г. Пермь |
|
22 июня 2010 г. |
Дело N А71-19383/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июня 2010 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 июня 2010 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Риб Л. Х.,
судей Васевой Е.Е., Щеклеиной Л.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Лебедевой Н.О.
при участии:
от заявителя (Общество с ограниченной ответственностью "Эхо"): Маринин В.И. (директор, предъявлен паспорт); Борисова Н.С. (представитель по доверенности от 11.06.2010, предъявлено удостоверение);
от заинтересованного лица (Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Удмуртской Республике): Катаева С.А. (представитель по доверенности от 11.06.2010, предъявлено удостоверение);
от третьих лиц (1. Удмуртский Республиканский союз обществ охотников и рыболовов", 2. Управление охраны фауны Удмуртской Республики): 1. Личихин А.В. (представитель по доверенности от 01.06.2010, предъявлен паспорт), 2. Берестова Ю.Л. (представитель по доверенности от 20.05.2010, предъявлен паспорт);
лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда;
рассмотрел в судебном заседании апелляционные жалобы заявителя Общества с ограниченной ответственностью "Эхо", третьего лица Управления охраны фауны Удмуртской Республики
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 6 апреля 2010 года
по делу N А71-19383/2009,
принятое судьей Симоновым В.Н.
по иску Общества с ограниченной ответственностью "Эхо"
к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Удмуртской Республике
с участием третьих лиц: Удмуртского республиканского союза обществ охотников и рыболовов, Управления охраны фауны Удмуртской республики
о признании незаконными действий по выдаче лицензии, недействительной долгосрочной лицензии,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Эхо" (далее - заявитель, Общество, ООО "Эхо") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Удмуртской Республике по выдаче Удмуртскому республиканскому союзу обществ охотников и рыболовов долгосрочной лицензии серии ХХ N 0208 от 29 сентября 2005 на пользование объектами животного мира в целях охоты на территории Сюмсинского района Удмуртской Республики, а также о признании недействительной долгосрочной лицензии серии ХХ N 0208 от 29 сентября 2005, обязании Управления охраны фауны Удмуртской Республики аннулировать указанную долгосрочную лицензию.
Решением арбитражного суда от 06 апреля 2010 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, заявитель по делу и третье лицо (Управление охраны фауны Удмуртской Республики) обратились в суд апелляционной инстанции с жалобами, просят решение суда первой инстанции отменить, заявленные Обществом требования удовлетворить.
В апелляционной жалобе Общество в качестве оснований для отмены вынесенного судом решения ссылается на неполное выяснение судом обстоятельств дела, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, нарушение судом норм действующего законодательства, в частности, ст.ст.36, 37, 38 Федерального закона "О животном мире", Положения о порядке выдачи долгосрочных лицензий, приказа Минсельхозпрода РФ и Госкомэкологии РФ от 22 июня 1998 года N 378/400; лицензия, по мнению подателя жалобы, выдана неуполномоченным органом.
Управление охраны фауны Удмуртской Республики также не согласно с вынесенным судом решением по делу. В обоснование жалобы указывает на отсутствие у заинтересованного лица полномочий по выдаче лицензии, на момент выдачи такими полномочиями была наделена исключительно Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору, ссылку в лицензии на решение арбитражного суда Удмуртской Республики по делу N А71-46/2005 считает необоснованной, поскольку судебный акт об обязании выдать лицензию вынесен в отношении другого государственного органа; лицензия выдана Удмуртскому республиканскому союзу обществ охотников и рыболовов с нарушением законодательства о лицензировании, без представления необходимых для выдачи лицензии документов: заключения лицензирующего органа, соответствующих решения Правительства Удмуртской Республики и договора.
Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Удмуртской Республике в отзыве на жалобы не согласилось с доводами апелляторов, полагает, что лицензия выдана в пределах имеющихся на момент выдачи полномочий, в соответствии с требованиями судебного акта арбитражного суда, оснований для отказа в выдаче долгосрочной лицензии у лицензирующего органа не имелось.
Третье лицо - Удмуртский Республиканский союз обществ охотников и рыболовов представило отзыв с возражениями на апелляционные жалобы, оснований для отмены судебного акта не усматривает, полагает, что все обстоятельства, связанные с выдачей долгосрочной лицензии были предметом исследования при рассмотрении арбитражными судами дел N А71-46/2005, А71-4720/2009, N А71-17429/2009.
Присутствующие в судебном заседании представители сторон поддержали доводы, изложенные в апелляционных жалобах и отзывах на жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Обсудив доводы апелляционных жалоб, исследовав представленные в материалы дела доказательства, заслушав представителей сторон по делу, проверив правильность применения судом действующего законодательства, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, ООО "Эхо" 25.01.2007 обратилось в Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Удмуртской Республике (далее - Управление) с заявлением о выдаче долгосрочной лицензии на пользование объектами животного мира для целей охоты на территории Сюмсинского района. Письмом от 09.02.2007 "01-15/325 Управление разъяснило, что долгосрочная лицензия выдается на основании решения Правительства Удмуртской Республики (т.1 л.д.40,41).
