город Омск |
|
08 апреля 2013 г. |
Дело N А46-29127/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 апреля 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 апреля 2013 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Киричёк Ю.Н.,
судей Кливера Е.П., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Зайцевой И.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-1728/2013) открытого акционерного общества "Сибтранснефтепродукт" на решение Арбитражного суда Омской области от 14.01.2013 по делу N А46-29127/2012 (судья Стрелкова Г.В.), принятое по заявлению открытого акционерного общества "Сибтранснефтепродукт" (ИНН 5501021184, ОГРН 1025500508725) к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области о признании недействительным предписания N 10/1/1-1 по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности от 05.07.2012,
при участии в судебном заседании представителей:
от открытого акционерного общества "Сибтранснефтепродукт" - Тыликова М.Ю. по доверенности N 03 от 01.01.2013 сроком действия до 31.12.2013, личность установлена на основании паспорта гражданина Российской Федерации;
от Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области - Амельченко В.А. по доверенности N 4 от 27.11.2012 сроком действия до 31.12.2013, личность установлена на основании служебного удостоверения,
установил:
открытое акционерное общество "Сибтранснефтепродукт" (далее по тексту - заявитель ОАО "Сибтранснефтепродукт", Общество) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области (далее по тексту - заинтересованное лицо, ГУ МЧС по Омской области, Управление), в котором просит признать недействительным предписание N 10/1/1-1 по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности от 05.07.2012.
Решением Арбитражного суда Омской области от 14.01.2013 по делу N А46-29127/2012 в удовлетворении заявленных Обществом требований отказано.
При принятии решения суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое предписание вынесено в соответствии с требованиями законодательства и не нарушает прав и законных интересов заявителя.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Общество обратилась в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы ОАО "Сибтранснефтепродукт" указывает на то, что нарушения, изложенные в оспариваемом предписании, относятся к требованиям технического регламента, который подлежит применению на стадии проектирования, строительства, капитального ремонта и реконструкции объекта защиты и систем пожарной сигнализации. Такие требования не могут быть применены к объектам защиты, введенным в эксплуатацию до введения в силу данных правил. Нормативные правовые акты, указанные в оспариваемом предписании, и которые, как считает заинтересованное лицо, были нарушены Обществом, не действовали на момент строительства резервуаров и ввода их в эксплуатацию.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы и требования апелляционной жалобы.
Представитель Управления возразил на доводы апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, заслушав явившихся в судебное заседание представителей лиц, участвующих в деле, установил следующие обстоятельства.
22.11.2010 государственными инспекторами по пожарному надзору ОАО "Сибтранснефтепродукт" было выдано предписание N 31/1/1-1 по устранению нарушений требований пожарной безопасности. Данным предписанием на ОАО "Сибтранснефтепродукт" была возложена обязанность в срок до 10.05.2012 смонтировать автоматические установки пожаротушения в резервуарном парке в соответствии с проектной документацией, разработанной и утвержденной в установленном порядке.
Распоряжением заместителя главного государственного инспектора Омской области по пожарному надзору от 22.06.2012 N 10 назначена проверка в отношении ОАО "Сибтранснефтепродукт" в целях контроля исполнения предписания N 31/1/1-1 от 22.11.2010.
По результатам проверки исполнения ранее выданного предписания государственными инспекторами по пожарному надзору был составлен акт проверки от 05.07.2012 N 10.
На основании акта проверки по причине выявления факта невыполнения ранее выданного предписания применительно к наземным резервуарам нефтепродуктов объемом 5000 куб. метров проверяющими должностными лицами 05.07.2012 со ссылкой на п.8.3 СНиП 2.11.03-93 "Склады нефти и нефтепродуктов. Противопожарные нормы" ОАО "Сибтранснефтепродукт" было выдано новое предписание от 28.04.2011 N 10/1/1-1, которым предписано в срок до 01.04.2013 предусмотреть системы автоматического пожаротушения для наземных резервуаров нефтепродуктов объемом 5000 куб. метров.
Полагая, что предписание от 28.04.2011 N 10/1/1-1 является незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд с вышеуказанным заявлением.
14.01.2013 Арбитражный суд Омской области вынес решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
В силу пункта 1 Положения о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России), утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 11.07.2004 N 868, МЧС России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - чрезвычайные ситуации), обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.
Согласно подпункту 5 пункта 7 указанного Положения о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России), утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 11.07.2004 N 868, осуществление деятельности по защите населения и территорий от пожаров является одной из основных задач МЧС России.
МЧС России осуществляет свою деятельность непосредственно и через входящие в его систему территориальные органы.
Последовательность и сроки действий государственных инспекторов противопожарной службы (административные процедуры) по осуществлению государственной функции по надзору за выполнением, в том числе организациями, установленных требований пожарной безопасности определяет Административный регламент, утвержденный приказом МЧС России от 01.10.2007 N 517, а также Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
В силу статьи 6 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" и пункта 9 Положения о федеральном государственном пожарном надзоре, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.04.2012 N 290, государственные инспекторы по пожарному надзору имеют право выдавать организациям и гражданам обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности.
Согласно статье 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ) пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и(или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
В силу статьи 2 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности, действующие на территории Российской Федерации нормативно - правовые акты: государственные стандарты (ГОСТы), строительные нормы и правила (СНиПы), правила пожарной безопасности.
Правилами о противопожарном режиме в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства от 25.04.2012 N 390 установлены требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.
Согласно статье 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" руководители организаций обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности (статьи 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности").
Как следует из материалов дела, Управлением на основании распоряжения Распоряжением заместителя главного государственного инспектора Омской области по пожарному надзору от 22.06.2012 N 10 в отношении ОАО "Сибтранснефтепродукт" проведена проверка в целях контроля исполнения ранее выданного предписания N 31/1/1-1 от 22.11.2010.
В результате проверки было выявлено, что для наземных резервуаров нефтепродуктов объемом 5000 куб.м. не предусмотрены системы автоматического пожаротушения, что является нарушением п. 8.3 СНиП 2.11.03-93"Склад нефти и нефтепродуктов. Противопожарные нормы"
При таких обстоятельствах, оспариваемое предписание, которым на Общество возложена обязанность предусмотреть системы автоматического пожаротушения для наземных резервуаров нефтепродуктов объемом 5000 куб. м. выдано уполномоченным органом надлежащему лицу, следовательно, возложение на Общество обязанности по исполнению предписания по устранению выявленных в ходе проверки нарушений в области пожарной безопасности, согласуется с указанными выше нормативными положениями, в том числе Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", Правил о противопожарном режиме в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства от 25.04.2012 N 390
Податель жалобы считает, что в соответствии с письмом МЧС РФ от 02.06.2011 N 19-3-1-2086 требования новых нормативных документов не должны распространяться на здания, строения, сооружения, запроектированные и построенные по действовавшим ранее нормам. По мнению заявителя, к резервуарам, построенным и введенным в эксплуатацию в период с 1953 по 1969 годы, не могут быть применены не действовавшие в тот период положения СНиП 2.11.03-93 "Склад нефти и нефтепродуктов. Противопожарные нормы" в силу статьи 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
Указанный довод ОАО "Сибтранснефтепродукт" апелляционным судом отклоняется на основании следующего.
Так, в письме МЧС РФ от 02.06.2011 N 19-3-1-2086 "О применении ПТЭЭП, ПУЭ, СНиП" отмечено, что при рассмотрении нарушений строительных норм и правил (СНиП), непосредственно связанных с требованиями пожарной безопасности, следует учитывать, что на здания, строения, сооружения, запроектированные и построенные по действовавшим ранее нормам, требования новых нормативных документов не распространяются.
Вместе с тем, в данном письме указывается, что в случаях, если доказано, что дальнейшая эксплуатация зданий, сооружений и строений приводит к угрозе жизни и здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара, следует руководствоваться положениями Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" от 22.07.2008 N 123-ФЗ.
В целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, определения основных положений технического регулирования в области пожарной безопасности и установления общих требований пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения принят Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
В силу части 4 статьи 4 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" от 22.07.2008 N 123-ФЗ, в редакции, действовавшей на момент выявленное нарушения, на существующие здания, сооружения и строения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности, положения настоящего Федерального закона не распространяются, за исключением случаев, если дальнейшая эксплуатация указанных зданий, сооружений и строений приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара. В таких случаях собственник объекта или лицо, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться зданиями, сооружениями и строениями, должны принять меры по приведению системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в соответствие с требованиями настоящего Федерального закона.
В соответствии со статьей 51 Федерального закона от 22.06.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" целью создания систем противопожарной защиты является защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение его последствий.
Защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение его последствий обеспечиваются снижением динамики нарастания опасных факторов пожара, эвакуацией людей и имущества в безопасную зону и (или) тушением пожара.
Системы противопожарной защиты должны обладать надежностью и устойчивостью к воздействию опасных факторов пожара в течение времени, необходимого для достижения целей обеспечения пожарной безопасности.
В данном случае несоблюдение правил пожарной безопасности влечет необеспечение безопасности работающих в помещениях ОАО "Сибтранснефтепродукт" людей, что создает непосредственную угрозу для их жизни и здоровья, гарантированных статьёй 41 Конституции Российской Федерации, что прямо подпадает под исключения, предусмотренные названной выше нормой права.
С учётом изложенного, то обстоятельство, что резервуары, используемые Обществом, построены до введения в действие указанного выше СНиПа, не освобождает заявителя от обязанности соблюдать действующие требования пожарной безопасности при их эксплуатации и от обязанности принятия мер, направленных на приведение объектов в соответствие с установленными требованиями пожарной безопасности.
В соответствии с пунктом 8.3 СНиП 2.11.03-93 "Склады нефти и нефтепродуктов. Противопожарные нормы" для наземных резервуаров нефти и нефтепродуктов объемом 5000 м3 и более следует предусматривать системы автоматического пожаротушения.
В соответствии с пунктом 1.1 СНиП 2.11.03-93 объем резервуаров принимается по их номинальному объему. Согласно приложению 1 (обязательное) "Термины и понятия, примененные в СНиП 2.11.03-93" номинальный объем резервуара - условная округленная величина объема, принятая для идентификации требований норм для различных конструкций резервуаров при расчетах номенклатуры объемов резервуара, вместимости складов, компоновки резервуарных парков, а для определения установок и средств пожаротушения. Номинальные объемы применяемых резервуаров приведены в рекомендуемом приложении 2.
Согласно плану по предупреждению и ликвидации разливов нефтепродуктов на ПС (ЛПДС) 2012 года, утвержденного главным инженером ОАО "Сибтранснефтепродукт" и начальником Управления федеральной поддержки территорий МЧС России, на ЛПДС "Омск" находится резервуарный парк, включающий 2 стальных вертикальных резервуара РВСП-10000 для хранения дизельного топлива, 14 стальных вертикальных резервуаров РВС-5000 для хранения дизельного топлива, 12 стальных вертикальных резервуаров РВСП-5000 для хранения бензина, 9 стальных вертикальных резервуаров РВСП-5000 для хранения дизельного топлива.
В соответствии с ГОСТ Р 52910-2008 "Резервуары вертикальные цилиндрические стальные для нефти и нефтепродуктов. Общие технические условия" РВС - резервуар вертикальный со стационарной крышей без понтона, РВСП- резервуар вертикальный со стационарной крышей с понтоном. Согласно пункту 3.1.2 ГОСТ Р 52910-2008 под плавающими крышами, понтонами понимаются плавающие покрытия, находящиеся внутри резервуара на поверхности жидкости, предназначенные для сокращения потерь от испарения при хранении нефти и нефтепродуктов. Согласно таблицы 1 ГОСТ Р 52910-2008 резервуары РВС, РВСП номинальным объемом 5000 м3 имеют внутренний диаметр 22,8 м и высоту стенки 12 м.
В соответствии с таблицей 1 приложения 2 к СНиП 2.11.03-93 вертикальные стальные резервуары с плавающей крышей номинальным объемом 5000 м3 имеют диаметр 22,8 м, высоту 12 м.
Как следует из технических паспортов резервуаров, в которых хранится бензин, данные резервуары, исходя из требований СНиП 2.11.03-93, имеют номинальный объем 5000 м3. Технические паспорта на резервуары, в которых подлежит хранению дизельное топливо, а также на резервуары, находящиеся в ремонте, заявителем не представлено. Не представлено также доказательств демонтажа резервуаров на момент проверки в соответствии с приказом N 464п от 29.06.2012
Факт наличия у заявителя и использования резервуаров номинальным объемом 5000 м3 подтверждается также другими документами ОАО "Сибтранснефтепродукт", а именно, декларацией пожарной безопасности от 26.04.2010, паспортом безопасности от января 2012 года, следовательно, данные резервуары являются объектами защиты, и на них распространяются требования СНиП 2.11.03-93, Федерального закона от 22.06.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
При этом время ввода в эксплуатацию указанных объектов не имеет значения, поскольку требования, изложенные в СНиП 2.11.03-93, подлежат обязательному соблюдению и применению при эксплуатации помещений, зданий и других строительных сооружений.
При таких обстоятельствах выданное Обществу предписание является законным и обоснованным и основания для признания его незаконным отсутствуют.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что, отказав в удовлетворении требований Общества, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на ОАО "Сибтранснефтепродукт".
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Омской области от 14.01.2013 по делу N А46-29127/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Ю.Н. Киричёк |
Судьи |
Е.П. Кливер |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-29127/2012
Истец: Открытое акционерное общество "Сибтранснефтепродукт"
Ответчик: Управление надзорной деятельности ГУ МЧС России по Омской области
Хронология рассмотрения дела:
08.04.2013 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-1728/13
06.03.2013 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-1728/13
22.02.2013 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-1728/13
14.01.2013 Решение Арбитражного суда Омской области N А46-29127/12