Положительные и отрицательные аспекты
внешней трудовой миграции в Таджикистане
Причиной миграции является высокий уровень бедности населения. Для семьи, которая испытывает нужду во всем, включая угрозу голода, миграция трудоспособных членов для заработков в другие страны остается почти единственным выходом из ситуации. Есть все основания считать, что со снижением уровня бедности, масштабы миграции могут приобрести тенденцию к сокращению.
С 1994 года в Таджикистане наблюдается качественно новый тип миграции населения - внешняя трудовая миграция. За 10 лет масштабы этой миграции возросли очень быстрыми темпами. Большинство экспертов называют цифры от 600 тыс. до 1,5 млн. чел. Есть мнение, что численность людей, вовлеченных в ряды внешней трудовой миграции, составляет от 1,5 до 2,0 млн. чел.
Сейчас изучением миграции занимаются многие научно-исследовательские подразделения, НПО, международные организации.
Положительные последствия ВТМ
ВТМ имеет целый ряд положительных последствий. Они разделяются на политические, социальные и экономические. В политическом плане ВТМ выступает как фактор сохранения политической стабильности, иначе крайняя нищета может привести к возрастанию политической напряженности в Таджикистане, к социальному взрыву. Само отсутствие в стране контингента людей, которые в истории всегда выступает в качестве движущей силы социальных революций, играет важную роль в обеспечении спокойствия. Кроме того, эта же категория населения ныне обеспечивает стране почти 80% фонда жизненных средств. Без денежных средств, эквивалентных этому уровню в стране, сложилось бы совершенно иная социально-политическая ситуация, чреватая взрыву. Кроме того, отсутствие этого контингента населения является гарантией того, что огромные имущественные различия между различными социальными слоями населения не создают адекватные противостояния между ними.
В социальном плане ВТМ способствует решению целого ряда проблем, к которым относятся:
а) предотвращение социально-психологической деградации личности, которая вызвана продолжительной безработицей;
б) обеспечение семей продовольствием и другими средствами существования, предотвращая голод, нищету, физическую деградацию личности;
в) создание стимулов для повышения образовательного и культурного уровня членов семьи;
г) создание накопления для индивидуального жилищного строительства, хозяйственного и культурного обустройства населения;
д) повышение уровня урбанизации общества, изменяя отношение людей к окружающей среде.
В экономическом плане внешняя трудовая миграция отличается целым рядом последствий как на макроэкономическом, так и на микроэкономическом уровнях. Прежде всего, прилив огромных сумм иностранной валюты (не менее 1 млрд. долл. в год) является средством укрепления курса национальной валюты, поскольку в обменных пунктах предложение и спрос на инвалюты не только уравновешивается, но и отмечается нехватка национальной валюты.
Прилив иностранной валюты выступает в качестве фактора стимулирования импорта, поскольку закупка товаров за границу производится в твердой валюте, а продажа - в национальной валюте. Денежные переводы трудовых мигрантов способствуют поддержанию высокого платежеспособного спроса населения, если иметь в виду, что продолжительная бедность и денежные реформы, имевшие конфискационный характер, способствовали иссяканию финансовых и материальных ресурсов домохозяйств и обострили потребности в жизненных средствах.
Денежные поступления от трудовых мигрантов могут способствовать укреплению национальных валютных резервов, привести к быстрому увеличению активов банковской системы страны, расширить масштабы банковского кредитования. Это очень важно для технического обновления производства, для массового завоза машин и оборудования, создания высокотехнологичных производств, осуществления коренных изменений в технологической и воспроизводственной структуре инвестиций и основного капитала. Таким образом, значительная часть денежных переводов может в различных формах выступить в форме инвестиций, т.е. внутренних инвестиций.
