В каком порядке осуществляется налогообложение налогом на имущество организаций имущества, составляющего государственную казну (т.е. основных средств, не закрепленных на правах оперативного управления или хозяйственного ведения за государственными предприятиями и учреждениями)?
В соответствии с п. 1 и 4 ст. 214 ГК РФ государственной собственностью в РФ является имущество, принадлежащее на праве собственности РФ (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам РФ - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта РФ).
Положение об учете федерального имущества, устанавливающее состав подлежащего учету федерального имущества, порядок его учета и порядок предоставления информации из реестра федерального имущества, а также иные требования, предъявляемые к системе учета федерального имущества, утверждено Постановлением Правительства РФ от 16.07.2007 г. N 447 "О совершенствовании учета федерального имущества". Согласно данному Положению под учетом федерального имущества понимается получение, экспертиза и хранение документов, содержащих сведения о федеральном имуществе, и внесение указанных сведений в реестр федерального имущества в объеме, необходимом для осуществления полномочий по управлению и распоряжению федеральным имуществом. При этом реестр федерального имущества - это федеральная информационная система, представляющая собой организационно упорядоченную совокупность документов и информационных технологий, реализующих процессы учета федерального имущества и предоставления сведений о нем. Положение предусматривает обязанность территориальных органов по управлению государственным имуществом осуществлять учет имущества, составляющего государственную казну РФ.
Пунктом 9 Постановления Правительства РФ N 447 органам власти субъектов РФ рекомендовано разработать соответствующее положение об учете государственного имущества субъектов РФ.
Статьей 214 ГК РФ также установлено, что имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии со ст. 294, 296 ГК РФ.
Кроме того, п. 4 ст. 214 ГК РФ определено, что средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляет государственную казну РФ, казну республики в составе РФ, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа.
На основании ст. 125 ГК РФ полномочия собственника имущества казны субъекта РФ принадлежат правительству субъекта РФ, которое в свою очередь имеет право делегировать указанные полномочия исполнительному органу государственной власти субъекта РФ или определенному для выполнения этих целей бюджетному учреждению в установленном законодательством порядке.
Статьей 240 БК РФ установлено, что бюджетный учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и операциях, приводящих к изменению вышеуказанных активов.
Регулирование бухгалтерского учета в РФ осуществляется в соответствии со ст. 5 и 13 Федерального закона от 21.11.1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете". В соответствии с требованиями данного Федерального закона полномочия Минфина России по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности определены Положением о Министерстве финансов РФ, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 г. N 329.
Учитывая нормы ст. 240 БК РФ и положения Инструкции по бюджетному учету, утвержденной приказом Министерства финансов РФ от 10.02.2006 г. N 25н, Минфин России установил требование и определил порядок учета имущества казны в бухгалтерском учете. Отметим, что отсутствие бюджетного учета имущества казны приводило к искажению бюджетной отчетности части стоимости активов, находящихся в государственной собственности, а также исключало возможность контроля и оценки эффективности использования имущества, составляющего государственную казну (в том числе при передаче его в аренду, в доверительное управление).
Согласно Инструкции по бюджетному учету имущество государственной казны следует учитывать на балансах органов, уполномоченных осуществлять управление государственным имуществом, с отражением на соответствующих счетах Плана счетов бюджетного учета в порядке, установленном Инструкцией для бюджетного учета нефинансовых и финансовых активов.
Пунктом 1 ст. 374 НК РФ установлено, что объектом налогообложения по налогу на имущество организаций для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе организации в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.
Таким образом, налогоплательщиком налога на имущество организаций в отношении имущества государственной казны (т.е. основных средств, не закрепленных на правах оперативного управления или хозяйственного ведения за государственными предприятиями и учреждениями) признается балансодержатель данного имущества, то есть государственный орган (бюджетная организация), уполномоченный осуществлять бюджетный учет имущества государственной казны, без передачи ему права оперативного управления на данное имущество.
Установленный Минфином России порядок бюджетного учета имущества государственной казны не противоречит ст. 77 Конституции РФ, гражданскому законодательству, законодательству о приватизации, а также законодательству о налогах и сборах, поскольку не устанавливает новые правовые нормы в отношениях, возникающих в процессе осуществления управления и распоряжения государственным имуществом, в том числе не затрагивает интересы собственника по передаче прав на имущество, составляющее государственную казну.
Специалисты Минфина России и Федерального казначейства
1 декабря 2007 г.
"Финансы", N 12, декабрь 2007 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Финансы"
Ежемесячный теоретический и научно-практический журнал. Издается с 1926 г.
Учредители - Министерство финансов Российской Федерации и ООО "Книжная редакция "Финансы"
Журнал зарегистрирован в Федеральной службе по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охраны культурного наследия. Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ N ФС77-24300 от 27 апреля 2006 г.
Адрес редакции: 125009, Москва, ул. Тверская, 22-б.
тел.: 8 (495) 699-4427, 699-4333, 699-4385
тел./факс: 8 (495) 699-9616
Internet: http://www.finance-journal.ru/
Подписные индексы
"Роспечать" - 71027, 73442
"Пресса России" - 45493, 39414