Совершенствование отчетности коммерческих организаций по вопросам
их корпоративной ответственности
В середине 1990-х гг. в России была создана олигархическая экономическая система, которая, к сожалению, господствует и сейчас. В ней совершенно не учитываются заботы трудового народа и будущая судьба государства. В отличие от многих цивилизованных стран с развитой рыночной экономикой в России нет даже закона об участии работников предприятий в создаваемой ими прибыли. В результате на практике последняя нередко обходит их стороной, что является актом величайшей социальной несправедливости по отношению к ее создателям.
В России мало что сделано и в вопросах социальной ответственности корпораций перед обществом. Между тем это одна из центральных проблем.
В мире вопросам корпоративной ответственности за экономическое и социальное развитие регионов и целых стран в последние десятилетия стали уделять особое внимание. Так, Межправительственная рабочая группа экспертов по международным стандартам учета и отчетности (МСУО), созданная, следует заметить, четверть века назад как структура Совета по торговле и развитию ООН, на своей 18-й сессии (2001 г.) заявила, что она считает тему отчетности по вопросам ответственности корпораций важной темой в области корпоративной прозрачности. Причем она не только констатировала этот факт, но и занялась затем вплотную разработкой и отбором показателей, характеризующих эту ответственность. Различные аспекты данной проблематики активно обсуждались на последующих шести сессиях МСУО. Наконец, на 24-й сессии (2007 г.) Межправительственной рабочей группы экспертов по международным стандартам учета и отчетности было принято Руководство по показателям ответственности корпораций в ежегодных отчетах (далее - Руководство), где указаны шесть направлений, по которым весьма желательно в отчетности компаний иметь информацию:*(1)
1) создание рабочих мест и трудовая практика;
2) технология и развитие людских ресурсов;
3) безопасность и гигиена;
4) торговля, инвестиции и связи;
5) отчисления для государства и помощь обществу;
6) коррупция.
По каждому направлению отобрана и система конкретных показателей. В частности, по направлению "Создание рабочих мест и трудовая практика" установлены следующие показатели:
1. Общая численность работников с разбивкой по виду занятости, трудовому договору и тендеру где отражается общая численность работников с разбивкой:
а) на собственных и прикомандированных работников, т.е. оказывающих услуги для отчитывающейся компании, но имеющих официальный договор работы по найму с другой организацией;
б) по виду трудового договора (постоянный, т.е. бессрочный, или временный);
в) по виду занятости (полная или неполная);
г) по тендеру (т.е. мужчины, женщины) информации, указанной в пунктах а; б; в.
Кроме того, следует указывать в отчетности компаний численность работников в пересчете на занятых полное рабочее время с разбивкой по тендеру.
Вместе с тем, по мнению разработчиков Руководства, компании по своему желанию могут также отражать данные о возрасте работников (менее 30 лет, 30-50 лет, свыше 50 лет), динамике средней численности работников по кварталам, сезонных или временных работниках по контракту, а также о причинах существенных различий между отчетным и предыдущими периодами по соответствующим показателям.
2. Заработная плата и пособия работников с разбивкой по виду занятости и тендеру, т.е. с разбивкой сумм совокупных затрат на рабочую силу:
а) на заработную плату и другие виды выплат;
б) в разрезе основных групп работников, определенных в руководящих указаниях Международной организации труда (МОТ) по Международной стандартной классификации занятий;
в) по видам трудового договора (неполное рабочее время, полное рабочее время и прочее);
г) по тендеру (т.е. мужчины, женщины). Компании по своей отчетности могут дополнительно предоставлять и другую информацию (например, о видах и суммах пособий и льгот, предоставляемых работникам организаций, занятым полный рабочий день; о причинах существенных различий между соответствующими показателями за отчетный и предыдущие периоды и др.).
3. Абсолютные и относительные показатели текучести кадров с разбивкой по тендеру. Под текучестью кадров авторы Руководства понимают "число работников, выбывающих из организации по собственному желанию (в добровольном порядке) или из-за увольнения, ухода на пенсию или смерти в период работы на предприятии" (п. 36). В отчетности компаний, на их взгляд, следует отражать общую текучесть кадров, в том числе с разбивкой ее по причинам ухода и по тендеру. По своему усмотрению компании могут дополнительно указывать в отчетности общую текучесть кадров в разрезе возрастных групп (до 30 лет, 30-50 лет, свыше 50 лет), а также причины сокращений и увольнений и высокой текучести кадров.
