г. Москва |
|
28 марта 2013 г. |
Дело N А40-123712/12-33-177 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 марта 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 марта 2013 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи |
Якутова Э.В. |
судей: |
Каменецкого Д.В. |
|
Свиридова В.А. |
при ведении протокола помощником судьи Струковой В.В.
Рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15 апелляционную жалобу Департамента земельных ресурсов города Москвы на решение Арбитражного суда г. Москвы от 28.12.2012 по делу N А40-123712/12-33-177 судьи Ласкиной C.O.,
по заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве
к Департаменту земельных ресурсов города Москвы
о признании незаконным распоряжения
при участии:
от заявителя: Грибов А.В. по дов. от 27.12.2012 N Д-1076;
от ответчика: Исаян А.А. по дов. от 24.12.2012 N 33-и-7685/12,
УСТАНОВИЛ:
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 28.12.2012 было удовлетворено заявление Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве (далее - ТУ Росимущества) о признании незаконным распоряжения Департамента земельных ресурсов города Москвы (далее - ДЗР) от 16.11.2011 N 5104.
Суд также обязал ДЗР утвердить границу земельного участка, в пределах которого находится защитное сооружение гражданской обороны (инвентаризационный номер 013613-77), расположенного по адресу: г. Москва, ул. Верхние Поля, д.6А, соор.1, с учетом межевания подземных коммуникаций указанного объекта, согласно техническому заключению по результатам обследования защитного сооружения ГО N 013613, выполненного ООО "Стройпроект-21 век" от 09.03.2012 по заказу ООО "Сооружение".
ДЗР не согласился с решением и обратился с апелляционной жалобой, в которой считает данное решение незаконным и необоснованным, поскольку выводы, изложенные в решении, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, и судом неправильно применены нормы материального права.
Просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Отзыв на апелляционную жалобу ТУ Росмущества по Москве не представлен.
В судебном заседании представитель ДЗР доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Указал на то, что объект попадает в состав природной и озелененной территории, границы которой утверждены постановлением Правительства Москвы.
Пояснил, что в соответствии с Генпланом объект заявителя входит в состав территории, требующей принятия решений по изменению категории, статуса и границ.
Полагает, что поскольку объект расположен под земельным участком, то фактическое землепользование сводится к эксплуатации входа/выхода в сооружение, расположенное под землей.
В связи с этим считает, что заявителем документально не обоснованны границы спорного земельного участка как необходимого для целей его деятельности.
Представитель ТУ Росимущества по Москве в судебном заседании поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает ее необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать, изложил свои доводы.
Указал на то, что объект находится в собственности РФ и имеет как подземную часть, так и надземную.
Пояснил, что верхний слой земельного участка составляет верхнюю отметку (крышу) объекта гражданской обороны.
В связи с этим, полагает, что для эксплуатации объекта необходим земельный участок в границах, определенных ТУ Росимущества по Москве.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст.ст. 266, 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, заслушав представителей сторон, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, считает, что решение подлежит оставлению без изменения исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, защитное сооружение (отдельно стоящее убежище) гражданской обороны, инвентарный номер N 013613-77, расположенное по адресу: г. Москва, ул. Верхние Поля, д.6А, coop.1, является собственностью Российской Федерации (свидетельство о государственной регистрации права от 03.08.2011 77-АН 291519, запись регистрации в ЕГРП N 77-77-22/034/2011-840) и находится на ответственном хранении у ООО "Сооружение".
28.09.2011 Московским городским филиалом ФГУП "Ростехинвентаризация - федеральное БТИ" подготовлены Материалы топографо-геодезических работ, в том числе, план земельного участка.
По результатам обследования объекта ООО "Стройпроект-21 век" подготовлено техническое заключение от 09.03.2012, согласованное 09.04.2012 с Главным управлением МЧС России по г. Москве, в соответствии с которым определены, в том числе, границы внешнего дренажа и обваловки защитного сооружения гражданской обороны (ЗС ГО) как элементов объекта исследования.
Согласно техническому заключению, зона шириной 4+1+3=8-м от наружных стен защитного сооружения не подлежит застройке; вблизи защитного сооружения запрещается строительство зданий (сооружений) зона завала которых может доходить до мест расположения оголовков системы вентиляции и аварийного выхода из ЗС ГО.
10.04.2012 ООО "Созвездие" обратилось в ДЗР г. Москвы с заявлением N п2012/6 об изменении схемы расположения земельного участка, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Верхние Поля, д.6А, coop.1.
Письмом от 17.04.2012 N 33-214-692/12-(0)-1 ДЗР г. Москвы указало на то, что распоряжением Департамента земельных ресурсов города Москвы от 16.11.2011 N 5104, утверждены границы земельного участка расположения выхода из защитного сооружения и установлено разрешенное использование - участки размещения специальных объектов: объекты размещения помещений и технических устройств специального назначения, в т.ч. обеспечения военной безопасности.
25.05.2012 ТУ Росимущества по Москве обратилось в ДЗР с письмом N 22-07/7343, в котором просило издать распоряжение об утверждении границ указанного земельного участка в соответствии с Материалами топографо-геодезических работ Московского городского филиала ФГУП "Ростехинвентаризация - федеральное БТИ" и технического заключения по результатам обследования защитного сооружения ГО инв. N 013613, согласованного с ГУ МЧС России по г. Москве.
В ответ на письмо ТУ Росимущества по Москве, ДЗР направил письмо от 16.07.2012 N 33-1-11443/12-(0)-1, в котором сослался на положения ст.ст. 11.1 и 36 ЗК РФ и указал на то, что границы земельного участка уже утверждены распоряжением ДЗР от 16.11.2011 N 5104.
Удовлетворяя заявленные ТУ Росимущества по Москве требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что оспариваемое распоряжение ответчика не основано на законе.
При этом, суд правомерно указал на то, что в силу п.3 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" защитные сооружения гражданской обороны, предназначенные для использования в особый период, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, отнесены исключительно к федеральной собственности.
В силу ст.7 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" федеральные органы исполнительной власти в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации осуществляют меры, направленные на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время.
Исследуя материалы дела, суд правильно установил, что право федеральной собственности в отношении указанного Объекта в установленном законодательством Российской Федерации порядке зарегистрировано, что подтверждается свидетельством от 03.08.2011 серия 77-АН N 291519; выпиской из Реестра федерального имущества от 15.02.2011 N 296/1491.
В соответствии с п.1 ст.17 ЗК РФ в федеральной собственности находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю и которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Пунктом 2 ст.9 ЗК РФ установлено, что управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации, осуществляет Российская Федерация. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности (п.2 ст.11 ЗК РФ).
Из материалов дела следует, что ТУ Росимущества по Москве просило ДЗР издать распоряжение об утверждении границ указанного земельного участка в соответствии с Материалами топографо-геодезических работ Московского городского филиала ФГУП "Ростехинвентаризация - федеральное БТИ" и технического заключения по результатам обследования защитного сооружения ГО инв. N 013613, согласованного с ГУ МЧС России по г. Москве.
Ссылка ДЗР в ответе на обращение ТУ Росимущества по Москве на положения ст.ст. 11.1 и 36 ЗК РФ не может быть признана обоснованной, поскольку ст.36 ЗК РФ регламентирует порядок приобретения прав на земельный участок гражданами и юридическими лицами, имеющими в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В настоящем случае, в ДЗР обращается ТУ Росимущества по Москве как собственник находящегося в федеральной собственности земельного участка занятого зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации (абз.2 п.1 ст.3.1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" от 25.10.2001 N 137-ФЗ).
Как усматривается из материалов дела, целью обращения ТУ Росимущества по Москве в ДЗР является формирование земельного участка, постановка его в установленном порядке на кадастровый учет и регистрация права собственности Российской Федерации на земельный участок.
Главой 1.1 ЗК РФ предусмотрены способы формирования земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности либо собственности субъектов РФ.
Согласно ст.11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В силу ст.11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 настоящего Кодекса.
В настоящем случае, решение об образовании земельного участка с учетом п.2 ст.9 и п.1 ст.17 ЗК РФ принимается ТУ Росимущества по Москве.
Таким образом, издав оспариваемое распоряжение от 16.11.2011 N 5104, ДЗР по существу принял решение о границах земельного участка, находящегося в федеральной собственности.
Согласование местоположения границ земельных участков в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на правах, указанных в ч.3 ст.39 Закона о кадастре.
При этом, учитывая положения ст.3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", в случае если смежные земельные участки находятся в муниципальной собственности или в государственной собственности до ее разграничения и такие земельные участки не предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, а также гражданам или юридическим лицам (за исключением муниципальных учреждений, казенных предприятий) в постоянное (бессрочное) пользование либо в аренду на срок более чем пять лет, то согласование местоположения границ таких земельных участков осуществляется с органом местного самоуправления.
В связи с этим, суд первой инстанции обоснованно обязал ДЗР утвердить границу земельного участка, в пределах которого находится защитное сооружение гражданской обороны (инв. N 013613-77) с учетом межевания подземных коммуникаций указанного объекта согласно техническому заключению по результатам обследования защитного сооружения ГО N 013613.
Оценивая доводы ДЗР о том, что судом не применены нормы о пропуске срока на обжалование ненормативных правовых актов, следует отметить, что ДЗР не представлено доказательств того, что распоряжение от 16.11.2011 N 5104 в установленном порядке направлялось ТУ Росимущества по Москве как собственнику земельного участка.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает обоснованным и основанным на законе вывод суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения заявленных ТУ Росимущества по Москве требований.
Принимая во внимание вышеизложенное и, руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 28.12.2012 по делу N А40-123712/12-33-177 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Э.В. Якутов |
Судьи |
Д.В. Каменецкий |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-123712/2012
Истец: ТУ Росимущества в г. Москве, ТУ Росимущества в городе Москве
Ответчик: Департамент земельных ресурсов города Москвы, ДЗР г. Москвы