г. Москва |
|
27 марта 2013 г. |
Дело N А41-44196/12 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 марта 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 марта 2013 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коновалова С.А.,
судей Макаровской Э.П., Шевченко Е.Е.,
при ведении протокола судебного заседания: Нетребской А.С.,
при участии в заседании:
от Закрытого акционерного общества "ЮИТ Московия": Взнуздаева О.В., по доверенности от 20.04.2012;
от Администрации муниципального образования Люберецкий муниципальный район: Жабинский И.Г., по доверенности от 27.02.2012 N 26/1-1-30,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации муниципального образования Люберецкий муниципальный район Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 11 декабря 2012 года по делу N А41-44196/12, принятое судьей Гриневой А.В. по заявлению Закрытого акционерного общества "ЮИТ Московия" к Администрации муниципального образования Люберецкий муниципальный район о признании недействительным постановление администрации N 2198-ПА от 12 сентября 2012 года,
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "ЮИТ Московия" (далее - ЗАО "ЮИТ Московия", заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области к Администрации муниципального образования Люберецкий муниципальный район (далее - администрация, администрация Люберецкого района, заинтересованное лицо) с заявленными требованиями о признании недействительным постановления администрации муниципального образования Люберецкий муниципальный район N 2198-ПА от 12 сентября 2012 года.
Решением Арбитражного суда Московской области от 11 декабря 2012 года требования ЗАО "ЮИТ Московия" удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением суда первой инстанции, Администрация муниципального образования Люберецкий муниципальный район Московской области обратилась в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит состоявшееся по делу решение отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Заявитель отзыва на апелляционную жалобу не представил, направил в судебное заседание своего представителя, который просил обжалуемое решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Администрация направила в судебное заседание своего представителя, который поддержал доводы апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционной инстанцией в порядке статей 266, 268 АПК РФ.
Изучив представленные в дело доказательства, заслушав представителей сторон, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, 06 июля 2012 года Администрацией Люберецкого района вынесено постановление N 1691-ПА о проведении аукциона по продаже права на заключение договоров аренды земельного участка с кадастровым номером 50:22:0000000:160 и земельного участка с кадастровым номером 50:22:0060205:6, в срок до 15.08.2012 года.
По результатам аукциона победителем признано ЗАО "ЮИТ Московия".
Постановлением администрации от 17.08.2012 года N 2125-ПА ЗАО "ЮИТ Московия" предоставлен в аренду земельный участок с кадастровым номером 50:22:0000000:160, площадью 3635 кв.метров, с местоположением Московская область, Люберецкий район, пос.Красково, ул.Озерная, около д.3, категория "земли населенных пунктов", вид использования "для жилищного и культурно-бытового строительства".
12 сентября 2012 года администрация Люберецкого района вынесла постановление N 2198-ПА, которым отменила изданные ею ранее акты: - постановление от 06.07.2012 N 1691-ПА о проведении аукциона по продаже права на заключение договоров аренды земельного участка с кадастровым номером 50:22:0000000:160 и земельного участка с кадастровым номером 50:22:0060205:6;
- постановление от 17.08.2012 года N 2125-ПА о предоставлении ЗАО "ЮИТ Московия" в аренду земельный участок с кадастровым номером 50:22:0000000:160.
Не согласившись с указанным постановлением, ЗАО "ЮИТ Московия" обратилось в арбитражный суд с заявленными требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования суд первой инстанции указал следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ юридические лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из положений вышеуказанной статьи, основанием для принятия решения суда о признании незаконными ненормативного правового акта, действий (бездействия) государственного органа и органа местного самоуправления является одновременное несоответствие этих актов, действий (бездействия) закону или иному правовому акту, а также нарушение оспариваемым актом, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя, обратившегося в суд с соответствующими требованиями.
Согласно пункту 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли обжалуемый акт, совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Статья 30. Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, регулируется статьей 30 ЗК РФ:
Предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду. Предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется путем принятия решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов).
Проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка осуществляется на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка.
Пунктом 7 статьи 30 ЗК РФ предусмотрено, что решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 настоящего Кодекса, о предоставлении земельного участка для строительства или протокол о результатах торгов (конкурсов, аукционов) является основанием для заключения договора аренды земельного участка и государственной регистрации данного договора при передаче земельного участка в аренду.
Согласно статье 38 ЗК РФ, предметом торгов (конкурсов, аукционов) может быть сформированный в соответствии с подпунктом 1 пункта 4 статьи 30 настоящего Кодекса земельный участок с установленными границами или право на заключение договора аренды такого земельного участка. В качестве продавца земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка выступает исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.
В соответствии со статьей 447 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов. Договор заключается с лицом, выигравшим торги. В случаях, указанных в настоящем Кодексе или ином законе, договоры о продаже вещи или имущественного права могут быть заключены только путем проведения торгов. Торги проводятся в форме аукциона или конкурса. Выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену, а по конкурсу - лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия.
Согласно пункту 5 статьи 447 ГК РФ, аукцион и конкурс, в которых участвовал только один участник, признаются несостоявшимися.
В соответствии со статьей 449 ГК РФ, торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица. Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги.
Из изложенных норм законодательства следует, что если по результатам торгов (аукциона), не признанных в установленном порядке несостоявшимися или недействительными, установлен победитель, на собственнике (организаторе торгов) лежит обязанность по заключению с ним договора.
Законом не предусмотрено право собственника, в том числе муниципального органа местного самоуправления, отменять результаты проведенных торгов.
Обжалуемым постановлением от 12.09.2012 года администрация Люберецкого района фактически отменила проведенные торги на право заключения договора аренды земельного участка, на которых победителем было объявлено ЗАО "ЮИТ Московия".
Такое постановление является незаконным, поскольку противоречит нормам земельного и гражданского законодательства.
Довод апелляционной жалобы о том, что предоставление спорного земельного участка вызвало негативную реакцию жителей поселка Красково и их обращение в Следственный комитет РФ отклоняется апелляционным судом, ввиду того, что возможность нарушения прав третьих лиц предоставлением спорного земельного участка в аренду должно было исследоваться Администрацией до проведения указанных торгов.
Руководствуясь статьями 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 11 декабря 2012 года по делу N А41-44196/12 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации муниципального образования Люберецкий муниципальный район - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.А. Коновалов |
Судьи |
Э.П. Макаровская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-44196/2012
Истец: ЗАО "ЮИТ Московия"
Ответчик: Администрация муниципального образования Люберецкий муниципальный район Московской области
Третье лицо: Администрация муниципального образования Люберецкий муниципальный район Московской области
Хронология рассмотрения дела:
11.12.2012 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-44196/12