При сложившихся ныне условиях правительству необходимо уделить пристальное внимание ВТМ как главному источнику инвестиций для осуществления вышеназванных проектов. В этом году, и в предстоящие 5-10 лет денежные переводы от трудовых мигрантов составят в пределах 1,2-3,5 млрд. долл. (при условии поддержания нормальных отношений с РФ, Казахстаном и другими странами СНГ). Постепенно, и это является объективной закономерностью, в структуре переводимых денежных средств будет расти удельный вес отложенного спроса или накоплений, которые предпочитаются для строительства жилья, хозяйственных построек, приобретения транспортных средств, открытия своего бизнеса. Пока такие деньги накапливаются в "чулках", а не в банках. К банкам у населения не осталось никакого доверия. По этой причине уровень сбережений населения в банках практически не растет. В последнее время, судя по самым последним соображениям, значительные денежные суммы трудовые мигранты отправляют своим семьям через банковские каналы. Однако все эти суммы населением полностью взимаются. Практически никакие средства не превращаются в банковские депозиты. Между тем, при наличии достаточного доверия населения значительную часть денежных средств, из тех, которые высылаются трудовыми мигрантами, можно размещать в банках в виде срочных депозитов, т.е. таких депозитов, которые составили бы основу инвестиционного потенциала банков и внебанковских финансовых структур. Потенциально в ближайшие 5-10 лет такие суммы могут достичь от 400 млн. до 1-1,2 млрд. долл. Такие суммы вполне достаточны для того, чтобы завершить все начатые в годы Советской власти и приостановленные впоследствии крупные стройки, типа Рогунской ГЭС. А также полностью восстановить промышленность, АПК, строительный комплекс, всю производственную и социальную инфраструктуру. Все это позволит освободиться от разрушительной опеки МВФ, отказаться от унизительной гуманитарной помощи, не ходить с шапкой по кругу инвестиционных клубов.
Таблица
Поступления средств от трудовых мигрантов контрактников,
количество трудоустроенных и доля ВВП в 1990-2002 гг.*(1)
Годы | Средства, полученные от ТМК, млрд. долл. |
Количество трудоустроен- ных, чел. |
Доля ВВП, в % |
1990 | 1,81 | 334 883 | 2,7 |
1992 | 2,20 | 549 655 | 4,5 |
1995 | 3,87 | 488 621 | 6,4 |
1996 | 4,31 | 484 653 | 5,0 |
1997 | 5,74 | 559 227 | 6,6 |
1998 | 7,37 | 831 643 | 7,2 |
1999 | 6,80 | 837 020 | 8,4 |
2001 | 6,03 | 867 599 | 8,0 |
2002 | 7,19 | 891 908 | 3,4 |
В этом отношении нашей страной далеко еще не использованы потенциальные возможности ВТМ. Одной из таких возможностей, как ранее было отмечено, является незаконно пребывающие контингенты мигрантов в стране трудоустройства. Эксперты едины во мнении, что в настоящее время среднемесячная сумма поступления от одного мигранта (в Таджикистан) составляет от 130 до 150 долл. При полной легализации трудовых мигрантов ситуация выглядела бы намного лучше. Для большей убедительности приводим данные о денежных поступлениях от трудовых мигрантов-контрактников, т.е. легальных филиппинских мигрантов их семьям.
Данные показывают высокую активность ФАТЗ (Филиппинской организации по трудоустройству за границей), сумевшую в течение 12 лет в 3 раза увеличить численность мигрантов-контрактников в другие страны мира. При этом если в 1990 г. среднегодовая сумма денежного перевода на 1 мигранта-контрактника составляла 5405 долл. (451 долл. за месяц), то в 2002 г. эта сумма выросла до 8090 долл. (674 долл. в месяц). Таджикские мигранты не в состоянии добиться таких показателей по двум причинам: а) из-за высокого удельного веса нелегальной миграции. Нелегальные мигранты, как обычно, трудоустраиваются на непрестижных малооплачиваемых работах и становятся объектами поборов со стороны властных и криминальных структур, поэтому у них относительно меньше остается денег для отправления своим семьям. К тому же значительная часть нелегальных мигрантов в течение продолжительного времени не может трудоустраиваться; б) основная часть таджикских трудовых мигрантов работают в Российской Федерации и в Казахстане, где средний уровень заработной платы многократно отстает не только от развитых, но и от большого количества среднеразвитых стран. В ближайшие 5-10 лет отмеченный уровень зарплаты в этих странах, даже если увеличится в 2-2,5 раза, еще не приблизится к уровню в 1000 долл. в месяц. Поэтому необходимо осуществить радикальную реформу системы трудоустройства таджикских граждан за рубежом, обратив специальное внимание на следующие моменты:
укрепить организационные структуры служб трудовой миграции при Министерстве труда и социальной защиты Республики Таджикистан, повысить результативность их труда, добившись создания такой ситуации, при котором каждый отъезжающий в другие страны на заработки был направлен через названную службу или опытных частных бюро по найму рабочих для заграницы;
добиться того, чтобы каждое посольство или консульство Таджикистана имели в своем распоряжении оперативные данные о количестве вакантных рабочих мест, для заполнения которых могли быть приглашены таджикские граждане;
нужно, чтобы денежные переводы мигрантов хранились в банках и служили в качестве источника внутренних инвестиций.
