г. Пермь |
|
26 марта 2013 г. |
Дело N А71-11717/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 марта 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 марта 2013 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сафоновой С.Н.,
судей Гуляковой Г.Н., Савельевой Н.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Лапшиной Е.И.,
при участии:
от заявителя Удмуртской региональной благотворительной общественной организации инвалидов "Бизнес-Хоспис" - не явились;
от заинтересованного лица Межрайонной ИФНС России N 8 по Удмуртской Республике - Рассамахина Е. В., удостоверение, доверенность от 09.01.2013;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заявителя Удмуртской региональной благотворительной общественной организации инвалидов "Бизнес-Хоспис"
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 14 января 2013 года по делу N А71-11717/2012,
принятое судьей Иютиной О.В.,
по заявлению Удмуртской региональной благотворительной общественной организации инвалидов "Бизнес-Хоспис" (ОГРН 1101800000653, ИНН 1834052255)
к Межрайонной ИФНС России N 8 по Удмуртской Республике (ОГРН 1041804000105, ИНН 1834030163)
о признании незаконным решения,
установил:
Удмуртская региональная благотворительная общественная организация инвалидов "Бизнес-Хоспис" (далее - заявитель) обратилась в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной ИФНС России N 8 по Удмуртской Республике (далее - налоговый орган) от 28.06.2012 N11-18/37087 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 14.01.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, заявитель обжаловал его в порядке апелляционного производства.
Заявитель решение считает незаконным и необоснованным, просит его отменить в силу следующих обстоятельств.
Заявитель настаивает на том, что им соблюдены условия применения льготы по подпункту 2 пункта 3 статьи 149 НК РФ
Автор жалобы обращает внимание, что заявитель зарегистрирован в качестве общественной организации инвалидов и осуществляет свою деятельность на основании устава, в котором закреплено, что целями деятельности организации являются защита прав и интересов инвалидов; обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей участия во всех сферах общественной жизни; интеграция инвалидов в общество; осуществление действий, непосредственно связанных с трудоустройством безработных. В проверяемый период организация осуществляла предпринимательскую деятельность, отвечающую своим уставным целям и задачам. В проверяемый период, учредителями (членами) заявителя являлись инвалиды. По мнению заявителя, соотношение общей численности работников-инвалидов к общей среднесписочной численности работников налогоплательщика не может являться основанием для отказа в предоставлении налоговой льготы, при том, что все условия, установленные п.п. 2 п. 3 ст. 149 НК РФ организацией соблюдены.
Заявитель не согласен с выводом налогового органа о том, что предпринимательская деятельность, осуществляемая заявителем, является приоритетной по отношению к деятельности, предусмотренной Уставом. Поскольку, на текущий момент одной из основных целей заявителя, является организация помощи Дому ребенка "Нейрон. По мнению автора жалобы, заявитель осуществляет свою деятельность в соответствии с уставными целями и задачами, им соблюдены все условия для применения освобождения от налогообложения НДС, предусмотренного пп. 2 п. 3 ст. 149 НК РФ, а выводы налогового органа не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Таким образом, по мнению заявителя, решение вынесено без учета всех обстоятельств дела и особенностей деятельности благотворительных организаций.
Заявитель, просит решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 14.01.2013 отменить и направить дело на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
Представитель налогового органа в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
От заявителя в судебное заседание апелляционной инстанции представители не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 АПК РФ.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации заявителя по налогу на добавленную стоимость за 4 квартал 2011 года.
Результаты проверки оформлены актом от 30.05.2012 N 11-18/36221.
28.06.2012 налоговым органом принято решение от N 11-18/37087 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
Указанным решением заявителю предложено уплатить недоимку по НДС в сумме 2 739 676 руб., пени в сумме 94 731 руб. 90 коп., заявитель привлечен к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа за неуплату НДС в сумме 547 935 руб. 20 коп.
Основанием для принятия указанного решения послужили выводы налогового органа о том, что заявитель необоснованно применил налоговую льготу по НДС за 4 квартал 2011 года.
Решением УФНС по Удмуртской Республике от 09.08.2012 N 06-06/10098@ решение налогового органа от 28.06.2012 N N 11-18/37087 оставлено без изменения.
Не согласившись с решением налогового органа от 28.06.2012 N N 11-18/37087, заявитель обратился в арбитражный суд.
Арбитражным судом первой инстанции принято вышеприведенное решение.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленного требования, исходил из того, что основания для применения льготы по НДС, установленной п.п. 2 п. 3 ст. 149 НК РФ, у заявителя отсутствуют.
Изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей сторон, оценив представленные доказательства в соответствии с положениями статьи 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции находит выводы суда первой инстанции правильными, соответствующими требованиям закона и материалам дела.
Согласно подпункту 2 пункта 3 статьи 149 НК РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) на территории Российской Федерации операции по реализации (в том числе передача, выполнение, оказание для собственных нужд) товаров (за исключением подакцизных, минерального сырья и полезных ископаемых, а также других товаров по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации по представлению общероссийских общественных организаций инвалидов), работ, услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг), производимых и реализуемых общественными организациями инвалидов (в том числе созданными как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов.
Как следует из материалов дела, Согласно статье 117 Гражданского кодекса Российской Федерации общественные организации являются некоммерческими организациями.
В силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" некоммерческой является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.
Исходя из статьи 37 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" общественные объединения могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению уставных целей, ради которых они созданы.
Следовательно, предпринимательская деятельность общественной организации должна быть дополнительной, выражающейся в том, чтобы способствовать созданию материальной базы, которая позволила бы эффективно реализовывать свои уставные цели.
В соответствии со ст. 33 Федерального закона 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" общественными организациями инвалидов признаются организации, созданные инвалидами и лицами, представляющими их интересы, в целях защиты прав и законных интересов инвалидов, обеспечения им равных с другими гражданами возможностей, решения задач общественной интеграции инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители (один из родителей, усыновителей, опекун или попечитель) составляют не менее 80 процентов, а также союзы (ассоциации) указанных организаций.
Как следует из материалов дела заявитель, зарегистрирован 02.07.2010 как общественная организация инвалидов, среди членов которой инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%.
Согласно протоколу N 1 от 03.03.2011 общего собрания учредителей УРБООИ "Бизнес-Хоспис", учредителями организации в проверяемый период являлись 6 физических лиц - Жарова С.А.(председатель УРБООИ), Колеватова О.В., Ворончихин А.С., Кириллов В.Г., Иванова А.А., Осипова Т.В. из них численность инвалидов и их законных представителей заявлена 5 человек.
Заявителем в 2011 году в Фонд социального страхования согласно приложению к расчету ф.4 ФСС за 1 и 2 кварталы 2011 года представлена следующая информация о работниках-инвалидах: Жарова С.А. (учредитель председатель, срок действия справки МСЭ бессрочно), Кириллов B.C. (учредитель, срок действия справки МСЭ бессрочно), Иванова Т.А. (срок действия справки МСЭ 25.03.2011), Корлякова Т.В. (срок действия справки МСЭ бессрочно), Подчезерцева О.В. (срок действия справки МСЭ бессрочно), Шляпников А.И. (срок действия справки МСЭ бессрочно), Колеватова О.В. (учредитель, имеет ребенка инвалида, срок действия справки МСЭ 07.09.2011), Ворончихин А.С. (учредитель, срок действия справки МСЭ бессрочно), Иванова А.А. (учредитель, срок действия справки МСЭ бессрочно).
Налоговым органом в ходе проверки установлено, что Кириллов В.Г. и Ворончихин А.С., никакого участия в деятельности организации не принимают, из списка членов организации-учредителей только двое Жарова С.А и Иванова А.А. являются инвалидами, Колеватова О. В. имеет ребенка инвалида, остальные не являются инвалидами
Деятельность заявителя в проверяемый период осуществлялась на основании Устава, согласно которому основными целями Общественной организации являются:
- защита прав и интересов инвалидов, обеспечение им равных с другими гражданских возможностей, решение задач общественной интеграции инвалидов и осуществление благотворительной деятельности, для решения проблем лечения и профилактики заболевания, социальной реабилитации больных;
- поддержка и реализация программ и мероприятий, направленных на оказание материальной помощи, медицинскую и социальную реабилитацию малообеспеченных, безработных, лиц, нуждающихся в попечении, инвалидов и иных лиц, которые в силу своих физических и интеллектуальных особенностей испытывают затруднения в реализации своих прав и законных интересов;
- поддержка и реализация программ и мероприятий, направленных на укрепление престижа и роли семьи в обществе и государстве, в защиту материнства, детства и отцовства;
- поддержка и реализация программ и мероприятий в сфере профилактики и охраны здоровья, физкультуры и спорта по месту жительства;
- содействие защите материнства, детства и отцовства;
- содействия деятельности в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения, духовному развитию личности;
- содействия деятельности в сфере профилактики и охраны здоровья граждан, а также пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан;
- содействие деятельности в сфере физической культуры и массового спорта; - охраны окружающей среды и защиты животных;
Основными видами деятельности Общественной организации являются:
- благотворительная деятельность;
- решение социальных проблем в области трудоустройства граждан, включая создание рабочих мест;
- оказание материальной помощи инвалидам, несовершеннолетним и неимущим;
- осуществление издательской и иной информационной деятельности;
- осуществление торговых посреднических и иных коммерческих операций в целях использования полученных доходов для благотворительных целей и решения иных задач в соответствие с Уставом;
- осуществление внешнеэкономической деятельности;
- создание хозяйственных обществ, при условии, если Общественная организация выступает единственным учредителем создаваемого хозяйственного общества, создание общественных объединений и учреждений.
Общественная организация осуществляет другие виды деятельности, соответствующие целям и задачам Общественной организации и не запрещенные действующим законодательством РФ.
В соответствии с п.п. 3.2. Устава членами Общественной организации являются граждане Российской Федерации, достигшие 18-летнего возраста, признающие Устав, разделяющие цели и задачи Общественной организации, принимающие участие в деятельности Общественной организации. Инвалиды и их законные представители должны составлять не менее 80% от общего числа членов Общественной организации. Учредители Общественной организации являются его членами.
Членами Общественной организации могут быть юридические лица, разделяющие цели Общественной организации, признающие и соблюдающие настоящий Устав и принимающие непосредственное участие в выполнении уставных целей Общественной организации или содействующие его уставной деятельности, работающие в области социальной защиты и решения проблем инвалидов, решения социальных проблем в области трудоустройства граждан.
Налоговым органом в ходе камеральной проверки установлено отсутствие доказательств участия инвалидов в производственной деятельности заявителя, по сведениям, полученным в ходе проведения мероприятий налогового контроля, установлено, что для контрагентов - заказчиков наличие инвалидности у работников не требуется.
Налоговым органом установлено, что численность работников заявителя в 4 квартале 2011 года составила 287 человек, из них инвалидов 0%, сумма выплат в пользу работников заявителя в указанном периоде составила 11 966 425 рублей, в пользу работающих инвалидов 0%.
Согласно статье 33 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" общественными организациями инвалидов признаются организации, созданные инвалидами и лицами, представляющими их интересы, в целях защиты прав и законных интересов инвалидов, обеспечения им равных с другими гражданами возможностей, решения задач общественной интеграции инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители (один из родителей, усыновителей, опекун или попечитель) составляют не менее 80%, а также союзы (ассоциации) указанных организаций.
В силу статьи 117 Гражданского кодекса Российской Федерации общественные организации являются некоммерческими организациями.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" некоммерческой является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.
Из положений статьи 37 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" следует, что общественные объединения могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению уставных целей, ради которых они созданы.
Согласно правовой позиции Высшего арбитражного суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Президиума от 14.09.2010 N 1814/10, предпринимательская деятельность общественного объединения, в том числе созданного в форме общественной организации, должна быть дополнительной, выражающейся в том, чтобы способствовать созданию материальной базы, которая позволила бы более эффективно реализовать свои уставные цели. Общественная организация, для которой связанная с получением дохода деятельность является приоритетной по отношению к уставной деятельности, не вправе применять льготу, предусмотренную подпунктом 2 пункта 3 статьи 149 НК РФ.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, фактически деятельность заявителя в указанный период носила коммерческий характер и не являлась уставной, почти все расходы организации были связаны с осуществлением ею предпринимательской деятельности по возмездному оказанию услуг по предоставлению персонала, соответствующего квалификационным требованиям, предъявляемым заказчиком. Вывод налогового органа о том, что услуги по подбору и предоставлению персонала являются посреднической деятельностью заявителя, обоснован.
Удельный вес суммы расходов, направленных заявителем в 4 квартале 2011 года на реализацию уставных целей, в общей сумме выручки, полученной от коммерческой деятельности за проверяемый период, составил менее 0%.
В силу ст. 65 АПК РФ отклоняется довод заявителя об осуществлении им благотворительной деятельности в виде изготовления буклетов и приглашений в пользу Дома ребенка "Нейрон".
Президиум Высшего арбитражного суда Российской Федерации в Постановлении от 14.09.2010 N 1814/10, делая вывод о том, является ли деятельность общественной организации, связанная с получением дохода, приоритетной по отношению к уставной деятельности, определял долю удельного веса расходов, направленных на уставные цели, исходя из общей выручки, полученной общественной организацией от коммерческой деятельности, без учета расходов.
Налоговая выгода может быть признана обоснованной с учетом правовых позиций, изложенных в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды". При этом следует учитывать, что статус общественной организации инвалидов не может использоваться преимущественно для получения налоговой выгоды, как это имело место в данной ситуации.
Между тем указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что основной целью деятельности организации фактически являлось получение доходов, а не защита прав и интересов инвалидов, обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей участия во всех сферах общественной жизни и их общественной интеграции.
Таким образом, заявитель не вправе применять льготу, предусмотренную подпунктом 2 пункта 3 статьи 149 НК РФ.
Следовательно, налоговым органом правомерно был начислен НДС за проверяемый период.
При этом следует отметить, что вопреки доводам заявителя решение налогового органа не содержит выводов в части установления схемы ухода от налогообложения по ЕСН.
Таким образом, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, принято в соответствии с нормами материального и процессуального права. Оснований для его отмены (изменения) в соответствии со ст. 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Поскольку заявитель от уплаты государственной пошлины освобожден, вопрос о судебных расходах не рассматривается.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 14 января 2013 года по делу N А71-11717/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
С.Н.Сафонова |
Судьи |
Г.Н.Гулякова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-11717/2012
Истец: Удмуртская региональная благотворительная общественная организация инвалидов "Бизнес-Хоспис"
Ответчик: Межрайонная ИФНС России N 8 по УР