г. Москва |
|
26 марта 2013 г. |
Дело N А40-111497/12-20-576 |
Резолютивная часть постановления объявлена "19" марта 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме "26" марта 2013 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Р.Г. Нагаева,
Судей В.Я. Голобородько, Н.О. Окуловой
при ведении протокола судебного заседания секретарем М.А. Прозоровской,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по г. Москве на решение Арбитражного суда г. Москвы от 18.12.2012 по делу N А40-111497/12-20-576, принятое судьей А.В. Бедрацкой по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Галс-Инвест Девелопмент" (ОГРН 1037739843734, 115184, г. Москва, ул. Б. Татарская, д. 35, стр. 4) к Инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по г. Москве (ОГРН 1047705092380, 115184, г. Москва, ул. М. Ордынка, д. 33, стр. 1; 105064, г. Москва, ул. Земляной вал, д. 9) о признании недействительными решений
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Мурашов А.В. по дов. N 480Д/2012 от 07.08.2012; Ряховский Е.А. по дов. N 481Д/2012; Ерасов А.С. по дов. N 753Д/2012 от 22.10.2012; Паймулкина Е.В. по дов. N 704Д/2012
от заинтересованного лица - Залевская А.В. по дов. N 261 от 20.08.2012; Гузеев А.Е. по дов. N 189 от 29.05.2012
УСТАНОВИЛ:
Решением от 18.12.2012 г. Арбитражный суд г. Москвы удовлетворил заявленные Обществом с ограниченной ответственностью "Галс-Инвест Девелопмент" требования в полном объеме. Признать незаконными Решение Инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по г. Москве от 09.02.2012 г. N 19/25133-2 "Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" за исключением пункта 1 резолютивной части и Решение от 09.02.2012 г. N 19/291-2 "Об отказе в возмещении суммы НДС, заявленной к возмещению", вынесенные в отношении ООО Талс-Инвест Девелопмент". Инспекция Федеральной налоговой службы N 5 по г. Москве не согласилась с решением суда первой инстанции и подала апелляционную жалобу, в которой просит его отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных ООО Талс-Инвест Девелопмент" требований по доводам, изложенным в апелляционной желобе. В судебном заседании представитель налогового органа поддержал доводы апелляционной жалобы. Представитель заявителя полагает решение суда обоснованным и правомерным, апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению. Отзыв на апелляционную жалобу представлен.
Проверив в порядке статьей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность принятого решения, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта.
Как следует из материалов дела, Инспекцией ФНС России N 5 по г. Москве (далее - Инспекция, налоговый орган) проведена камеральная налоговая проверка уточнённой налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость ООО "Галс-Инвест Девелопмент" (далее - Заявитель, Общество) за 4 кв.2010 г. По результатам камеральной налоговой проверки составлен Акт N 19/29781-2 от 20.12.2011 г. и с учетом возражений Заявителя, Инспекцией вынесены: Решение от 09.02.2012 г. N 19/25133-2 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (далее - Решение); Решение N19/291-2 от 09.02.2012 г. об отказе в возмещении суммы налога на добавленную стоимость заявленной к возмещению. Решением Управления ФНС России по г. Москве N 14-19/046386@ от 25.05.2012 г. апелляционная жалоба Заявителя оставлена без удовлетворения.
По мнению суда апелляционной инстанции, оспариваемые акты налогового органа в оспариваемой части являются недействительными по следующим основаниям.