26.08.2009 г. Общество направило в Правительство Удмуртской Республики заявку на получение объектов животного мира на территории Сюмсинского района в пользование. Письмом от 16.09.2009 Правительство Удмуртской Республики сообщило, что все документы представлены и соответствуют установленным требованиям, но в связи с судебным разбирательством по факту выдачи лицензии в отношении заявленной территории другой организации принятие решения о выдаче лицензии приостановлено, заявка Общества возвращена (т.1 л.д.42,43).
Полагая, что Удмуртскому республиканскому союзу обществ охотников и рыболовов лицензия серии ХХ N 0208 от 29.09.2005 г. на пользование объектами животного мира в целях охоты на территории Сюмсинского района Удмуртской Республики выдана необоснованно, заявитель обратился в арбитражный суд Удмуртской Республики с настоящими требованиями.
Рассматривая спор, суд первой инстанции пришел к выводу о законности действий Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Удмуртской Республике по выдаче лицензии, в связи с чем в удовлетворении требований отказал.
Не усматривая оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции руководствуется следующим.
Согласно ст. 198, 201 Арбитражного процессуального кодекс РФ для признания недействительным ненормативного правового акта необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого акта законам и иным нормативным правовым актам и нарушение указанным актом прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с абз. 1 ст. 3 Федерального закона от 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире" (далее - Закон о животном мире, ссылки на закон приводятся в редакции, действовавшей на момент выдачи оспариваемой лицензии), законодательство Российской Федерации в области охраны и использования животного мира и среды его обитания основывается на положениях Конституции Российской Федерации, федеральных законов об охране окружающей среды и состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации об охране и использовании животного мира.
Согласно положениям абз. 1, 2 ст. 33 Закона о животном мире объекты животного мира могут предоставляться органами государственной власти, уполномоченными осуществлять права собственника от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, юридическим лицам в долгосрочное пользование на основании долгосрочной лицензии. Пользователь осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования объектами животного мира на условиях и в пределах, установленных законом, лицензией и договором с органом государственной власти.
Во исполнение ст.6 Закона о животном мире осуществление полномочий по выдаче лицензий (за исключением распорядительных) и разрешений на использование объектов животного мира, за исключением объектов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, а также объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации переданы Российской Федерацией органам государственной власти субъекта Российской Федерации.
Пользование животным миром осуществляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на основании лицензии в течение срока, указанного в лицензии по соглашению сторон и зависящего от вида пользования животным миром в границах определенной территории и акватории (ст.35 Закона о животном мире).
В соответствии со ст. 1 Закона о животном мире под долгосрочной лицензией понимают специальное разрешение на осуществление хозяйственной и иной деятельности, связанной с использованием и охраной объектов животного мира.
Порядок выдачи долгосрочных лицензий на пользование объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, утвержден Приказом Минсельхоза РФ от 26.06.2000 N 569.
Статьей 36 Закона о животном мире предусмотрена выдача долгосрочной лицензии на пользование животным миром специально уполномоченным государственным органом по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания на основании решений Правительства Российской Федерации или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 N 98 установлено, что специально уполномоченными государственными органами по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания в Российской Федерации являются Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации, Государственный комитет Российской Федерации по охране окружающей среды, Федеральная служба лесного хозяйства России, Федеральная пограничная служба Российской Федерации и их территориальные органы.
На основании пп.51 п.6 Положения о Министерстве сельского хозяйства РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.11.2000 N 901, выдача долгосрочных лицензий на пользование объектами животного мира, отнесенных к объектам охоты являлось задачей Министерства сельского хозяйства РФ.
Указом Президента РФ от 09.03.2004 N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" образована Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору, которой переданы функции Министерства сельского хозяйства Российской Федерации по контролю и надзору (п.13).
Согласно п.1 Положения о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору (в первоначальной редакции), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 327, Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору, в частности, в сфере использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты.
Согласно п. 4 Постановления Правительства РФ от 08.04.2004 г. N 201 "Вопросы федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору" федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации.
В соответствии с п.9.9. Постановления Правительства РФ от 28.07.2005 г. N 452 "О Типовом регламенте внутренней организации федеральных органов исполнительной власти" руководитель федеральной службы или федерального агентства, находящихся в ведении федерального министерства, утверждает положение о территориальном органе в соответствии с типовым положением о территориальном органе соответствующей федеральной службы или федерального агентства, утвержденным приказом федерального министерства.
На основании Типового положения о территориальном органе федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, утвержденного Приказом Минсельхоза РФ от 13.06.2006 г. N 171, Приказом Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору 05.04.2005 г. N 102, утверждено Положение об управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Удмуртской Республике, согласно которому в полномочия данного органа входит выдача долгосрочных лицензий на пользование объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты (пп."б" п.5.3.2.).
Таким образом, на момент выдачи оспариваемой лицензии специально уполномоченным государственным органом по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания, осуществляющим лицензирование деятельности на пользование объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, в том числе и долгосрочное, на территории Удмуртской Республики являлся территориальный орган Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору.
