город Омск |
|
05 апреля 2013 г. |
Дело N А75-9421/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 марта 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 апреля 2013 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе судьи Золотовой Л.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Черемновой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-1678/2013) закрытого акционерного общества "Нижневартовская ГРЭС" на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 21.01.2013 по делу N А75-9421/2012 (судья Кущева Т.П.), рассмотренному в порядке упрощенного производства
по заявлению закрытого акционерного общества "Нижневартовская ГРЭС" (ОГРН 1078603011321, ИНН 7203158282)
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре
об оспаривании постановления об административном правонарушении,
при участии в судебном заседании представителей:
от закрытого акционерного общества "Нижневартовская ГРЭС" - не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом;
от Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре - не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
установил:
Закрытое акционерное общество "Нижневартовская ГРЭС" (далее - заявитель, Общество, ЗАО "Нижневартовская ГРЭС") обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - ответчик, административный орган, Управление Росприроднадзора) N 1485-ОК/16 от 26.10.2012 года о назначении административного наказания.
Дело было рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства.
Решением от 21.01.2013 по делу N А75-9421/2012 в удовлетворении требований заявителя было отказано.
При принятии решения суд первой инстанции исходил из подтвержденного материалами дела наличия в действиях заявителя состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и соблюдения административным органом процедуры привлечения общества к административной ответственности.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ООО "Нижневартовская ГРЭС" обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушение судом норм материального права, просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы Общество указывает на то, что в соответствии с пп. 5.5.8 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного постановлением правительства РФ от 30.07.2004 N 400 органом, осуществляющим согласование порядка осуществления производственного контроля в области обращения с отходами является Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор). Нормативный правовой акт, регламентирующий согласование такого порядка отсутствует, поэтому отсутствие у заявителя документа - согласованного Порядка не может быть квалифицировано как действие (бездействие), связанное с непосредственным осуществлением производственного контроля по обращению с отходами.
По убеждению подателя жалобы программа производственного контроля в области обращения с отходами может быть представлена на согласование в составе проектной документации, в том числе в проекте нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
В представленном в апелляционный суд отзыве на жалобу Общества административный орган выразил свое несогласие с доводами заявителя, считает решение суда первой инстанции законным, обоснованным и не подлежащим отмене или изменению.
Стороны, извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в заседание суда не явились, что в порядке пункта 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Суд апелляционной инстанции, исследовав материалы дела, изучив апелляционную жалобу, отзыв на нее, установил следующие обстоятельства.
На основании Приказа Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по ХМАО-Югре от 23.07.2012 г. N 612 "О проведении плановой документарной проверки", и от 07.08.2012 г. N 612 "О внесении изменений в Приказ N 612 от 23.07.2012", в отношении ЗАО "Нижневартовская ГРЭС" проведена плановая проверка. В ходе которой установлен факт отсутствия у заявителя Порядка осуществления производственного контроля в области обращения с отходами, согласованного в установленном законодательством порядке с федеральным органом исполнительной власти в области обращения с отходами, в то время как в соответствии с лицензией выданной Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору N ОТ-58-000864 (86) от 23.06.2009 Общество осуществляет деятельность по обращению с отходами производства и потребления I-IV класса опасности. По итогам проверки 28.08.2012 составлен акт N 68 (т. 2 л.д. 18-24).
В отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении N 1670-ОК/16 от 11.09.2012 (т. 1 л.д. 45-48), по результатам которого вынесено постановление N 1485-ОК/16 от 26.10.2012, которым Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 100 000 рублей (т. 1 л.д. 8-13).
Считая указанное постановление незаконным, Общество, обратилось в арбитражный суд с вышеназванными требованиями.
Означенное решение суда первой инстанции обжалуется в Восьмой арбитражный апелляционный суд.
Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции, не находит оснований для его отмены.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (часть 7 названной статьи).
Согласно статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами влечет наложение административного на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объектом правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются общественные отношения в области обращения с отходами производства и потребления.
Объективная сторона правонарушения выражается в нарушении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Экологические требования при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами установлены Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
Статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потреблении" даны следующие определения указанным терминам: обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов; размещение отходов - хранение и захоронение отходов; хранение отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования; захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду; использование отходов - применение отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии; обезвреживание отходов - обработка отходов, в том числе сжигание и обеззараживание отходов на специализированных установках, в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду; накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потреблении" индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования; внедрять малоотходные технологии на основе новейших научно-технических достижений; проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения; проводить мониторинг состояния окружающей среды на территориях объектов размещения отходов; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами; соблюдать требования предупреждения аварий, связанных с обращением с отходами, и принимать неотложные меры по их ликвидации; в случае возникновения или угрозы аварий, связанных с обращением с отходами, которые наносят или могут нанести ущерб окружающей среде, здоровью или имуществу физических лиц либо имуществу юридических лиц, немедленно информировать об этом федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления.
В соответствии с частью 2 статьи 39 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
Статья 67 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" регламентирует, что Производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды (часть 1).
Субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны представлять сведения о лицах, ответственных за проведение производственного экологического контроля, об организации экологических служб на объектах хозяйственной и иной деятельности, а также результаты производственного экологического контроля в соответствующий орган государственного надзора (часть 2).
Согласно статье 26 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, организуют и осуществляют производственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами. Порядок осуществления производственного контроля определяют по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обращения с отходами.
Как следует из материалов дела и было установлено судом первой инстанции, Общество в соответствии с лицензией выданной Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору N ОТ-58-000864 (86) от 23.06.2009 осуществляет деятельность по обращению с отходами производства и потребления I-IV класса опасности, в отсутствие Порядка осуществления производственного контроля в области обращения с отходами, согласованного в установленном законодательством порядке с федеральным органом исполнительной власти в области обращения с отходами.
При изложенных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что наличие в действиях Общества события административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является установленным.
Согласно части 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу части 2 данной статьи юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательства принятия Обществом всех необходимых мер по разработке и согласованию с федеральными органами исполнительной власти Порядка производственного экологического контроля в области обращения с отходами в материалах дела отсутствуют.
Доводы Общества об отсутствии нормативного правового акта, регламентирующего процедуру согласования Порядка производственного экологического контроля в области обращения с отходами, не являются обстоятельством, исключающим вину заявителя в совершенном правонарушении, поскольку отсутствие регламентированной нормативным правовым актом процедуры согласования Порядка производственного экологического контроля в области обращения с отходами не освобождает Общество от обязанности соблюдать экологические требования при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, установленными Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", в том числе в пункте 2 статьи 26 указанного закона.
Указание заявителя на то, что программа производственного контроля в области обращения с отходами может быть представлена на согласование в составе проектной документации, в том числе в проекте нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, апелляционный суд находит несостоятельным, основанным на вольном толковании вышеназванных норм, которыми установлена обязанность заявителя по разработке и согласованию с федеральными органами исполнительной власти Порядка производственного экологического контроля в области обращения с отходами как единый, целевой документ.
Доказательств того, что ООО "Заполярнефть" разработало Порядок производственного экологического контроля в области обращения с отходами и предоставило его на согласование с компетентными государственными органами, либо Обществу было отказано в таком согласовании, материалы дела не содержат, апелляционному суду не представлено.
Суд апелляционной инстанции считает, что у Общества имелась возможность по соблюдению требований законодательства в области охраны окружающей среды. Доказательств невозможности исполнения указанных требований Обществом не представлено.
Таким образом, материалами дела подтверждается, что в действиях Общества содержится состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судом апелляционной инстанции установлено, что порядок производства по делу об административном правонарушении и срок давности привлечения Общества к ответственности заинтересованным лицом соблюден, нарушений, влекущих безусловную отмену постановления административного органа, судом апелляционной инстанции не выявлено.
Суд апелляционной инстанции считает, что Обществом в данном случае не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
Таким образом, отказав в удовлетворении требований Общества, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение. Нормы материального права применены арбитражным судом правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
С учетом изложенного, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Суд апелляционной инстанции не распределяет расходы по оплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы, поскольку в силу части 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по данной категории дел уплата государственной пошлины не предусмотрена.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статье 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Нижневартовская ГРЭС" оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 21.01.2013 по делу N А75-9421/2012 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Л.А. Золотова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-9421/2012
Истец: закрытое акционерное общество "Нижневартовская ГРЭС"
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре