г. Москва |
|
27 марта 2013 г. |
Дело N А41-48687/12 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 марта 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 марта 2013 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе: судьи Виткаловой Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: Ишаевым А.С.,
при участии в заседании:
от истца: не явился, извещен надлежащим образом,
от ответчика: Уляшов Д.А., доверенность от 14.12.2012 N 14/12-2012,
рассмотрев в судебном заседании заявление ГУ -Управления ПФ РФ N 36 по г.Москве и Московской области к обществу с ограниченной ответственностью "Техсервис" (ОГРН 1105010001678) о взыскании финансовой санкции в сумме 104 045 руб.,
УСТАНОВИЛ:
ГУ -Управление ПФР N 36 по г.Москве и Московской области (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд с заявлением о взыскании с ООО "Техсервис" (далее -ответчик, общество) финансовой санкции в размере 104 045 руб. за несвоевременное представление сведений в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Решением Арбитражного суда Московской области от 19.12.2012 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным решением, общество обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит судебный акт отменить, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное применение норм права.
Определением от 07.03.2013 Десятый арбитражный апелляционный суд перешёл к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дела судом первой инстанции, поскольку сумма требований превышает установленные пунктом 5 части 1 статьи 227 АПК РФ пределы.
В пункте 29 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N 62 разъясняется, что в случае перехода при рассмотрении апелляционной жалобы на решение по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции (часть 6.1 статьи 268 АПК РФ), рассмотрение данного дела арбитражным судом апелляционной инстанции осуществляется по правилам раздела II Кодекса ("Производство в арбитражном суде первой инстанции"). Такое дело рассматривается судьей единолично на основании части 1 статьи 272.1 АПК РФ.
В судебном заседании представитель общества против удовлетворения заявленных требований возражал, в обоснование своих доводов представил дополнительные доказательства, которые приобщены апелляционным судом к материалам дела как имеющие отношение к рассматриваемому спору.
Представитель заявителя, надлежащим образом уведомленный о времени и месте рассмотрения дела, явку представителей не обеспечил. В связи с изложенным, дело рассматривается в его отсутствие, в порядке, предусмотренном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в заявлении, апелляционный суд находит требования не подлежащими удовлетворению.
Как следует из материалов дела ООО "Техсервис" зарегистрировано в ГУ -Управление ПФР N 36 по г.Москве и Московской области в качестве страхователя.
В связи с выявлением факта несвоевременного представления ответчиком сведений за 3 квартал 2011 года, заявителем составлен акт N 37 об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 07.03.2012 г., вынесено решение N 326 о привлечении лица к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 04.04.2012, в соответствии с которым на ответчика наложена финансовая санкция в размере 104 045 руб.
ГУ -Управление ПФР N 36 по г.Москве и Московской области направило ответчику требование об уплате финансовой санкции в Пенсионный фонд Российской Федерации за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования N 326 от 04.04.2012, содержащее предложение добровольно в срок до 20.04.2012 уплатить указанную финансовую санкцию.
Указанные акты направлены в адрес организации заказной корреспонденцией, однако Требование N 326 от 04.04.2012 г. Заинтересованным лицом оставлено без исполнения, в связи с чем ГУ -Управление ПФР N36 по г.Москве и Московской области обратилось в Арбитражный суд Московской области с настоящим заявлением о взыскании с ООО "Техсервис" финансовой санкции в размере 104 045 руб.
В силу части 6 статьи 215 АПК РФ при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.
В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 8 Закона N 27-ФЗ, страхователи представляют в соответствующий орган Пенсионного фонда РФ сведения обо всех лицах, работающих у них по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством РФ начисляются страховые взносы, за которые они уплачивают страховые взносы.
В силу статьи 11 Закона РФ N 27-ФЗ страхователи обязаны представлять ежеквартально не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; сумму заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы обязательного пенсионного страхования; сумму начисленных страховых взносов обязательного пенсионного страхования; другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии; суммы страховых взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом профессиональной пенсионной системы; периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом профессиональной пенсионной системы.
Абзацем третьим статьи 17 Закона N 27-ФЗ предусмотрена ответственность страхователей за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. При этом взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Исходя из анализа указанной нормы, следует, что объективную сторону состава правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 17 Закона N 27-ФЗ, составляет:
- нарушение срока представления сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета.
- представление неполных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета, или представление недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета, или представление неполных и недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, общество привлечено к ответственности за нарушение в виде несвоевременного представления в установленные сроки индивидуальных сведений за 3 квартал 2011.
Таким образом, для заявления требования о взыскании с общества штрафа на основании статьи 17 Закона N 27-ФЗ пенсионному фонду необходимо представить доказательства того, что общество представило в фонд сведения с нарушением установленного пенсионным законодательством срока.
Частью 2 пункта 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ также установлено, что вместе со сведениями, предусмотренными настоящим пунктом, страхователь представляет сведения о начисленных и уплаченных страховых взносах в целом (форма РСВ-1 в целом по организации) за всех работающих у него застрахованных лицах. Данные виды отчетности предоставляются вместе.
