г. Томск |
|
21 марта 2011 г. |
Дело N А45-17327/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 марта 2011 г.
Полный текст постановления изготовлен 21 марта 2011 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд
в составе председательствующего О. Б. Нагишевой,
судей М. Ю. Кайгородовой, Т. А. Кулеш,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи И.М. Казариным,
При участии:
от истца: без участия (извещен),
от ответчика: без участия (извещен),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Алтай-Кокс" на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 10 декабря 2010 года по делу N А45-17327/2010 (судья Ю. М. Апарин)
по иску открытого акционерного общества "Алтай-Кокс" (ОГРН 102220704712, ИНН 2205001753)
к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" в лице Новосибирского филиала "Западно-Сибирская железная дорога" (ОГРН 1037739877295; ИНН 7708503727)
о восстановлении на лицевом счете необоснованно списанной денежной суммы в размере 80 293 руб. 40 коп.,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Алтай-Кокс" (далее - ОАО "Алтай-Кокс") обратилось с иском к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (Новосибирский филиал "Западно-Сибирская железная дорога") (далее - ОАО "РЖД") об обязании последнего восстановить на лицевом счете истца N 1000003401, присвоенном ему в соответствии с договором на организацию расчетов N ЕЛС-450/9-А от 09.04.2009 г., сумму необоснованно списанного штрафа в размере 80 293 руб. 40 коп.
Решением суда Новосибирской области от 10 декабря 2010 года в удовлетворении иска ОАО "Алтай-Кокс" было отказано.
Не согласившись с решением, истец подал апелляционную жалобу, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований истца в полном объеме. В обоснование податель жалобы ссылается на то, что при вынесении оспариваемого решения суд неправильно применил нормы материального права, а именно неправильно истолковал закон: нормы Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" от 10.01.2003 г. N 18-ФЗ, (далее - УЖТ РФ), предусматривающие расчет платы за пользование вагонами и штрафа за задержку вагонов под погрузкой и выгрузкой грузов. При этом истец настаивал на предлагаемом им порядке расчетов.
К апелляционной жалобе истец приложил письменное ходатайство о приостановлении производства по настоящему делу до рассмотрения в порядке надзора дела N А45-10826/2010 Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации по жалобе ОАО "Алтай-Кокс".
В удовлетворении ходатайства истца о приостановлении производства по делу отказано, так как отсутствуют основания, предусмотренные статьей 143 АПК РФ.
Ответчик представил письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором с доводами ее подателя не согласился, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Дело по апелляционной жалобе истца рассмотрено в соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ - в отсутствие представителей сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, проверив в соответствии со статьей 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, Седьмой арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого решения.
Из материалов дела следует, что между ОАО "Российские железные дороги" (дорогой) и ОАО "Алтай - Кокс" (ветвевладельцем) заключен договор N 23/Н от 01.06.2000 г., связанный с эксплуатацией комплекса железнодорожных подъездных путей ОАО "Алтай - Кокс", примыкающих к станции Заринская ЗапСибЖД, в редакции дополнительных соглашений к нему.
Между ОАО "РЖД" и ОАО "Алтай-Кокс" (клиентом) также заключен договор N ЕЛС-450/9-А от 09.04.2009 г. на организацию расчетов, по условиям которого клиенту присвоен код плательщика и открыт лицевой счет.
В период с 11.10.2009 г. по 25.10.2009 г. ОАО "РЖД" начислило ОАО "Алтай-Кокс" плату за пользование вагонами в сумме 539 397 руб. 00 коп. и штраф за задержку вагонов в сумме 380 515 руб. 20 коп., которые были списаны с лицевого счета клиента.
Полагая, что в результате неверного начисления платы за пользование вагонами и штрафа за задержку вагонов ответчиком необоснованно был списан штраф в сумме 80 293 руб. 40 коп, 12.11.2009 г. ОАО "Алтай-Кокс" обратилось к ОАО "РЖД" с претензией (Исх. N 023/6142) (л.д. 6, т.1).
Неисполнение ОАО "РЖД" заявленных истцом в претензии требований в добровольном порядке послужило основанием для обращения ОАО "Алтай-Кокс" в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая ОАО "Алтай-Кокс" в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что истец не обосновал соответствия предложенного им алгоритма расчета положениям статей 62, 99 УЖТ РФ и условиям заключенного сторонами договора.
Апелляционный суд поддерживает данные выводы суда первой инстанции, поскольку, как предусмотрено статьей 55 УЖТ РФ отношения между перевозчиком и владельцем железнодорожного пути необщего пользования, не принадлежащего владельцу инфраструктуры, по поводу эксплуатации такого железнодорожного пути регулируются договором на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования.
Согласно статье 58 УЖТ РФ договоры на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования устанавливают порядок подачи и уборки вагонов, а также технологические сроки оборота вагонов, контейнеров на железнодорожных путях необщего пользования, технологическое время, связанное с подачей вагонов к местам погрузки, выгрузки грузов и уборкой вагонов с этих мест.
