Транспортная организация обеспечивает проведение предрейсовых медосмотров водителей, однако послерейсовые осмотры не проводятся. Наказуемо ли это?
Из пункта 1 ст. 20 Закона о безопасности дорожного движения следует обязанность организаций и ИП, эксплуатирующих транспортные средства, проводить только предрейсовые медосмотры. Кроме того, согласно Методическим рекомендациям по организации предрейсовых медосмотров, утвержденным Письмом Минздрава РФ от 21.08.2003 N 2510/9468-03-32, послерейсовым осмотрам подвергаются лишь водители, вошедшие в группы риска (а именно склонные к злоупотреблению алкоголем и психоактивными веществами, а также длительно и часто болеющие (страдающие хроническими заболеваниями) и водители старше 55 лет).
В то же время обязательность послерейсовых медосмотров следует из п. 1 ст. 23. Закона о безопасности дорожного движения, приказов Минтранса РФ от 08.01.1997 N 2, от 09.03.1995 N 27. А одно из лицензионных условий - соблюдение установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров (пп. "б" п. 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров).
Арбитры не выработали однозначного подхода к разрешению поставленного вопроса. Так, ФАС СКО в Постановлении от 26.06.2007 N Ф08-3708/2007-1502А отметил, что нарушение каких-либо требований Закона о безопасности дорожного движения может быть рассмотрено как нарушение лицензионных требований только в случае, если оно повлекло или могло повлечь тяжкие последствия для иных лиц. Послерейсовый медицинский осмотр, в отличие от предрейсового, не может предотвратить допуск водителя к управлению транспортным средством при наличии противопоказаний. Поэтому непроведение послерейсового медосмотра не является нарушением перевозчиком лицензионных требований.
В то же время ФАС ВВО, посчитав доказанным отсутствие послерейсовых осмотров, признал наличие в этом состава правонарушения, предусмотренного п. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, однако расценил его как малозначительное (Постановление от 28.09.2007 N А79-5088/2007).
Однако судьи ФАС ПО сочли невозможным освободить предпринимателя от ответственности ввиду малозначительности, поскольку отсутствие послерейсового медосмотра связано с безопасностью дорожного движения и представляет существенную угрозу охраняемым общественным отношениям (Постановление от 03.04.2007 N А72-6575/06-15/340).
Таким образом, за непроведение послерейсовых медосмотров организация может быть привлечена к административной ответственности.
Е.В. Ермолаева
1 января 2008 г.
"Транспортные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение", N 1, январь-февраль 2008 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"