Совершенствование налогообложения прибыли предприятий черной
и цветной металлургии
1. Общие положения
В настоящее время в Российской Федерации динамично развиваются базовые отрасли промышленности. Так, опережающими темпами увеличивается объем произведенной продукции в топливной промышленности и черной металлургии в условиях благоприятной рыночной конъюнктуры, высоких темпов роста цен на металл и топливно-энергетические ресурсы.
Если в целом по экономике рентабельность продаж продукции (работ и услуг) увеличилась с 10,2% в 2003 году до 14,6% - в 2006 году, то в добыче полезных ископаемых она увеличилась с 19,2% в 2003 году до 38,5% - в 2006 году. Практически на том же уровне находится рентабельность продаж продукции в металлургическом производстве. При этом пик рентабельности приходился в рассматриваемых отраслях на 2004 год, когда произошло весьма существенное повышение цен. Рекордно высокий уровень рентабельности в 2006 году имел место при добыче руд цветных металлов - 43,1%.
Рассмотрим, как можно изменить механизм налогообложения прибыли организаций - недропользователей с точки зрения изъятия природной ренты.
Обращаем внимание читателей журнала на то, что наш подход не имеет ничего общего с налогом на дополнительный доход (НДД).
Наши выводы основаны на анализе материалов, публикуемых в специализированных изданиях, касающихся целесообразности введения нового налога - НДД для ресурсных отраслей. В Минфине России был в свое время разработан законопроект по внесению поправок в Налоговый кодекс Российской Федерации, концепция которого состояла в том, чтобы рассчитывать ставку налога в соответствии с рентабельностью в том числе нефтедобывающих компаний: чем выше затраты, тем ниже налог. Действие НДД, по расчетам Минфина России, должно было привести к дифференциации налоговой нагрузки на добывающие компании.
Внесение данного законопроекта в Государственную Думу Российской Федерации было отложено в связи с тем, что предложенный порядок обложения налогом на добычу полезных ископаемых (НДПИ) добычи нефти в достаточно полной мере реализует фискальную задачу.
Однако для черной и цветной металлургии изъятие природной ренты через НДД еще более сложно реализуемо.
2. Обоснование предложения об использовании механизма
налогообложения прибыли для изъятия природной ренты в металлургии
Поскольку меры по совершенствованию НДПИ применительно к добыче твердых полезных ископаемых не смогут в достаточной степени обеспечить изъятие природной ренты, нами рассмотрена возможность использования для этих целей механизма налогообложения прибыли. Очевидно, что невысокая доля НДПИ в затратах положительно влияет на увеличение прибыли и рентабельности предприятий металлургического комплекса. Следовательно, не принципиально, как будет изыматься природная рента у недропользователей - через налогообложение добычи полезных ископаемых, уменьшая их прибыль, или путем регулирования нормы прибыли (рентабельности) и увеличения отчислений от прибыли в бюджетную систему.
Данный методологический подход позволил обосновать использование расчетной ставки налога на прибыль при налогообложении крупных компаний, имеющих высокий уровень рентабельности.
Металлургия лидирует по уровню рентабельности среди добывающих и обрабатывающих производств, достигающему 50-70%, а в отдельных компаниях - 100% рентабельности от основной деятельности, что в основном характерно для крупных, в том числе вертикально интегрированных компаний. Однако налогообложение сверхдоходов конъюнктурного характера, получаемых ими, осуществляется по основной (относительно низкой) ставке налога на прибыль - 24%.
В результате действия такого механизма налога на прибыль в компаниях металлургического комплекса накоплены огромные финансовые ресурсы, которые вкладываются в производство. Так, размер финансовых вложений как в добычу полезных ископаемых (кроме топливно-энергетических компаний), так и в металлургическом производстве за три года - с 2004 года по 2006 год - возрос в 5,4 раза, в то время как в нефтедобыче и производстве машин - в 1,25 раза.
В целом это положительный результат деятельности металлургического комплекса. Однако использование этих ресурсов далеко не всегда эффективно, так как финансовые вложения не приносят в ряде случаев прибыли или доходы остаются ничтожно малыми.
Нельзя признать положительной тенденцию уменьшения доли долгосрочных вложений.
В металлургическом производстве доля долгосрочных финансовых вложений снизилась с 9,8% в 2003 году до 4,8% - в 2006 году, тогда как в целом по всем видам экономической деятельности в 2005 году она составила 20%.
Можно предположить, что одной из основных причин накопления в металлургическом комплексе значительных финансовых ресурсов является несоответствие действующего режима налогообложения конъюнктуре рынка металлов.
Наше предложение состоит в том, чтобы изымать сверхдоходы крупных металлургических компаний с помощью гибкого применения налоговой ставки по налогу на прибыль, и заключается в следующем. При получении компанией рентабельности от основной деятельности в пределах нормы, устанавливаемой Правительством РФ, применяется действующая налоговая ставка - 24%. При получении рентабельности сверх нормы прибыли сумма налога на прибыль должна исчисляться по расчетной ставке, определяемой по формуле:
Ср = Снк + Кр (Рф - Рн),
где Ср - расчетная ставка налога на прибыль, в %;
Снк - основная ставка налога на прибыль, 24%;
Кр - поправочный коэффициент рентного характера, устанавливаемый с целью изъятия природной ренты;
Рф - рентабельность основных видов деятельности, отражающая прибыльность недропользования;
Рн - норма рентабельности, устанавливаемая Правительством РФ по основному виду деятельности, связанному с недропользованием.
