г. Москва |
|
18 марта 2013 г. |
Дело N А40-83316/12-120-795 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 марта 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 марта 2013 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поташовой Ж.В.,
судей: |
Мухина С.М., Попова В.И., |
при ведении протокола |
помощником судьи Степкиным М.С., |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда N 3 апелляционную жалобу Департамента земельных ресурсов города Москвы на решение Арбитражного суда г. Москвы от 28.11.2012 по делу N А40-83316/12-120-795, принятое судьей Блинниковой И.А.,
по заявлению ОАО "Московский завод электроизмерительных приборов" (ОГРН 1027700404269; 115093, г.Москва, 2-я Рощанская ул., д. 4)
к Департаменту земельных ресурсов города Москвы (ОГРН 1037739510423; 115054, г.Москва, ул. Бахрушина, д. 20)
третье лицо: Префектура ЮАО г.Москвы (115280, г.Москва, ул. Автозаводская, д. 10)
о признании незаконным отказа в выдаче схемы расположения земельного участка, расположенного по адресу: г.Москва, Нагорный пр-д, вл. 2, стр. 2, на кадастровой карте территории,
при участии:
от заявителя: |
Жердев П.С. по доверенности от 01.03.2012; |
от ответчика: |
Давыдова Е.Ю. по доверенности от 05.02.2013 N 33-И-724/13; |
от третьего лица: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда г. Москвы от 28.11.2012, принятым по данному делу, удовлетворены требования открытого акционерного общества "Московский завод электроизмерительных приборов" (далее - заявитель, Общество) о признании незаконным отказа Департамента земельных ресурсов города Москвы в выдаче схемы расположения земельного участка, расположенного по адресу: г. Москва, Нагорный проезд, вл. 2, стр.2, на кадастровой карте (плане) территории, оформленный письмом от 25.05.2012 N 33-5-6172/12-(0)-1.
При этом суд исходил из того, что отказ Департамента земельных ресурсов города Москвы нарушает требования действующего законодательства, а также права и законные интересы заявителя.
Не согласившись с принятым решением, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Ссылается на неполное выяснение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда, изложенных в решении обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального и процессуального права.
Дело рассмотрено в отсутствие представителя третьего лица, извещенного о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представитель заявителя поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает жалобу необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Девятый арбитражный апелляционный суд, проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст.ст.266 и 268 АПК РФ, выслушав представителей заявителя и ответчика, с учетом исследованных по делу доказательств и доводов апелляционной жалобы полагает, что судебный акт подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, 20 апреля 2012 года Открытое акционерное общество "Московский завод электроизмерительных приборов", являясь собственником нежилого здания пл.84,4 кв.м., расположенного по адресу: г.Москва, Нагорный пр., вл.2, стр.2., что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права от 31.10.2006 г. серия 77 АД N 052137, обратилось в Департамент земельных ресурсов г.Москвы (в службу "одного окна" ТУ ЮАО) с заявлением о выдаче заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории.
По итогам рассмотрения указанного заявления, ОАО "МЗЭП" было получено письмо от 25 мая 2012 года исх.N 33-5-6172/12-(0)-1, в котором ДЗР г. Москвы сообщил об отказе в утверждении и выдаче заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории.
Посчитав отказ Департамента земельных ресурсов города в утверждении и выдаче заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории не соответствующим требованиям действующего законодательства и нарушающим права и законные интересы заявителя, последний обратился в суд с настоящим заявлением.
Сроки, предусмотренные ч. 4 ст. 198 АПК РФ, суд первой инстанции обоснованно счел соблюденными.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ, ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, правильно применил и истолковал нормы материального и процессуального права и на их основании сделал обоснованный вывод об отсутствии необходимых условий для удовлетворения заявленных требований.
Согласно п.1 ст.36 Земельного кодекса РФ исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены Земельным кодексом, федеральными законами.
В соответствии с п.7 ст.36 Земельного кодекса РФ в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
В силу пунктов 5, 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
В случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (пункт 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации).
20 апреля 2012 года ОАО "Московский завод электроизмерительных приборов" обратилось в Департамент земельных ресурсов г.Москвы (в службу "одного окна" ТУ ЮАО) с заявлением о выдаче заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории.
На момент обращения ОАО "МЗЭП" в Департамент оформление вышеуказанного документа осуществлялось в соответствии с Регламентом подготовки документов Департаментом земельных ресурсов города Москвы по принципу "одного окна", утвержденным постановлением Правительства Москвы от 30.06.2009 N 643-ПП.
Согласно п. 3.11.4 Регламента Службой "одного окна" осуществляется направление проекта распорядительного документа в Москомархитектуру и префектуру административного округа в обязательном порядке, в Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы - при размещении земельного участка в границах особо охраняемых территорий и объектов природного комплекса, в Москомнаследие - в случаях, установленных действующими правовыми актами, для подготовки заключения.
В соответствии с п. 2.1 Постановления Правительства Москвы от 30.06.2009 N 643-ПП (далее - постановление Правительства Москвы от 30.06.2009 N 643-ПП) если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, физические лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица обращаются в Департамент земельных ресурсов города Москвы с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) территории.
Департамент земельных ресурсов города Москвы подготовил и направил проект распорядительного об утверждении границ испрашиваемого земельного участка на согласование в префектуру ЗАО города Москвы, Москомархитектуру.
В ходе проверки обращения установлено, что на запрашиваемом земельном участке расположено здание склада 1976 года постройки, принадлежащее ОАО "Московский завод электроизмерительных приборов" на праве собственности. Право собственности зарегистрировано (18.08.2003 N 77-01/30-688/2003-698) на здание площадью 84.4 кв. м. Согласно данным ИС РЕОН (ТУП МосГорБТИ) материал стен здания 2, стр.2 установлен: металл. Земельный участок по адресу: Нагорный проезд, вл.2, стр.2 земельно-правовыми отношениями не обременен, не сформирован, на государственный кадастровый учет не поставлен.
Во исполнение Постановлений Правительства Москвы от 25.12.2007 N 1138-ПП "Об исключении практики предоставления компенсационных земельных участков и нежилых помещений за сносимые по истечении срока аренды земли временные некапитальные объекты (движимое имущество), а также предотвращении регистрации прав на указанные строения как объекты недвижимости", от 31.05.2011 N 234-ПП "Об организации работы по выявлению и пресечению самовольного строительства на территории города Москвы" Департаментом земельных ресурсов города Москвы направлено обращение в префектуру ЮАО с просьбой рассмотреть данный вопрос на комиссии по самовольному строительству.
По результатам рассмотрения распоряжения Префектурой ЮАО отклонен от согласования проект распоряжения Департамента, подготовленный в рамках выполнения заявки N 33-5-6172/12-(0)-0, что явилось основанием для вынесения обжалуемого отказа ДЗР г. Москвы от 25.05.2012 г. N 33-5-6172/12-(0)-1.
Удовлетворяя требования заявителя и признавая незаконным оспариваемый отказ в выдаче схемы расположения земельного участка, суд первой инстанции обосновано исходил из того, что заявитель предоставил ответчику полный пакет документов, необходимых и достаточных для принятия решения, обстоятельств, свидетельствующих о невозможности утверждения плана границ земельного участка, не установлено.
Основания отказа не подтверждены документально, ни префектурой, ни ДЗР.
Доводы жалобы, обосновывающие невозможность утверждения схемы расположения земельного участка, в частности, что здание из металла, согласно базе данных ИС РЕОН, не могут быть приняты во внимание, поскольку не свидетельствуют о законности отказа в выдаче распоряжения и не могут являться основанием для ограничения гарантированного федеральным законодательством права лица на постановку земельного участка на кадастровый учет (пункт 7 статьи 36 ЗК РФ).
Доказательств того, что спорная постройка является самовольной суду также не представлено. Доказательства обращения Префектуры в суд с заявлением о признании постройки самовольной отсутствуют, в связи с чем суд первой инстанции пришел к верному выводу, что выводы префектуры не обоснованы и является лишь предположением о том, что здание является самовольной постройкой.
На вопрос суда, чем закончилось рассмотрение вопроса вынесения на Окружную комиссию по самовольному строительству объекта (письмо префектуры ЮАО г.Москвы, полученное ДЗР 11.07.2012 - л.д.87), ответа от представителя ответчика не последовало, следовательно, доказательств самовольности постройки не представлено.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что отказ Департамента земельных ресурсов г. Москвы в выдаче схемы расположения земельного участка, расположенного по адресу: г.Москва, Нагорный проезд, вл. 2, стр.2, на кадастровой карте (плане) территории, оформленный письмом от 25.05.2012 г. N 33-5-6172/12-(0)-1 не соответствует закону и нарушает права заявителя на его получение.
Согласно ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В настоящем случае, принимая во внимание указанные обстоятельства, суд первой инстанции в соответствии с приведенной нормой Кодекса сделал правомерный вывод о необходимости удовлетворения заявленных ОАО "Московский завод электроизмерительных приборов" требований.
В соответствии с п. 3 ч. 4 ст. 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц должно содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
В рассматриваемом случае в соответствии с приведенной нормой АПК РФ суд первой инстанции правомерно обязал ответчика утвердить и выдать ОАО "Московский завод электроизмерительных приборов" схему расположения земельного участка, расположенного по адресу: г.Москва, Нагорный проезд, вл. 2, стр.2, на кадастровой карте (плане) территории в течение месяца со дня вступления решения в законную силу.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 28.11.2012 по делу N А40-83316/12-120-795 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Ж.В. Поташова |
Судьи |
С.М. Мухин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-83316/2012
Истец: ОАО "Московский завод электроизмерительных приборов"
Ответчик: Департамент земельных ресурсов города Москвы, ДЗР г. Москвы
Третье лицо: Префектура ЮАО г. Москвы, Префектура ЮАО города Москвы