город Омск |
|
26 марта 2013 г. |
Дело N А75-6985/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 марта 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 марта 2013 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Золотовой Л.А.,
судей Лотова А.Н., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Зайцевой И.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-936/2013) Открытого акционерного общества "Славнефть-Мегионнефтегаз"
на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 12.12.2012 по делу N А75-6985/2012 (судья Членова Л.А.),
принятое по заявлению Открытого акционерного общества "Славнефть-Мегионнефтегаз" (ОГРН 1028601354088, ИНН 8605003932)
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре
о признании незаконным постановления от 10.08.2012 N 1241-ОК/3,
при участии в судебном заседании представителей:
от открытого акционерного общества "Славнефть-Мегионнефтегаз" - Толстунов Андрей Александрович (паспорт, по доверенности N 333 от 06.03.2013 сроком действия по 31.12.2013);
от Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югры - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
установил:
Открытое акционерное общество "Славнефть-Мегионнефтегаз" (далее - заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - ответчик, административный орган, Управление) о привлечении к административной ответственности от 10.08.2012 N 1241-ОК/3.
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 12.12. 2012 года по делу N А75-6985/2012 в удовлетворении требований заявителя отказано.
Считая незаконным решение суда первой инстанции, Общество обжаловало его в Восьмой арбитражный апелляционный суд.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, установил следующие обстоятельства.
На основании приказа Управления Росприроднадзора от 04.06.2012 N 429 "О проведении плановой выездной проверки юридического лица ОАО "Славнефть-Мегионнефтегаз" (том 3 л.д.48) в отношении общества проведена выездная проверка, по результатам которой составлен акт от 13.07.2012 N 55 (том 3 л.д. 1-28).
В ходе проверки установлено, что в процессе осуществления хозяйственной деятельности обществом эксплуатируются шламовые амбары, являющиеся объектами размещения опасных объектов - бурового шлама. Отходы (буровой шлам) складированы и хранятся в шламовых амбарах кустовых площадках N N 116, 112, 109 бис Южно-Локосовского лицензионного участка. В ходе проверки обществом не были представлены результаты мониторинга по объектам размещения отходов в соответствии с мероприятиями по организации производственного контроля и локального экологического мониторинга объектов размещения отходов, контроль за объектами размещения опасных отходов не ведется в части наблюдения за состоянием загрязнения подземных вод.
По данному факту 16.07.2012 административным органом составлен протокол об административном правонарушении N 1394-ЗК/34 по признакам правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (том 3 л.д. 79-81). При составлении протокола присутствовал представитель общества Джафаров Ш.А., действующий на основании доверенности от 23.01.2012 N 204 (том 3 л.д. 82-83).
По результатам рассмотрения материалов административного дела 10.08.2012 государственным инспектором Управления вынесено постановление N 1241-ОК/3 о назначении административного наказания, согласно которому открытое акционерное общество "Славнефть-Мегионнефтегаз" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 100 000 рублей. Согласно данному постановлению обществу вменяется несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при размещении опасных отходов производства (бурового шлама) на объектах размещения отходов, расположенных на кустовых площадках NN 116, 112, 109 бис Южно-Локосовского месторождения нефти, выразившееся в не проведении мониторинга подземных грунтовых вод по объектам размещения отходов.
ОАО "Славнефть-Мегионнефтегаз" не согласившись с привлечением к административной ответственности и, указывая на недоказанность в его действиях объективной стороны правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Росприроднадзора по ХМАО-Югре.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований Общества, исходил из того, что обществом не представлены установленные законодательством результаты мониторинга по объекту размещения отходов (шламовый амбар) в соответствии с мероприятиями по организации производственного контроля и локального экологического мониторинга объекта размещения отходов, и что контроль за объектами размещения опасных отходов в части наблюдения за состоянием загрязнения подземных вод Обществом не ведется. При этом судом отклонены доводы заявителя о невозможности применения к рассматриваемым правоотношениям СН 2.1.5 1059-01, а также об отсутствии нормативно установленной обязанности Общества по проведению мониторинга подземных вод в отношении вышепоименованных объектов размещения отходов.
В апелляционной жалобе ОАО "Славнефть-Мегионнефтегаз" с выводами суда первой инстанции не соглашается, просит постановленное решение отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
По убеждению подателя жалобы, вывод суда о наличии у Общества обязанности по проведению мониторинга подземных вод, основанный совокупном применении отдельных норм Федерального закона "Об отходах производства и потребления", Санитарных Правил 2.1.5.1059-01, Приказа Ростехнадзора N 703 от 19.10.2007 г., является ошибочным, ввиду отсутствия логической и правовой связи между указанными нормативными актами.
Материалами дела подтверждается, что Общество осуществляет производственный контроль в области обращения с отходами в порядке, согласованным с Управлением Роспотребнадзора по ХМАО, о чем представлено соответствующее Положение от 2009 г. "Об организации и осуществлении производственного контроля". Указанный Порядок не предусматривает обязанности Общества осуществлять на объектах размещения отходов мониторинг подземных вод.
Кроме того, Обществом в материалы дела представлены Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и Проект системы локального экологического мониторинга Южно-Локосовского лицензионного участка, согласованные с уполномоченными органами исполнительной власти.
Указанные обстоятельства исключают правомерность вывода обжалуемого решения о наличии в действиях Общества состава вменяемого ему в вину административного правонарушения.
Управление Росприроднадзора по ХМАО-Югре представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором, изложив содержание решения суда первой инстанции, административный орган просил отказать в удовлетворении жалобы Общества.
Судебное заседание апелляционного суда проведено при участии представителя заявителя, поддержавшего доводы, изложенные в жалобе. Заинтересованное лицо, надлежащим образом уведомленное о времени и месте рассмотрения дела, явку своего представителя не обеспечило, ходатайства об отложении не заявило, в связи с чем по правилам части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) судебное заседание проведено в его отсутствие.
Суд апелляционной инстанции, заслушав представителя Общества, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
Статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объективная сторона данного правонарушения - действие или бездействие, состоящие в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами. Действия при этом могут состоять в выполнении приемов, процедур, иных поведенческих актов, находящихся в противоречии с установленными требованиями либо не предусмотренных ими. Бездействием является невыполнение лицом обязанностей, возложенных на него соответствующими требованиями (правилами).
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" экологические (природоохранные) требования - это предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами, государственными стандартами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды.
Согласно пункту 1 статьи 34 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановлению природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
В силу пункта 1 статьи 46 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" размещение, проектирование, строительство реконструкция, ввод в эксплуатацию и эксплуатация объектов нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспонировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки должны осуществляться в соответствии с требованиями, установленными законодательством в области охраны окружающей среды.
Статьей 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 данной статьи запрещаются: сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву; размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на территориях, прилегающим к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека. Отношения в области обращения с отходами производства и потребления, а также опасными отходами регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации.
Статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" установлено, что отходы производства и потребления - это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства; обращением с отходами является деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
При этом, под размещением отходов понимается хранение и захоронение отходов. Хранение отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования; захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду; использование отходов - применение отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии. Объект размещения отходов - специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).
В соответствии с пунктом 3 статьи 12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Как следует из материалов дела, общество осуществляет деятельность по добыче нефти и газа в пределах Южно-Локосовского лицензионного участка на основании лицензии ХМН 01095 НЭ (том 2 л.д. 103-104). В процессе данной деятельности образуются отходы производства - буровой шлам, который размещается обществом с последующим захоронением в шламовых амбарах.
Таким образом, шламовые амбары, расположенные на кустовых площадках N N 112, 116, 109 бис Южно-Локосовского лицензионного участка, являются объектами размещения (захоронения) отходов бурения, что следует также из представленных заявителем характеристик объектов размещения отходов (том 2 л.д. 10-12). Следовательно, данные объекты должны отвечать требованиям, установленным законодательством к объектам размещения отходов, и обеспечивать в процессе захоронения отходов защиту от загрязнения атмосферы, почв, поверхностных и грунтовых вод.
