город Ростов-на-Дону |
|
26 марта 2013 г. |
дело N А32-27240/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 марта 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 марта 2013 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Сурмаляна Г.А., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания помощником Близнюк А.А.,
при участии:
от ОАО "Сочи-Парк": Кацуро А.А., паспорт, по доверенности от 15.02.2013 г.
от Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и Республике Адыгея: представитель не явился, извещен надлежащим образом.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Сочи-Парк" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 09.01.2013 по делу N А32-27240/2012, принятое судьей Шкира Д.М., по заявлению открытого акционерного общества "Сочи-Парк" к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и Республике Адыгея об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Сочи-Парк", г. Сочи (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением об отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Краснодарскому краю и Республике Адыгея, г. Краснодар (далее - административный орган) от 30.08.2012 N 10-103-339-11-2 о привлечении к административной ответственности по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 09.01.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован доказанностью факта наличия в действиях общества состава вмененного ему административного правонарушения, отсутствием процессуальных нарушений а также оснований для квалификации совершенного правонарушения в качестве малозначительного.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение, сославшись на то, что один и тот же земельный участок с кадастровым номером 23:49:0402040:1365 площадью 7188 кв.м., находившийся в аренде ОАО "Сочи-Парк", расположенный по адресу: г. Сочи, Адлерский район, ул. Нижнеимеретинская бухта, напротив строящегося олимпийского объекта "Центральный стадион" (Фишт) был дважды подвергнут проверкам и в последствии административному наказанию. Кроме того в действиях общества отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ. Ранее общество было привлечено за выявленные правонарушения по статье 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель ОАО "Сочи-Парк" поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме.
Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и Республике Адыгея представителя в судебное заседание не направило; о месте его и времени извещено надлежащим образом. В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает жалобу в отсутствие представителя административного органа.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела Прокуратурой Адлерского района во исполнение поручения Прокуратуры края с привлечением специалистов административного органа была проведена проверка общества по публикации "Экология от "Олимпстрой", размещенной в сети Интернет 28.05.2012, по адресу: http://www.skandaly.ru/2012/05/28/37846.
Проверкой установлено, что 02.07.2012 в период с 09:00 часов до 13:00 часов в ходе проверки состояния земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402040:1365, площадью 7188 кв.м., расположенного по адресу: г. Сочи, Адлерский район, ул. Нижнеимеретинская бухта, в границах, указанных в кадастровом паспорте земельною участка, в целях размещения олимпийского объекта федерального значения "Тематический парк" (проектные и изыскательские работы, строительство)", предусмотренного п. 204.1 Программы строительства Олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта, утвержденной постановлением Правительства РФ от 29.12.2007 N 991 (далее - Программы) установлен факт захламления территории участка отходами производства и потребления 1-1V классов опасности, а именно: боем бетона, тарой из-под лакокрасочных материалов, картоном, древесиной, автомобильными отработанными покрышками, а также твердыми бытовыми отходами. На момент проверки на указанном земельном участке строительная и иная хозяйственная деятельность не велась.
Таким образом, обществом допущено захламление отходами производства и потребления I-IV классов опасности, а именно: боем бетона, тарой из-под лакокрасочных материалов, картоном, древесиной, автомобильными отработанными покрышками, отходы сучьев и ветвей, полиэтилен в виде пленки, отходы стале-арматурные, а также твердыми бытовыми отходами, на территории земельных участков, расположенных по адресу: г. Сочи, Адлерский район, ул. Нижнеимерегинская бухта, в границах, указанных в кадастровом паспорте земельного участка, в целях размещения олимпийского объекта федерального значения "Тематический парк" (проектные и изыскательские работы, строительство)", предусмотренного п. 204.1 Программы.
По результатам проверки прокуратурой вынесено постановление от 10.07.2012 о возбуждении дела об административном правонарушении и материалы проверки направлены в административный орган для рассмотрения по существу.
Рассмотрев материалы проверки, административный орган вынес постановление о назначении административного наказания от 30.08.2012 N 10-103-339-11-2, которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 100 000 руб.
Не согласившись с постановлением административного органа, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В силу статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии со статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В силу части 2 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" запрещаются:
сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву;
размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека;
захоронение опасных отходов и радиоактивных отходов на водосборных площадях подземных водных объектов, используемых в качестве источников водоснабжения, в бальнеологических целях, для извлечения ценных минеральных ресурсов;
ввоз опасных отходов в Российскую Федерацию в целях их захоронения и обезвреживания;
ввоз радиоактивных отходов в Российскую Федерацию в целях их хранения, переработки или захоронения, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом и Федеральным законом "Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Согласно статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" отходы производства и потребления (далее - отходы) - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства;
обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов;
размещение отходов - хранение и захоронение отходов;
хранение отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования;
захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду;
использование отходов - применение отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии;
обезвреживание отходов - обработка отходов, в том числе сжигание и обеззараживание отходов на специализированных установках, в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду;
транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах;
накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.
Пунктом 2 статьи 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" установлено, что порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами определяют по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (в соответствии с их компетенцией) юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами.
Согласно пункту 1 статьи 10 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" при проектировании, строительстве, реконструкции, консервации и ликвидации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, в процессе эксплуатации которых образуются отходы, граждане, которые осуществляют индивидуальную предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее - индивидуальные предприниматели), и юридические лица обязаны:
соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека;
иметь техническую и технологическую документацию об использовании, обезвреживании образующихся отходов.
В силу пункта 2 статьи 10 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" строительство, реконструкция, консервация и ликвидация предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, эксплуатация которых связана с обращением с отходами, допускаются при наличии положительного заключения государственной экспертизы, проводимой в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности, государственной экспертизы проектной документации указанных объектов.
В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.
На отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений.
В соответствии со статьей 26 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, организуют и осуществляют производственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами.
Согласно статье 28 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" неисполнение или ненадлежащее исполнение законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами должностными лицами и гражданами влечет за собой дисциплинарную, административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 30 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" в соответствии с настоящим Федеральным законом лицензированию подлежат следующие виды деятельности: деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности.
В соответствии с пунктом 3.7. СанПиН 2.1.7.1322-03 при временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия:
- временные склады и открытые площадки должны располагаться с подветренной стороны по отношению к жилой застройке;
- поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников-накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.);
- поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.);
- по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями; допускается ее присоединение к локальным очистным сооружениям в соответствии с техническими условиями;
- поступление загрязненного ливнестока с этой площадки в общегородскую систему дождевой канализации или сброс в ближайшие водоемы без очистки не допускается.
В силу пункта 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Как следует из материалов дела, Прокуратурой Адлерского района во исполнение поручения Прокуратуры края с привлечением специалистов административного органа была проведена проверка общества по публикации "Экология от "Олимпстрой", размещенной в сети Интернет 28.05.2012, по адресу: http://www.skandaly.ru/2012/05/28/37846.
Проверкой установлено, что 02.07.2012 в период с 09:00 часов до 13:00 часов в ходе проверки состояния земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402040:1365, площадью 7188 кв.м., расположенного по адресу: г. Сочи, Адлерский район, ул. Нижнеимеретинская бухта, в границах, указанных в кадастровом паспорте земельною участка, в целях размещения олимпийского объекта федерального значения "Тематический парк" (проектные и изыскательские работы, строительство)", предусмотренного п. 204.1 Программы установлен факт захламления территории участка отходами производства и потребления 1-1V классов опасности, а именно: боем бетона, тарой из-под лакокрасочных материалов, картоном, древесиной, автомобильными отработанными покрышками, а также твердыми бытовыми отходами. На момент проверки на указанном земельном участке строительная и иная хозяйственная деятельность не велась.
Из материалов дела следует, что правообладателем земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402040:1365 является ОАО "Сочи-Парк", в соответствии со следующими документами:
- договором N 4900000305 от 16.12.2011 аренды земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402040:1365, площадью 7188 кв.м., заключенным с департаментом имущественных отношений администрации Краснодарского края и ГК "Олимпстрой";
- актом приема-передачи от 16.12.2011, подписанным с департаментом имущественных отношений администрации Краснодарского края и ГК "Олимпстрой";
- договором N 13-1/5-3742 от 18.01.2012 о переуступке прав и обязанностей по договору N 4900000305 от 16.12.2011.
На основании договора подряда от 29.04.2012N 2-02/П-19/2012, заключенного между обществом (заказчик) и ООО "Базис-С" (подрядчик), подрядчик должен выполнить работы по сносу зданий, вывозу строительного мусора и утилизации на территории строительства олимпийских объектов п. 204.1, п. 200.19 Программы. Из материалов дела следует, что указанные работы не были выполнены полностью.
Таким образом, обществом допущено фактическое накопление отходов производства и потребления I-IV классов опасности, а именно: бой бетона, тара из-под лакокрасочных материалов, картон, древесина, автомобильные отработанные покрышки, отходы сучьев и ветвей, полиэтилен в виде пленки, отходы стале-арматурные, а также твердые бытовые отходы, на территории земельных участков, расположенных по адресу: г. Сочи, Адлерский район, ул. Нижнеимерегинская бухта, в границах, указанных в кадастровом паспорте земельного участка, в целях размещения олимпийского объекта федерального значения "Тематический парк" (проектные и изыскательские работы, строительство)", предусмотренного п. 204.1 Программы.
Статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Следовательно, в действиях общества содержатся признаки административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что подтверждается следующими доказательствами:
- рапортом помощника прокурора Адлерского района г. Сочи Халилова Р.И. от 02.07.2012 и фототаблицей снимков выявленных нарушений;
- справками от 02.07.2012 специалистов Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, Управления Роспироднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея, территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю в городе-курорте Сочи, согласно которым в ходе проведенной проверки земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402040:1365 выявлены нарушения законодательства в сфере размещения отходов производства и потребления;
- договором N 4900000305 аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности и от 16.12.2011 и договором от 18.01.2012 N 13-1/5-3742 о переуступке прав и обязанностей по указанному договору N 4900000305 от 16.12.2011, в соответствии с которыми земельный участок с кадастровым номером 23:49:0402040:1365 на праве аренды принадлежит ОАО "Сочи-Парк".
В соответствии с разделом 4 договора N 4900000305 аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности от 16.12.2011 и разделом 1 договора N 13-1/5-3742 от 18.01.2012 арендатор (ОАО "Сочи-Парк") обязан содержать указанный земельный участок в должном санитарном порядке и чистоте; не наносить ущерб окружающей среде; не допускать действий, приводящих к ухудшению экологической обстановки и устранить за свой счет изменения, произведенные на земельном участке без согласия арендодателя.
Подлежит отклонению довод апелляционной жалобы о том, что общество повторно привлечено к административной ответственности за одно и то же правонарушение.
Так, из материалов дела следует, что на основании постановления от 24.08.2012 N 0313/4/1651/2012 общество было привлечено к административной ответственности по части 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, то есть за нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, а не по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кроме того, сам факт правонарушения подтвержден генеральным директором общества в письме прокурору от 31.07.2012 N 2455, в котором сообщено что выявленные проверкой отходы производства и потребления 1-4 классов опасности с территории названного участка вывезены и утилизированы в установленном порядке.
Нарушений порядка привлечения общества к административной ответственности судом апелляционной инстанции не установлено.
Установленный статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности не пропущен.
Мера наказания определена в минимальном размере, предусмотренном санкцией ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, судом первой инстанции исследованы все обстоятельства, имеющие значение для дела, сделаны правомерные выводы, в соответствии с действующим законодательством, нарушений норм материального и процессуального права не установлено, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 09.01.2013 по делу N А32-27240/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
М.В. Соловьева |
Судьи |
Г.А. Сурмалян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-27240/2012
Истец: ОАО "Сочи-Парк", ООО "Сочи-Парк"
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю
Третье лицо: Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и республике Адыгея, упр Росприроднадзора