Увеличение объемов внутренних инвестиций, включающих в себя кредитные ресурсы, направляемые для целей долгосрочного инвестирования, могут служить фактором привлечения прямых иностранных инвестиций (ПИИ). Внутренние инвестиции укрепляют доверие иностранных инвесторов в надежности вложении своих средств.
Та часть переводов, которая поступает в сферу товарного обращения, способствует увеличению доходов государственного бюджета. То же самое относится и к капитализируемой части денежных переводов от мигрантов.
Отрицательные последствия ВТМ
а) Внутри страны она выступает как фактор сдерживания роста производительности общественного труда, поскольку трудовые мигранты состоят, главным образом, из лиц, находящихся в самых лучших трудовых возрастах. К тому же профессиональная структура трудовых мигрантов отличается большей совершенностью, нежели подобная структура у оставшихся в Таджикистане работников, принадлежащих к тем же возрастным группам.
б) ВТМ способствует деградации человеческого капитала, накопленного в течение долгого периода времени в Таджикистане. Более 90% выезжающих на заработки меняют свою основную специальность. Деквалификация происходит у учителей, врачей, инженеров, агрономов, зоотехников и т.д., которые в течение 3-7 лет не работают по своей специальности, а занимаются, главным образом, черновой работой.
в) ВТМ приводит к ухудшению гендерного равновесия в реальном секторе производства. В сельском хозяйстве, основная часть работы, включая операции, требующие тяжелого мужского труда, выполняются женщинами, что приводит к многочисленным отрицательным результатам, особенно к ухудшению их здоровья.
г) По этой причине происходит ослабление некогда крепкого института семьи. До 30% холостых мигрантов в новых местах трудоустройства вступают в официальный брак. Около 50% лиц, имеющих семьи в Таджикистане, находятся в неофициальных брачных отношениях в местах новой работы. Многие теряют связь со своими семьями. В настоящее время средний возраст вступления в брак у женщин приближается к 25, а число незамужних девушек, возраст которых превышает 30 лет, составляет более 300 тыс. чел.
д) Растет численность инфицированных ВИЧ/СПИД. Главными носителями этих болезней являются внешние трудовые мигранты. Увеличивается и количество умерших насильственными методами или от тяжелых болезней, вызванных неблагоприятными условиями труда и жизни в новых районах трудоустройства.
е) Многие мигранты сопричастны к наркотраффику и к различного рода преступлениям. Это приводит к ухудшению имиджа нации и государства на международной арене.
В последнее время государство и общественность страны предпринимают энергичные усилия для повышения эффективности ВТМ. Основные пути повышения эффективности ВТМ следующие:
а) полная легализация всех контингентов внешних трудовых мигрантов. Однако такая легализация не должна
привести к насильственной депортации отдельных категорий мигрантов. Нужно добиться того, чтобы в течение короткого промежутка времени все трудовые мигранты, пользуясь амнистиями, получали зарубежные паспорта, заключали трудовые соглашения с работодателями и воспользовались всеми правами в соответствии с международными конвенциями;
б) переход к организованному набору работников в соответствии с имеющимися заявками из стран, где требуется дополнительная рабочая сила. Будучи в своей родине, потенциальный мигрант должен иметь полное представление о будущем рабочем месте, условиях найма, уровень заработной платы, о жилищных условиях и т.д.;
в) фирмы, занимающиеся организованным набором работников для работы в других странах, должны иметь лицензию, подтверждающую их специализацию на выполнение этой деятельности. Они должны нести полную ответственность за выполнение условий набора с последующим трудоустройством;
г) необходимо по возможности принять меры для того, чтобы мигранты трудоустроились по специальности, сводив к максимуму потери человеческого капитала. Для тех категорий мигрантов, которые не имеют специальности, нужно добиться профессиональной подготовки в ПТУ или на курсах подготовки рабочих без отрыва от производства;
д) важным представляется достижение ситуации, при которой трудовые мигранты имели возможность получения бесплатной медицинской помощи, всех льгот, связанных с временной трудоспособностью по состоянию здоровья, или по другим не менее важным причинам, оговоренным в международных конвенциях, пользовались наравне с представителями титульной нации всеми составляющими социальной защиты, особенно пенсии и пособии;
е) представители государственных органов в отдельных губерниях, краях и республиках РФ, в других странах должны строго следить за всякими проявлениями социальной и национальной дискриминации и принимать меры к их своевременному пересечению;
ж) нужно принять действенные меры для того, чтобы заработанные внешними мигрантами деньги, главным образом, поступали в Таджикистан посредством банковских организаций. Таджикские банки, в свою очередь, призваны достичь возможности перевода денег до каждого отдельного адресата. При этом необходимо развернуть разъяснительную работу среди трудовых мигрантов и членами их семей, чтобы свои сбережения они должны держать в банках, а не в "чулках";
з) правоохранительные органы и органы, ответственные за регулирование миграции Таджикистана, должны вести постоянный диалог с правоохранительными органами стран трудоустройства мигрантов, чтобы прекратились широко распространенные случаи их эксплуатации и издевательства, особенно криминальных кругов, за определенную плату представляющих им всякого рода "крыши". Этим же органам необходимо принять действенные меры для пресечения организованной преступности в железнодорожных поездах, на железнодорожных станциях, в которую вовлечены лица с таджикским гражданством. Не секрет, что предпринимаются попытки для продажи миг рантов в рабство, лишения их средств к существованию, насильного изъятия у них денег. Организованные рэкеты с участием лиц таджикской национальности действуют в Самарской, Астра ханской, Свердловской, Кемеровской и других областях России.
и) очень важным представляется получение объективной информации о реальных объемах внешней трудовой миграции, о заработанных и переведенных в Таджикистан суммах, а также об использовании этих сумм. Такие данные необходимы для повышения степени точности социально-экономических прогнозов, для эффективного регулирования денежного обращения и денежных агрегатов, обеспечения в стране товарно-денежного равновесия, предотвращения инфляции и экономических кризисов, роста уровня обеспеченности экономики денежными средствами и кредитными ресурсами;
к) Министерству труда и социальной защиты (или научным подразделениям) необходимо провести беспристрастное обследование реальной численности мигрантов, включая тех мигрантов, которые работают в пределах страны. При этом нужно добиться следующей информации: общая численности внешних и внутренних трудовых мигрантов. Частота их движения по времени, возрастная, гендерная, профессионально-квалификационная и образовательная структура мигрантов, география их распределения по странам, областям, краям, республикам, а также внутри самого Таджикистана, брачность и детность мигрантов. По мере возможности узнать у членов их семей о легальности трудоустройства мигрантов, постоянстве занятий, степени их трудоустройства по образованию и квалификации, о роде их работы. Государственные органы управления также нуждаются в данных о бракоразводных отношениях мигрантов, об удельном весе мигрантов, которые, вступая в брачные отношения, принимают гражданство страны трудоустройства.
л) НБТ необходимо провести обследования о денежных переводах внешних трудовых мигрантов. При этом важным представляются такие данные: соотношение банковских и небанковских переводов, среднемесячная сумма перевода в расчете на одного мигранта и динамика этого показателя в течение 2-3 лет, абсолютная сумма денежных переводов, абсолютная сумма неденежных поступлений семьям мигрантов (одежда, хозтовары, электроника, автомашины, технологическое оборудование), формы доведения переводов до конечного адресата.
Важно получение данных о соотношении средств, идущих на индивидуальные сбережения и на рынки. Необходимо определить соотношение валют, в которых используются денежные переводы; в твердой и в национальной валюте и удельный вес отдельных товарных рынков и рынка услуг, куда они поступают. По сбережениям нужно определить соотношение средств, сохраняемых в денежных условиях и в банковских депозитах.
