Централизованные поставки
В воинские формирования Минобороны практически все поставляемое имущество поступает в централизованном порядке. Схема поставок определена приказами Минобороны и на практике реализована достаточно хорошо. Централизованные поставки по линии Минобороны имеют свои особенности и отличаются от централизованных поставок в другие силовые министерства и ведомства.
В настоящей статье рассмотрим порядок осуществления централизованных поставок горюче-смазочных материалов (ГСМ), медицинской техники и иного имущества.
Общий порядок централизованных поставок
Основными руководящими документами по организации ведения хозяйства в воинских частях являются приказы Минобороны РФ от 28.03.2001 N 135 "Об особенностях организации и ведения бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях Вооруженных Сил Российской Федерации" (далее - Приказ Минобороны РФ N 135) и от 23.07.2004 N 222 "Об утверждении руководства по войсковому (корабельному) хозяйству в Вооруженных Силах Российской Федерации" (далее - Приказ Минобороны РФ N 222). Хозяйственная деятельность, согласно п. 1 Приказа Минобороны РФ N 222, является деятельность воинских частей по использованию их материально-технической базы, материальных и денежных средств в ходе боевой подготовки и в повседневной деятельности.
К материальным средствам относятся все виды вооружения, военной техники, боеприпасы, ГСМ, продовольствие, вещевое имущество и другие материальные средства воинских частей. Порядок обеспечения ими воинских частей определен гл. 3 Приказа Минобороны РФ N 222. Система обеспечения включает определение потребности, централизованные поставки и децентрализованное приобретение материальных средств, создание запасов в соответствии с установленными нормами, их хранение, выдачу непосредственным потребителям, организацию эксплуатации (расхода материальных средств), их ремонт и утилизацию.
Централизованные поставки, как правило, производятся по следующей схеме: центр - военный округ - армия (корпус) - соединение - воинская часть - подразделение. Она может изменяться только по решению начальника Тыла ВС РФ. Воинские части и другие формирования, подчиненные Минобороны, обеспечиваются материальными средствами через военный округ, на территории которого они дислоцируются или прикреплены территориально.
Объем поступлений в воинскую часть зависит от потребности на определенный срок (как правило, квартал или год). Потребность в материальных средствах - это количество различных видов материальных средств, необходимых для выполнения задач, поставленных перед воинской частью. Материальные средства истребуются в порядке, определенном п. 57 Приказа Минобороны РФ N 222, согласно которому для получения материальных средств воинская часть направляет в соединение, в которое она входит, отчет-заявку.
Материальные средства воинским частям и другим формированиям, подведомственным Минобороны, выдаются из окружных, центральных баз и складов или непосредственно со складов и баз поставщиков по соответствующим указаниям довольствующих служб. При поступлении имущества необходимо уточнять его цены. Цены на вооружение, военную технику, боеприпасы, другое имущество, централизованно поставляемые воинским частям, определяются уполномоченными на то государственными органами. В случае если цены не указаны, их нужно истребовать у вышестоящей организации-поставщика, сделав письменный запрос.
Отгрузка и подвоз материальных средств непосредственно в войсковые части осуществляются собственными силами. Подвоз материальных средств производится автомобильным транспортом (п. 78 Приказа Минобороны РФ N 222) и включает:
- подготовку личного состава, материальных средств, автомобильного транспорта и средств для погрузочно-разгрузочных работ к транспортированию и перегрузке грузов;
- погрузку материальных средств, их перевозку от грузоотправителей до грузополучателей и разгрузку автомобильного транспорта.
В соответствии с п. 80 Приказа Минобороны РФ N 222 за организацию подвоза материальных запасов автомобильным транспортом в воинскую часть отвечает заместитель командира по тылу.
Обратите внимание: в случае если воинская часть находится на отдаленном расстоянии от складов и баз довольствующей службы, доставка осуществляется железнодорожным транспортом.
Учет и документооборот, связанный с оформлением централизованных поставок в воинских частях, регламентированы Приказом Минобороны РФ N 135 в части, не противоречащей другим законодательным актам. Согласно п. 10 Приказа Минобороны РФ N 135 начальник финансово-экономической службы воинской части должен проверять ведение учета материально ответственными лицами, своевременность оприходования и списания ими с учета, а также фактическое наличие материальных ценностей на складах и в подразделениях. Это означает, что материальный учет должен вестись в финансово-экономических службах параллельно учету материальных средств технических служб. Для этого необходимо своевременно истребовать от материально ответственных лиц первичные учетные документы по движению имущества и других активов, находящихся у них на хранении или под отчетом.
Все первичные учетные документы регламентированы Приказом Минфина РФ от 10.02.2006 N 25н "Об утверждении Инструкции по бюджетному учету" (далее - Инструкция N 25н). При отражении в бюджетном учете операций по централизованному перечислению материальных ценностей, по мнению автора, необходимо руководствоваться Письмом Федерального казначейства от 29.12.2005 N 42-7.1-01/2.2-397 "Об отражении в бюджетном учете операций по централизованным поставкам".
Операции по централизованным поставкам распорядителями подведомственных получателей средств бюджета отражаются на счетах бюджетного учета следующими бухгалтерскими записями.
У заказчика (вышестоящего бюджетного учреждения):
- на суммы перечисленных авансов по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 1 206 00 000 "Расчеты по выданным авансам" и кредиту соответствующих счетов счета 1 304 05 000 "Расчеты по платежам из бюджета с органами, организующими исполнение бюджетов";
- на суммы отправленных ценностей согласно документам поставщиков по дебету соответствующих аналитических счетов счета 1 304 04 000 "Внутренние расчеты между главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств" и кредиту счетов 1 302 19 730 "Увеличение кредиторской задолженности по приобретению основных средств", 1 302 22 730 "Увеличение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов";
- на суммы уменьшения кредиторской задолженности в счет ранее перечисленных авансов по дебету счетов 1 302 19 830 "Уменьшение кредиторской задолженности по приобретению основных средств", 1 302 22 830 "Уменьшение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов" и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 1 206 00 000 "Расчеты по выданным авансам";
- на суммы оплаты счетов поставщиков по дебету счетов 1 302 19 830 "Уменьшение кредиторской задолженности по приобретению основных средств", 1 302 22 830 "Уменьшение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов" и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 1 304 05 000 "Расчеты по платежам из бюджета с органами, организующими исполнение бюджетов".
У бюджетного учреждения - получателя материальных ценностей, подведомственного заказчику:
- на суммы поступивших основных средств, нематериальных активов, материалов по дебету счетов 1 106 01 310 "Увеличение капитальных вложений в основные средства", соответствующих счетов аналитического учета счета 1 105 00 000 "Материальные запасы" и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 1 304 04 000 "Внутренние расчеты между главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств".
Централизованные поставки материальных ценностей со склада заказчика - вышестоящего бюджетного учреждения в сумме приобретения материальных ценностей с целью их дальнейшей передачи отражаются следующими бухгалтерскими записями.
У заказчика (вышестоящего бюджетного учреждения):
- на суммы перечисленных авансов по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 1 206 00 000 "Расчеты по выданным авансам" и кредиту соответствующих счетов счета 1 304 05 000 "Расчеты по платежам из бюджета с органами, организующими исполнение бюджетов";
- на суммы полученных ценностей согласно документам поставщиков по дебету счета 1 106 01 310 "Увеличение капитальных вложений в основные средства", соответствующих счетов аналитического учета счета 1 105 00 000 "Материальные запасы" и кредиту счетов 1 302 19 730 "Увеличение кредиторской задолженности по приобретению основных средств", 1 302 22 730 "Увеличение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов";
- на суммы принятых к бухгалтерскому учету объектов основных средств, нематериальных активов, отправленных получателям, по дебету счета соответствующих счетов аналитического учета счета 1 101 00 000 "Основные средства" и кредиту счета 1 106 01 410 "Уменьшение капитальных вложений в основные средства";
- на суммы уменьшения кредиторской задолженности в счет ранее перечисленных авансов по дебету счетов 1 302 19 830 "Уменьшение кредиторской задолженности по приобретению основных средств", 1 302 22 830 "Уменьшение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов" и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 1 206 00 000 "Расчеты по выданным авансам";
- на суммы доплат по счетам поставщиков по дебету счетов 1 302 19 830 "Уменьшение кредиторской задолженности по приобретению основных средств", 1 302 22 830 "Уменьшение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов" и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 1 304 05 000 "Расчеты по платежам из бюджета с органами, организующими исполнение бюджетов".