Кроме того, содержащиеся сведения о количестве застрахованных лиц, размере начисленных и уплаченных страховых взносах в целом по всем застрахованным лицам и за каждое застрахованное лицо должны соответствовать друг другу. Если в сведениях о начисленных и уплаченных страховых взносах в целом (РСВ-1) содержат ошибки, то индивидуальные (персонифицированные) сведения могут быть приняты только после исправления данных ошибок посредством предоставления корректирующей формы расчета о начисленных и уплаченных страховых взносах (РСВ-1).
Применительно к отчетному периоду за 3 квартал 2011 года у общества имелась обязанность представить сведения индивидуального учета в орган Пенсионного фонда до 15.11.2011.
Согласно представленным апелляционному суду представителем общества документам сведения, необходимые для осуществления индивидуального персонифицированного учета, страхователем первоначально были направлены своевременно - 15.11.2011 в 18 час. 31 мин. (пачка РСВ), и 19 час. 55 мин. (пачки АДВ, ИС, ИС), что подтверждается квитанциями из УПФР о доставке отчетности, которыми общество было уведомлено о приеме направленного пакета электронных документов в обработку.
Вместе с тем, по акту от 07.03.2012 N 37 и решению от 04.04.2012 N 326 обществу вменено несвоевременное представление в установленные сроки индивидуальных сведений за 3 квартал 2011, что, по мнению, заявителя, образует состав нарушения, предусмотренного статьей 17 Закона N 27-ФЗ.
При этом 16.11.2011 обществу поступили протоколы обработки отчетности из УПФР со статусом "отрицательно". То есть в представленой документации были выявлены ошибки.
Между тем, фактические обстоятельства дела свидетельствуют о том, что штрафная санкция применена в отношении общества за нарушение именно срока представления данных о застрахованных лицах.
Индивидуальные сведения представляются страхователями в письменной или электронной форме в соответствии с Инструкцией о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 N 987н, и Инструкцией по заполнению форм документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 31.07.2006 N 192п.
Представление корректирующих сведений предусмотрено пунктами 34 и 41 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах в случае самостоятельного обнаружения ошибки страхователем либо в случае обнаружения несоответствия между представленными индивидуальными сведениями и результатами проверки территориальным органом Пенсионного фонда РФ.
Для представления корректирующих сведений установлен двухнедельный срок, который исчисляется со дня обнаружения ошибок самим страхователем либо со дня получения уведомления территориального органа Пенсионного фонда РФ об устранении имеющихся расхождений.
В случае неустранения страхователем в установленный срок имеющихся расхождений в индивидуальных сведениях территориальный орган Пенсионного фонда РФ вправе принять самостоятельное решение о корректировке индивидуальных сведений застрахованных лиц и осуществить данную корректировку.
Таким образом, при предоставлении сведений персонифицированного учета, содержащих недочеты, ошибки, которые не могут быть расценены как недостоверные сведения, орган пенсионного фонда может с соблюдением указанной процедуры принять решение о корректировке этих сведений.
Основанием для привлечения общества к ответственности фактически послужило нарушение, по мнению заявителя, срока представления сведений в орган Пенсионного фонда.
Однако как установлено апелляционным судом представленные страхователем сведения персонифицированного учета содержали ошибки и недочеты, которые не могут быть расценены как сведения, представленные с нарушением срока, поскольку они подлежали корректировке в порядке, установленном действующим законодательством.
В тоже время норма абзаца 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ не предусматривает ответственности за нарушение двухнедельного срока представления скорректированных данных о застрахованных лицах.
В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
В соответствии с решением пенсионного фонда от 04.04.2012 N 326 общество привлечено к ответственности на основании части 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ именно за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Вместе с тем, по телекоммуникационным каналам электронной связи обществом сведения о застрахованных лицах за 3 квартал 2011 года представлены в установленный срок 15.11.2011.
С учетом изложенного состав вменяемого страхователю правонарушения материалами дела не подтверждается.
Иной состав правонарушения, предусмотренный частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ и связанный с представлением страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах, пенсионным фондом в отношении общества в решении не установлен.
В решении о привлечении страхователя к ответственности также не отражены обстоятельства совершенного обществом правонарушения, в том числе не содержится данных о том, какие сведения и по каким именно застрахованным лицам неполно представлены, в чем заключается недостоверность представленных сведений.
При изложенных обстоятельствах, апелляционный суд приходит к выводу о том, что заявленные требования не подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с заявителя в пользу общества подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями частью 6.1 статьи 268, статьёй 271, статьей 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 19.12.2012 по делу N А41-48687/12 отменить.
В удовлетворении заявления отказать.
Взыскать с Государственного учреждения Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации N 36 по г.Москве и Московской области (ОГРН:1025001416593, ИНН: 5010008880) в пользу ООО "Техсервис" (ОГРН:1105010001678, ИНН: 5010041534) расходы по уплате госпошлины при подаче апелляционной жалобы в сумме 2000 руб.
Судья |
Е.Н. Виткалова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-48687/2012
Истец: ГУ - УПФ РФ N 36 по Москве и Московской области, ГУ-УПФ РФ N 36 по г. Москве и Московской области
Ответчик: ООО "Техсервис"
Третье лицо: ООО "Техсервис"