Согласно пункту 12 Разъяснений о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных Приказом Минюста РФ от 14.07.1999 N 217 (действовавших на момент утверждения Положения об Управлении Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Удмуртской Республике) государственной регистрации подлежат все нормативные правовые акты, устанавливающие правовой статус организаций - типовые, примерные положения (уставы) об органах (например, территориальных), организациях, подведомственных соответствующим федеральным органам исполнительной власти, а также устанавливающие правовой статус организаций, выполняющих в соответствии с законодательством Российской Федерации отдельные наиболее важные государственные функции.
Положение об Управлении Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Удмуртской Республике не является типовым, примерным положением о территориальных органах Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, носит ненормативный характер, поэтому не подлежит обязательной регистрации в Минюсте России.
Согласно пп.5 п.1 ст. 25 Лесного кодекса РФ одним из видов лесопользования является осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства.
В силу статьи 4 Закона о животном мире, животный мир в пределах территории Российской Федерации является государственной собственностью.
Согласно статьям 12, 34 Закона о животном мире, охота является видом пользования животным миром, а не видом лесопользования, и отделение права пользования животным миром от права пользования землей и другими природными ресурсами является одним из принципов государственного управления в области охраны и использования животного мира, сохранения и восстановления среды обитания.
Следовательно, принцип отделения прав пользования допускает возможность пользования заявителем участками лесного фонда, предоставленными для нужд охотничьего хозяйства в порядке и на условиях, предусмотренных Лесным кодексом РФ и договором аренды.
Как установлено судом первой инстанции по материалам дела, Удмуртскому республиканскому союзу обществ охотников и рыболовов выдана долгосрочная лицензия от 29 сентября 2005 г. серии ХХ N 0208.
Основанием для выдачи лицензии послужило вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 26.05.2005 г., принятое по делу N А71-46/2005-Г12 (т.1 л.д.74-81), которым суд обязал Управление по охране, контролю и регулированию использования охотничьих животных Удмуртской Республики выдать долгосрочную лицензию.
В силу п. 2 ст. 69 Арбитражного процессуального кодекса РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Апелляционной суд, поддерживая выводы суда первой инстанции, отмечает, что на момент судебного разбирательства по делу N А71-46/2005 арбитражный суд обоснованно принял во внимание Постановление Правительства Удмуртской Республики от 24.08.1998 г. N772 "О закреплении охотничьих угодий за Удмуртским республиканским обществом охотников и рыболовов".
В силу ст. 16 Арбитражного процессуального кодекса вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Таким образом, уполномоченный на выдачу лицензий орган - Управление Россельхознадзора по Удмуртской Республике обязано было исполнить вступившее в законную силу решение арбитражного суда по делу N А71-46/2005 путем выдачи Удмуртскому республиканскому союзу обществ охотников и рыболовов долгосрочной лицензии на пользование объектами животного мира в целях охоты на территории Сюмсинского района Удмуртской республики.
Доводы заявителей апелляционных жалоб об отсутствии оснований для выдачи лицензии, поскольку в лицензирующий орган не были представлены результаты согласования предоставления территории (акватории) для осуществления пользования животным миром, необходимые документы для выдачи лицензии, в том числе соответствующее решение уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации; несоответствии выданной лицензии требованиям законодательства Российской Федерации по форме и условиям пользования животным миром; о выдаче лицензии неуполномоченным на то органом, отсутствие обязанности Управления Россельхознадзора по Удмуртской Республики по исполнению решения суда по делу N А71-46/2005 апелляционным судом отклонены, поскольку фактически направлены на пересмотр вступившего в законную силу судебного акта по вышеуказанному делу, что недопустимо исходя из положений ст.16 АПК РФ.
Необходимо отметить, что на момент выдачи оспариваемой лицензии права ООО "Эхо", не претендовавшего на получение лицензии, действиями заинтересованного лица не были нарушены.
По вышеизложенным основаниям решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, в удовлетворении апелляционных жалоб следует отказать.
Излишне уплаченная ООО "Эхо" при подаче апелляционной жалобы госпошлина подлежит возврату в порядке ст.104 АПК РФ.
Руководствуясь ст. ст. 104, 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской республики от 06 апреля 2010 года по делу N А71-19383/2009 оставить без изменения, а апелляционные жалобы Общества с ограниченной ответственностью "Эхо" и Управления охраны фауны Удмуртской Республики - без удовлетворения.
Обществу с ограниченной ответственностью "Эхо" возвратить из федерального бюджета 1000 (одну тысячу) рублей госпошлины по апелляционной жалобе, уплаченной по платежному поручению N 8 от 11.05.2010.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Удмуртской республики.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
Л.Х. Риб |
Судьи |
Е.Е. Васева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-19383/2009
Истец: ООО "Эхо"
Ответчик: Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Удмуртской Республике
Третье лицо: Удмуртский Республиканский союз обществ охотников и рыболовов, Удмуртский Республиканский союз охотников и рыболовов, Управление охраны фауны Удмуртской Республики, Управление фауны Удмуртской Республики