющимися в материалах дела свидетельствами о государственной регистрации прав.
С учетом изложенного, в силу статьи 3.1. Федерального закона 137-ФЗ от 25.10.2001 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" земельный участок с кадастровым номером 63:10:0000000:16 является собственностью Российской Федерации.
Согласно кадастровой выписке от 07.11.2011 N 63-00-102/11-291402 площадь вышеназванного земельного участка является ориентировочной и подлежит уточнению при межевании.
Территориальное управление Росимущества в Самарской области обратилось в Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" с заявлением от 18.07.2012 г., в котором просило осуществить государственный кадастровый учет изменений земельного участка с кадастровым номером 63:10:0000000:16 в соответствии с прилагаемыми документами, в связи с изменением площади и (или) описания местоположения границ земельного участка.
Решением N 63-00-119/12-129590 от 30.07.2012 г. ответчик отказал в учете изменений вышеназванного земельного участка. Отказ мотивирован тем, что представленный заявителем межевой план в электронной форме не обеспечивает считывание и контроль данных; выявлено пересечение границ учитываемого земельного участка с границами земельного участка с кадастровым номером 63:10:0205010:1101.
Названные обстоятельства послужили поводом для обращения заявителей в арбитражный суд.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обосновывая законность оспариваемого отказа, кадастровая палата ссылается на пункт 16 Требований к подготовке межевого плана, в том числе особенности подготовки межевого плана в отношении земельных участков, указанных в части 10 статьи 25 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", утвержденных приказом Минэкономразвития РФ от 24.11.2008 N 412.
Согласно данной норме, в случае, если заявление о государственном кадастровом учете земельного участка представляется в орган кадастрового учета в форме электронного документа, межевой план оформляется в форме электронного документа, заверенного электронной подписью подготовившего межевой план кадастрового инженера.
В случае, если заявление о государственном кадастровом учете земельного участка представляется в орган кадастрового учета в виде бумажного документа, межевой план также оформляется в виде бумажного документа и в электронной форме на электронном носителе.
При этом межевой план в форме электронного документа, заверенного электронной подписью кадастрового инженера, и в электронной форме оформляется в виде файлов в формате XML (далее - XML-документ), созданных с использованием XML-схем и обеспечивающих считывание и контроль представленных данных.
XML-схемы, использующиеся для формирования XML-документов, считаются введенными в действие с момента размещения на официальном сайте органа кадастрового учета в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: www.rosreestr.ru.
Межевой план на бумажном носителе оформляется в количестве не менее двух экземпляров, один из которых предназначен для представления в орган кадастрового учета вместе с соответствующим заявлением, а второй и последующие экземпляры в соответствии с договором о выполнении кадастровых работ - для передачи заказчику кадастровых работ.
Из содержания заявления от 18.07.2012 г. следует, что к нему был приложен диск с документами в электронной форме. Факт наличия на этом диске межевого плана в электронной форме следует из содержания оспариваемого решения, и кадастровой палатой не оспаривается.
В то же время кадастровая палата утверждает, что представленный для целей кадастрового учета межевой план в электронной форме в виде файла в формате XML не обеспечивает считывание и контроль данных. Однако, каких-либо доказательств, подтверждающих указанные обстоятельства, кадастровой палатой в нарушение требований части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представлено не было.
Согласно статье 70 Земельного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ).
Частью 2 статьи 26, частью 2 статьи 27 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ предусмотрены условия, при которых орган кадастрового учета принимает решение о приостановлении осуществления кадастрового учета, об отказе в осуществлении кадастрового учета.
Так, в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 26 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ к случаям приостановления осуществления кадастрового учета относятся: если одна из границ земельного участка, о кадастровом учете которого представлено заявление, пересекает одну из границ другого земельного участка, сведения о котором содержатся в государственном кадастре недвижимости (за исключением случаев, если другой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости).
В силу пункта 6 части 2 статьи 27 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в случае, если истек срок приостановления осуществления кадастрового учета и не устранены обстоятельства, послужившие основанием для принятия решения о приостановлении.
Из материалов дела усматривается, что кадастровая палата, установив факт пересечения границ земельного участка с кадастровым номером 63:10:0000000:16 с границами земельного участка с кадастровым номером 63:10:0205010:1101, решения о приостановлении осуществления кадастрового учета не приняла, чем нарушила требования пункта 2 части 2 статьи 26 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ.
При таких обстоятельствах, арбитражный суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что оспариваемое решение не соответствует требованиям Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ.
Вместе с тем, выкопировкой из публичной кадастровой карты подтверждается и заявителями не оспаривается факт пересечения границ земельных участков с кадастровыми номерами 63:10:0000000:16 и 63:10:0205010:1101.
Согласно статье 11.1. Земельного кодекса Российской Федерации, земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
В соответствии с частью 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных указанным Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Пунктом 3 части 1 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ предусмотрено, что описание местоположения границ объекта недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок, относится к уникальным характеристикам объекта недвижимости, которые вносятся в государственный кадастр недвижимости. При этом местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части (часть 7 статьи 38 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ).
Таким образом, законодатель связывает возможность осуществления кадастрового учета земельного участка с необходимостью его индивидуализации путем определения границ, а также иных характеристик, неповторяющихся территориально.
Поскольку в случае осуществления кадастрового учета изменений земельного участка с кадастровым номером 63:10:0000000:16, его границы пересекались бы с границами земельного участка с кадастровым номером 63:10:0205010:1101, такое положение вещей приведет к тому, что на одной и той же территории существовало бы два земельных участка, что вносит неопределенность в земельно-правовой режим и является недопустимым в связи с чем кадастровый учет изменений земельного участка с кадастровым номером 63:10:0000000:16 объективно не может быть осуществлен.
С учетом изложенного оспариваемое решение, хотя формально и не соответствует требованиям закона, однако, не нарушает права и законные интересы заявителей, а поэтому отсутствуют основания для удовлетворения заявленных требований.
Решение арбитражного суда первой инстанции является законным и обоснованным, а поэтому его следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 25 декабря 2012 г. по делу N А55-26313/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.В. Кузнецов |
Судьи |
Т.С. Засыпкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-26313/2012
Истец: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, Федеральное казенное предприятие "Приволжский государственный боеприпасный испытательный полигон"
Ответчик: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, Федеральное государственное бюджетное "ФКП Росреестра" в лице Филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Самарской области
Третье лицо: Администрация г. о. Чапаевск, Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации городского округа Чапаевск, ООО "НПО СПЕЦПОКРЫТИЕ", Управление Федеральной регистрационной службы по Самарской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, ФГУП "Средневолжское АГП"