Судом первой инстанции установлено и не оспаривается сторонами следующие обстоятельства, ООО "Галс-Инвест Девелопмент" является инвестором строительства многофункционального торгово-развлекательного комплекса "Лето", расположенного по адресу: г. Санкт-Петербург, Пулковское шоссе, участок 7 (далее - Объект). В целях указанного строительства Общество заключило договор с ЗАО "Система-Галс Северо-Запад" на выполнение функций заказчика в указанном строительстве, которое, в свою очередь, заключило договор с генеральным подрядчиком - ЗАО "Галс-Строй Северо-Запад", согласно которому Заказчик принял на себя обязательства по организации и обеспечению проведения всего комплекса проектных, строительно-монтажных и иных работ, необходимых для строительства Объекта, действуя от своего имени, но за счет инвестора. В последующем Заказчиком от своего имени заключался ряд договоров на выполнение проектных (изыскательских) работ со специализированными строительными организациями. По данным налогового органа указанные общества не обладают признаками лиц не исполняющих своих налоговых обязательств ("фирм-однодневок"), поскольку представляют бухгалтерскую и налоговую отчетность, являются плательщиками НДС, следовательно, право на применение предъявленных в ходе строительства многофункционального ТРК "Лето" сумм вычетов НДС подтверждено Инспекцией в ходе проведения камеральной налоговой проверки.
18.11.2010 г. Обществом, Заказчиком и Генподрядчиком был подписан Акт N 1 приёмки законченного строительством объекта приёмочной комиссией (Том 3 л.д. 85-107). Вместе с указанным актом Заказчик, по Авизо N 1 от 18.11.2010 г. (Том 3 л.д. 108), передал Обществу капитальные затраты по строительству Объекта (первый этап) в размере 4 935 142 803 руб., в том числе НДС в размере 750 340 783, 67 руб., а также выставил Обществу сводный счёт-фактуру N 33 от 18.11.2010 г. (Том 3 л.д. 109) на указанную сумму НДС с приложением счетов-фактур полученных Заказчиком от Генподрядчика и счетов-фактур полученных Заказчиком от других подрядных организаций. Одновременно с этим, на основании Реестра документов по приёму-передаче капитальных затрат (Том 3, л.д. 110-161) (далее - "Реестр"), Заказчик передал Обществу затраты в виде вознаграждения Заказчика в размере 159 654 639,63 руб., включая сумму НДС в размере 24 354 097, 57 руб. (в том числе НДС в сумме 13 759 999,85 руб., право на вычет которого оспаривается Инспекцией). В настоящее время Общество использует Объект для сдачи в аренду с целью извлечения доходов, то есть для операций признаваемых объектами налогообложения НДС, а так же исчисляет и уплачивает в бюджет указанный налог, что подтверждается соответствующими договорами, счетами-фактурами, выписками из книги продаж и налоговыми декларациями по НДС (Том 4 л д. 22-129, Том 5 л. д. 1-144). Реальный характер хозяйственных операций, связанных с возведением многофункционального ТРК "Лето", а так же факт оплаты работ, включая суммы НДС, подтверждены налоговым органом в ходе проведения проверки. Факт использования Объекта в облагаемой НДС деятельности Ответчиком также не оспаривается.
Вместе с тем при проведении упомянутой налоговой проверки уточнённой налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость Общества за 4 кв.2010 г. налоговый орган вынес Решение от 09.02.2012 г. N 19/25133-2 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и Решение N19/291-2 от 09.02.2012 г. об отказе в возмещении суммы налога на добавленную стоимость заявленной к возмещению. При этом основанием для вынесения указанных решений послужил вывод Инспекции о том, что Общество в 4-м квартале 2011 г., в нарушение положений статей 168, 169, 171 и 172 Налогового кодекса Российской Федерации неправомерно предъявило к вычету налог на добавленную стоимость в размере 750 340 783,67 руб. по сводному счёту-фактуре N33 от 18.11.2010 г. (Том 3 л.д. 109). По мнению Инспекции, у Общества отсутствуют условия, с которыми статьи 169,171 и 172 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - "Кодекс" "НК РФ") связывают возможность применения налоговых вычетов по НДС, поскольку:
- участие в строительстве, само по себе, не является основанием к применению непосредственно инвестором налогового вычета сумм НДС оплаченных подрядчикам,
- сводный счёт-фактура N 33 от 18.11.2010 г. (Том 3 л.д. 109) выставлен Обществу на сумму необлагаемых НДС инвестиционных средств при отсутствии объекта налогообложения в виде реализации товаров, (выполнения работ, оказания услуг), принятия их инвестором к учёту и первичных документов, подтверждающих совершение Обществом соответствующих хозяйственных операций.