Очень важным представляется расширение масштабов исследований, посвященных макроэкономическим и микроэкономическим последствиям ВТМ, включая точное определение соотношения выигрышей и проигрышей от этого явления на обеих уровнях.
При любых обстоятельствах бесспорным представляется одно: внешняя трудовая миграция нуждается в активном государственном регулировании. Наиболее важным полем для такого регулирования является деятельность соответствующих государственных органов по сокращению масштабов потерь человеческого капитала. Целенаправленной работой этих органов нужно добиться того, чтобы человек после завершения срока своего пребывания в другой стране вернулся возросшим по всем показателям человеческого развития, а не оказался в проигрышной ситуации.
В этом отношении бесценен опыт, накопленный ФАТЗом (Филиппинская организация по трудоустройству за рубежом), которая полностью несет ответственность за состояние, наблюдение и мониторинг исполнения условий найма на работу всех филиппинских трудовых мигрантов. На эту администрацию возложена вся работа по лицензированию частных компаний, занимающихся набором местной рабочей силы с последующим их трудоустройством. Она следит за возможно лучшим условием найма на работу, контролирует точное соблюдение этих условий, поддерживает и защищает общий уровень благосостояния филиппинских мигрантов-контрактников, исследует сдвиги в международном рынке труда и социальную мобильность мигрантов-контрактников, имеет право на вынесение судебных решений по вопросам взаимоотношений между контрактником и работодателем.
О высоком положении ФАТЗ в филиппинском обществе говорит тот факт, что администратор этой организации и представители частного сектора - члены ФАТЗ утверждаются Президентом страны. Это создает благоприятные возможности для разработки ФАТЗом самостоятельного политического курса, быстро реагировать на меняющиеся условия на международном и национальном рынках труда. Естественно, ФАТЗ не создает новые законы, а изменяет правила и предписания, касающиеся внешней трудовой миграции в рамках действующего трудового законодательства.
По инициативе ФАТЗ Конгрессом страны в 1995 г. был принят Закон о трудовых мигрантах и филиппинцах, работающих за рубежом. Этим Законом был предоставлен высокий уровень защиты трудовых мигрантов за рубежом. Согласно данному Закону, филиппинские посольства обязываются по всему миру защитить трудовых мигрантов-контрактников вне зависимости от их статуса*(2). На наш взгляд, такой Закон нужно принимать и в Таджикистане. Не только в России и в Казахстане, но и в других странах они нуждаются в активной защите дипломатических ведомств, аккредитованных за рубежом. Этот вопрос, особенно в России, вызывает трудности тем, что подавляющая часть ВТМ находятся в нелегальном положении. Легальных мигрантов защитить намного легче, чем нелегальных. К тому же, ВТМ разбросаны по всей России и, в частности, в таких областях и местностях, где отсутствуют консульства или представительства Миграционной службы Таджикистана.
Р. Ульмасов,
главный редактор "Б&П Бизнес и политика",
проректор Российско-Таджикского (славянского) университета
"Кадровик. Кадровый менеджмент", N 1, январь 2008 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Данные Центрального банка Филиппин. ВТО и ФАТЗ.
*(2) См. Мировой опыт миграционной политики. Ретроспективы и новейшие тенденции МОМ. Москва - Алматы, 2004, стр. 283.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Кадровик"
Журнал из 5 тетрадей: "Кадровик. Кадровое делопроизводство", "Кадровик. Кадровый менеджмент", "Кадровик. Официальные документы и нормативные акты для кадровика", "Кадровик. Рекрутинг для кадровика", "Кадровик. Трудовое право для кадровика".
Зарегистрирован Министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации ПИ N 77 14211 от 22 декабря 2002 г.
Входит в перечень изданий ВАК.
Адрес: 125040, Москва, а/я 1 ИД "Панорама"
Тел.: (495) 250 76 87, (495) 250 75 24
www.kadrovik.panor.ru
Индексы на подписку:
- по каталогу агентства "Роспечать" - 80757;
- по каталогу "Почта России" - 99656.
ISSN 2074-0107