г. Пермь |
|
28 марта 2013 г. |
Дело N А60-45515/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 марта 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 марта 2013 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Щеклеиной Л. Ю.,
судей Варакса Н.В., Риб Л.Х.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Радионовой Л.П.,
при участии:
от заявителя - Федеральное государственное унитарное предприятие по техническому обслуживанию защитных средств и сооружений гражданской обороны "Экран" (ОГРН 1026604952956, ИНН 6660000329): Канюков И.А., паспорт, доверенность от 30.05.2012,
от заинтересованного лица - Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области (ОГРН 1096670022107, ИНН 6670262066): Казаева О.А., паспорт, доверенность от 20.12.2012,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заявителя - Федерального государственного унитарного предприятия по техническому обслуживанию защитных средств и сооружений гражданской обороны "Экран"
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 18 января 2013 года
по делу N А60-45515/2012,
принятое судьей Колосовой Л.В.,
по заявлению Федерального государственного унитарного предприятия по техническому обслуживанию защитных средств и сооружений гражданской обороны "Экран"
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области
о признании недействительным распоряжения,
установил:
Федеральное государственное унитарное предприятие по техническому обслуживанию защитных средств и сооружений гражданской обороны "Экран" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области (далее - заинтересованное лицо) о признании недействительным распоряжения от 14.06.2012 N 414-р.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 18 января 2013 года (резолютивная часть решения объявлена 17 января 2013 года) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы указывает на то, что оспариваемое распоряжение издано с нарушением требований п.4.8 типового положения о территориальных органах Росимущества, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 01.11.2008 N 374 (в ред.приказа Минэкономразвития России от 06.04.2012 N 186), письма Росимущества от 10.10.2006 N ЛП-08/23957 "О перечне документов, необходимых для принятия решения о закреплении недвижимого и движимого имущества". Ссылается на то, что регистрация права хозяйственного ведения возможна только после регистрации права собственности РФ либо после получения выписки из реестра федерального имущества. Полагает, что закрепление за предприятием имущества повлечет необходимость осуществления значительных затрат на его содержание и восстановление, приведет к значительному ухудшению финансового состояния предприятия.
Представитель заявителя в суде апелляционной инстанции поддержал требования и доводы апелляционной жалобы.
Заинтересованное лицо по мотивам, изложенным в письменном отзыве на апелляционную жалобу, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность оспариваемого распоряжения.
Представитель заинтересованного лица в суде апелляционной инстанции поддержал позицию, изложенную в письменном отзыве.
Законность и обоснованность решения арбитражного суда проверены судом апелляционной инстанции в порядке ст.ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, исследовав доводы апелляционной жалобы, проанализировав нормы материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, 14.06.2012 Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области издано распоряжение N 414-р "О закреплении федерального казенного имущества на праве хозяйственного ведения за Федеральным государственным унитарным предприятием по техническому обслуживанию технических средств и сооружений гражданской обороны "ЭКРАН".
Считая распоряжение Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области от 14.6.2012 N 414-р незаконным, Федеральное государственное унитарное предприятие по техническому обслуживанию защитных средств и сооружений гражданской обороны "Экран" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области.
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемое распоряжение является законным и обоснованным, не нарушает прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Данный вывод суда соответствует фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
В соответствии со ст.ст. 198, 201 АПК РФ для признания ненормативного правового акта недействительным необходима совокупность двух условий: несоответствие его закону или иному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного акта закону или иному нормативному правовому акту в силу ч. 5 ст. 200 АПК РФ возложена на орган или лицо, принявший данный акт.
На основании ст.294 Гражданского кодекса РФ государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с настоящим Кодексом.
Согласно ч.ч.1,2 ст.11 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" имущество унитарного предприятия формируется за счет: имущества, закрепленного за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления собственником этого имущества. Право на имущество, закрепляемое за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления собственником этого имущества, возникает с момента передачи такого имущества унитарному предприятию, если иное не предусмотрено федеральным законом или не установлено решением собственника о передаче имущества унитарному предприятию.
Согласно п. 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 Федеральное агентство по управлению государственным имуществом является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом.
В соответствии с п. 5.21 указанного Положения Росимущество закрепляет находящееся в федеральной собственности имущество в хозяйственном ведении и оперативном управлении федеральных государственных унитарных предприятий и производит в установленном порядке правомерное изъятие этого имущества.
На основании п. 4 Положения Росимущество осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
В соответствии с Типовым положением о Территориальном органе Федерального агентства по управлению государственным имуществом (далее - ФАУГИ), утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 01.11.2008 N 374, территориальный орган осуществляет функции по управлению федеральным имуществом, осуществляет полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, зарегистрированных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества, в случаях, когда реализация указанных полномочий непосредственно территориальным органом прямо предусмотрена нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
В Свердловской области территориальным органом ФАУГИ является управление, которое действует на основании Положения, утвержденного приказом Росимущества от 05.03.2009 N 63.
В силу п. 4.1 Положения об управлении управление осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории Свердловской области, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим лицам.
В соответствии с пунктом 4.10 данного Положения управление закрепляет в установленном порядке находящееся в федеральной собственности имущество на праве хозяйственного ведения и оперативного управления за федеральными государственными унитарными предприятиями и федеральными казенными предприятиями.
Основанием для закрепления на праве хозяйственного ведения объектов ЗС ГО за Федеральным государственным унитарным предприятием по техническому обслуживанию защитных средств и сооружений гражданской обороны "Экран" является протокол совещания от 24.05.2012, Устав предприятия, Положение о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденное Постановлением Правительства РФ N 432 от 05.06.2008, Положение о ТУ Росимущества в Свердловской области, утвержденное Приказом Росимущества N 63 от 05.03.2009.
Как следует из п.п. 2.1, 2.2, 2.3 Устава заявителя предприятие создано в целях удовлетворения потребностей субъектов имущественных правоотношений в результатах его деятельности и получения прибыли от деятельности Предприятия, не противоречащей законодательству Российской Федерации и настоящему Уставу, исходя из необходимости использования имущества, приватизация которого запрещена, в том числе имущества, которое необходимо для обеспечения безопасности Российской Федерации.
В силу п.2.3 Устава для достижения целей, указанных в п.2.1 Устава, ФГУП "ЭКРАН" осуществляет в установленном порядке, в том числе, такие виды деятельности как: - прием, размещение, замену, освежение и хранение специмущества гражданской обороны; - техническое обслуживание специмущества гражданской обороны; - эксплуатацию и содержание зданий, сооружений и других объектов, являющихся федеральной собственность и переданных Предприятию в установленном порядке в хозяйственное ведение.
Исходя из целей и предмета деятельности заявителя, а также того обстоятельства, что только ФГУП "ЭКРАН" на территории Свердловской области имеет техническую возможность осуществлять обслуживание имущества гражданской обороны, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что предприятие обладает достаточными возможностями и правовыми основаниями для принятия в хозяйственное ведение защитных сооружений гражданской обороны.
Кроме того, согласно п.3.5 Устава ФГУП "ЭКРАН" источниками формирования имущества предприятия являются, в том числе имущество, переданное предприятию по решению уполномоченного федерального органа исполнительной власти.
Собственником имущества является Российская Федерация, которая и распорядилась им через государственный орган, имеющим на то полномочия (Росимущество). При этом действующим законодательством не предусмотрена обязанность заинтересованного лица запрашивать согласие предприятия на передачу ему имущества на праве хозяйственного ведения.
Таким образом, материалами дела подтверждается, что заинтересованное лицо обладает полномочиями по передаче федерального имущества в хозяйственное ведение заявителю, а также на издание оспариваемого распоряжения от 14.06.2012 N 414-р "О закреплении федерального казенного имущества на праве хозяйственного ведения за Федеральным государственным унитарным предприятием по техническому обслуживанию технических средств и сооружений гражданской обороны "ЭКРАН".
Довод апеллятора о том, что оспариваемое распоряжение издано с нарушением требований п.п.ф' п.4.8 типового положения о территориальных органах Росимущества, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 01.11.2008 N 374 (в ред. приказа Минэкономразвития России от 06.04.2012 N 186), согласно которому закрепление в хозяйственное ведение государственных унитарных предприятий, находящегося в федеральной собственности имущества осуществляется территориальным управлением только по поручению Федерального агентства по управлению государственным имуществом, подлежит отклонению.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что п.п.ф' п.4.8 типового положения введен в действие приказом Минэкономразвития России от 06.04.2012 N 186, начало действия которого начинается с 24.06.2012, т.е. на момент издания оспариваемого распоряжения 14.06.2012 указанное требование не действовало.
В соответствии с п.4.10 типового положения о территориальных органах Росимущества, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 01.11.2008 N 374 (в ред. от 23.11.2011), т.е. на момент издания оспариваемого распоряжения, Территориальный орган Федерального агентства по управлению государственным имуществом имел право закреплять находящееся в федеральной собственности имущество в хозяйственном ведении и оперативном управлении федеральных государственных унитарных предприятий и производить в установленном порядке правомерное изъятие этого имущества без поручения агентства.
Ссылка апеллятора на письмо Росимущества от 10.10.2006 N ЛП-08/23957 "О перечне документов, необходимых для принятия решения о закреплении недвижимого и движимого имущества", согласно которому, по мнению апеллятора, Территориальное управление Росимущества Свердловской области должно получить письменное согласие заявителя на закрепление за ним имущества на праве хозяйственного ведения, является несостоятельной.
Указанное письмо не является нормативно-правовым актом и, соответственно, его положения не носят обязательный для сторон характер. Как ранее было отмечено, действующим законодательством не предусмотрена обязанность заинтересованного лица запрашивать согласие предприятия на передачу ему имущества на праве хозяйственного ведения. Кроме того, следует отметить, что оспариваемое распоряжение о закреплении имущества основано также на результатах совещания в территориальном управлении ФАУГИ (протокол от 24.05.2012 б/н), на котором предприятием было дано согласие на передачу ему имущества, данное обстоятельство апеллятором не оспаривается, документально не опровергнуто.
Ссылка предприятия на то, что в оспариваемом распоряжении отсутствуют данные о регистрации права собственности Российской Федерации на передаваемые объекты, данные технической инвентаризации, кадастровых паспортов на ЗС ГО, индивидуальные характеристики объектов, данные о балансовой (остаточной) стоимости объектов, в связи с чем указанные объекты недвижимости невозможно идентифицировать, внести в реестр федерального имущества и зарегистрировать право хозяйственного ведения предприятия, правомерно не принята судом первой инстанции.
Из оспариваемого распоряжения видно, что передаваемые объекты недвижимого имущества поименованы (по перечню), с указанием реестрового и инвентаризационного номеров, имеются данные об адресах этих объектов и об их площади. Такие данные позволяют идентифицировать объект и не создают препятствий заявителю для приема имущества, переданного ему распоряжением.
Спорные вопросы передачи документации на объекты недвижимого имущества, если таковые возникнут, могут быть разрешены в установленном законом порядке. Указанные обстоятельства не являются юридически значимыми для принятия решения о передаче имущества в хозяйственное ведение государственного унитарного предприятия, соответственно - для признания его недействительным.
Вопросы регистрации права и перехода права на объекты передаваемого имущества подлежат разрешению в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и не влияют на разрешение вопроса о передаче имущества.
В соответствии с п. 4 ст. 8 Федерального закона "О государственных и муниципальных предприятиях" от 14.11.2002 N 161-ФЗ Федеральное государственное унитарное предприятие по техническому обслуживанию защитных средств и сооружений гражданской обороны "Экран" создано для использования имущества, приватизация которого запрещена, которое необходимо для обеспечения безопасности Российской Федерации.
Учитывая стратегическую важность деятельности Федерального государственного унитарного предприятия по техническому обслуживанию защитных средств и сооружений гражданской обороны "Экран", для финансирования мероприятий по приемке, оформлению и обслуживанию защитных сооружений гражданской обороны дополнительным средством финансирования должен стать оборонный заказ, вступление в соответствующую государственную программу МЧС РФ и т.п., что не противоречит п.п. 2.2 Устава, в соответствии с которым специальным видом деятельности предприятия является его участие в проводимых Росимуществом или другими органами государственной власти, а также иными заинтересованными организациями мероприятиях и работах по разработке и реализации государственных, региональных и совместных целевых федеральных программ по вовлечению в хозяйственный оборот федерального имущества.
Приказом N 575 от 21.07.2005 "Об утверждении Порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время" утвержден порядок использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 N 1309 "О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны" ЗС ГО в мирное время могут использоваться в интересах экономики обслуживания населения. Таким образом, заявитель может в дальнейшем извлекать для себя прибыль от переданного имущества (например, путем сдачи имущества в аренду индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам).
Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для признания недействительным распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области от 14.06.2012 N 414-р.
Доводы апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании норм права, не опровергают выводов суда первой инстанции, а по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и представленных доказательств. Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции суд апелляционной инстанции не усматривает.
При данных обстоятельствах решение суда первой инстанции отмене, а апелляционная жалоба удовлетворению - не подлежат.
Заявителю подлежит возврату из федерального бюджета излишне уплаченная госпошлина в размере 1000 руб., поскольку в соответствии со ст.333.21 Налогового кодекса РФ госпошлина при подаче апелляционной жалобы составляет 1000 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 18 января 2013 года по делу N А60-45515/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Федерального государственного унитарного предприятия по техническому обслуживанию защитных средств и сооружений гражданской обороны "Экран" - без удовлетворения.
Возвратить Федеральному государственному унитарному предприятию по техническому обслуживанию защитных средств и сооружений гражданской обороны "Экран" из федерального бюджета излишне уплаченную по платежному поручению N 47 от 29.01.2013 по апелляционной жалобе госпошлину в размере 1000 (одна тысяча) рублей.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Л.Ю.Щеклеина |
Судьи |
Н.В.Варакса |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-45515/2012
Истец: ФГУП по техническому обслуживанию защитных средств и сооружений гражданской обороны "Экран"
Ответчик: Территориальное управление Федерального агенства по управлению государственным имуществом Свердловской области