Одновременно с изложенным, налоговый орган полагает, что Общество отразило в Декларации налоговые вычеты по НДС на основании счетов-фактур, датированных периодом с 30.09.2005 по 30.09.2008 г. в сумме 13 759 999,85 руб. По его мнению, к моменту заявления Обществом права на указанный вычет сумм НДС прошло более трёх лет, соответственно указанные налоговые вычеты предъявлены Обществом за пределами пресекательного срока, установленного пункта 2 статьи 173 Кодекса. По мнению суда апелляционной инстанции, данные вывод налогового органа являются необоснованными в связи со следующим.
Согласно статье 1 Федерального закона от 25.02.1999 N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" под инвестициями понимаются денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта; инвестиционная деятельность - вложение инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта.
В данном случае Общество является единственным инвестором строительства многофункционального торгово-развлекательного комплекса, расположенного по адресу: г. Санкт-Петербург, Пулковское шоссе, участок 7 (Красноборская сторона), который после завершения строительства планирует использовать для целей предпринимательской деятельности. В качестве капитальных вложений, Общество перечислило ЗАО "Система-Галс Северо-Запад" (далее - "Заказчик") 5 206 917 535,76 руб., что не оспаривается налоговым органом.
В силу пунктов 1 и 2 статьи 171 Кодекса налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 Кодекса, на установленные статьей 171 Кодекса налоговые вычеты. Пунктом 6 статьи 171 Кодекса установлено, что вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику подрядными организациями (заказчиками-застройщиками) при проведении ими капитального строительства, сборке (монтаже) основных средств, суммы налога, предъявленные налогоплательщику по товарам (работам, услугам), приобретенным им для выполнения строительно-монтажных работ, и суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении им объектов незавершенного капитального строительства.
Согласно пункту 1 статьи 11 Кодекса, институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в настоящем Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Поскольку положения Налогового кодекса Российской Федерации не раскрывают понятие "заказчик-застройщик", данное понятие следует применять в том смысле, какой ему придают соответствующие положения Законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учёте. В частности, в соответствии с п. 1.4. Положения по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций (Письмо Минфина России от 30.12.1993 г. N 160) организация строительства объектов, контроль за его ходом и ведение бухгалтерского учета производимых при этом затрат осуществляются застройщиками. Под застройщиками, для целей настоящего Положения, понимаются предприятия, специализирующиеся на выполнении указанных функций, в частности, предприятия по капитальному строительству в городах, дирекции строящихся предприятий и т.п., а также действующие предприятия, осуществляющие капитальное строительство. При выполнении строительных работ подрядным образом застройщик по отношению к подрядной строительной организации выступает в роли заказчика.
В соответствии с п.2.1. Договора от 13.09.2007 г. N 46ПШ-09/07 Заказчик принял на себя обязательства выполнить работы связанные с выполнением функций заказчика по строительству многофункционального торгово-развлекательного комплекса (далее - "Объект"), расположенного по адресу: г. Санкт-Петербург, Пулковское шоссе, участок 7 (Красноборская сторона), то есть в силу вышеуказанных норм законодательства Заказчик является заказчиком- застройщиком строительства Объекта.
Поскольку инвестиционная деятельность не признается объектом налогообложения по НДС, в силу статьи 39 Кодекса, заказчик-застройщик, заключающий договоры с подрядчиками за счет средств инвесторов, вычет сумм НДС, предъявленных подрядчиками, не производит, а учитывает НДС на счете 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям" до окончания строительства и передачи законченного строительством объекта инвесторам.
