г. Томск |
|
26 марта 2013 г. |
Дело N А27-17754/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 марта 2013 г.
Полный текст постановления изготовлен 26 марта 2013 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи О.А. Скачковой,
судей М.Х. Музыкантовой, А.Л. Полосина,
при ведении протокола судебного заседания помощника судьи Ю.Н. Ермаковой с использованием средств аудиозаписи,
при участии в заседании:
от заявителя - П.А. Манекина по доверенности от 16.01.2012, паспорт, Е.В. Галкова по доверенности от 20.09.2012, паспорт,
от заинтересованного лица - не явился (извещен),
рассмотрев в судебном заседании дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Кузбасского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации
на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 17 января 2013 г. по делу N А27-17754/2012 (судья В.Я. Драпезо)
по заявлению открытого акционерного общества "Шахта "Заречная" (ОГРН 1024201298978, ИНН 4212005632, 652562, Кемеровская область, г. Полысаево, ул. Заречная, д. 1)
к Государственному учреждению - Кузбасскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (652515, Кемеровская область, г. Ленинск-Кузнецкий, ул. Пушкина, д. 21а)
о признании незаконным решения от 22.07.2012 N 3 об отказе в установлении скидки к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Шахта "Заречная" (далее - заявитель, Общество, ОАО "Шахта "Заречная") обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Государственному учреждению - Кузбасского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - ГУ КРОФСС, государственное учреждение, Фонд, Фонд социального страхования) о признании недействительным решения от 22.06.2012 N 3 об отказе в установлении скидки к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; обязании ГУ КРОФСС установить скидку к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2012 год в размере 40%.
Решением суда от 17.01.2013 требования заявителя удовлетворены, решение Фонда от 22.06.2012 N 3 признано недействительным.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, государственное учреждение обратилось с апелляционной жалобой в Седьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает на то, что при принятии оспариваемого решения об отказе в установлении скидки к страховому тарифу на 2012 год Фонд социального страхования правомерно руководствовался постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2012 N 524; применение норм Налогового законодательства основано на неверном толковании норм права, поскольку данные правоотношения Налоговым кодексом Российской Федерации не регулируются; рассчитанный в соответствии с указанным постановлением показатель "с" превышает аналогичный показатель по виду экономической деятельности на 2012 год, в связи с чем отсутствовали основания для признания обжалованного решения недействительным.
Подробно доводы Фонда социального страхования изложены в апелляционной жалобе.
ОАО "Шахта "Заречная" представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит оставить оспариваемое решение без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Подробно доводы заявителя изложены в отзыве на апелляционную жалобу.
В судебном заседании представители заявителя возражали против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве, просили решение суда оставить без изменения.
Заинтересованное лицо о месте и времени судебного разбирательства извещено надлежащим образом, в судебное заседание арбитражного суда апелляционной инстанции своего представителя не направило. На основании статьи 156 АПК РФ апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в настоящем судебном заседании в отсутствие представителя заинтересованного лица.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей заявителя, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как установлено судом первой инстанции, 02.05.2012 ОАО "Шахта "Заречная" подало в ГУ КРОФСС через Филиал N 6 заявление об установлении ему скидки к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
05.05.2012 ГУ КРОФСС произвел расчет скидки тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в отношении ОАО "Шахта "Заречная" в размере 0%.
15.05.2012 ГУ КРОФСС направил в Фонд социального страхования Российской Федерации решение N 03-04/09-8306 об отказе в установлении скидки к страховому тарифу с приложением произведенного им расчета скидки в размере 0%.
14.06.2012 ФСС РФ письмом N 15-03-11/075923 согласовал решение ГУ КРОФСС об отказе в установлении скидки к страховому тарифу.
22.06.2012 ГУ КРОФСС решением N 3 отказал Обществу в установлении ОАО "Шахта "Заречная" скидки к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Отказ мотивирован тем, что по отчетным данным за 2008-2010 годы показатель количества дней временной нетрудоспособности у страхователя на один несчастный случай, признанный страховым, исключая случаи со смертельным исходом, больше аналогичного показателя по виду экономической деятельности, к которому отнесен основной вид деятельности страхователя. При этом Фонд социального страхования руководствовался пунктом 6 Правил установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2012 N 524 (далее - Правила N 524).
Не согласившись с принятым решением, ОАО "Шахта "Заречная" обратилось в суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что ГУ КРОФСС при расчете соответствующей скидки, направлении материалов на согласование в ФСС РФ и при направлении Обществу окончательного ответа с отказом в установлении скидки к страховому тарифу, руководствовалось не вступившим в силу Постановлением Правительства Российской Федерации N 524, что свидетельствует о незаконности оспариваемого отказа.
Седьмой арбитражный апелляционный суд соглашается с данными выводами суда по следующим основаниям.
По смыслу части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействий) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействий) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействиями) прав и законных интересов заявителя.
Законодательство Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Федеральный закон N 125-ФЗ), принимаемых в соответствии с ним федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Федеральный закон N 125-ФЗ устанавливает правовые, экономические и организационные основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и определяет порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника при исполнении им обязанностей по трудовому договору (контракту) и в иных установленных настоящим Федеральным законом случаях.
Согласно статье 3 Федерального закона N 125-ФЗ страхователем является юридическое лицо любой организационно-правовой формы либо физическое лицо, нанимающее лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Статьей 11 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" установлено, что страховщик обеспечивает контроль за правильным начислением, своевременными уплатой и перечислением страховых взносов страхователями, а также за расходами на обязательное социальное страхование, предусмотренными федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, следовательно, имеет право проверять документы по учету и перечислению страховых взносов страхователя, а также проверять документы, связанные с выплатой страхового обеспечения, не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации. В свою очередь страхователи обязаны: вести учет начислений страховых взносов, предъявлять страховщику для проверки документы по учету и перечислению страховых взносов, расходованию средств обязательного социального страхования.
Подпунктом 2 пункта 2 статьи 17 Федерального закона N 125-ФЗ установлено, что страхователи по обязательному социальному страхованию обязаны в установленном порядке и в определенные страховщиком сроки начислять и перечислять страховые взносы.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 18 Федерального закона N 125-ФЗ страховщик имеет право устанавливать страхователям в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, надбавки и скидки к страховому тарифу.
В пункте 1 статьи 22 Федерального закона N 125-ФЗ определено, что страховые взносы уплачиваются страхователем исходя из страхового тарифа с учетом скидки или надбавки, устанавливаемых страховщиком.
В соответствии с изменениями, внесенными в статью 22 Федерального закона N 125-ФЗ (в редакции Федерального закона от 06.11.2011 N 300-ФЗ), размер надбавки рассчитывается по итогам работы страхователя за три года.
В развитие данного Федерального закона N 125-ФЗ Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2001 N 652 утверждены Правила установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее - Правила N 652), которые действовали в период вынесения Фондом социального страхования спорного решения от 22.06.2012.
Пунктом 2 Правил N 652 скидки и надбавки устанавливаются Фондом социального страхования Российской Федерации на текущий год в пределах страховых взносов, предусмотренных соответствующим разделом доходной части бюджета страховщика, утверждаемого федеральным законом.
В силу пункта 3 указанных Правил размер скидки и надбавки рассчитывается страховщиком в соответствии с методикой расчета скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утверждаемой страховщиком по согласованию с Министерством труда и социального развития Российской Федерации.
Постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 05.02.2002 N 11 утверждена Методика расчета скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее - Методика).
Пунктом 2 данной Методики определено, что скидки и надбавки к страховым тарифам устанавливаются Фондом социального страхования Российской Федерации на текущий календарный год в размере не более 40 процентов страхового тарифа исходя из основных показателей по итогам деятельности страхователя за предшествующий календарный год.
Размер надбавки устанавливается в процентах к страховому тарифу с точностью до целых значений (пункт 5 Методики).
Согласно пункту 7 Методики расчета скидок и надбавок к страховым тарифам фонд рассчитывает размер надбавки (Р) по каждому страхователю, показатели которого соответствуют условиям установления надбавки, предусмотренным в пункте 4 настоящей Методики, по следующей формуле:
Р = ((aстр / aвэд + bстр / bвэд +cстр / cвэд) / 3 - 1) x 100% (в редакции постановления от 20.04.2006 N 49 Фонда социального страхования Российской Федерации), где:
aстр, bстр, cстр - показатели "a", "b", "c", рассчитанные для каждого страхователя;
aвэд, bвэд, cвэд - средние значения показателей по виду экономической деятельности, которому соответствует основной вид деятельности страхователя, утвержденные в соответствии с пунктом 3 Методики.
По смыслу и содержанию данной формулы умножение на сто процентов имеет только одно значение - перевод числового результата, полученного в скобках, в его процентное выражение.
Согласно пункту 5 Правил N 652 скидка или надбавка устанавливается страховщиком в случае, если указанные в пункте 3 настоящих Правил показатели меньше (скидка) или больше (надбавка) аналогичных показателей по виду экономической деятельности, которому соответствует основной вид деятельности страхователя. То есть надбавка устанавливается страхователю в том случае, если все три показателя больше аналогичных показателей по виду экономической деятельности страхователя.
Постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 30.03.2012 N 75 утверждены средние значения основных показателей по ОКВЭД 10.10.12 (Добыча каменного угля подземным способом) на 2012 год, в том числе показатель "с" - 74,66. Данные показатели утверждены в период действия Постановления Правительства Российской Федерации от 06.09.2001 N 652 и не менялись в связи с принятием нового постановления.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2012 N 524 изменен порядок исчисления показателя "с" - он стал определяться как "количество дней временной нетрудоспособности у страхователя на 1 несчастный случай, признанный страховым, исключая случаи со смертельным исходом".
Таким образом, из анализа приведенных положений следует, что из расчета размера скидок и надбавок к страховому тарифу исключены профессиональные заболевания, чем указанные изменения ухудшают положение страхователя, поскольку ведут к автоматическому росту индивидуального показателя "с". В то же время средний показатель "с" по отрасли в 2012 году остался неизменным.
Как установлено судом первой инстанции, Постановление Правительства Российской Федерации от 30.05.2012 N 524 "Об утверждении Правил установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" опубликовано в "Российской газете" 06.06.2012 и вступило в силу 14.06.2012.
До его вступления в силу действовали Постановление Правительства Российской Федерации от 06.09.2001 N 652, постановления Фонда социального страхования Российской Федерации от 05.02.2002 N 11 и от 22.03.2002 N 32 "Об утверждении Порядка представления страхователями сведений для установления скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
Аналогичные выводы содержатся в письме Фонда социального страхования Российской Федерации от 14.06.2012 N 15-03-11/07-5923, направленном в адрес региональных отделений и обязательном для исполнения.
В соответствии с пунктом 3 Постановления Фонда социального страхования Российской Федерации от 22.03.2002 N 32 необходимые документы для установления скидки страхователь представляет в территориальный орган Фонда по месту своей регистрации в срок до 15 мая текущего года.
Из материалов дела следует, что 02.05.2012 ОАО "Шахта "ЗАРЕЧНАЯ" обратилось в ГУ-КРОФСС с заявлением об установлении скидки к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2012 год.
Согласно пункту 11 Методики расчета скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (утв. постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 05.02.2002 N 11), решение об установлении скидки страхователю принимается Фондом не позднее одного месяца с даты регистрации заявления.
Таким образом, решение об установлении скидки ГУ-КРОФСС должен был принять не позднее 04 июня 2012 года (с учетом выходных дней 2-го и 3-го июня 2012 года), то есть до вступления в силу новых Правил N 524.
При таких обстоятельствах, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2001 N 652 и постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 05.02.2002 N 11 размер скидки составил 40%.
Расчет скидки в указанном размере заявителем представлен в материалы дела, проверен судом, признан верным, Фондом в свою очередь не оспорен, предметный контррасчет не представлен.
Между тем в нарушение указанных нормативных актов, руководствуясь не вступившим в силу Постановлением Правительства РФ от 30.05.2012 N 524, ГУ КРОФСС 05.05.2012 произвел расчет скидки в размере 0%. Указанный расчет в составе письма "Об отказе в установлении скидки к страховому тарифу" от 15.05.2012 N 03-04/09-8306 направлен в Фонд социального страхования Российской Федерации для согласования. 14.06.2012 Фонд социального страхования Российской Федерации согласовал решение ГУ КРОФСС об отказе в установлении скидки (письмо ФСС РФ от 14.06.2012 N 15-03-11/07-5923). С учетом полученного согласования ГУ КРОФСС 22.06.2012 оформил решение в письме N 3 об отказе в установлении скидки.
С учетом изложенного, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что оспариваемое решение принято в нарушение Постановления Правительства Российской Федерации от 06.09.2001 N 652 и постановления Фонда социального страхования Российской Федерации от 05.02.2002 N 11, а ГУ КРОФСС не вправе было применять Постановление Правительства Российской Федерации от 30.05.2012 N 524.
Апелляционной инстанции также поддерживает выводы суда первой инстанции о том, что применение Фондом социального страхования новых Правил противоречит требованиям статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации. Так, согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформированной в Определениях от 22.01.2004 N 8-0 и от 10.07.2003 N 291-0, "страховые взносы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний... взыскиваются на началах обязательности, безвозвратности и индивидуальной безвозмездности. Это означает, что при установлении указанных платежей законодателем должны соблюдаться не только требования статей 15 (часть 3), 54, 55 (части 2 и 3) и 57 Конституции Российской Федерации, но и положения Налогового кодекса Российской Федерации, регламентирующие действие актов законодательства о налогах и сборах во времени, а именно его статья 5, согласно которой акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее, чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей; акты законодательства о налогах и сборах,... устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют".
Принимая во внимание, что Постановление Правительства Российской Федерации от 30.05.2012 N 524 "Об утверждении Правил установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" опубликовано в "Российской газете" 06.06.2012 с учетом изложенной выше позиции Конституционного Суда Российской Федерации данное постановление вступает в силу не ранее 07.07.2012.
Таким образом, апелляционный суд считает, что решение Фонда от 22.06.2012 N 3 об отказе в установлении Обществу скидки к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний вынесено в нарушение требований Федерального закона N 125-ФЗ и Методики.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого акта и обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган или лицо, которые приняли соответствующий акт (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
С учетом вышеуказанных положений процессуального и материального права, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее по отдельности, оценив все имеющиеся доказательства по делу в их совокупности и взаимосвязи согласно требованиям статей 65, 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что указанные в оспариваемом решении обстоятельства Фондом социального страхования в рассматриваемой ситуации не доказаны, правомерность его вынесения по тем основаниям, которые в нем изложены, не подтверждена.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, выводы суда первой инстанции о незаконности оспариваемого решения и о нарушении в данном случае прав и законных интересов заявителя являются обоснованными.
В целом доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Таким образом, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 17 января 2013 г. по делу N А27-17754/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Кузбасского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
О.А. Скачкова |
Судьи |
М.Х. Музыкантова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-17754/2012
Истец: ОАО "Шахта Заречная"
Ответчик: Государственное учреждение-Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации
Хронология рассмотрения дела:
17.01.2013 Решение Арбитражного суда Кемеровской области N А27-17754/12