Вправе ли организации и предприниматели, осуществляющие лицензируемые пассажирские перевозки, использовать труд водителей, состоящих в штате сторонних организаций и привлеченных к работе по договору о предоставлении персонала?
Договор о предоставлении персонала прямо не предусмотрен действующим гражданским законодательством. Однако и запрета на его заключение нет. Поэтому все чаще организации и предприниматели, не желающие обременять себя содержанием штата сотрудников, находят партнеров, которые имеют необходимых штатных работников. Это могут быть как специализированные транспортные предприятия, диверсифицирующие свою деятельность, и кадровые агентства, так и зависимые юридические лица, созданные специально для реализации такой схемы. Работодателем является организация-партнер, она выполняет все обязанности, предусмотренные ТК РФ. В то время как сотрудники фактически работают на транспортное предприятие или предпринимателя-перевозчика. Несмотря на широкую практику заключения подобных договоров, которая, кстати, обеспечивает определенную оптимизацию налоговых платежей, правомерность такой организации трудовых отношений вызывает сомнения. Так, работники никогда не получат всех гарантий, компенсаций и возможностей для реализации их прав, будучи "арендованным персоналом".
Кроме того, привлечение персонала по договору со сторонней организацией не позволит перевозчику соблюсти все лицензионные требования. И это несмотря на то, что Положение о лицензировании перевозок пассажиров не содержит предписания о необходимости заключения лицензиатом с водителями трудовых договоров.
Дело в том, что для обеспечения требований безопасности дорожного движения и перевозки пассажиров и грузов перевозчики, использующие наемный труд, обязаны при приеме на работу водителей заключать с ними трудовые договоры. Отсутствие трудовых отношений делает невозможным соблюдение правовых положений, обязывающих обеспечить надежность водителей, проводить их стажировку, вести контроль за их деятельностью, устанавливать им графики и следить за их выполнением, проводить анализ ДТП с участием водителей, вести учет медосмотров, а также применять соответствующие меры дисциплинарного характера*(1). Приведенные выводы подтверждаются Постановлением ФАС ПО от 24.04.2007 N А49-6391/2006. Заметим, что мера ответственности, примененная к предпринимателю-нарушителю, оказалась смешной - штраф в размере 3 500 руб.
Е.В. Ермолаева
1 января 2008 г.
"Транспортные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение", N 1, январь-февраль 2008 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) См. п. 1 ст. 20 Закона о безопасности дорожного движения, п. 2.2 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утв. Приказом Минтранса РФ от 08.01.1997 N 2, разд. 3 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утв. Приказом Минтранса РФ от 09.03.1995 N 27.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"