г. Челябинск |
|
29 марта 2013 г. |
Дело N А07-21043/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 марта 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 марта 2013 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Богдановской Г.Н.,
судей Соколовой И.Ю., Карпачевой М.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Разиновой О.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 28.01.2013 по делу N А07-21043/2012 (судья Насыров М.М.).
В заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью крестьянское хозяйство "Века" - Загретдинов Р.Г. (доверенность от 15.09.2011).
Общество с ограниченной ответственностью крестьянское хозяйство "Века" (далее - ООО КХ "Века", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Администрации муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан (далее - Администрация, заинтересованное лицо) о признании незаконным бездействия Администрации, выразившегося в непринятии решения о предоставлении обществу в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 02:46:020307:0065, относящегося к категории земель сельскохозяйственного назначения, расположенного по адресу: Республика Башкортостан, Туймазинский район, Тюменякский сельсовет, в районе деревни Агритамак в установленный законом срок. В качестве способа устранения нарушенного права заявитель просит обязать Администрацию рассмотреть заявление и направить в адрес общества проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 02:46:020307:0065 в течение 15 дней со дня вступления в законную силу решения суда.
Решением суда от 28.01.2013 (резолютивная часть от 21.01.2013) заявленные требования удовлетворены. Бездействие Администрации, выразившееся в непринятии решения о предоставлении ООО КХ "Века" в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 02:46:020307:0065, относящегося к категории земель сельскохозяйственного назначения, расположенного по адресу: Республика Башкортостан, Туймазинский район, Тюменякский сельсовет, в районе деревни Агритамак, признано незаконным, не соответствующим нормам Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", Закона Республики Башкортостан "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан". На Администрацию возложена обязанность устранить допущенные нарушения путем рассмотрения заявления и направления в адрес ООО КХ "Века" проекта договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 02:46:020307:0065 в течение 15 дней со дня вступления в законную силу решения суда (л.д. 69-76).
В апелляционной жалобе Администрация (далее также - податель апелляционной жалобы, апеллянт) просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, отказав удовлетворении заявленных требований в полном объёме.
В обоснование доводов апелляционной жалобы её податель ссылается на то, что при вынесении судебного акта суд не принял во внимание доводы Администрации о нарушении заявителем порядка пользования земельным участком, не дана оценка представленным в их обоснование доказательствам. В силу этого считает необоснованным вывод суда об отсутствии доказательств ненадлежащего использования заявителем земельного участка, а вывод суда о возможности предоставления земельного участка заявителю в собственность противоречит п. 4 ст. 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
По мнению апеллянта, оснований для предоставления земельного участка в собственность заявителя не имеется, в силу издания правового акта о его резервировании для муниципальных нужд.
Также Администрация ссылается на то, что судом необоснованно не учтены её доводы о том, что заявителем не представлен полный пакет документов, предусмотренный Приказом Минэкономразвития Российской Федерации N 475 от 13.09.2011, так как заявитель не представил документы, подтверждающие право собственности на расположенные на земельном участке объекты недвижимости. При подаче заявления обществом не учтены требования Решения Совета муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан от 15.07.2000 N 561.
Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представитель Администрации не явился.
С учетом мнения заявителя и в соответствии со статьями 123, 156, 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие подателя апелляционной жалобы.
В судебном заседании представитель общества возразил по доводам апелляционной жалобы, считая её не подлежащей удовлетворению.
Проверив законность судебного акта в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не усматривает основания для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из письменных материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании постановления Администрации N 1739 от 24.10.2006 (л.д. 23) между Администрацией (арендодатель) и ООО КХ "Века" (арендатор) заключен договор аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения N 596-06-60зем от 01.12.2006 (л.д. 13-16), по условиям которого арендодатель передаёт, а арендатор принимает в аренду земельный участок с кадастровым номером 02:46:02 03 07:0065 общей площадью 4,0042 га из категории земель сельскохозяйственного назначения для выращивания овощей открытого и закрытого грунта.
Срок договора аренды определён сторонами с 24.10.2006 по 24.10.2031 (п. 2.1 договора).
Договор аренды зарегистрирован в установленном порядке 01.12.2006, о чём в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесена запись о регистрации 02-04-18/003/2007-109 (Выписка, л.д. 12).
Земельный участок передан арендатору по акту приёма-передачи (л.д. 18).
Из кадастрового паспорта земельного участка площадью 40042+/- 209 кв.м с кадастровым номером 02:46:02 03 07:0065 усматривается, что его предыдущими кадастровыми номерами являются 02:46:02 03 07:0002, 02:46:02 03 07:0063 (л.д. 19). Разрешенным использованием земельного участка сельскохозяйственного назначения является выращивания овощей открытого и закрытого грунта (л.д. 19).
26.09.2012 ООО КХ "Века" обратилось в Администрацию с заявлением (вх.N 2922.0) о разрешении приобретения указанного земельного участка в собственность (л.д. 20).
Письмом от 26.10.2012 N 563 Управление сельского хозяйства Администрации указало на то, что при обращении с заявлением заявитель должен располагать информацией, необходимой для оценки рыночной стоимости земельного участка сельскохозяйственного назначения (л.д. 37).