Расчет влияния введения расчетной ставки налога на прибыль
на налоговую нагрузку условной металлургической компании
Показатели | 2004 г. | 2005 г. | 2006 г. |
1 | 2 | 3 | 4 |
Налоговая нагрузка в условиях действующей ставки налога на прибыль | |||
Рентабельность продаж (прибыль от реализации / выручка), % | 14,8 | 33,9 | 32,2 |
Рентабельность активов (чистая прибыль / активы), % | 11,65 | 39,30 | 37,21 |
Налогооблагаемая прибыль | 2300,7 | 9323,4 | 10 105,8 |
Налог на прибыль, млн руб. | 552,2 | 2237,4 | 2425,4 |
Налоговые платежи, всего (млн руб.) | 1576,2 | 3188,6 | 4124,5 |
Чистая прибыль, млн руб. | 1748,5 | 7085,8 | 7680,4 |
Налоговая нагрузка, %: | |||
- к выручке | 10,13 | 12,29 | 13,14 |
- к чистой прибыли | 0,90 | 0,45 | 0,54 |
Налоговая нагрузка в условиях применения расчетной ставки налога на прибыль | |||
Превышение фактической прибыли над установленной нормой прибыли (10 %) |
4,8 | 23,9 | 22,2 |
Расчетная ставка налога на прибыль: 24 + 0,4 х (Рф - Рн) |
25,9 |
33,6 |
32,9 |
Налог на прибыль, млн руб. | 595,9 | 3132,7 | 3324,8 |
Дополнительно начислено налога на прибыль в связи с применением расчетной налоговой ставки, млн руб. |
43,7 | 895,3 | 899,2 |
Налоговые платежи, всего (млн руб.) | 1619,9 | 4083,9 | 5023,7 |
Чистая прибыль, млн руб. | 1704,8 | 6190,5 | 6781,2 |
Налоговая нагрузка, %: - к выручке |
10,4 |
15,7 |
16,0 |
- к чистой прибыли | 0,95 | 0,65 | 0,74 |
Изменение налоговой нагрузки Налоговая нагрузка, %: - к выручке |
0,27 |
+3,41 |
+2,86 |
- к чистой прибыли | +0,05 | +0,20 | +0,20 |
Справочно: Выручка, млн руб. |
15 566,2 |
25 935,3 |
31 398,8 |
Активы, млн руб. | 15 003,8 | 18 031 | 20 640 |
Поправочный коэффициент рентного характера отражает увеличение ставки налога на прибыль на каждый процент превышения фактической рентабельности над нормой и должен устанавливаться в федеральном законе о федеральном бюджете на соответствующий год.
Посредством многовариантных расчетов нами получен коэффициент 0,4, который означает, что повышение рентабельности на 1% приводит к увеличению налоговой ставки на 0,4%; при этом в расчете принята норма рентабельности 10%, которая определена экспертным путем (см. таблицу).
Критерием для оценки рекомендуемого поправочного коэффициента и порядка определения суммы налога на прибыль по повышенной ставке является уровень налоговой нагрузки, исчисленной как по отношению к выручке, так и по отношению к чистой прибыли. Содержащиеся в таблице расчеты влияния предлагаемого механизма на уровень налоговой нагрузки показали, что, несмотря на заметное увеличение налоговых обязательств, уровень налоговой нагрузки к выручке увеличился бы только на 2-3 пункта. При этом она осталась бы невысокой и равнялась бы 16%.
Предлагаемый метод изъятия природной ренты позволяет:
- выравнивать налоговую нагрузку на предприятиях металлургического и нефтяного комплекса;
- увеличивать доходы бюджетной системы за счет увеличения поступлений сумм налога на прибыль;
- сдерживать рост цен на металлургическую продукцию.
Для реализации данного предложения необходимы дополнительные исследования с целью обоснования нормы рентабельности и поправочного коэффициента. Подчеркнем, что в настоящей статье речь идет о норме рентабельности продаж (прибыль от продаж / выручка от реализации основной деятельности). Это принципиальный момент, поскольку нередко данная прибыль существенно уменьшается за счет сальдо прочих доходов и расходов.
Полученные бюджетной системой дополнительные налоговые доходы от реализации вышеприведенного предложения могут быть направлены на стимулирование деятельности средних и малых металлургических предприятий.
А.В. Трунов,
советник государственной гражданской службы
Российской Федерации 3 класса
"Налоговый вестник", N 1, январь 2008 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговый вестник"
Журнал основан в 1994 г. Государственной налоговой службой РФ
Издатель ИД "Налоговый вестник"
Свидетельство о регистрации N 016790
Редакция: 127473, Москва, 1-й Волконский пер., д. 10, стр. 1