г. Москва |
|
27 марта 2013 г. |
Дело N А41-25929/12 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 марта 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 марта 2013 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Александрова Д.Д.,
судей Коновалова С.А., Шевченко Е.Е.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Перкиной Ю.В.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя): огороднического некоммерческого товарищества "МИНЗАГ": председателя Исаевой Н.А., выписка из протокола N 5/11 от 18.07.2011 г., Жужукало О.Е., доверенность от 01.02.2013 г.;
от ответчика: администрации Подольского муниципального района Московской области: представитель не явился, извещен судом,
3-и лица: огороднического некоммерческого товарищества "Солнышко": представитель не явился, извещен судом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу огороднического некоммерческого товарищества "Солнышко" на решение Арбитражного суда Московской области от 28 декабря 2012 года по делу N А41-25929/12, принятое судьей С.В. Нечаевой, по иску (заявлению) ОНТ "МИНЗАГ" к Администрации Подольского муниципального района Московской области о признании недействительным постановления,
УСТАНОВИЛ:
Огородническое некоммерческое товарищество "МИНЗАГ" (далее - ОНТ "МИНЗАГ", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением, уточнённым в порядке, предусмотренном статьёй 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к администрации Подольского муниципального района (далее - администрация, заинтересованное лицо) с требованиями о
- признании недействительным постановления администрации Подольского муниципального района Московской области от 10.02.2012 г. N 436.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, к участию в деле привлечено огородническое некоммерческое товарищество "Солнышко" (далее - ОНТ "Солнышко", третье лицо).
Решением 28 декабря 2012 года Арбитражного суда Московской области заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, ответчик подал апелляционную жалобу, в которой просил о его отмене, как необоснованного и незаконного.
По мнению ответчика, суд первой инстанции не учел, что постановления Главы администрации г. Троицка от 20.04.1993 г. N 206, от 08.04.1992 г. N 15 являлись незаконными, приняты с нарушением предоставленных полномочий, поэтому оспариваемое в настоящем деле постановление администрации Подольского муниципального района не может нарушать права ОНТ "Минзаг", не подлежит признанию недействительным. Администрация Подольского муниципального района Московской области решение о предоставлении ОНТ "Минзаг" земельного участка не принимала, поэтому прав у данного лица на спорный земельный участок не возникло. Суд не указал мотивы, по которым он отверг доводы лиц, участвующих в деле.
Однако эти существенные обстоятельства не получили надлежащую оценку суда.
В судебное заседании суда апелляционной инстанции представители ответчика и третьего лица не явились, о дате и месте рассмотрения дела извещены судом надлежащим образом, в том числе с помощью размещения информации на интернет-сайте ВАС РФ.
Представитель истца возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения.
Рассмотрев повторно дело в порядке ст. 268 АПК РФ, исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя истца, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта.
Арбитражный суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что уточнённые заявленные требования подлежат удовлетворению.
Из материалов дела следует, что 11.06.2009 г. ОНТ "Солнышко" обратилось в администрацию Подольского муниципального района с просьбой предоставить вновь образованному товариществу земельный участок площадью 4 га.
Постановлением от 10.02.2012 г. N 436 администрация Подольского муниципального района Московской области предварительно согласовала место размещение огороднического товарищества вблизи п. подсобного хозяйства Минзаг с.п. Краснопахорское.
Полагая, что указанное постановление не соответствует закону и нарушает права и законные интересы, заявитель обратился в арбитражный суд с вышеуказанными уточнёнными требованиями.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 4 статьи 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В качестве основания заявленных требований обществом указано, что оно является собственником спорного земельного участка.
При этом, согласно части 5 статьи 200 АПК РФ Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что администрацией не доказана правомерность оспариваемого постановления.
В соответствии со статьёй 14 Закона РСФСР от 23.11.1990 г. N 374-1 "О земельной реформе" решением Президиума Подольского районного совета Народных депутатов Московской области от 03.10.1991 г. N 305/13 у п/л "Солнечный" Госплана СССР изъят длительно (более 20 лет) неиспользуемый земельный участок площадью 10 га в земельный фонд района и передан из земельного фонда района Троицкому городскому Совету народных депутатов для распределения между ветеранами и инвалидами ВОВ, обществом "Здоровье", пенсионерами и многодетными семьями.
Земельный участок, выделенный Троицкому городскому Совету народных депутатов площадью 10 га расположен вблизи поселка Минзаг сельского поселения Краснопахорское на территории Подольского муниципального района Московской области.
Согласно архивной выписке протокола N 25 от 21.05.1991 г. "Заседания постоянной депутатской комиссии по землепользованию и продовольствию Подольского района" земельный участок площадью 10 га входил в общий контур 38 га пионерлагеря "Солнечный" Госплана СССР (далее - Минэкономразвития России) и не использовался более 20 лет.
На основании решения Президиума Подольского районного Совета от 03.10.1991 г. N 305/13 и принимая во внимание списки, предоставленные Советом ветеранов ВОВ, вдов погибших ветеранов и приравненных к ним, общества инвалидов главой администрации г. Троицка издано постановление от 08.04.1992 г. N 15, которым земельные участки распределялись под огороды разным категориям граждан.
Акт об отводе границ и красных линий в натуре для ветеранов войны, труда, вдов погибших воинов и им приравненных под постоянные огороды составлен 08.04.1992 г.
В 1992 году Детский оздоровительный комплекс "Солнечный" (Минэкономразвития России), находящийся на территории Подольского района, обратился к главе администрации г. Троицка с просьбой о выделении земельных участков из вышеуказанного участка под огороды.
Постановлением главы администрации г. Троицка от 20.04.1993 г. N 206 Детскому оздоровительному комплексу "Солнечный" предоставлены в аренду земельные участки площадью 2,4 га сроком на три года, из которых участки общей площадью 2,36 га переданы в аренду 55 сотрудникам, в связи с чем заключены договоры аренды.
О проведении разделительной линии между земельными участками, отведенными под огороды для ветеранов ВОВ (и приравненных к ним), инвалидам, обществу "Здоровье" г. Троицка и работникам Детского оздоровительного комплекса "Солнечный" 15.10.1992 составлен акт.
Таким образом, в 1992-1993 г.г. администрация г. Троицка распределила весь земельный участок площадью 10 га, переданного г. Троицку, между различными категориями граждан.
На схеме распределения участков площадью 2,4 га назван "участок местных жителей".
После окончания срока аренды 20.04.1996 г. указанный земельный участок ("участок местных жителей") переименован в "Ветеран-3", в связи с тем, что сотрудники Детского оздоровительного комплекса "Солнечный" 24.04.1996 г. присоединились к огородному товариществу "Минзаг" согласно выписке из протокола общего собрания сотрудников Детского оздоровительного комплекса "Солнечный" от 26.04.1996.
Таким образом, контур выделенной Троицкому городскому Совету народных депутатов 10 га земли полностью соответствует контуру земельного участка, распределенного администрацией г. Троицка в 1992-1993г.г., который поделен между разными категориями граждан.
На схеме распределения участков эти участки названы: Ветеран 1, Ветеран 2, участок общества "Здоровья", общества инвалидов, участок местных жителей или Ветеран 3.
Инициативная группа огородников (граждан г. Троицка), объединенная с 1992 года в огородное товарищество "Минзаг" (созданное в 1993 году) и общество "Здоровье", 2008 - 2009 г.г. обратилась к администрациям Подольского района и г. Троицка с просьбой оформить и приватизировать земельные участки.
Письмом от 16.05.2008 г. N 63/8-1 администрация Подольского района разъяснила порядок оформления 10 га в собственность.
Из протокола N 1 от 19.05.2009 г. усматривается, что учредителями ОПТ "Солнышко" являются 9 граждан, из которых 7 граждан-огородников являлись членами ОНТ "МИНЗАГ". Указанные граждане знали о том, что ОНТ "МИНЗАГ" занимается оформлением права собственности на землю.
Между тем, 04.06.2009 г. указанными гражданами зарегистрировано ОНТ "Солнышко", при этом 5-ть (из 7-ми членов товарищества) 03.07.2009 написали заявление о выходе из ОНТ "МИНЗАГ", в связи с чем, им вернули взносы.
В соответствии со статьёй 14 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческий, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее - Федеральный закон N 66-ФЗ) выбор и предоставление земельных участков для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений осуществляется в следующем порядке: 1. Орган местного самоуправления по месту жительства заявителей в соответствии с потребностью в земельных участках и с учетом пожеланий граждан ходатайствует перед органом местного самоуправления, в ведении которого находится фонд перераспределения земель (т.е. Троицка), о выборе (предварительном согласовании) соответствующих земельных участков.
2. Орган, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, с учётом схем зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений предлагает варианты предоставления земельных участков или дает заключение о невозможности предоставить земельные участки.
3. На основании выбранного варианта размещения земельных участков и их размеров орган местного самоуправления с учетом пожеланий граждан и с их согласия формирует персональный состав членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.
4. После государственной регистрации садоводческою, огороднического или дачного некоммерческого объединения такому объединению земельный участок бесплатно предоставляется в соответствии с земельным законодательством.
Все вышеназванные действия произведены заявителем, и, напротив, указанная процедура не соблюдена третьим лицом.
В письме N 5/612 от 10.06.2009 г. администрация с/п Краснопахорское ходатайствовала перед администрацией Подольского Муниципального района о выделении ОНТ "Солнышко" 4 га земли из земель сельскохозяйственного назначения и указала, что на данной территории расположены земельные участки, которыми жители пользуются более 20 лет. Между тем, как пояснил заявитель, местные жители пользуются участками с 1993 года.
ОНТ "Солнышко" письмом N 3932/1-39 от 11.06.2009 г. обратилось к администрации Подольского муниципального района с просьбой вновь образованному товариществу предоставить участок площадью 4 га.
Постановлением администрации Подольского муниципального района Московской области от 10.02.2012 г. N 436 предварительно согласовано место размещение огороднического товарищества вблизи п. подсобного хозяйства Минзаг с.п. Краснопахорское.
Таким образом, ОНТ "Солнышко" претендует на земли ОНТ "МИНЗАГ".
Однако, выделение земельного участка, находящегося в пользовании бывшего члена садоводческого товарищества из землеотвода товарищества законом не предусмотрено.
В соответствии со статьёй 8 Федерального закона N 66-ФЗ граждане вправе вести садоводство, огородничество и дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории соответствующего товарищества. Вышеуказанным федеральным законом предусмотрено право садовода (огородника) на выход из товарищества вместе с заключением с ним договора пользования объектами общей инфраструктуры.
Оценив доказательства в их совокупности, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемое постановление не соответствует требованиям Федерального закона N 66-ФЗ, нарушает права ОНТ "МИНЗАГ", правомерно признал его недействительным.
Доводы апелляционной жалобы не могут являться основанием для отмены судебного акта, так как не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 28 декабря 2012 года Арбитражного суда Московской области по делу N А41-25929/12 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий |
Д.Д. Александров |
Судьи |
С.А. Коновалов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-25929/2012
Истец: ОНТ "МИНЗАГ"
Ответчик: Администрация Подольского муниципального района Московской области
Третье лицо: ОНТ "Солнышко"