4. Доля работников, охватываемых коллективными соглашениями. Эти соглашения, как отмечается в Руководстве, могут заключаться на отраслевом, национальном, региональном, организационном или цеховом уровне. Достижению соглашений предшествуют коллективные переговоры, ведущиеся, как правило, между представителями работодателей, с одной стороны, и работниками - с другой. В демократическом обществе такие переговоры расценивают как одну из важных форм управления, содействующую его развитию. Поэтому разработчики рассматриваемого Руководства сочли целесообразным, чтобы компании в своей отчетности показывали не только долю охватываемых коллективными соглашениями работников в общем их числе, но и указывали причины, поясняющие существенные различия (если они имеют место) между данным показателем в отчетном и предшествующих периодах.
Весьма важная информация требуется от компаний и по второму направлению - "Технология и развитие людских ресурсов". К последней в рассматриваемом документе отнесли:
1. Расходы на исследования и разработки, причем на исследования как фундаментальные, так и прикладные. В отчетности компаний должны указывать общую сумму расходов на исследования и разработки, а также отдельно отражать стоимость нематериальных активов, образующихся в результате разработок. Кроме того, как считают авторы Руководства, компании по своему усмотрению могут дополнительно в ней раскрывать информацию, поясняющую содержание основных проектов исследований и разработок, предполагаемые сроки их завершения и ожидаемые результаты; а также сведения о значительных различиях по сравнению с расходами в предыдущий год (п. 46).
2. Среднее число часов обучения в год на одного работника с разбивкой по категориям работников.
На Западе XXI в. назвали веком экономики, основанной на знаниях, эффективность которой будет зависеть от реализации инновационных проектов в различных сферах хозяйственной деятельности. В этой связи создание компаниями условий для повышения работниками своей квалификации приобретает особую значимость. Расширение их знаний через различные формы обучения является ключевым элементом более широкого развития прогрессивных видов технологии и повышения производительности труда, что служит движущей силой развития компании (п. 47).
Само понятие "обучение" в рассматриваемом Руководстве означает следующее: это сознательные усилия руководства по инвестированию в свои людские ресурсы. Сюда включаются все виды профессионально-технической подготовки и обучения, оплачиваемые учебные отпуска, предоставляемые компанией своим работникам, подготовка или образование, получаемые за пределами компании и оплачиваемые ею полностью или частично, подготовка по конкретным вопросам, таким как безопасность и гигиена (п. 48). В то же время в него не включается обучение руководителями подчиненных в ходе обычного производственного процесса (п. 48).
Компании должны накапливать информацию не только об общем числе часов обучения их персонала за год, но и в разрезе категорий работников. При определении перечня последних они должны руководствоваться указаниями, содержащимися в Международной стандартной классификации занятий МОТ. В самой отчетности компаниям следует показывать среднее число часов обучения на одного работника в год в разрезе установленных их категорий. В отчетности российских хозяйствующих субъектов такой информации, следует заметить, просто нет, о чем приходится лишь сожалеть.
3. Расходы на обучение работников в течение года в расчете на одного работника с разбивкой по их категориям. Это еще один важный показатель, отражающий вклад компании и других структур в развитие людских ресурсов. Такой информации в отчетности отечественных предприятий и организации также, как правило, нет.
В расходы на обучение работников в соответствии с правилами, изложенными в рассматриваемом Руководстве, следует включать как расходы на внешние, так и внутренние курсы профессионально-технической подготовки работников, причем не только прямые, но и косвенные.
Особое место в отчетности по вопросам ответственности корпораций занимает третье из упоминавшихся ранее направлений, которое называется "Безопасность труда и гигиена". Здесь весьма детально раскрыто содержание самого понятия "безопасность труда", исходя из положений, принятых Международной организацией труда в данной сфере, и указан перечень основных расходов, связанных с ней, а также требования по раскрытию информации. В частности, на взгляд разработчиков рассматриваемого Руководства, компании в своей отчетности должны указывать общую сумму ее расходов на безопасность и гигиену труда работников, а также отдельно (как в том числе):
- затраты на программы страхования, связанные с ними (если такие имеются);
- расходы на деятельность по медицинскому страхованию, финансируемую непосредственно компанией как таковой, либо на основе страхования, или в форме использования медицинских учреждений самой компании;
- расходы, связанные с вопросами условий труда, влияющих на безопасность и гигиену труда (п. 57).
