Влияет ли категория транспортного средства на размер транспортного налога?
В соответствии со ст. 362 НК РФ исчисление транспортного налога производится на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
Согласно ст. 361 НК РФ ставки транспортного налога устанавливаются законами субъектов Российской Федерации в зависимости от категории транспортных средств и мощности двигателя. В то же время законодательные (представительные) органы субъекта Российской Федерации могут устанавливать дифференцированные налоговые ставки в отношении каждой категории транспортных средств.
Для целей налогообложения НК РФ установлены следующие категории авто- и мототранспортных средств:
- автомобили легковые;
- мотоциклы и мотороллеры;
- автобусы;
- грузовые автомобили;
- другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу;
- снегоходы, мотосани.
Согласно разъяснениям Минтранспорта России в настоящее время установление категории транспортного средства производится органом по сертификации при выдаче одобрения типа транспортного средства в соответствии с Правилами по проведению работ в системе сертификации механических транспортных средств и прицепов, утвержденными постановлением Госстандарта России от 01.04.1998 N 19, зарегистрированным Минюстом России 15.05.1998, регистр. N 1522, а также другими нормативными документами системы сертификации механических транспортных средств и прицепов.
При определении категории транспортного средства органом сертификации учитываются технические характеристики и особенности конструкции и используется классификация, установленная Комитетом по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН (далее - КВТ ЕЭК ООН) и ГОСТ Р 51709-2001, утвержденным постановлением Госстандарта России от 01.02.2001 N 47-ст.
Так, КВТ ЕЭК ООН определена следующая классификация транспортных средств:
Категория транспортных средств |
Описание категории транспортных средств |
L2 L3 L4 L5 |
Механические транспортные средства, имеющие менее 4 колес, рабочий объем двигателей более 50 куб. см и максимальную скорость более 50 км/ч |
L7 | Механические четырехколесные транспортные средства, ненагруженная масса которых не превышает 400 кг (500 кг для транспортных средств, предназначенных для перевозки людей) |
M1 | Механические транспортные средства для перевозки пассажиров, имеющие не менее 4 колес и не более 8 мест для сидения (кроме места водителя) |
M1C | Механические транспортные средства специального назначения, сконструированные так, что они включают жилой отсек (автомобиль - дом) |
N 1 | Механические транспортные средства для перевозки грузов, максимальная масса которых не более 3,5 тонны |
N 2 | Механические транспортные средства для перевозки грузов, максимальная масса которых более 3,5 тонны, но не превышает 12 тонн |
N 3 | Механические транспортные средства для перевозки грузов, максимальная масса которых более 12 тонн |
М2 | Механические транспортные средства для перевозки пассажиров, имеющие более 8 мест для сидения (кроме места водителя), и максимальная масса которых не более 5 тонн |
М3 | Механические транспортные средства для перевозки пассажиров, имеющие более 8 мест для сидения (кроме места водителя), и максимальная масса которых более 5 тонн |
В целях повышения безопасности дорожного движения и принятия единообразия правил дорожного движения 8 ноября 1968 года в Вене была заключена Конвенция о дорожном движении.
Поскольку Конвенция ратифицирована Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29.04.1974 N 5938-VIII и Российская Федерация является договаривающейся стороной, правовые акты Российской Федерации в сфере дорожного движения должны учитывать положения данной Конвенции.
В соответствии с Положением о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденным приказом МВД России N 496, Минпромэнерго России N 192, Минэкономразвития России N 134 от 23.06.2005, зарегистрированным в Минюсте России 29.07.2005, регистр. N 6842, в строке 4 "Категория ТС (А, В, С, D, прицеп)" паспорта транспортного средства указывается категория, которая соответствует классификации транспортных средств, установленной п. 5 приложения 6 Конвенции о дорожном движении.
При этом обращаем внимание читателей журнала на то, что категории транспортных средств, установленные п. 5 приложения 6 Конвенции о дорожном движении, определены для выдачи соответствующих удостоверений на управление такими транспортными средствами.
Таким образом, категория транспортного средства, указанная в паспорте транспортного средства, определяется органами МВД России на управление данными транспортными средствами.
Учитывая вышеизложенное, а также разъяснения Минтранспорта России, определение категории транспортных средств осуществляется в соответствии с классификацией, установленной КВТ ЕЭК ООН.
Например, если зарегистрированное транспортное средство сертифицировано по категории М1, то для исчисления размера транспортного налога должна применяться соответствующая налоговая ставка, установленная для легковых автомобилей; если автотранспортное средство сертифицировано по категориям N 1, N 2, N 3, то применяется соответствующая налоговая ставка, установленная для грузовых автомобилей; если автотранспортное средство сертифицировано по категории М2 или М3, то применяется налоговая ставка, установленная для автобусов.
А.И. Новиков,
советник налоговой службы Российской Федерации II ранга
1 января 2008 г.
"Налоговый вестник", N 1, январь 2008 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговый вестник"
Журнал основан в 1994 г. Государственной налоговой службой РФ
Издатель ИД "Налоговый вестник"
Свидетельство о регистрации N 016790
Редакция: 127473, Москва, 1-й Волконский пер., д. 10, стр. 1