По условиям заключенного между сторонами договора N 23/Н от 01.06.2000 г., связанного с эксплуатацией комплекса железнодорожных подъездных путей ОАО "Алтай - Кокс", примыкающих к станции Заринская ЗСЖД:
- на подъездном пути ветвевладельца устанавливается следующее технологическое время оборота вагонов: для вагонов, неорганизованных в маршруты: - летом 9,98 час., зимой 11,38 часа; для вагонов, прибывающих и отправляемых в маршрутах - летом 17,8 час., зимой 19,0 часа (параграф 8); зимний период с 15.10. по 15.04.
- учет времени нахождения вагонов на подъездном пути осуществляется номерным способом по ведомостям подачи и уборки вагонов ф.ГУ-46 ВЦ (параграф 9);
- ветвевладелец по настоящему договору уплачивает дороге плату за пользование вагонами, контейнерами за время нахождения их на подъездном пути, либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от ветвевладельца _ Из оплачиваемого времени за пользование вагонами исключается время на производство маневровой работы с ними по расформированию и подгруппировке вагонов по грузополучателям, грузоотправителям, а также формирование маршрутов четных и нечетных поездов; время на ремонт и очистку вагонов (п. "б" параграфа 12).
Обращаясь в суд с иском, истец в обоснование своих требований привел расчет начисления платы за пользование вагонами, а также штрафа за задержку вагонов на основании ведомости N 002738, вагон N 61062451 (л.д. 3, т. 1), указав на неправильность расчетов ОАО "РЖД" и ссылаясь на статьи 39, 58, 62, 99 УЖТ РФ.
Ответчик, возражая против заявленного иска, приводит в качестве правового обоснования эти же правовые нормы.
Спор об общем периоде времени нахождения вагонов на путях необщего пользования, указанного в ведомостях подачи и уборки вагонов, отсутствует.
Таким образом, как правильно указал суд первой инстанции, спор между сторонами вызван различными подходами к расчету периода времени в целях начисления платы за пользования вагонами, а также периода времени для начисления штрафных санкций, связанных с задержкой вагонов под погрузкой.
Согласно статье 39 УЖТ РФ за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей, обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами владельцев железнодорожных путей необщего пользования либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от таких грузополучателей, грузоотправителей, владельцев, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами.
Оплачиваемое время за пользование вагонами, контейнерами для погрузки грузов, выгрузки грузов на железнодорожных путях необщего пользования определяется в соответствии с положениями главы IV настоящего Устава.
В соответствии с абзацем 2 статьи 62 УЖТ РФ владельцами железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающими грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами, вносится перевозчику плата за пользование вагонами, контейнерами, которая исчисляется с момента передачи вагонов, контейнеров владельцам железнодорожных путей необщего пользования на железнодорожных выставочных путях до момента их возвращения на железнодорожные выставочные пути. При этом в оплачиваемое время не включается технологическое время, связанное с подачей вагонов к местам погрузки, выгрузки грузов и уборкой вагонов с этих мест и установленное договорами на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования или договорами на подачу и уборку вагонов.
В силу статьи 99 УЖТ РФ за задержку вагонов, контейнеров, принадлежащих перевозчикам, под погрузкой, выгрузкой грузов в местах общего и необщего пользования, включая железнодорожные пути необщего пользования, более чем на двадцать четыре часа по истечении технологических сроков оборота вагонов, контейнеров, установленных договорами на подачу и уборку вагонов или договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования, либо по истечении тридцати шести часов с момента подачи вагонов, контейнеров под погрузку, выгрузку грузов локомотивами перевозчика грузоотправители, грузополучатели, владельцы железнодорожных путей необщего пользования уплачивают перевозчику в десятикратном размере штрафы, установленные статьями 100 и 101 Устава, без внесения при этом платы за пользование вагонами, контейнерами.
Из разъяснений Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ, изложенных в постановлении N 30 от 06.10.2005 г. (в редакции от 01.07.2010 г.) следует, что:
- в соответствии со статьей 39 Устава за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей или владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих их своими локомотивами, либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев этих путей, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами (п. 34).
- согласно части 6 статьи 62 Устава за задержку принадлежащих перевозчику вагонов, контейнеров под погрузкой, выгрузкой на местах общего и необщего пользования, в том числе на железнодорожных путях необщего пользования, более чем на двадцать четыре часа по истечении технологических сроков оборота вагонов, контейнеров, установленных договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договорами на подачу и уборку вагонов, либо по истечении тридцати шести часов с момента подачи вагонов под погрузку, выгрузку локомотивами перевозчика грузоотправители, грузополучатели, владельцы железнодорожных путей необщего пользования уплачивают перевозчику штрафы, установленные статьей 99 Устава, без внесения при этом платы за пользование вагонами, контейнерами. Штраф подлежит взысканию за нарушения, указанные в статье 62 Устава, независимо от того, предусмотрен ли он в договоре. Время нахождения вагонов, контейнеров на железнодорожных путях необщего пользования, обслуживаемых локомотивом владельца или пользователя этих путей (технологический срок оборота вагонов), исчисляется с момента передачи владельцу таких путей вагонов, контейнеров на выставочных путях до момента их возвращения на железнодорожные выставочные пути. Следовательно, в отношениях, урегулированных договором на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования, обслуживаемого локомотивом владельца пути, или договором на подачу и уборку вагонов, ответственность, предусмотренная частью 6 статьи 62, частью 2 статьи 99, статьями 100 и 101 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, наступает в случае задержки возврата вагонов, контейнеров владельцем железнодорожных путей необщего пользования на выставочные пути более чем на двадцать четыре часа сверх технологических сроков оборота вагонов, контейнеров, установленных договором (п. 35).
Таким образом, ответственность, предусмотренная частью 6 статьи 62, частью 2 статьи 99, статьей 100 и статьей 101 Устава УЖТ РФ, наступает в случае задержки возврата вагонов, контейнеров владельцем железнодорожных путей необщего пользования на выставочные пути более чем на двадцать четыре часа сверх технологических сроков оборота вагонов, контейнеров, установленных договором.
Учитывая отсутствие спора по периоду нахождения вагонов на путях необщего пользования, положения договора N 23/Н от 01.06.2000 г., согласно которым, из оплачиваемого времени за пользование вагонами исключается время на производство маневровой работы с ними по расформированию и подгруппировке вагонов по грузополучателям, грузоотправителям, а также формирование маршрутов четных и нечетных поездов и время на ремонт и очистку вагонов, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что единственно возможным и соответствующим статье 62 УЖТ РФ для определения периода времени, будет являться следующий расчет: для взыскания штрафа: из общего времени нахождения вагонов под грузовыми операциями, включая время, которое не подлежит оплате (06,12 час.) исключаются 24 часа, предусмотренные частью 6 статьи 62 УЖТ РФ, и технологический срок оборота вагонов, контейнеров, установленный договором (в рассматриваемом споре - 9,98 часов), т.е. 34 часа. Названное время (применительно к вагону N 61062451 по ведомости N 002738) вычитается из общего времени нахождения вагона на путях необщего пользования (43 ч. 20 мин.). Следовательно, начисление штрафа производится за 9 часов.
Указанные 9 часов наряду с установленным договором неоплаченным временем 6 час. 12 мин. подлежат исключению из общего времени при расчете платы за пользование вагонами. Следовательно, плата за пользование вагонами вносится за 28 часов.
Нормы УЖТ РФ не предусматривают исключение неоплачиваемого периода времени на выполнение операций, являющихся обязанностью перевозчика, из общего времени нахождения вагона на путях необщего пользования для исчисления периода времени для начисления штрафных санкций, связанных с задержкой вагонов под погрузкой.
Указанное исключение предусмотрено только в целях расчета платы за пользование вагонами.
Кроме того, исходя из положений п. 2.1. Приказа N 67 МПС РФ "Об утверждении Порядка разработки и определения технологических сроков оборота вагонов и технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов" от 29.09.2003 г., изданного в соответствии со статьей 58 УЖТ РФ, следует, что неоплачиваемое время 6,12 час. входит в технологический срок оборота вагонов, поскольку согласно указанному пункту при расчете технологического срока оборота вагонов учитываются следующие элементы операций с вагонами:
маневровая работа по передаче вагонов с выставочных железнодорожных путей на железнодорожные пути необщего пользования и обратно;
маневровая работа по расформированию групп вагонов (если это требуется по технологии);
маневровая работа по расстановке вагонов по местам погрузки, выгрузки и их уборке после выполнения грузовых операций;
выполнение грузовых операций;
маневровая работа по перестановке вагонов в процессе выполнения сдвоенных операций;
маневровая работа по формированию групп вагонов (если это требуется по технологии);
приемо-сдаточные операции;
прочие операции (взвешивание, ожидание подачи и уборки на места погрузки, выгрузки, межоперационные простои).
При таких обстоятельствах, принятое Арбитражным судом Новосибирской области 10.12.2010 г. решение является законным и обоснованным, судом первой инстанции были полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства и им дана правильная оценка. Нарушений норм материального или процессуального права допущено не было, поэтому оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Государственная пошлина по апелляционной жалобе по правилам статьи 110 АПК РФ относится на ее подателя.
Руководствуясь статьей 110, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Седьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 10 декабря 2010 года по делу N А45-17327/2010 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
О. Б. Нагишева |
Судьи |
М. Ю. Кайгородова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-17327/2010
Истец: ОАО "Алтай-Кокс"
Ответчик: ОАО "РЖД", ОАО "Российские железные дороги" в лице филиала Западно-Сибирская железная дорога