Кроме этих сведений компаниям рекомендовано в своих отчетах указывать число рабочих дней, потерянных из-за несчастных случаев, травм на производстве и профессиональных заболеваний. При расчете этого показателя следует учитывать весь персонал компании (штатных работников плюс прикомандированных со стороны), а также лиц подрядных организаций, работающих в компании, в отношении которых она приняла на себя ответственность за общую безопасность условий производства. В отчетности компаний предложено также указывать индекс потерянных дней (ИПД), который определяется в расчете на 100 работников по формуле:
А
ИПД = ----- х 200 000,
Б
где А - число потерянных дней;
Б - число отработанных часов.
Кроме того, если в отчетном периоде были смертельные случаи, их следует показывать в отчетности в виде абсолютных цифр. Следует заметить, что сейчас в публикуемой отчетности российских публичных компаний данная информация, как правило, отсутствует.
Важное место в отчетности по вопросам ответственности корпораций авторы рассматриваемого Руководства отвели четвертому направлению "Торговля, инвестиции и связи". В нем они предусмотрели четыре группы показателей, которые компаниям следовало бы раскрывать в своей отчетности:
1) валовой доход;
2) стоимость экспорта предприятия по отношению к его импорту;
3) совокупные новые капиталовложения;
4) местные закупки.
Первый из этих показателей дает возможность пользователям отчетности компании оценить общую экономическую ее значимость для экономики страны. Причем валовой доход должен оцениваться по реальной стоимости полученного или подлежащего получению встречного удовлетворения (п. 13). Кроме этого общего показателя в отчетности компании желательно показывать сведения о добавленной стоимости. Эта информация может помочь ее пользователям составить мнение о масштабах и структуре производственных факторов, используемых компанией для производства своих товаров и услуг, макроэкономическом ее значении и о распределении добавочной стоимости различных заинтересованных сторон, получающих доход от предприятия (п. 14).
Весьма важным показателем, который хотели бы видеть в отчетности компаний разработчики рассматриваемого Руководства, является и показатель "Стоимость экспорта предприятия по отношению к его импорту". Он позволяет оценить такой важный аспект в деятельности компании, как ее вклад в платежный баланс страны, где она действует. Данный показатель рассчитывается по формуле:
В = Э - И,
где Э - стоимость экспорта;
И - стоимость импорта.
Причем к экспортным/импортным операциям относятся в данном случае следующие операции, имеющие международный характер (п. 17):
1) текущие операции: товары, услуги, доход, текущие перечисления;
2) операции с капиталом и финансовые операции:
- капитальные трансферты: приобретение или ликвидация непроизведенных нефинансовых активов и
- финансовый активы и пассивы.
В отчетности компаний, по мнению авторов Руководства, следовало бы отражать не сальдо по международным операциям, а стоимость экспортных и отдельно - импортных операций, а также пояснения, касающиеся политики в области установления и использования трансфертных цен. Кроме того, на их взгляд, компании по своему смотрению могут раскрывать в отчетности и другую дополнительную информацию, в частности о виде товаров и/или услуг, на которые приходится наиболее значительный вклад в импорт и/или экспорт (п. 18).
К числу показателей, характеризующих ответственность бизнеса перед обществом, авторы Руководства, как отмечалось ранее, отнесли и такой показатель, как "Совокупные новые капиталовложения". И это не случайно, а вполне закономерно. Капитальные вложения во внеоборотные активы (в строительство и/или приобретение основных средств, нематериальных активов), осуществляемые компаниями, как правило, ведут к росту и развитию их производственного потенциала, что создает дополнительные возможности для решения экономических и социальных задач. Разработчики Руководства полагают, что компаниям в своей отчетности следовало бы раскрывать не только общую сумму новых капиталовложений, но и с разбивкой по различным категориям инвестиций, в частности на (п. 20):
1) прямые инвестиции, размещенные предоставляющим отчетность предприятием в другом предприятии в той же стране, и
2) инвестиции представляющего отчетность предприятия для создания, среди прочего, новых производственных мощностей или внедрения новой технологии;
3) прямые иностранные инвестиции, размещенные в стране представляющего отчетность предприятия стороной, связанной с ним (например, материнской компанией).
Причем и в данных случаях, как и в рассмотренных ранее, если имеются значительные изменения в предоставляемой за отчетный период информации по сравнению с предыдущим, то следует объяснить их причины. Кроме того, компании могут раскрывать и дополнительную информацию по новым капитальным вложениям, в частности об ожидаемых сроках окупаемости наиболее крупных из этих инвестиций.
В отчетности компаний, как считают авторы рассматриваемого Руководства, следует отражать и сведения о местных закупках. Эта информация является весьма ценной для многих групп ее пользователей. Дело в том, что формирование производственных связей с отечественными компаниями - важный канал повышения местной добавленной стоимости и создания занятости населения. А расходы на местные закупки служат общим показателем степени встроенности предприятия в местную экономику (п. 23). Причем в понятие "местные закупки" в данном случае вложено следующее содержание. Это расходы на приобретение (п. 24):
а) "местных товаров", которые представляют собой товары, произведенные в стране представляющего отчетность предприятия или иным образом отвечающие требованиям местной доли, как та определена правительством данной страны; или
б) "местных услуг", которые являются услугами, оказываемыми предприятием, зарегистрированным в той же стране, что и предоставляющее отчетность предприятие, или иным образом отвечает требованиям местного предприятия, как те определены правительством данной страны. В отчетности компаний, как предлагают авторы Руководства, последним следует отражать общую сумму местных закупок в абсолютных цифрах и отдельно - в процентах от величины всех закупок. Причем расходы на местные закупки (как, между прочим, и на остальные) должны рассчитываться по методу начислений, а не по методу оплаты.
Компании могут раскрывать в своей отчетности дополнительно и другую информацию: количество местных предприятий, у которых приобретаются товары и услуги, характер таких товаров или услуг либо название любых крупных их поставщиков; о крупных контрактах, заключенных в ходе отчетного периода (п. 26).
Среди показателей, используемых при оценке ответственности компаний перед обществом, важное место занимают показатели пятого направления "Отчисления для государства и помощь обществу". В состав первых (т.е. отчислений для государства) включают те платежи в его пользу, которые носят, как правило, обязательный характер: суммы подоходного налога (налога на прибыль), налога на имущество, акцизных пошлин, налога на добавленную стоимость, таможенных платежей, всех лицензионных платежей, платы за пользование недрами и других выплат государству. Исключения из этого общего правила составляют суммы отложенных налогов; штрафов и пеней за нарушения, не связанные с налоговыми выплатами (например, за загрязнение окружающей среды), выплат за приобретенное государственное имущество, которые не должны включать в состав показателя "отчисления для государства". По мнению авторов рассматриваемого Руководства, компаниям в своей отчетности следовало бы показывать как общую сумму отчислений для государства, так и отдельно сумму, уже выплаченную ему, и суммы еще не погашенные (т.е. подлежащие выплате последнему), причем с разбивкой по основным категориям отчислений, т.е. видам платежей (п. 66).
Целый ряд компаний, помимо отчисления для государства, производят добровольные платежи для поддержки гражданского общества, включая общины, в которых они действуют. К добровольной помощи относят благотворительные взносы, помощь негосударственным организациям и исследовательским институтам (не связанными с коммерческими исследованиями и разработками компании), средства для поддержки местной социальной сферы (например, учебных заведений, учреждений здравоохранения и/или мест отдыха) и прямые расходы на социальные программы (включая мероприятия искусств и образовательные мероприятия) (п. 68). Причем в данных случаях расходы на добровольную поддержку гражданского общества должны приниматься в расчете на уровне фактически производственных, а не исходя из принятых обязательств.
Следует иметь в виду еще одно обстоятельство, суть которого сводится к тому (п. 69), что в состав добровольной помощи нельзя включать любые вложения в инфраструктуру, которые осуществляются прежде всего в силу основных хозяйственных нужд (например, строительство дороги к руднику или заводу) или в целях облегчения хозяйственности организации. В расчете добровольных вложений могут включаться объекты инфраструктуры, не относящиеся к основной профильной деятельности представляющей отчетность организации, такие как школы или больницы для работников и членов их семей.
Информацию о добровольной поддержке гражданского общества компаниями, по мнению авторов рассматриваемого Руководства, следует раскрывать в их отчетности как минимум в таком разрезе: общая ее величина за отчетный период вместе с разбивкой по основным суммам или категориям помощи (например, образование, здравоохранение и искусство) (п. 70).
Особый интерес вызывает материал в рассматриваемом Руководстве о необходимости отражения в отчетности компаний сведений о коррупции, которая, как отмечается в нем, является серьезным препятствием для экономического развития и барьером на пути международной торговли и инвестиций. Это негативное явление имеет повсеместное распространение. Страны различаются между собой по данному показателю только ее уровнем и масштабностью. Переход России на рыночную модель экономии привел к небывалому ее росту в нашей стране, и объемы ее, к сожалению, только увеличиваются от года к году. Причин тому много. Среди них не последнее место занимает отсутствие эффективных законодательных мер, направленных на борьбу с этим негативным явлением. Государственная Дума в течение многих лет никак не может принять закона о борьбе с коррупцией. Депутаты не проявляют, будет мягко сказано, должной настойчивости в рассматриваемом вопросе, хотя коррупция приобрела такие масштабы, которые уже начали угрожать безопасности страны. Между тем депутаты спорят даже по вопросу о содержании самого понятия "коррупция", ссылаясь на то, что многоликость ее не дает будто бы возможности четко прописывать в законе нормы, направленные на борьбу с последней. Однако эти доводы неубедительны. Мировая юридическая практика давно дала ответ на вопрос о том, что такое коррупция. В этой связи авторы Руководства не случайно сочли целесообразным взять те определения, которые на этот счет дала Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Коррупцию она определила как "активное или пассивное злоупотребление полномочиями государственных должностных лиц (назначенных или избранных) для получения личной финансовой или иной выгоды" (п. 72), а взяточничество - это "предложение, обещание либо предоставление какой-либо неоправданной материальной или иной выгоды а) государственному должностному лицу на национальном, местном или международном уровне, b) политической партии, должностному лицу партии или кандидату и с) директором, должностным лицом или агентом частного предприятия либо получения данной выгоды такими лицами, партиями или организациями в целях получения или удержания бизнеса либо других ненадлежащих преимуществ, например в связи с получением необходимых решений, налогообложением, таможенными, судебными и законодательными процедурами". Причем в понятие "взяточничество" входит и "вымогательство", которое в рассматриваемом случае трактуется как "истребование взятки, будь то в сочетании с угрозами в случае отклонения такого требования или без таковой угрозы" (п. 72).
Пользователям отчетности компании важно располагать информацией о коррупционных делах, связанных с ее деятельностью, при выборе решений, принимаемых на ее основе. В этой связи авторы Руководства предложили компаниям в своей отчетности раскрывать по данной проблематике как минимум следующую информацию:
- общее количество обвинительных приговоров за нарушение ею законов или подзаконных актов о борьбе с коррупцией, и
- общую сумму выплаченных в этой связи и/или подлежащих уплате штрафов.
Помимо этого, по их мнению, компаниям следовало бы в своей отчетности показывать дополнительные сведения об отдельных штрафах или санкциях с указанием конкретного нарушенного подзаконного акта или закона. Вместе с тем компаниям желательно также представлять информацию о каких-либо мерах, принятых в ответ на случаи коррупции (если, конечно, они в действительности принимались), например в виде новых или пересмотра действующих общих правил компании для предотвращения такого рода инцидентов (п. 74).
Конечно, многие компании не заинтересованы в своих отчетах раскрывать информацию о коррупционных делах и других ранее рассмотренных аспектов, связанных с их деятельностью, если они характеризуют последние с нелучшей стороны. Поэтому компании нередко стремятся умолчать о них, в особенности в случаях, когда отсутствуют требования об обязательном раскрытии подобной информации. К сожалению, рассматриваемое Руководство по показателям ответственности корпорации в ежегодных отчетах посвящено весьма важной проблематике, носит рекомендательный характер. Однако развитие человечества движется в том направлении, что уже появились целые страны, где их законы предписывают компаниям в обязательном порядке раскрывать в своей отчетности информацию, касающуюся социальной ответственности последних перед обществом. И есть надежда, что число таких стран со временем будет постоянно возрастать.
В.Г. Гетьман,
доктор экономических наук,
профессор, заведующий кафедрой "Бухгалтерский учет"
Финансовой академии при Правительстве РФ
"Бухгалтерский учет в издательстве и полиграфии", N 2, февраль 2008 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Природоохранная деятельность является важной составной частью корпоративной ответственности. Однако в этом документе она практически не рассматривается, так как по ней МСУО раннее провел отдельные крупномасштабные исследования, по результатам которых опубликовал ряд рекомендаций (1999 г. - доклад "Учет и финансовая отчетность по природоохранным расходам и обязательствам"; 2000 г. - доклад "Интеграция результатов природоохранной и финансовой деятельности на уровне предприятий"; 2004 г. - справочник "Показатели экоэффективности").
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Бухгалтерский учет в издательстве и полиграфии"
Учредитель:
АООТ "Фининнова"
Издатель: ООО "ИД Финансы и Кредит"
Журнал зарегистрирован в Комитете Российской Федерации по печати. Свидетельство о регистрации N 017198
Редакция журнала:
111401, Москва, а/я 10
Тел./факс: (495) 721-85-75
Адрес в Internet:
E-mail: post@fin-izdat.ru
Журнал реферируется в ВИНИТИ РАН. Журнал включен в Российский индекс научного цитирования (РИНЦ).