Ссылаясь на то, что орган местного самоуправления допустил незаконное бездействие, выразившееся в непринятии решения о предоставлении обществу земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в собственность, заявитель обратился в суд с настоящими требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что общество имеет право на приобретение испрашиваемого земельного участка по основаниям, предусмотренным пунктом 2 статьи 21, пунктом 2 статьи 25 Закона Республики Башкортостан от 05.01.2004 N 59-з "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан". Судом не установлено оснований для отказа в предоставлении земельного участка в силу принятого Администрацией решения о резервировании земельного участка, ввиду отсутствия доказательств его принятия в соответствии с требованиями Постановления Правительства Российской Федерации от 22.07.2008 N 561.
Выводы суда правильны, основаны на представленных по делу доказательствах и надлежащем применении норм материального и процессуального права.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частями 2 и 3 статьи 201 АПК РФ, для признания незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ, бремя доказывания законности и обоснованности оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) возлагается на орган, его принявший.
Из материалов дела следует, что ООО КХ "Века" обратилось к Администрации заявлением от 26.09.2012 о предоставлении земельного участка сельскохозяйственного назначения (л.д. 20).
Из кадастрового паспорта земельного участка с кадастровым номером 02:46:02:0307:0065 (л.д. 19) следует, что он сформирован с разрешённым использованием "для выращивания овощей открытого и закрытого грунта".
В соответствии со статьей 25 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV ЗК РФ, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами.
Пунктом 1 статьи 28 ЗК РФ установлено, что земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или аренду.
На основании статьи 29 ЗК РФ, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
В соответствии с п. 6 ст. 27 ЗК РФ оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется федеральным законом об обороте земель сельскохозяйственного назначения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность на торгах (конкурсах, аукционах).
Однако правило настоящего пункта не распространяется на случаи, предусмотренные пунктом 4 настоящей статьи, согласно которому переданный в аренду юридическому лицу земельный участок может быть приобретен таким арендатором в собственность по рыночной стоимости, сложившейся в данной местности, или по цене, установленной законом субъекта Российской Федерации, по истечении трех лет с момента заключения договора аренды при условии надлежащего использования этого земельного участка.
В соответствии с разъяснениями, приведенными в пункте 8 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", Федеральный закон от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" установил, что оборот земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, предусмотренном ЗК РФ и иными федеральными законами, а приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, осуществляется с момента, установленного законом субъекта Российской Федерации (пункт 4 статьи 1 указанного Закона).
В соответствии с пунктом 2 статьи 21 Закона Республики Башкортостан от 05.01.2004 N 59-з "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан" приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, расположенных на территории Республики Башкортостан, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам для индивидуального жилищного строительства, гаражного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также занятых зданиями, строениями, сооружениями, осуществляется с 1 января 2006 года.
В силу пункта 2 статьи 25 Закона Республики Башкортостан от 05.01.2004 N 59-з "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан", переданный в аренду гражданину или юридическому лицу земельный участок может быть приобретен таким арендатором в собственность по рыночной стоимости, сложившейся в данной местности, по истечении трех лет с момента заключения договора аренды при условии надлежащего использования этого земельного участка. Решение о предоставлении земельного участка в собственность или об отказе в его предоставлении в собственность должно быть принято в течение тридцати дней со дня подачи таким арендатором заявления в письменной форме в Правительство Республики Башкортостан или орган местного самоуправления в пределах их компетенции. Перечень документов, которые могут подтверждать надлежащее использование земельного участка, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения), по государственному мониторингу таких земель.
Таким образом, из буквального толкования приведенных норм следует, что арендатор имеет право на приобретение в собственность земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения при наличии двух условий: арендатор пользуется участком на основании договора аренды, с момента заключения которого прошло не менее трех лет, и участок используется в соответствии с его целевым назначением.
Из обстоятельств дела усматривается, что между Администрацией (арендодатель) и ООО КХ "Века" (арендатор) заключен договор аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения N 596-06-60зем от 01.12.2006 (л.д. 13-16), по условиям которого арендодатель передаёт, а арендатор принимает в аренду земельный участок с кадастровым номером 02:46:02 03 07:0065 общей площадью 4,0042 га из категории земель сельскохозяйственного назначения для выращивания овощей открытого и закрытого грунта. Срок договора аренды определён сторонами с 24.10.2006 по 24.10.2031 (п. 2.1 договора).
Договор аренды зарегистрирован 01.12.2006 (выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, л.д. 12).
С заявлением о выкупе указанного земельного участка, основываясь на соблюдении положений пункта 4 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", заявитель обратился в Администрацию 26.09.2012, то есть по истечении трехлетнего срока с момента заключения договора.
Таким образом, обстоятельство пользования арендатором земельным участком на основании договора аренды, с момента заключения которого прошло не менее трех лет, надлежащим образом подтверждено представленными в дело доказательствами.
Доводу Администрации о нарушении обществом порядка пользования земельным участком дана надлежащая оценка суда первой инстанции.
Поддерживая соответствующий вывод Арбитражного суда Республики Башкортостан, апелляционная коллегия обращает внимание на то, что в силу пункта 2 статьи 25 Закона Республики Башкортостан от 05.01.2004 N 59-з "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан" перечень документов, которые могут подтверждать надлежащее использование земельного участка, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения), по государственному мониторингу таких земель, чего судом не установлено.
Следует также отметить, что с учётом установленного нормами части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ порядка распределения бремени доказывания, Администрацией в материалы дела не представлено доказательств, объективно свидетельствующих о ненадлежащем использовании заявителем спорного земельного участка.
Ссылка Администрации в апелляционной жалобе на представление в дело таких доказательств, не находит подтверждения в материалах дела, наличия указанных доказательств судом апелляционной инстанции не установлено.
Не принимается судом и ссылка апеллянта на непредставление заявителем полного пакета документов, предусмотренного Приказом Минэкономразвития Российской Федерации N 475 от 13.09.2011. Как обоснованно отмечено судом первой инстанции, спорный земельный участок подлежит предоставлению заявителю по правилам, предусмотренным Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", а не положениями статьи 36 ЗК РФ.
Отклоняя довод Администрации о резервировании спорного земельного участка на основании постановления N 174 от 16.01.2013, апелляционная коллегия поддерживает следующий вывод суда первой инстанции.
В соответствии с п. 4 ст. 70.1 ЗК РФ порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд определяется Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2008 N 561 утверждено Положение о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд (далее - Положение о резервировании), согласно которому:
- решение о резервировании земель для муниципальных нужд принимается уполномоченным исполнительным органом местного самоуправления (п. 2).
- решение о резервировании земель принимается в соответствии со следующими документами: а) документы территориального планирования. При наличии документации по планировке территории решение о резервировании земель принимается в соответствии с такой документацией; б) решения об утверждении границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения; в) государственные программы геологического изучения недр, воспроизводства минерально-сырьевой базы и рационального использования недр, утвержденные в установленном порядке (п. 3).
- решение о резервировании земель должно содержать: а) цели и сроки резервирования земель; б) реквизиты документов, в соответствии с которыми осуществляется резервирование земель; в) ограничения прав на зарезервированные земельные участки, устанавливаемые в соответствии с Земельным кодексом РФ и другими федеральными законами, необходимые для достижения целей резервирования земель; г) сведения о месте и времени ознакомления заинтересованных лиц со схемой резервируемых земель, а также перечнем кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель (п. 5).
- к решению о резервировании земель прилагается схема резервируемых земель, а также перечень кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель. Решение о резервировании земель и схема резервируемых земель должны содержать необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельных участках (их частях), права на которые ограничиваются решением о резервировании земель (п. 6).
В силу пункта 7 Положения о резервировании решение о резервировании земель, принятое органами местного самоуправления, подлежит опубликованию в официальных средствах массовой информации органов местного самоуправления по месту нахождения резервируемых земельных участков. Решение о резервировании земель вступает в силу не ранее его опубликования.
Представленное в материалы настоящего дела Постановление от 16.01.2013 N 174 указанным требованиям законодательства не отвечает, кроме того, не содержит сведений о резервировании земельного участка с кадастровым номером 02:46:02 03 07:0065, испрашиваемого заявителем.
Таким образом, заявителем представлены доказательства наличия совокупности элементов, предусмотренных ст. 198 АПК РФ в качестве основания для признания незаконным бездействия органа местного самоуправления.
По смыслу ч. 5 ст. 201 АПК РФ, при рассмотрении споров об обжаловании бездействия государственных органов, суду следует определить способ восстановления нарушенного права обратившегося за защитой лица. При этом способ восстановления нарушенного права заявителя может быть определён судом самостоятельно, независимо от заявленных в данной части требований.
Согласно ч. 1 ст. 168 АПК РФ при принятии решения арбитражный суд оценивает доказательства и доводы, приведенные лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений; определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, какие законы и иные нормативные правовые акты следует применить по данному делу; устанавливает права и обязанности лиц, участвующих в деле; решает, подлежит ли иск удовлетворению.
Суд не связан названным заявителем способом восстановления прав.
Надлежащим способом восстановления нарушенного права при рассмотрении спора о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии в установленный срок решения о предоставлении земельного участка, будет являться понуждение Администрации рассмотреть заявление и направить в адрес заявителя соответствующий ответ с изложением результатов рассмотрения вопроса.
Доводы Администрации о том, что земельный участок подлежит приобретению обществом по рыночной цене, не подлежат оценке при рассмотрении настоящего дела, поскольку на основании решения суда Администрация обязана направить в адрес общества проект договора купли-продажи, тогда как согласование условий данного договора при его заключении не является предметом настоящего спора.
Таким образом, выводы суда первой инстанции являются верными, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании ч. 4 ст. 270 АПК РФ, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 28.01.2013 по делу N А07-21043/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Г.Н.Богдановская |
Судьи |
И.Ю.Соколова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-21043/2012
Истец: ООО "Крестьянское хозяйство "Века"
Ответчик: Администрация муниципального района Туймазинский район
Третье лицо: ООО КХ "Века"
Хронология рассмотрения дела:
29.03.2013 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-2460/13