Последующее распределение материальных ценностей со склада заказчика отражается следующими бухгалтерскими записями:
- на суммы ценностей, отправленных подведомственным получателям, по дебету соответствующих аналитических счетов счета 1 304 04 000 "Внутренние расчеты между главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств" и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счетов 1 101 00 000 "Основные средства", 1 105 00 000 "Материальные запасы".
Получение материальных ценностей у грузополучателя, подведомственного заказчику, отражается бухгалтерскими записями: на суммы поступивших основных средств, материалов по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 1 101 00 000 "Основные средства", счета 1 105 00 000 "Материальные запасы" и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 1 304 04 000 "Внутренние расчеты между главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств".
Рассмотрим на примере централизованное снабжение воинских частей.
Пример.
Войсковая часть 11111 заключила договор со сторонней организацией на приобретение материальных средств. Материальные средства от поставщика поступили, но счета не оплачены.
Войсковой части 00000 необходимо получить нужное количество материальных ценностей от войсковой части 11111. Войсковая часть 11111 является довольствующей для войсковой части 00000. Каков порядок получения материальных ценностей?
В технической службе войсковой части 00000 делается заявка в техническую службу войсковой части 11111 на получение необходимого количества материальных ценностей. Это может быть, например, требование-накладная (ф. 0315006).
В финансово-экономической службе войсковой части 00000 на материально ответственное лицо, которое будет получать ценности, выписывается доверенность на получение материальных ценностей. В войсковой части 00000 организуется транспорт для перевозки материальных ценностей.
Передача материальных ценностей оформляется актами о списании материальных запасов (ф. 0504230), о приеме-передаче объекта основных средств (ф. 0306001), о списании автотранспортных средств (ф. 0306004), о приемке материалов (ф. 0315004) и другими первичными документами.
На переданные материальные ценности выписывается извещение (ф. 0504805) в двух экземплярах. При получении указанных материальных средств грузополучатель отправляет второй экземпляр извещения в вышестоящую организацию с отметками об их получении. После этого вышестоящая организация (заказчик) оплачивает счета, выставленные поставщиком.
В войсковой части по прибытии материальные средства приходуются в установленном командиром части порядке.
При отражении централизованных поставок в бухгалтерском учете согласно Инструкции N 25н учреждение-грузополучатель, которое получило извещение о поступивших ценностях, должно сделать следующие бухгалтерские проводки.
Поступление материальных средств сопровождается извещением и отражается так:
Дебет счетов 1 105 00 340 "Материальные запасы", 1 101 00 310 "Основные средства"
Кредит счета 1 304 04 340 "Внутренние расчеты между главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств"
В случае если материальные средства распорядителем отгружены, но еще не получены грузополучателем, проводка будет следующей:
Дебет счета 1 107 00 340 "Нефинансовые активы в пути"
Кредит счета 1 304 04 340 "Внутренние расчеты между главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств"
При фактическом поступлении указанных материальных ценностей будет сделана запись:
Дебет счетов 1 105 00 340 "Материальные запасы", 1 101 00 310 "Основные средства"
Кредит счета 1 107 00 340 "Нефинансовые активы в пути"
Материальные ценности принимаются к бухгалтерскому учету по ценам, указанным в извещении.
Внутреннее перемещение материальных ценностей по подразделениям, а соответственно, и по материально ответственным лицам, осуществляется на основании требований-накладных (ф. 0315006), акта приема-передачи (ф. 0306001) и других документов. Соответствующий документ в двух экземплярах составляет материально ответственное лицо, сдающее материальные запасы. Первый экземпляр сдающего является основанием для списания материальных средств, второй - для оприходования принимающей стороне. При этом в бухгалтерском учете данная операция отражается следующим образом:
Дебет счета 1 105 00 340 "Материальные запасы"
Кредит счета 1 105 00 340 "Материальные запасы"
Списание сопровождается такими бухгалтерскими проводками.
Основные средства, пришедшие в негодность:
Дебет счета 1 401 01 172 "Доходы от реализации активов"
Кредит счета 1 101 00 410 "Основные средства"
Материальные запасы при их реализации:
Дебет счета 1 401 01 172 " Доходы от реализации активов"
Кредит счета 1 105 00 440 "Материальные запасы"
Стоит отметить, что централизованные поставки отражаются только по бюджетной деятельности.
При составлении бюджетной отчетности в отношении централизованных поставок применяется отдельная форма - Справка по внутренним расчетам (ф. 0503125). В ней отражается поступление материальных средств от вышестоящих учреждений и их выбытие в другие воинские учреждения (если таковое происходит) в разрезе соответствующих счетов. Разница между суммой поставленных ценностей и суммой переданных средств должна соответствовать сумме в строке 444 Баланса исполнения бюджета главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета (ф. 0503130).
Порядок учета централизованных поставок ГСМ в воинских частях
Практически у каждой воинской части на балансе числятся транспортные средства. Соответственно, должен вестись учет ГСМ, без которых эксплуатация транспорта невозможна.
При обеспечении воинских частей ГСМ применяется та же схема обеспечения соединений (воинских частей), что и по материальным средствам. Пополнение ГСМ также осуществляется за счет продукции, поставляемой централизованно.
Главным распорядителем является центральное учреждение (покупатель-заказчик) - вышестоящая организация. Она заключает договоры с поставщиками на приобретение ГСМ. Далее ГСМ распределяются между воинскими частями, подведомственными главному распорядителю, которые указаны в договоре.
После этого ГСМ могут передаваться по подразделениям, самостоятельно производящим заправку автомобилей и военной техники. Такое горючее учитывается в этом подразделении в карточках количественно-суммового учета материальных ценностей (ф. 0504041). Списание ГСМ с подразделения производится по акту о списании материальных запасов (ф. 0504230), составляемому на основании данных оформленных путевых листов установленной формы, а также по требованиям-накладным (ф. 0315006) в случае передачи ГСМ другому подразделению. Горючее выдается водителям под роспись. Количество выданного горючего записывается в путевой лист каждой заправленной машины.
Инструкцией N 25н предусмотрен отдельный счет 105 03 000 "Горюче-смазочные материалы", на котором учитываются все виды топлива, ГСМ: дрова, уголь, торф, бензин, керосин, мазут, автол и т.д.
В соответствии с п. 52 Инструкции N 25н безвозмездное поступление материальных запасов, в том числе и ГСМ, осуществляется по текущей рыночной стоимости, а также исходя из сумм, уплачиваемых учреждением за доставку материальных запасов и приведение их в состояние, пригодное для использования. Материальные запасы приходуются на основании первичных документов (извещение с приложенными к нему накладными или другими документами).
Списание и отпуск ГСМ производится на основании путевых листов форм N 0340002, 0345001, 0345002, 0345005, 0345007, регламентируемых п. 59 Инструкции N 25н. Списание осуществляется по фактической или по средней фактической стоимости. В Инструкции N 25н указано, что способ оценки материальных запасов должен быть определен учетной политикой организации.
Порядок учета централизованных поставок
медицинской техники и имущества в воинских частях
Нормы снабжения медицинской техникой и имуществом соединений и воинских частей определены Приказом Минобороны РФ от 22.01.2002 N 30 "Об утверждении норм снабжения медицинской техникой и имуществом соединений и воинских частей Вооруженных Сил РФ на мирное время" (далее - Приказ Минобороны N 30). Эти нормы предназначены для определения потребности в медицинском имуществе для проведения мероприятий по медицинскому обслуживанию личного состава воинских частей и других формирований, подведомственных Минобороны.