На необходимость проведения лицензиатом мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду в соответствии с пунктом 3 статьи 12 Закона об отходах указано в Положении о лицензировании деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов 1-4 класса опасности, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2012 N 255. Указанное требование отнесено к лицензионным требованиям, несоблюдение которого является грубым нарушением лицензионных требований.
Как следует из материалов дела, на осуществление деятельности по сбору, использованию, транспортировке, размещению, обезвреживанию опасных отходов, образующихся в процессе деятельности по добыче нефти и газа, обществом получена соответствующая лицензия N ОТ-58-000735 от 02.04.2009 (том 5 л.д. 24-33).
Таким образом, общество, осуществляя согласно лицензии деятельность в области обращения с отходами, обязано проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду в соответствии с пунктом 3 статьи 12 Закона об отходах.
В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Гигиенические требования к охране подземных вод при организации и эксплуатации объектов размещения отходов, в том числе промышленных, установлены Санитарными правилами "Гигиенические требования к охране подземных вод от загрязнения СП 2.1.5.1059-01", утвержденными главным государственным врачом Российской Федерации 16.07.2001.
В силу пункта 1.3 указанных Санитарных правил они обязательны для соблюдения индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, гражданами, деятельность которых связана с проектированием, строительством и эксплуатацией объектов по добыче питьевых подземных вод, и других хозяйственных и иных объектов, деятельность которых оказывает или может оказывать влияние на состояние подземных вод, а также для организаций, осуществляющих управление и контроль в области охраны подземных вод в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Абзацем 5 пункта 3.1 Санитарных правил СП 2.1.5.1059-01 установлено, что санитарная охрана подземных вод осуществляется при организации и эксплуатации полигонов твердых бытовых отходов, промышленных отходов, хранилищ радиоактивных отходов, шламохранилищ, золоотвалов.
Согласно пункту 3.6 указанных Санитарных правил выбуренный шлам, твердые отходы производства, материалы и реагенты, непригодные к дальнейшему использованию, должны направляться в шламоотвалы и на полигоны захоронения промышленных отходов в зависимости от класса опасности отходов. На соответствие гигиеническим требованиям выбранного участка для размещения шламоотвалов и полигонов захоронения промышленных отходов и их обустройства органами и учреждениями службы, осуществляющей государственный санитарно-эпидемиологический надзор на данной территории выдается санитарно-эпидемиологическое заключение.
В соответствии с пунктом 5.2 СП 2.1.5.1059-01, производственный контроль за влиянием хозяйственной деятельности на подземные воды обеспечивают юридические лица или индивидуальные предприниматели, деятельность которых прямо или косвенно оказывает влияние на качество подземных вод. Производственный контроль за влиянием хозяйственной деятельности на качество подземных вод предусматривается при эксплуатации подземных вод в качестве источников водоснабжения; эксплуатации сооружений для разработки полезных ископаемых; эксплуатации объектов складирования твердых бытовых отходов (ТБО), промотходов, ядохимикатов и других отходов (п. 5.3. СП 2.1.5.1059-01).
Согласно пунктам 5.6, 5.7 указанных Санитарных правил периодичность производственного контроля должна обеспечивать достоверную информацию, позволяющую предотвратить опасность загрязнения, но не реже 1 раза в месяц, при анализе результатов производственного контроля учитывается динамика уровней контролируемых показателей относительно фоновых величин.
Таким образом, в силу изложенного хозяйствующий субъект, осуществляющий размещение отходов в шламовом амбаре, обязан проводить мониторинг данного объекта размещения отходов в соответствии с мероприятиями по организации производственного контроля и локального экологического мониторинга объекта размещения отходов, а также контроль за данным объектом размещения опасных отходов в части наблюдения за состоянием загрязнения подземных вод, почв, водных объектов, атмосферного воздуха. При этом порядок проведения такого мониторинга, вопреки утверждению заявителя, установлен процитированными нормами.
Кроме того, в соответствии с пунктом 17 Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденных Приказом Ростехнадзора от 19.10.2007 N 703 (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 17.01.2008 N 10891), проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение должен включать в себя раздел "Мониторинг состояния окружающей природной среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую природную среду".
Согласно пункту 27 Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, мониторинг состояния окружающей среды является одним из разделов Проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, в котором указывается информация о мероприятиях по наблюдению за состоянием окружающей среды на территории объектов размещения отходов (объектов хранения сроком более 3 лет и захоронения отходов), а также сведения о результатах проведения мониторинга состояния окружающей природной среды на территории объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую природную среду. Информация о состоянии окружающей среды представляется с указанием: объектов и точек контрольных замеров, периодичности отбора проб загрязняющих веществ по компонентам окружающей среды; если для проведения контрольных замеров привлекаются сторонние организации, указывается наименование организации, данные об аттестации и аккредитации лаборатории, в приложении к ПНООЛР приводится копия соответствующего договора; результатов контрольных замеров за последние 2 - 3 года, с указанием случаев превышения нормативов качества окружающей среды. Сведения о о результатах мониторинга состояния окружающей природной среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую природную среду приводятся в табличном виде согласно образцу 2.16 Приложения 2. В приложении к ПНООЛР приводится ситуационный план с нанесением точек контрольных замеров, перечень используемых средств контроля и измерений с приложением свидетельств об их поверке.
Как было установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение содержит раздел "Мониторинг состояния окружающей природной среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую природную среду", который носит отсылочный характер и по своему содержанию и объему не соответствует требованиям Методических указаний (том 8 л.д. 35).
Податель жалобы Заявитель утверждает, что соблюдает необходимые требования, установленные законодательством для владельцев объектов размещения отходов, поскольку на предприятии утвержден и исполняется Проект системы локального экологического мониторинга Южно-Локосовского лицензионного участка, согласованный Департаментом охраны окружающей среды и экологической безопасности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и Федеральным государственным учреждением "ЦЛАТИ по УрФО" по Ханты-Мансийскому автономному округу. В рамках данного проекта обществом проводятся наблюдения за состоянием атмосферного воздуха, снежного покрова, поверхностной воды, донных отложений, почв и ландшафтов. Согласно пункту 5.6. проекта мониторинг подземных вод проводится в соответствии с условиями лицензионного соглашения на пользование недрами с целью добычи подземных вод. Мониторинг подземных вод в местах размещения объектов размещения отходов данным проектом не предусмотрен. Общество является владельцем лицензии ХМН 01831 ВЭ с целевым назначением и видами работ "геологическое изучение и добыча подземных вод для технологического использования в пределах Южно-Локосовского лицензионного участка" и лицензии ХМН 01936 ВЭ с целевым назначением "геологическое изучение и добыча пресных подземных вод на Локосовском месторождении" и во исполнение лицензионных соглашений регулярно осуществляет мониторинг подземных вод в районе водозаборных скважин.
Суд первой инстанции правомерно указал, что указанный Проект системы локального мониторинга не может служить доказательством соблюдения обществом требований статьи 12 Закона об отходах и вышеперечисленных положений санитарных норм и правил, поскольку из текста Проекта ведения системы локального мониторинга в границах Южно-Локосовского лицензионного участка, данный проект разработан в 2008 году в соответствии с Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа от 29.07.2003 N 302-П "Об утверждении требований к определению исходной загрязненности компонентов природной среды, проектированию и ведению локального экологического мониторинга в границах лицензионных участков на право пользования недрами с целью добычи нефти и газа на территории ХМАО" (далее Требования). По смыслу указанных Требований они регулируют порядок ведения локального экологического мониторинга в границах лицензионных участков в такой сфере деятельности как пользование недрами с целью добычи нефти и газа на территории автономного округа и не преследуют цели установления порядка осуществления мониторинга и экологического контроля в области деятельности хозяйствующих субъектов по обращению с отходами производства и потребления. Данный вид деятельности (обращение с отходами производства и потребления) является самостоятельным видом производственной деятельности, который регулируется самостоятельными нормами права, устанавливающими несколько иные требования к порядку осуществления мониторинга в местах размещения отходов.
В силу названных обстоятельств апелляционный суд также находит несостоятельной ссылку заявителя на постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 23.12.2011 N 485-п "О системе наблюдения за состоянием окружающей среды в границах лицензионных участков на право пользования недрами с целью добычи нефти и газа на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры _", поскольку оно также регулирует вопросы экологического контроля за состоянием окружающей среды при осуществлении деятельности по добыче нефти и газа и не рассматривает вопросы экологического мониторинга в объектах размещения отходов.
Кроме того, информация о шламовых амбарах на кустовых площадках N N 112, 116, 109 бис Южно-Локосовского месторождения в Проекте системы локального экологического мониторинга Южно-Локосовского лицензионного участка Обществом не отражена (том 1 л.д. 59-112), поскольку спорные амбары были введены в эксплуатацию в качестве объектов размещения отходов в 2011 г., что следует из характеристик объектов размещения отходов (том 2 л.д. 10-12), в то время как проект был разработан и утвержден в 2008 г. Также проект не содержит раздела, посвященного мониторингу подземных вод в местах размещения отходов, а представленный в проекте раздел 5.6. посвящен мониторингу подземных вод исключительно по действующим водозаборным скважинам, который проводится в соответствии с условиями лицензионного соглашения на право пользования недрами с целью добычи подземных вод и не имеет никакого отношения к мониторингу подземных вод в местах размещения отходов (том 1 л.д. 100-101).
В силу указанного общество не могло вести мониторинг состояния окружающей среды на шламовых амбарах Южно-Локосовского месторождения по данному проекту.
При этом согласование Проекта системы локального экологического мониторинга Южно-Локосовского лицензионного участка с Департаментом охраны окружающей среды и экологической безопасности ХМАО - Югры и ФГУ "ЦЛАТИ по УрФО" по ХМАО-Югре не свидетельствует об освобождении общества от обязанности осуществлять контроль за объектами размещения опасных отходов в части наблюдения за состоянием загрязнения подземных вод и вести мониторинг состояния окружающей среды на вышеуказанных шламовых амбарах.
Также несостоятельна ссылка подателя жалобы на отчет Мониторинг пресных подземных вод на лицензионных участках общества в 2011 г., поскольку, как следует из данного отчета, мониторингом были охвачены только водозаборные скважины, служащие для добычи обществом пресных подземных вод для хозяйственно-питьевого и производственного назначения. Мониторинг подземных вод в местах размещения отходов согласно данному отчету обществом не проводился (том 1 л.д. 35-58).
Как было установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, в характеристиках объектов размещения отходов обществом в графе 14 "Виды мониторинга окружающей среды на ОРО" указан код 06, который согласно Приказу Минприроды РФ от 25.02.2010 N 49 "Об утверждении правил инвентаризации объектов размещения отходов" соответствует комплексному мониторингу окружающей среды, включающему в себя мониторинг грунтовых вод (наблюдательные скважины), мониторинг поверхностных вод, атмосферного воздуха, почвенного и растительного покрова (том 2 л.д. 10-12, том 8 л.д. 2). Следовательно, общество осознавало, что оно обязано в местах размещения отходов проводить комплексный мониторинг окружающей среды, включающий в себя, в том числе, и мониторинг подземных вод через наблюдательные скважины, однако от исполнения данной обязанности уклонялось.
На основании изложенного, учитывая, что обществом не представлены установленные законодательством результаты мониторинга по объекту размещения отходов (шламовый амбар) в соответствии с мероприятиями по организации производственного контроля и локального экологического мониторинга объекта размещения отходов, и что контроль за объектами размещения опасных отходов в части наблюдения за состоянием загрязнения подземных вод обществом не ведется, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о совершении обществом административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ.
Доводы заявителя о том, что СП 2.1.5.1059-01 не подлежат применению, поскольку ответчиком не представлено доказательств, что в месте размещения отходов имеются и добываются подземные воды, используемые или потенциально пригодные к использованию для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и лечебных целей, были правомерно отклонены судом первой инстанции.
Согласно отчету "Мониторинг пресных подземных вод_" в качестве подземного источника хозяйственно-питьевого и производственного водоснабжения на территории лицензионных участков общества, в том числе Южно-Локосовского, используются пресные подземные воды неогенового, атлым-новомихайловского и тавдинского комплексов (том 1 л.д. 38). Согласно информации Управления по недропользованию по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 02.04.2012 N 914, атлым-новомихайловский водоносный комплекс является основным источником хозяйственно-питьевого водоснабжения на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и занимает основную площадь автономного округа (том 2 л.д. 144-146).
В соответствии с лицензией ХМН 01936 ВЭ обществу предоставлено право пользования недрами Локосовского месторождения нефти Южно-Локосовского лицензионного участка в Сургутском районе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры для добычи пресных подземных вод для хозяйственно-питьевого и противопожарного водоснабжения. Для запрашиваемых целей обществу предоставлен атлым-новомихайловский водоносный горизонт (п. 1.1, 4.1 лицензионного соглашения - том 2 л.д. 91; 93).
Таким образом, общество непосредственно эксплуатирует атлым-новомихайловский водоносный горизонт с целью обеспечения собственных нужд в хозяйственно-питьевом водоснабжении, что является доказательством нахождения в месте осуществления обществом деятельности по размещению отходов источника подземных вод, являющегося основным источником питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения на территории автономного округа.
Кроме того, ни одним из содержащихся в указанных Санитарных правилах пунктом не предусмотрено, что они распространяют свое действие исключительно на территорию расположения населенных пунктов.
Напротив, как было ранее указано, пункт 3.6 данных Правил предусматривает специальные требования к размещению выбуренного шлама, то есть отходов бурения. Иными словами, требования распространяются, в том числе, применительно к территориям добычи полезных ископаемых, что имеет место быть в настоящем случае. Наличие в наименовании СП 2.1.5.1059-01 "Водоотведение населенных мест" также не свидетельствует об обоснованности позиции заявителя, так как в наименовании Санитарных правил также присутствует "Гигиенические требования к охране подземных вод от загрязнения". Поскольку сфера распространения действий СП 2.1.5.1059-01 в соответствии с пунктами 1.2, 1.3 не ограничена территорией населенных пунктов, следовательно, данные Санитарные правила подлежат применению, в том числе, и за пределами населенных пунктов.
То обстоятельство, что шламовые амбары находятся на достаточном удалении от населенных пунктов, не имеет правового значения для вывода об обязанности общества осуществлять мониторинг подземных вод в местах захоронения отходов, поскольку указанными нормами и правилами порядок проведения мониторинга подземных вод не обусловлен расстоянием до ближайших населенных пунктов. Защите от загрязнения в соответствии с законодательством подлежат не только эксплуатируемые на данный момент источники подземных вод, но и потенциальные подземные источники для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
Фактически доводы апелляционной жалобы повторяют доводы заявления, изложенные суду первой инстанции, которым дана надлежащая оценка в обжалуемом судебном акте. Данные доводы основаны на неверном толковании норм действующего законодательства и, по существу, сводятся к переоценке обстоятельств дела. При этом фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции в полном объеме на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными ст. 71 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции считает, что Обществом в данном случае не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
Судебные расходы судом апелляционной инстанции не распределяются, поскольку согласно части 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу Открытого акционерного общества "Славнефть-Мегионнефтегаз" оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 12.12.2012 по делу N А75-6985/2012 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Л.А. Золотова |
Судьи |
А.Н. Лотов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-6985/2012
Истец: Открытое акционерное общество "Славнефть-Мегионнефтегаз"
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре