1 апреля 2013 г. |
А79-8021/2012 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Захаровой Т.А.,
судей Смирновой И.А., Рубис Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Рышковской Я.И.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу некоммерческого партнёрства "Союз перевозчиков" (428032, Чувашская Республика, г. Чебоксары, пл. Речников, д. 5, оф. 12; ИНН 2130078851, ОГРН 1102100000870)
на решение Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 16.11.2012
по делу N А79-8021/2012,
принятое судьей Бойко О.И.
по заявлениям производственного кооператива "Чебоксарское пассажирское автотранспортное предприятие N 2" (428000, Чувашская Республика, г. Чебоксары, ул. Энгельса, д. 7; ИНН 2128017971, ОГРН 1022101286657) и некоммерческого партнёрства "Союз перевозчиков" о признании незаконными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике-Чувашии от 07.03.2012 по делу N 90-АМЗ-2011,
при участии в судебном заседании представителей:
некоммерческого партнёрства "Союз перевозчиков" - Беляева С.В. на основании протокола внеочередного общего собрания членов некоммерческого партнерства от 01.04.2011 N 3;
Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике-Чувашии - Даниловой С.Г. по доверенности от 28.12.2012 N 05-05/9673 сроком действия до 31.12.2013,
и установил:
производственный кооператив "Чебоксарское пассажирское автотранспортное предприятие N 2" (далее - ПК "ЧПАП N 2", Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики-Чувашии с заявлением о признании незаконными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике-Чувашии (далее - Управление, антимонопольный орган) от 07.03.2012 по делу N 90-АМЗ-2011.
Заявление принято к производству и возбуждено арбитражное производство N А79-8021/2012.
Некоммерческое партнёрство "Союз перевозчиков" (далее - НП "Союз перевозчиков, Некоммерческое партнерство) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики-Чувашии с заявлением о признании незаконными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике-Чувашии от 07.03.2012 по делу N 90-АМЗ-2011, указав, что в нарушение статьи 42 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Управление не привлекло его к участию в рассмотрении дела N 90-АМЗ-2011 о нарушении антимонопольного законодательства.
Заявление принято к производству и возбуждено арбитражное производство N А79-8046/2012.
Определением от 24.07.2012 Арбитражный суд Чувашской Республики-Чувашии объединил указанные арбитражные производства в одно с присвоением N А79-8021/2012.
К участию в рассмотрении дела в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация г.Чебоксары (далее - орган местного самоуправления).
Решением Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 16.11.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, НП "Союз перевозчиков" обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы антимонопольный орган указывает на неполное исследование обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права.
По мнению Некоммерческого партнерства, антимонопольный орган неверно толкует текст распоряжения органа местного самоуправления от 31.05.2011 N 1378-р, что привело к принятию незаконного решения.
В соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено путем использования систем видеоконференц-связи через Арбитражный суд Чувашской Республики-Чувашии.
В судебном заседании представитель НП "Союз перевозчиков" поддержал позицию, изложенную в апелляционной жалобе.
Представитель Управления в судебном заседании выразил несогласие с доводами апелляционной жалобы, указал на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта.
ПК "Чебоксарское пассажирское автотранспортное предприятие N 2" и администрация г.Чебоксары, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся представителей лиц, участвующих в деле.
Законность принятого судебного акта, правильность применения судом норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257-261, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Установлено по делу, что на официальном сайте в сети Интернет администрация г.Чебоксары разместила информацию об объявлении конкурса на право осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом по маршрутам регулярных перевозок в городе Чебоксары.
Заседания конкурсной комиссии по проведению конкурса на право осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом по маршрутам регулярных перевозок в г.Чебоксары состоялись 21.04.2011, в котором приняли участие Колесов Ю.С., Шимин В.Л., Бобров Д.Н. В связи с отсутствием кворума заседание перенесено на другую дату.
В заседании конкурсной комиссии, состоявшемся 12.05.2011, приняли участие Тимченко С.В., Бобров Д.Н., Васильев А.В., Колесов Ю.С., Коробков Ю.С., Шимин В.Л.
По результатам вскрытия конвертов участников конкурса комиссией приняты по разным лотам решения:
-о признании конкурса по части лотов несостоявшимся в связи с отклонением всех поданных заявок;
-о допуске единственного участника по некоторым лотам;
-о запросе оригиналов документов.
16.05.2011 в заседании конкурсной комиссии участвовали Тимченко С.В., Бобров Д.Н., Колесов Ю.С., Субботкин С.В., Шимин В.Л. Приняты решения об оставлении в силе некоторых решений от 12.05.2011; о необходимости направления запросов в Инспекцию Федеральной налоговой службы по г.Чебоксары и Управление государственной инспекции безопасности дорожного движения по Чувашской Республике.
27.05.2011 конкурсная комиссия приняла решение о признании недействительными решений комиссии от 21.04.2011, 12.05.2011, 16.05.2011 в связи с принятием их неуполномоченными лицами, также решено не проводить сопоставление заявок на участие в конкурсе.
31.05.2011 администрация г.Чебоксары издала распоряжение N 1378-р "Об открытом конкурсе на право осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом по маршрутам регулярных перевозок в городе Чебоксары", которым признала недействительными решения заседаний конкурсной комиссии от 21.04.2011, 12.05.2011, 16.05.2011 (пункт 1); Отделу транспортного обеспечения и связи администрации г.Чебоксары поручено подготовить предложение о внесении изменений в Положение о порядке проведения открытого конкурса на право осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом по маршрутам регулярных перевозок в г.Чебоксары и в конкурсную документацию по проведению конкурса на право осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом по маршрутам регулярных перевозок в г.Чебоксары (пункт 2.1); объявить повторный открытый конкурс на право осуществления пассажирских перевозок (пункт 2.2).
31.05.2011 орган местного самоуправления направил в адрес ряда перевозчиков, в том числе ПК "ЧПАП N 2", уведомления о предоставлении им права на осуществление перевозок по регулярным городским маршрутам до проведения нового конкурса.
Установив вышеуказанные обстоятельства в ходе рассмотрения дела N 90-АМЗ-2011, Управление пришло к заключению о том, что издав распоряжение от 31.05.2011 N 1378-р, которым признала недействительными решения конкурсной комиссии от 21.04.2011, 12.05.2011, 16.05.2011; о проведении повторного конкурса; об уведомлении некоторых перевозчиков о предоставлении им права осуществлять перевозки пассажиров до проведения повторного конкурса, администрация г.Чебоксары нарушила антимонопольное законодательство.
По результатам проверки комиссия Управления 07.03.2012 вынесла решение N 90-АМЗ-2012, которым признала администрацию г.Чебоксары нарушившей пункт 7 части 1 статьи 15 и часть 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", что выразилось в создании преимущественных условий одним перевозчикам перед другими и ограничении права в участии в конкурсе на право осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом по маршрутам регулярных перевозок в городе Чебоксары.
Одновременно Управление выдало органу местного самоуправления предписание отменить распоряжение от 31.05.2011 N 1378-р (пункт 1); подвести итоги открытого конкурса, объявленного распоряжением от 18.01.2011 N 71-р (пункт 2); сообщить об исполнении настоящего предписания в антимонопольный орган в срок до 15.05.2012 (пункт 3).
Не согласившись с решением и предписанием антимонопольного органа, ПК "Чебоксарское пассажирское автотранспортное предприятие N 2" и НП "Союз перевозчиков" оспорили названные ненормативные правовые акты в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции руководствовался статьями 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 448 Гражданского кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" и исходил из того, что в рассматриваемом случае не установлена предусмотренная статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации совокупность условий, необходимых для признания незаконными ненормативных правовых актов государственного органа.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены или изменения судебного акта ввиду следующего.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Согласно статье 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие совокупности двух условий:
- несоответствие ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту;
- нарушение ненормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения:
1) монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;
2) недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации.
Целями настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.
Согласно статье 22 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган выполняет следующие функции:
выявляет нарушения антимонопольного законодательства, принимает меры по прекращению нарушения антимонопольного законодательства и привлекает к ответственности за такие нарушения;
предупреждает монополистическую деятельность, недобросовестную конкуренцию, другие нарушения антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами.
Согласно статьям 23, 39 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган осуществляет следующие полномочия:
- возбуждает и рассматривает дела о нарушениях антимонопольного законодательства;
- выдает в случаях, указанных в настоящем Федеральном законе, хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания.
Согласно пункту 7 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение требований, установленных главой 5 настоящего Федерального закона.
Закрепленные приведенной нормой запреты распространяются, прежде всего, на акты и действия органов власти в сфере публично-правовых отношений в целях предупреждения их негативного вмешательства в конкурентную среду посредством использования административных (волевых) инструментов.
Согласно разъяснениям Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенным в пункте 8 постановления от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства", при рассмотрении дел, связанных с нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган должен доказать, что оспариваемые акты органов власти, действия (бездействие) приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Под государственными или муниципальными преференциями в силу пункта 20 статьи 4 Закона о защите конкуренции понимается предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот, государственных или муниципальных гарантий.
Постановлением администрации г.Чебоксары от 16.01.2008 N 9 утверждено Положение о порядке проведения открытого конкурса на право осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом по маршрутам регулярных перевозок в г.Чебоксары (далее - Положение о порядке проведения открытого конкурса).
Согласно пунктам 1.2 и 1.4 Положения целями и задачами открытого конкурса на право осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом по маршрутам регулярных перевозок в г.Чебоксары являются удовлетворение потребностей населения г.Чебоксары в пассажирских перевозках; определение из числа претендентов - перевозчиков различных организационно-правовых форм и форм собственности - максимально соответствующих предъявляемым требованиям на основе объективной оценки их квалификации; повышение безопасности дорожного движения при перевозке пассажиров, укрепление транспортной дисциплины перевозчиков; вовлечение перевозчиков в активную профилактическую работу по предупреждению дорожно-транспортных происшествий; повышение культуры и качества обслуживания пассажиров.
Конкурс проводится комиссией, утверждаемой распоряжением администрации г. Чебоксары (далее - конкурсная комиссия).
Постановлением от 13.01.2011 N 5 администрация г.Чебоксары утвердила Положение о конкурсной комиссии по проведению открытого конкурса на право осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом по маршрутам регулярных перевозок в г.Чебоксары (далее - Положение о конкурсной комиссии).
В пунктах 1 и 2 Положения о конкурсной комиссии установлено, что настоящее Положение определяет порядок формирования и работу конкурсной комиссии.
Основной задачей конкурсной комиссии является выявление перевозчиков, способных обеспечить лучшие условия исполнения договора, в полном объеме отвечающих квалификационным требованиям, установленным конкурсной документацией, утвержденной постановлением администрации г.Чебоксары от 16.01.2008 N 10.
Следовательно, Положение о конкурсной комиссии является специальной нормой по отношению к Положению о проведении открытого конкурса, поскольку регламентирует структуру и состав комиссии, права и обязанности, организацию работы.
В соответствии с пунктом 1.3 Положения о порядке проведения открытого конкурса организатором открытого конкурса является администрация. Конкурс проводится комиссией, утверждаемой распоряжением администрации (пункт 1.4).
Согласно пункту 2.3 Положения о порядке проведения открытого конкурса заседание конкурсной комиссии считается правомочным при присутствии на нем не менее 2/3 от общего числа членов конкурсной комиссии.
Вместе с тем в силу пункта 5.2. Положения о конкурсной комиссии комиссия правомочна осуществлять свои функции, если на заседании комиссии присутствует не менее пятидесяти процентов от общего числа ее членов.
Суд первой инстанции установил, что распоряжением администрации г.Чебоксары от 18.01.2011 N 71-р утвержден следующий состав конкурсной комиссии: Доброхотов В.А., Тимченко С.В., Колесов Ю.С., Субботкин С.В., Шакаров А.А., Шимин В.А., Ядренкин О.В.
Распоряжением от 06.04.2011 N 773-р орган местного самоуправления вывел из состава комиссии Ядренкин О.В. и ввел Васильева А.В.
Проанализировав вышеизложенное, суд первой инстанции пришел к верному заключению о том, что в заседаниях комиссии, состоявшихся 12.05.2011 и 16.05.2011, присутствовало не менее пятидесяти процентов от общего числа ее членов, то есть комиссия была правомочна принимать решения о вскрытии конвертов.
На заседании комиссии, состоявшемся 21.04.2011, не принимались решения, влекущие возникновение, изменение либо прекращение прав и обязанностей участников конкурса.
Пунктом 3.2 Положения о конкурсной комиссии установлены права конкурсной комиссии, согласно которым комиссия правомочна: потребовать от участников конкурса разъяснения положений заявок на участие в конкурсе, но не может требовать изменения их содержания; осуществлять выборочный осмотр транспортных средств, выставляемых участниками конкурса; запрашивать у участника конкурса сведения, подтверждающие их соответствие требованиям, установленным организатором конкурса; при необходимости привлекать специалистов и экспертов для осуществления своих полномочий.
Согласно пункту 4.1 Положения о порядке проведения открытого конкурса подведение итогов конкурса осуществляется конкурсной комиссией в срок не позднее 15 дней после заседания конкурсной комиссии.
В соответствии с частью 5 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, выигравшее торги, и организатор торгов подписывают в день проведения аукциона или конкурса протокол о результатах торгов, который имеет силу договора.
Положениями Гражданского кодекса Российской Федерации не предусмотрены основания для отказа организатора торгов от заключения договора с лицом, выигравшим торги.
Следовательно, результаты конкурса могут быть признаны недействительными только в судебном порядке.
Как установил суд первой инстанции и подтверждается материалами дела, конкурсная комиссия администрации г.Чебоксары не исполнила данное требование и не подвела итоги конкурса.
У органа местного самоуправления отсутствовали основания для признания недействительными результатов заседаний конкурсной комиссии от 21.04.2011, 12.05.2011 и 16.05.2011.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 18.01.2012 по делу N А79-7141/2011 признаны недействительными пункты 1 и 2.2 распоряжения администрации г.Чебоксары от 31.05.2011 N 1378-р.
Как верно отметил суд первой инстанции, наличие на заседаниях конкурсной комиссии лиц, не являющиеся её членами, не влечет безусловное признание заседаний комиссии недействительными, поскольку вскрытие конвертов с заявками осуществляется публично.
Администрация г.Чебоксары издала ненормативный правовой акт (распоряжение от 31.05.2011 N 1378-р), который не соответствует вышеприведенным положениям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы участников проводившегося конкурса на право осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом по маршрутам регулярных перевозок в г. Чебоксары, причём как тех участников, заявки которых допущены, так и тех, чьи заявки отклонены, поскольку последние оказались лишенными возможности оспорить решения конкурсной комиссии в случае несогласия с отклонением их заявок.
При этом после издания распоряжения от 31.05.2011 N 1378-р администрация г.Чебоксары направила ряду перевозчиков уведомления от 31.05.2011 о предоставлении им права осуществлять перевозки по регулярным городским маршрутам до проведения нового конкурса.
Свои действия орган местного самоуправления обосновал положениями пункта 7.3 Положения об организации пассажирских перевозок автомобильным и наземным электрическим транспортом в г.Чебоксары, утверждённого решением Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 03.06.2005 N 1644.
Данные действия Управление правомерно признало нарушающими пункт 7 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, поскольку в силу указанного Положения (в редакции, действовавшей до 19.09.2011) в отдельных случаях (при досрочном прекращении пассажирских перевозок на действующих маршрутах по вине перевозчика вследствие различных причин, недостаточным количеством заявок для проведения конкурса и др.)
орган местного самоуправления вправе назначить перевозчика на определенный маршрут без проведения конкурса на период до проведения очередного конкурса.
В данной ситуации администрация г.Чебоксары фактически предоставила отдельным перевозчикам право осуществлять перевозки до проведения нового конкурса при отсутствии к тому оснований, то есть предоставила им преимущества по сравнению с другими перевозчиками, что является предоставлением муниципальной преференции с нарушением порядка, установленного главой 5 Закона о защите конкуренции.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному заключению о том, что орган местного самоуправления нарушил требования пункта 7 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, что доказано документально.
В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Поскольку при проведении рассматриваемого открытого конкурса администрация г.Чебоксары совершила действия, которые могут привести к ограничению конкуренции путем издания распоряжения от 31.05.2011 N 1378-р, Управление правомерно квалифицировало ее действия также по части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
Неточное воспроизведение текста распоряжения органа местного самоуправления от 31.05.2011 N 1378-р не является основанием для признания решения антимонопольного органа незаконным, поскольку это в конечном итоге не привело к принятию неверного по существу решения.
Также не может служить основанием для признания незаконными решения и предписания Управления от 07.03.2012 непривлечение к участию в рассмотрении дела N 90-АМЗ-2011 ПК "ЧПАП N 2" и НП "Союз перевозчиков", поскольку они имеют право обратиться в арбитражный суд с заявлением, которое они и реализовали.
Оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства в их взаимосвязи и совокупности, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что у Управления имелись основания для принятия оспариваемого решения и выдачи предписания, поскольку администрации г.Чебоксары нарушила пункт 7 части 1 статьи 15 и часть 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
При этом суд апелляционной инстанции отдельно отмечает, что по общему правилу правом на обращение в арбитражный суд в силу части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обладают лица, заинтересованные в защите своих прав и законных интересов.
Именно по этой причине, принцип судебной защиты нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов, закрепленный статьей 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, предполагает, что суд, удовлетворяя требования заявителя, обеспечивает реальную защиту либо восстановление нарушенного (оспоренного) права.
Применительно к делам, подлежащим рассмотрению в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, данный принцип выражается в том, что арбитражный суд, признавая незаконным решение, действия (бездействие) государственного органа, указывает в итоговом судебном акте на обязанность соответствующего органа, его должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок (пункт 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Очевидно, что принцип судебной защиты предполагает восстановление действительного права или законного интереса заявителя. Несуществующее право либо неправовой интерес заявителя судебной защите не подлежат. В этом случае суд отказывает заявителю в удовлетворении заявленных требований по причине отсутствия такого основания судебной защиты как нарушение действительного права и (или) законного интереса.
В настоящем деле арбитражный суд не усматривает наличия такого основания к судебной защите как нарушение действительных прав и законных интересов заявителей оспариваемыми решением и предписанием антимонопольного органа.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд апелляционной инстанции приходит к аналогичному итоговому выводу о том, что оспариваемые решение и предписание приняты уполномоченным органом, соответствуют Федеральному закону от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" и не нарушают права и законные интересы администрации г.Чебоксары в сфере предпринимательской деятельности, что в силу части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Арбитражный суд Чувашской Республики-Чувашии законно и обоснованно отказал в удовлетворении требований.
Предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания к отмене судебного акта отсутствуют.
При этом судом не допущено нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта.
Апелляционная жалоба НП "Союзперевозчиков" признается не подлежащей удовлетворению как основанная на неверном толковании норм действующего законодательства.
Доводам заявителя апелляционной жалобы судом первой инстанции дана надлежащая оценка, и они признаны несостоятельными и противоречащими материалам дела. Оснований для признания их обоснованными не усматривает и суд апелляционной инстанции.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы суд относит на ее заявителя.
Руководствуясь статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 16.11.2012 по делу N А79-8021/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу некоммерческого партнёрства "Союз перевозчиков" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.А. Захарова |
Судьи |
И.А. Смирнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А79-8021/2012
Истец: НП "Союз перевозчиков" (саморегулируемая организация), НП "Союз перевозчиков" (СРО), ПК "Чебоксарское пассажирское автотранспортное предприятие N2", Производственный кооператив "Чебоксарское пассажирское автотранспортное предприятие N 2"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии
Третье лицо: Администрация г. Чебоксары, ЧР, Администрация города Чебоксары Чувашской Республики, Управление Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии