О результатах налоговых проверок
Контроль за соблюдением налогового законодательства представляет собой осуществление субъектами контроля комплекса мер по учету налогоплательщиков, организации исчисления и обеспечения своевременного и полного поступления налоговых платежей, выявлению налоговых правонарушений и применению мер ответственности за их совершение, а также по обеспечению информированности субъектов налогообложения. По данным территориального налогового органа (Инспекция) рассмотрим и проанализируем результаты налоговых проверок.
На основе анализа отчетных данных, представленных Инспекцией, необходимо констатировать, что результаты проведенных комплексных и тематических проверок по-прежнему свидетельствуют о наличии многочисленных нарушений налогоплательщиками законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
Анализ данных налоговой отчетности Инспекции позволяет сделать следующие вывод - поступление платежей в бюджетную систему РФ из года в год значительно возрастает. В 2006 г. в бюджетную систему РФ поступило налоговых платежей на 15,3% больше, чем в 2005 г. и на 34,8% больше, чем в 2004 г. В 2006 г. сумма задолженности по налогам перед бюджетом снизилась по сравнению с 2005 г. на 14%, однако ее показатели еще высоки, т.к. финансовое состояние отдельных организаций различных отраслей экономики, пока неудовлетворительное.
Следует отметить, что основная часть нарушений налогового законодательства выявляется именно в декларациях, сдаваемых на бумажных носителях. И это объясняется не только тем, что подчас возникают арифметические ошибки, но и потому, что изначально в электронном виде декларации предоставляли, как правило, законопослушные налогоплательщики, многие из которых пользуются услугами высококвалифицированных аудиторов.
Существенное влияние на увеличение налоговых доходов государства оказала работа налоговых органов по вовлечению денежных средств организаций-должников в погашение задолженности. Основная сумма задолженности погашена должниками до принятия налоговыми органами ограничительных и принудительных мер. Сумма погашенной предприятиями-недоимщиками задолженности после получения требований налоговых органов об уплате налогов и сборов составила примерно половину от общей суммы погашенной задолженности, что является свидетельством повышения уровня расчетно-платежной дисциплины, а также повышения эффективности налогового администрирования.
Сумма бесспорно взысканных налогов, сборов, а также пеней за счёт денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщиков-организаций в банках, снижается, в первую очередь, благодаря совместной работе территориальных налоговых органов и подразделений Службы судебных приставов. Необходимо отметить, что работа по взысканию задолженности по налогам и сборам недобросовестных налогоплательщиков остаётся одним из основных направлений деятельности Инспекции.
По результатам проведенных камеральных и выездных проверок в бюджетную систему в 2006 г. Инспекцией дополнительно начислено налогов на 18% больше, чем в 2005 г. и на 38% больше, чем в 2004 г., данный факт свидетельствует о повышении результативности проведенных выездных налоговых проверок. Значительные доначисления в 2005 г. по результатам выездных налоговых проверок объясняются переходом многих налогоплательщиков в межрегиональные и межрайонные инспекции, и, как следствие, возросло количество выездных налоговых проверок в отношении данных организаций. Таким образом, данные свидетельствуют о повышении роли камеральных налоговых проверок при осуществлении налогового контроля при увеличении их количества. Вместе с тем, практика показывает, что при определении суммы доначисленных налоговых платежей на одну проверку однозначно наибольшие величины достигаются при проведении выездных налоговых проверок в соответствии с запросом вышестоящего налогового органа.
Важнейшей задачей, на решение которой ФНС России ориентирует нижестоящие налоговые органы, является задача обеспечения сплошного автоматизированного камерального контроля с использованием дополнительных сведений, прямо или косвенно характеризующих налоговую базу. Камеральный контроль в управлении рассматривается в настоящее время в качестве основной и приоритетной формы налогового контроля.
Анализ показывает, что в среднем на одну камеральную проверку доначисления (включая недоимку и штрафы) в 2006 г. составили более 150 тыс. руб. При этом каждая третья проверка проводилась с использованием дополнительных документов и сведений. Отметим, что с 2007 г. при проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если иное не предусмотрено НК РФ. Доля доначисленных платежей по результатам камеральных налоговых проверок в общем объеме доначисленных платежей в 2006 г. составила более 50%. Однако только 48% проверок были результативны, что объясняется недостаточно глубоким камеральным анализом.
Между тем, тенденция роста уровня количественных и качественных показателей, характеризующих работу в данной сфере контроля, достаточно устойчива на протяжении последних трех лет. Так, в 2006 г. по сравнению с 2005 г. общее количество проведенных камеральных налоговых проверок возросло.
Ошибки, выявляемые в ходе камеральной проверки, можно разделить на три основные группы: арифметические; аналитические (в основном связаны с неправильным заполнением декларации); нарушение срока представления деклараций или уплаты налога. При этом нарушают установленные сроки более 25% налогоплательщиков, зарегистрированных в Инспекции.
По нашему мнению, в настоящее время главной задачей контрольной работы налоговых органов должно стать повышение аналитической составляющей камеральных проверок, внедрение в практику налогового контроля комплексного системного анализа финансово-хозяйственной деятельности проверяемых объектов.
Кроме того, количество представленных деклараций растет с каждым годом, а количество работников, осуществляющих камеральный контроль, осталось неизменным. В связи с вышесказанным, необходимо разработать критерий отбора налогоплательщиков, у которых необходимо проведение углубленного логического камерального контроля, с использованием внешней и внутренней информации, остальная категория деклараций должна быть подвергнута арифметическому контролю, с использованием только внутренней информации.
Одной из наиболее эффективных форм проведения налогового контроля, значение которой повышается в последнее время, является выездная налоговая проверка. Исключительно важное значение для эффективной организации вышеуказанного вида контроля имеет осуществление целенаправленного отбора налогоплательщиков для проведения выездной налоговой проверки, а также углубленной предпроверочной подготовки в целях определения перспективных направлений и выработки на этой основе оптимальной стратегии проверок, обеспечивающей рациональное использование всех форм налогового контроля.
Концепция системы планирования выездных налоговых проверок, утвержденная приказом ФНС России от 30.05.2007 г. N ММ-3-06/333@, предполагает обоснованность выбора объектов проверки на основе всестороннего анализа всей имеющейся у налогового органа информации на каждом этапе планирования и подготовки выездной налоговой проверки.
В результате анализа актов проверок выявлены, чаще всего встречающиеся, виды нарушений налогового законодательства: уклонение от подачи налоговой декларации, несвоевременную подачу или подачу декларации с заведомо неверными данными; несвоевременную уплату налогов; непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля; грубое нарушение правил учета доходов и расходов; нарушение порядка хранения документов, связанных с налогообложением, неправильное оформление документов (в том числе договоров, счетов-фактур, платежных документов).
Это относится, в первую очередь, к документам, подтверждающим право на налоговые вычеты, а также к документам, подтверждающим достоверность и целесообразность осуществления хозяйственных операций; действия налогоплательщиков, направленные на неправомерное уменьшение налогов или уклонение от их уплаты, а именно представление налогоплательщиком документов или сведений, содержащих недостоверную информацию, на основании которых уменьшается сумма налогов, фактически причитающаяся к уплате.
При этом налогоплательщики часто объясняют такие случаи необходимостью налоговой оптимизации в целях снижения налогового бремени, хотя разница между уклонением от уплаты (с использованием не вполне законных способов) и налоговой оптимизацией (которая предполагает четкое следование законодательным актам) вполне очевидна.
Основной проблемой при проведении выездных налоговых проверок является затягивание сроков проведения проверок в связи с представлением налогоплательщиком документов неисследованных в ходе проверки на стадии рассмотрения разногласий, что ведет к назначению мероприятий дополнительного контроля, переносу планируемых проверок, дополнительному отвлечению рабочей силы. Также хотелось бы отметить, что в последнее время происходит рост количества специалистов, имеющих специальное образование в сфере налогообложения. Поэтому налогоплательщики зачастую, не согласившись с доводами проверяющих, изложенными в решениях Инспекции, довольно удачно оспаривают их в судебных инстанциях. Необходимо отметить, что арбитражные суды достаточно часто принимают сторону налогоплательщика и год от года увеличивается не только количество, проведенных проверок, но и обращений налогоплательщиков в судебные инстанции с требованием о признании решений Инспекции незаконными (см. табл. 1).
Таблица 1
Динамика арбитражных споров за 2004-2006 гг.
Показатели | 2004 г. | 2005 г. | 2006 г. |
% организаций, обратившихся в Арбитражный суд после выездной налоговой проверки |
23 | 36 | 49 |
% решений Инспекции, признанных незаконными из общего количества проведенных проверок |
6 | 8 | 14 |
Среди наиболее действенных мероприятий, направленных на совершенствование контрольной работы налоговых органов, следует выделить:
- разработку методов определения реальной налоговой базы в отношении различных видов деятельности и косвенных параметров, характеризующих деятельность организаций;
- формирование системы критериев для оценки уровня выполнения налоговых обязательств налогоплательщиками;
- создание базы данных налоговых нарушений, выявленных в результате проведения камерального контроля, для использования в выездных налоговых проверках;
- анализ и обобщение наиболее часто используемых налогоплательщиками схем ухода от налогов.
Е.Е. Смирнова,
доцент Финансовой академии при Правительстве РФ,
кандидат экономических наук
"Финансы", N 12, декабрь 2007 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Финансы"
Ежемесячный теоретический и научно-практический журнал. Издается с 1926 г.
Учредители - Министерство финансов Российской Федерации и ООО "Книжная редакция "Финансы"
Журнал зарегистрирован в Федеральной службе по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охраны культурного наследия. Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ N ФС77-24300 от 27 апреля 2006 г.
Адрес редакции: 125009, Москва, ул. Тверская, 22-б.
тел.: 8 (495) 699-4427, 699-4333, 699-4385
тел./факс: 8 (495) 699-9616
Internet: http://www.finance-journal.ru/
Подписные индексы
"Роспечать" - 71027, 73442
"Пресса России" - 45493, 39414