Согласно пункта 1 и 5 статьи 172 Кодекса указанные налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг, имущественных прав), после принятия на учет этих товаров (работ, услуг, имущественных прав), при наличии соответствующих первичных документов. Таким образом, для применения инвестором налоговых вычетов, предусмотренных п. 6 ст. 171 Кодекса по объекту, который после окончания строительства будет принадлежать инвестору, осуществляющему финансирование строительства путем перечисления денежных средств на расчетный счет заказчика- застройщика, последний выставляет счета-фактуры в адрес инвестора в порядке, предусмотренном п. 3 ст. 168 Кодекса, то есть не позднее пяти календарных дней после передачи в установленном порядке на баланс инвестора объекта, законченного капитальным строительством. Указанный счет-фактура составляется в двух экземплярах на основании счетов-фактур, ранее полученных заказчиком-застройщиком от подрядных организаций по выполненным строительно-монтажным работам и поставщиков товаров (работ, услуг). При этом в данном счете-фактуре строительно-монтажные работы и товары (работы, услуги) выделяются в самостоятельные позиции. К первому экземпляру счета-фактуры, передаваемому заказчиком-застройщиком инвестору, прилагаются копии счетов-фактур, полученных застройщиком от подрядной организации, а также копии соответствующих первичных документов. Второй экземпляр счета-фактуры хранится у заказчика-застройщика в журнале учета выставленных счетов-фактур без регистрации в книге продаж. По услугам по организации строительства объекта, оказанным заказчиком-застройщиком инвестору, заказчику-застройщику следует выставлять инвестору счета-фактуры в общеустановленном порядке и регистрировать их в книге продаж. Данная позиция подтверждается Письмами Минфина России, в частности, от 24.05.2006 N 03-04-10/07, от 14.01.2011 N 03-07-10/01, от 12.06.2011 г. N ЕД-4-3/11248@, от 18.10.2011 N 03-07-10/15.
Довод Инспекции о неправомерном применении Заявителем налоговых вычетов по НДС, в связи с тем, что денежные средства, перечисленные Обществом Заказчику, не являются выручкой Заказчика и не признаются объектом налогообложения согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 146 Кодекса, отклоняется по следующим основаниям.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 3 статьи 39 Кодекса, передача имущества, если такая передача носит инвестиционный характер, не признается реализацией товаров, работ или услуг. В силу статьи 146 Кодекса сама инвестиционная деятельность не является объектом налогообложения НДС, поскольку объектом налогообложения признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав. При этом в соответствии с условиями Договора деятельность, на осуществление которой направлены (потрачены) инвестиции (выполнение проектных, строительно-монтажных и иных работ, необходимых для нового капитального строительства Объекта), в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 Кодекса является объектом налогообложения по НДС. Плательщиками НДС в данном случае являются специализированные проектные и строительные организации (Генподрядчик/подрядчики), с которыми в целях реализации инвестиционного проекта Заказчиком заключались договоры на выполнение проектных (изыскательских) работ, договор генерального строительного подряда N 32ПШ-01/07 от 10.01.2007 г. и договоры строительного подряда. Выполненные работы Заказчик оплачивал за счет средств Общества. Суммы НДС, предъявленные Генподрядчиком и подрядчиками, учитывались Заказчик по дебету счета 19 "Налог по приобретенным ценностям", для дальнейшей передачи Обществу. Поскольку собственником Объекта, является Общество, что в дальнейшем было подтверждено Свидетельством о государственной регистрации права от 08.12.2010 г., то Заказчиком построенный Объект к себе на учет в составе основных средств не принимался, в связи с Заказчик не имеет права на вычет по НДС, предъявленному Генподрядчиком и подрядчиками за счет средств Общества. Налоговое законодательство предоставляет право на применение налогового вычета по суммам налога, уплаченным Заказчиком специализированным проектным и строительным организациям (Генподрядчику /подрядчикам), налогоплательщику-инвестору, т.е. лицу, за счет средств которого осуществлялось строительство. При этом предъявленные специализированными проектными и строительными организациями при передаче результатов выполненных работ суммы НДС принимаются к вычету у налогоплательщика-инвестора на основании счета-фактуры заказчика, составленного в адрес налогоплательщика-инвестора, и при условии принятия налогоплательщиком-инвестором результата работ к учету. Таким образом, налоговое законодательство не исключает право налогоплательщика на налоговый вычет в соответствии с пунктом 6 статьи 171 Налогового кодекса РФ на том основании, что денежные средства на строительство объекта не являются объектом налогообложения НДС, исходя из норм подпунктом 1 пункта 2 статьи 146 Кодекса подпункта 4 пункта 3 статьи 39 Кодекса.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 11.05.2006 г. N 157-0, использование денежных средств, представляемых по инвестиционным соглашениям для создания, предусмотренного соглашением объекта, не исключает применение налогового вычета по тем суммам налога на добавленную стоимость, которые были уплачены за счет инвестиционных средств лицом, принявшим этот объект. Из положений Налогового кодекса Российской Федерации, с учетом упомянутой правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации следует, что в силу положений главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) сумма налога на добавленную стоимость, предъявленная налогоплательщику подрядными организациями (заказчиками-застройщиками) при проведении ими капитального строительства, сборке (монтаже) основных средств, подлежит вычету при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг) в том случае, когда налогоплательщиком понесены в связи с этим материальные затраты.
В данном случае Общество является единственным хозяйствующим субъектом, которое имеет право применить вычеты НДС, предъявленного подрядчиками в ходе строительства Объекта, поскольку выполненные проектные (изыскательские) и строительные работы Заказчик оплачивал за счет средств Общества (инвестора). Следовательно, Обществом осуществлены затраты на строительство многофункционального ТРК "Лето", а оно является единственным собственником построенного объекта. В настоящее время Общество использует Объект для сдачи в аренду с целью извлечения доходов, то есть для операций признаваемых объектами налогообложения НДС, а так же исчисляет и уплачивает в бюджет указанный налог, что подтверждается соответствующими договорами, счетами-фактурами, выписками из книги продаж и налоговыми декларациями по НДС (Том 4 л.д. 22-129, Том 5 л.д. 1-144). Реальный характер хозяйственных операций, связанных с возведением многофункционального ТРК "Лето", а так же факт оплаты работ, включая суммы НДС, подтверждены налоговым органом в ходе проведения проверки. Факт использования Объекта в облагаемой НДС деятельности Инспекцией также не оспаривается.
Также суд апелляционной инстанции учитывает, что Заказчик не принимал на учет Объект в составе основных средств и не заявлял соответствующие вычеты НДС, в связи с отсутствием установленных законодательством оснований, что не оспаривается налоговым органом и подтверждается представленными в материалы дела аналитикой по 19 и 68 счетам. Таким образом, Обществом в уточненной налоговой декларации за 4 квартал 2010 года обоснованно заявлен вычет по налогам, предъявленным Заказчиком в результате реализации инвестиционного проекта по строительству Объекта на основании сводного счета-фактуры N 33 от 18.11.2010 г. (Том 3 л.д. 109), составленного на основании счетов-фактур, ранее полученных Заказчиком от подрядных организаций. В этой связи отклоняется довод Инспекции об отсутствии у Общества права на применение налогового вычета.
Ссылка Инспекции на Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 17188/08 от 09.06.2009 г. и Определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации NВАС-11023/11 от 01.09.2011 г. отклоняется, поскольку данные судебные акты приняты по спорам, имеющим иные предметы и основания по отношению к настоящему. Более того, в указанном Постановлении суд надзорной инстанции напротив подчеркнул, что анализ положений статей 168, 169, 171, 172 Кодекса в их совокупности позволяет сделать вывод, что инвестор при определенных условиях вправе претендовать на налоговый вычет таких сумм. Также в данном Постановлении Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации указал, что судами для обоснования отказа налогоплательщику в применении вычетов НДС были ошибочно применены статья 39 и подпункт 1 пункта 2 статьи 146 Кодекса, т.к. в деле рассматривался вопрос о работах по строительству объектов нефтеперерабатывающего комплекса при реализации инвестиционного проекта и налоге на добавленную стоимость, предъявленном подрядчиками к оплате при расчетах за выполненные работы, а не о передаче имущества в целях инвестиционного характера (в частности, вклады в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ, вклады по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) паевые взносы в паевые фонды кооперативов). В данном случае также рассматривается вопрос о принятии к вычету собственником созданного в результате строительства недвижимого имущества сумм НДС, предъявленных подрядчиками к оплате при расчетах за выполненные работы по строительству ТРК "Лето", а не о передаче имущества в целях инвестиционного характера в значении, установленном ст. 39 Кодекса. Более того, в настоящем деле не рассматривается вопрос долевого участия в строительстве, поскольку Общество является единственным инвестором строительства ТРК "Лето" и, следовательно, единственным субъектом, имеющим возможность и все установленные законом основания для реализации права на вычеты НДС, возникшие в ходе строительства принадлежащего Обществу Объекта. Примененный Обществом порядок реализации права на вычеты полностью соответствует сложившейся арбитражной практике, а так же официальной позиции Минфина и ФНС РФ. Данный порядок применения вычетов инвесторами также подтвержден Президиумом Высшего Арбитражного суда Российской Федерации в Постановлении от 26 июня 2012 г. N 1784/12, в котором указано, что действия налогоплательщика по перевыставлению застройщиком счетов-фактур путем составления сводного счета-фактуры в адрес инвесторов направлены на реализацию Инвесторами права на возмещение налога на добавленную стоимость в размере, соответствующем стоимости полученного в собственность объекта капитального строительства.
Также отклоняется довод о неправомерном предъявления к вычету налога на добавленную стоимость в размере 13 759 999, 85 руб., в связи со следующим.
В числе затрат, которые 18.11.2010 г. были переданы Обществу заказчиком, на основании Реестра документов по приёму-передаче капитальных затрат (Том 3, л.д. 110-161) и Акта N 1 приёмки законченного строительством объекта приёмочной комиссией (Том 3, л.д. 85-107), Заказчик передал Обществу затраты в виде вознаграждения за выполнение функций заказчика в размере 159 654 639,63 руб., включая сумму НДС в размере 24 354 097,57 руб. (в том числе НДС в сумме 13 759 999,85 руб., право на вычет которого, оспаривается Инспекцией). Одновременно с этим, Обществом на основании Приложения N 3 к Реестру были получены счета-фактуры на вознаграждение Заказчика. Данные счета-фактуры были отражены в книге покупок Общества за 4 кв. 2010, что соответствует периоду их фактического получения. Таким образом, рассматриваемые счета-фактуры были получены Обществом не почтовым отправлением, а на основании Реестра, который и является документом, подтверждающим получение рассматриваемых счетов-фактур в 4 кв. 2010 г. еестр был представлен Обществом в налоговый орган по Требованию N 19/35437-19 от 09.09.2011 г. Общество, на основании указанных документов и счетов-фактур, приняло к учёту указанные расходы на счёт бухгалтерского учёта 08.3 "вложения во внеоборотные активы" (ОСВ - Том 4, л.д. 6), а НДС с указанных расходов был отражён Обществом на счёте бухгалтерского учёта 19 "НДС по приобретённым ценностям" (ОСВ - Том 4 л.д. 7-8). Одновременно с этим, счета-фактуры были отражены в книге покупок Общества за 4 кв. 2010 г. До получения Реестра, данные счета-фактуры у Общества отсутствовали, в связи с чем Общество не имело возможности реализовать право на вычет сумм НДС, уплаченных Заказчиком в бюджет. Таким образом, право на вычет оспариваемых Ответчиком сумм НДС возникло у Общества именно в 4 квартале 2010 г. после получения в ноябре 2010 года Реестра (Том 3, л.д. 110-161) и приложенных к нему счетов-фактур.
В соответствии с пунктом 1 статьи 172 Кодекса, право на вычет налога на добавленную стоимость по товарам (работам, услугам) приобретённым для производственной деятельности, возникает у налогоплательщика не ранее того налогового периода, в котором услуги приняты к учёту и получен счёт-фактура. Таким образом, именно в 4 квартале 2010 года Обществом были выполнены все необходимые условия для применения налогового вычета по НДС в размере 24 354 097,57 руб. (в том числе 13 759 999,85 руб., право Общества, на который оспорено Ответчиком), в частности, услуги приняты к учёту, у Общества имеются счета-фактуры, составленные Заказчиком в соответствии со статьей 168,169 Кодекса, услуги приобретены для осуществления деятельности, операции по которой облагаются НДС.
Исходя из положений статей 171, 172, 173 Кодекса и с учетом правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенного в Постановлении от 15.06.2010 N 2217/10, налогоплательщик вправе реализовать право на применение вычетов НДС в любом налоговом периоде, следующем за датой возникновения права на применение вычетов, предусмотренных статьями 169, 171, 172 Кодекса, в пределах 3-х лет со дня окончания соответствующего периода. В рассматриваемом случае, право на вычет было применено Обществом непосредственно в период возникновения данного права. Исчисление трехлетнего срока реализации права на применение вычетов НДС с момента, иного, чем момент возникновения права на вычет (в том числе с дат, указанных в счетах фактурах, в случае, если счета-фактуры отсутствовали у покупателя товаров (работ, услуг)) не основано на нормах действующего законодательства и не соответствует правоприменительной практике. Таким образом, на момент подачи Обществом уточнённой налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за 4 кв. 2010 г., срок, установленный статьей 173 Кодекса не истёк.
Является обоснованным довод о том, что в Решении и Акте налогового органа, в нарушение подпункта 12 пункта 3 статьи 100 и пункта 8 статьи 101 Кодекса не указаны документально подтвержденные факты нарушений допущенных Обществом при применении налоговых вычетов по НДС в размере 750 340 783, 67 руб.
В соответствии с пунктом 2 статьи 88 Налогового Кодекса Российской Федерации, камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) и документов, которые в соответствии с Кодексом должны прилагаться к налоговой декларации (расчету), если законодательством о налогах и сборах не предусмотрены иные сроки. Пунктом 5 указанной статьи Кодекса установлено, что если налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки в порядке, предусмотренном статьей 100 Кодекса. В соответствии с пунктом 4 статьи 100 Кодекса форма акта камеральной налоговой проверки и требования к его составлению утверждены приказом ФНС России от 25.12.2006 N САЭ-3-06/892. Пунктом 2.1. названного Приказа ФНС России предусмотрено, что при подготовке акта камеральной налоговой проверки должностное лицо налогового органа обязано руководствоваться общими требованиями к составлению и содержанию акта выездной (повторной выездной) налоговой проверки, указанными в разделе 1 Требований к составлению акта налоговой проверки, за исключением вводной части. В соответствии с пунктами 1.8.1, 1.8.2 Требований к составлению акта выездной налоговой проверки, утвержденных Приказом Федеральной налоговой службы Российской Федерации от 25.12.2006 N САЭ-3-06/892@, описательная часть акта выездной налоговой проверки должна содержать все существенные обстоятельства, относящиеся к выявленным нарушениям. По каждому отраженному в акте факту нарушения законодательства о налогах и сборах должны быть четко изложены вид нарушения законодательства о налогах и сборах, способ и иные обстоятельства его совершения, налоговый период, к которому нарушение законодательства о налогах и сборах относится; ссылки на первичные бухгалтерские документы (с указанием в случае необходимости бухгалтерских проводок по счетам и порядка отражения соответствующих операций в регистрах бухгалтерского, налогового учета) и иные доказательства, подтверждающие наличие факта нарушения. Каждый установленный в ходе проверки факт нарушения законодательства о налогах и сборах должен быть проверен полно и всесторонне. Изложение в акте обстоятельств допущенного проверяемым лицом нарушения должно основываться на результатах проверки всех документов, которые могут иметь отношение к излагаемому факту, а также на результатах проведения всех иных необходимых действий по осуществлению налогового контроля. Аналогичные положения установлены пунктом 8 статьи 101 Кодекса применительно к решениям, принимаемым по результатам налоговых проверок. Таким образом, оформляя результаты проверки и вынося Решение, налоговый орган должен был определить и указать факты, которые послужили основанием для вынесения тих ненормативных актов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 176 Кодекса после представления налогоплательщиком налоговой декларации налоговый орган проверяет обоснованность суммы налога, заявленной к возмещению, при проведении камеральной налоговой проверки в порядке, установленном статьей 88 Кодекса, из чего следует, что проверка принятой инспекцией налоговой декларации является ее обязанностью, а не правом. Пункт 3 статьи 88 Кодекса устанавливает, что если в ходе камеральной налоговой проверки выявлены ошибки в налоговой декларации или противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить необходимые пояснения или внести соответствующие исправления. Полномочия налоговых органов, предусмотренные статьями 88 и 101 Кодекса, носят публично-правовой характер, что не позволяет налоговому органу произвольно отказаться от необходимости истребования дополнительных сведений, объяснений и документов, подтверждающих правильность исчисления и своевременность уплаты налогов, и обязывает воспользоваться предоставленным ему правомочием истребовать у налогоплательщика необходимую информацию (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 12.07.06 N 267-0). При этом право на представление своих возражений у налогоплательщика возникает с момента предъявления налоговым органом требования представить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов, т.е. до составления Акта камеральной налоговой проверки и вручения его налогоплательщику.
В данном случае Декларация была представлена Обществом 08.09.2011 г., соответственно срок окончания камеральной налоговой проверки, исчисленный в соответствии с пунктом 5 статьи 6.1 и пунктом 2 статьи 88 Кодекса истёк 09.12.2011 г. В сроки проведения камеральной налоговой проверки, по Требованиям N 19/35437-19 от 09.09.2011 г. и N 19/38553/8 от 31.10.2011 г. своими Письмами (вх.N N 02-12/29529 от 26.09.2011 г.,02-14/02880 от 26.09.2011 г.,02-12/29872 от 29.09.2011 г., 02-12/30303 от 05.10.2011 г. и 0212/36008 от 22.11.2011 г.) Общество предоставило все истребованные документы, необходимые Инспекции для проведения проверки, что подтверждается отсутствием претензий по составу представленных документов и невыставлением Обществу иных требований. Также налоговый орган не имеет претензий к порядку составления указанных документов. В стадии камеральной проверки Инспекция не запросила уточненных сведений, указанных в налоговой декларации, а также информации и пояснений по факту применения Обществом спорных налоговых вычетов по НДС. Таким образом, Общество имело все основания предполагать, что у Инспекции отсутствуют сомнения в правомерности применения заявленных в декларации налоговых вычетов. О том, что такие нарушения Инспекцией выявлены, Общество узнало только 26.12.2012 г., получив Акт.
Согласно пункту 14 статьи 101 Кодекса несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных Налоговым кодексом, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом. С учетом изложенного, непредставление налогоплательщику возможности дать свои объяснения по выявленным в ходе проверки нарушениям в предусмотренном пунктом 3 статьи 88 Кодекса порядке, относится к существенным нарушениям. Таким образом, довод Инспекции о нарушении судом первой инстанции норм материального права является необоснованным и неподтвержденным фактическими обстоятельствами дела.
Судом первой инстанции исследованы обстоятельства, имеющие значение по данному делу, дана надлежащая правовая оценка доводам налогового органа и имеющимся в деле доказательствам. У суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы Инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по г. Москве.
Госпошлина по апелляционной жалобе подлежит распределению в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. С учетом изложенного и руководствуясь статьями 110, 266, 267, 268, 269 и 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 18.12.2012 по делу N А40-111497/12-20-576 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Р.Г. Нагаев |
Судьи |
В.Я. Голобородько |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-111497/2012
Истец: ООО "Галс-Инвест Девелопмент"
Ответчик: ИФНС России N 5 по г. Москве
Третье лицо: ИФНС России N 5 по г. Москве