Нормы снабжения определяются в зависимости от вида имущества. Так, для материальных запасов (расходных материалов) нормы рассчитываются исходя из годовой потребности в них. Потребность в основных средствах рассчитывается согласно потребности на первоначальное обзаведение и использование в пределах установленных сроков эксплуатации.
Для каждого типа воинских формирований разработана табельная потребность (нормы N 601-781 Приказа Минобороны РФ N 30 (далее - Нормы снабжения)). Приложения N 1-4 к Нормам снабжения определяют опись состава аптечек первой медицинской помощи, шкафов неотложной помощи.
Соединения и воинские части для обеспечения непрерывности медицинского централизованного снабжения содержат сверх установленных табельных норм номенклатуру жизненно необходимого и наиболее важного медицинского имущества в размере трехмесячной потребности (дислоцированные в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним, - шестимесячной потребности). Для обеспечения непрерывности медицинского снабжения соединений и воинских частей в случае срыва централизованных поставок, обеспечения медицинским имуществом войск в чрезвычайных ситуациях мирного времени и решения других внезапно возникающих задач на центральных медицинских складах, медицинских складах военных округов (флотов) содержатся запасы жизненно необходимого и наиболее важного медицинского имущества в размере 25% от его фактического годового расхода. Перечень жизненно необходимого и наиболее важного медицинского имущества утверждается начальником Главного военно-медицинского управления Минобороны - начальником медицинской службы ВС РФ.
Медицинская техника и имущество учитываются так же, как и другие основные средства и материальные запасы, поставляемые централизованно от вышестоящих и других воинских частей, в разрезе соответствующей классификации.
Особенности сдачи материальных ценностей на склады
вышестоящих организаций и других соединений
Порядок сдачи основных средств и материальных запасов определен гл. III Приказа Минобороны РФ N 222 (п. 73 - 77). Соединения (воинские части) по указанию соответствующих служб военного округа (вышестоящих учреждений) сдают материальные средства на центральные, окружные склады. Материальные средства могут также передаваться в другие воинские части и формирования в случаях:
- расформирования воинских частей;
- снятия конкретных материальных средств с вооружения, снабжения и эксплуатации;
- наличия в воинских частях излишних материальных средств и их сезонной смены.
Сдаваемые на склады или передаваемые другим воинским частям и формированиям материальные средства должны быть рассортированы по маркам или группам, видам, категориям, приведены в порядок и упакованы (если такое предусмотрено). Исправные материальные средства упаковываются отдельно от неисправных. Комплектные материальные средства укомплектовываются и снабжаются паспортами (формулярами). На другие передаваемые материальные средства также передаются паспорта (формуляры), если таковые имеются в наличии. При этом паспорта (формуляры) должны быть заполнены по состоянию на время передачи материальных средств.
Часто вооружение и военная техника требуют ремонта. Однако ремонт не всегда может производиться на местах. В таких случаях неисправное вооружение и военную технику отправляют на ремонтные заводы, базы, мастерские, склады. При этом воинские части, отправляющие неисправную технику, обеспечивают ее горючим в количестве, необходимом для следования до места назначения.
Отремонтированное вооружение и военная техника заправляются горючим на заводе до полной емкости топливных баков. Передача горючего с вооружением и военной техникой оформляется накладной.
Сдача материальных средств на центральные, окружные склады, а также на ремонтные заводы оформляется такими же документами, что и при их поставке в воинские формирования. В бухгалтерском учете эти операции оформляются следующими бухгалтерскими записями:
Дебет счета 1 304 04 340 "Внутренние расчеты между главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств"
Кредит счетов 1 105 00 340 "Материальные запасы", 1 101 00 310 "Основные средства"
Здесь необходимо обратить внимание на то, что бухгалтерские проводки делаются только после того, как в воинскую часть, отгрузившую имущество, поступит извещение, подтверждающее принятие имущества в другой воинской части (центральном складе, ремонтном заводе и других формированиях).
Е. Малюгина,
эксперт журнала "Силовые министерства и ведомства:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение", N 1, январь 2008 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"