г. Саратов |
|
02 апреля 2013 г. |
Дело N А12-20463/12 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 марта 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 апреля 2013 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Луговского Н.В.,
судей Александровой Л.Б., Жевак И.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кушмухамбетовой Д.Ш.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ОГРН 1027700485757 ИНН 7705401340 г.Москва) в лице филиала ФГБУ ФКП Росреестра по Волгоградской области
на решение арбитражного суда Волгоградской области от 09.01.2013 по делу N А12-20463/2012 (судья Стрельникова Н.В.)
по заявлению администрации Светлоярского муниципального района Волгоградской области (ОГРН 1023405960753 ИНН 3426003655 Волгоградская область, Светлоярский район, р.п. Светлый Яр)
об оспаривании действий Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Волгоградской области
заинтересованные лица:
администрация Наримановского сельского поселения Светлоярского муниципального района Волгоградской области (1053458083744 ИНН 3426011078 Волгоградская область, пос.Нариман),
открытое акционерное общество "Приволжскнефтепровод" (ОГРН 1026301416371 ИНН 6317024749 г.Волгоград),
при участии в судебном заседании:
от открытого акционерного общества "Приволжскнефтепровод" - Латышев А.В. по доверенности от 19.10.2012 N 05-05/258,
в отсутствие представителей Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ ФКП Росреестра по Волгоградской области, администрации Наримановского сельского поселения Светлоярского муниципального района Волгоградской области, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Светлоярского муниципального района Волгоградской области обратилась (далее - заявитель, Администрация) в арбитражный суд Волгоградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации:
- о восстановлении срока на подачу заявления,
- о признании незаконными действий Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ ФКП Росреестра по Волгоградской области (далее - Федеральная кадастровая палата) по исключению 08.02.2012 из государственного кадастра недвижимости (далее - ГКН) сведений о земельном участке: кадастровый номер 34:26:021101:511; предыдущие номера: 34:26:000000:190; местоположение: обл. Волгоградская, р-н Светлоярский, расположен в административных границах Наримановского сельского поселения Светлоярского муниципального района; категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; разрешенное использование: для размещения НПС "Тингута"; площадь 14136,50+/-208 кв.м; кадастровая стоимость 7185017,49 руб.; удельный показатель кадастровой стоимости 508,26 руб./кв.м,
- об обязании Федеральной кадастровой палаты восстановить в ГКН сведения о земельном участке: кадастровый номер 34:26:021101:511; предыдущие номера: 34:26:000000:190; местоположение: обл. Волгоградская, р-н Светлоярский, расположен в административных границах Наримановского сельского поселения Светлоярского муниципального района; категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; разрешенное использование: для размещения НПС "Тингута"; площадь 14136,50+/-208 кв.м; кадастровая стоимость 7185017,49 руб.; удельный показатель кадастровой стоимости 508,26 руб./кв.м,
- о признании незаконными действий Федеральной кадастровой палаты по внесению 29.11.2011 в ГКН сведений о земельном участке: кадастровый номер 34:26:021101:541; предыдущие номера: 34:26:021101:511; местоположение: обл. Волгоградская, р-н Светлоярский, в административных границах Наримановского сельского поселения Светлоярского муниципального района Волгоградской области; категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; разрешенное использование: для размещения НПС "Тингута"; площадь 14137+/-42 кв.м, кадастровая стоимость 565 руб.; удельный показатель кадастровой стоимости 0,04 руб./кв.м,
- об обязании Федеральной кадастровой палаты исключить из ГКН сведения от 29.11.2011 о земельном участке: кадастровый номер 34:26:021101:541, предыдущие номера: 34:26:021101:511; местоположение: обл. Волгоградская, р-н Светлоярский, в административных границах Наримановского сельского поселения Светлоярского муниципального района Волгоградской области; категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; разрешенное использование: для размещения НПС "Тингута"; площадь 14137+/-42 кв.м, кадастровая стоимость 565 руб.; удельный показатель кадастровой стоимости 0,04 руб./кв.м.
Решением арбитражного суда Волгоградской области от 09.01.2013 требования Администрации удовлетворены.
Федеральная кадастровая палата не согласилась с вынесенным решением и обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, отказать в удовлетворении заявленных требований Администрации по тем основаниям, что сведения о земельном участке были аннулированы из ГКН законно и обоснованно, земельный участок с кадастровым номером 34:26:021101:511 был поставлен на ГКН 19.12.2008, на момент постановки на учет земельного участка с кадастровым номером 34:26:021101:541 сведения о земельном участке с кадастровым номером 34:26:021101:511 должны были быть уже аннулированы и подлежали исключению из ГКН до заключения договора купли-продажи земельного участка 11.07.2011, возникшее право постоянного (бессрочного)пользования земельным участком с кадастровым номером 34:26:021101:511 подлежало обязательной государственной регистрации, при постановке на ГКН земельного участка с кадастровым номером 34:26:021101:541 не были нарушены нормы действующего законодательства, вновь образованный земельный участок с кадастровым номером 34:26:021101:541 относится к четвертой группе видов использования земель промышленности, действиями Федеральной кадастровой палаты не нарушены права и законные интересы Администрации.
В представленных отзывах на апелляционную жалобу Администрация и администрация Наримановского сельского поселения Светлоярского муниципального района Волгоградской области просят решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения по основаниям, изложенным в отзывах.
В представленном отзыве на апелляционную жалобу ОАО "Приволжскнефтепровод" просит решение суда первой инстанции решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу Федеральной кадастровой палаты удовлетворить по основаниям, изложенным в отзыве.
В соответствии с ч.3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание по рассмотрению апелляционной жалобы проводится в отсутствие представителей Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ ФКП Росреестра по Волгоградской области, администрации Наримановского сельского поселения Светлоярского муниципального района Волгоградской области, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания.
При рассмотрении дела объявлялся перерыв до 28.03.2013 до 09 час. 30 мин. После перерыва заседание продолжено в отсутствие представителя общества.
Исследовав материалы дела, заслушав представителя общества, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ОАО "Приволжскнефтепровод" обратилось в Администрацию с заявлением в порядке статьи 36 ЗК РФ с целью приобретения в собственность за плату земельного участка площадью 14136,5 кв.м, кадастровый номер 34:26:021101:511, категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи... и иного специального назначения, расположенного по адресу: Волгоградская область, Светлоярский район, в административных границах Наримановского сельского поселения Светлоярского муниципального района Волгоградской области, для размещения НПС "Тингута".
ОАО "Приволжскнефтепровод" в качестве документов, удостоверяющих права на здание, строение, сооружение, сооружение, расположенные на приобретаемом земельном участке, были представлены план приватизации Производственного объединения Приволжских магистральных нефтепроводов (правопредшественника Открытого акционерного общества "Приволжские магистральные нефтепроводы"), распоряжение Министерства имущественных отношений Российской Федерации от 21.03.2002 N 687-р "О подтверждении права собственности ОАО "Приволжские магистральные нефтепроводы" на недвижимое имущество".
В соответствии с актом оценки стоимости зданий и сооружений государственного предприятия - Производственного объединения Приволжских магистральных нефтепроводов по состоянию на 01.07.1992, утвержденным распоряжением Министерства имущественных отношений Российской Федерации от 21.03.2002 N 687-р "О подтверждении права собственности ОАО "Приволжские магистральные нефтепроводы" на недвижимое имущество" общество на момент приватизации являлось собственником перечисленного в акте недвижимого имущества, в том числе, БКНС "Тингута". Приказом Акционерной компании по транспорту нефти "Транснефть" Филиала ОАО "Приволжские магистральные нефтепроводы" Волгоградского районного нефтепроводного управления от 31.12.2004 N 929 БКНС "Тингута" переименована в НПС "Тингута".
Постановлением Администрации от 10.06.2011 N 791 ОАО "Приволжскнефтепровод" предоставлен в собственность за плату земельный участок площадью 14136,5 кв.м, кадастровый номер 34:26:021101:511, категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи... и иного специального назначения, расположенный по адресу: Волгоградская область, Светлоярский район, в административных границах Наримановского сельского поселения Светлоярского муниципального района Волгоградской области, для размещения НПС "Тингута".
В соответствии с данным постановлением Администрацией (продавец) и ОАО "Приволжскнефтепровод" (покупатель) 11.07.2011 заключен договор N 374/4 купли-продажи земельного участка площадью 14136,5 кв.м с кадастровым номером 34:26:021101:511, категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи... и иного специального назначения, расположенный по адресу: Волгоградская область, Светлоярский район, в административных границах Наримановского сельского поселения Светлоярского муниципального района Волгоградской области, для размещения НПС "Тингута".
В соответствии с пунктом 3.1. указанного договора выкупная цена участка составляет 179625,44 руб. 27.06.2011 составлен акт приема-передачи земельного участка.
Платежным поручением от 14.07.2011 N 7423 ОАО "Приволжскнефтепровод" произведена оплата по договору купли-продажи земельного участка в сумме 179625,44 руб.
20.03.2012 ОАО "Приволжскнефтепровод" обратилось с заявлением (исх. от 07.03.2012 N 05-21-12/1544) в Администрацию о приобретении прав на земельный участок площадью 14137 кв.м, с кадастровым номером 34:26:021101:541, категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи... и иного специального назначения, расположенного по адресу: Волгоградская область, Светлоярский район, в административных границах Наримановского сельского поселения Светлоярского муниципального района Волгоградской области, для размещения НПМ "Тингута". Согласно представленным документам данный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет как вновь образованный 29.11.2011.
Администрация указала, что по существу это один и тот же земельный участок, только с измененным кадастровым номером и уточненной площадью. В связи с чем, в адрес ОАО "Приволжскнефтепровод" Администрацией направлено письмо от 13.04.2012 N 281 о возможности принятия решения о предоставлении испрашиваемого земельного участка после получения необходимой информации в Федеральной кадастровой палате.
Письмом от 03.05.2012 N 13-1739-СИ Федеральная кадастровая палата сообщила Администрации, что земельный участок с кадастровым номером 34:26:021101:511, предоставленный по договору купли-продажи, снят с государственного кадастрового учета 08.02.2012. Вновь сформированный земельный участок с кадастровым номером 34:26:021101:541 поставлен на государственный кадастровый учет 29.11.2011.
Таким образом, на дату постановки на учет земельного участка с кадастровым номером 34:26:021101:541, земельный участок с кадастровым номером 34:26:021101:511, предоставленный по договору купли-продажи, еще существовал как объект недвижимости до 08.02.2012.
24.05.2012 ОАО "Приволжскнефтепровод" обратилось в арбитражный суд Волгоградской области с заявлением (исх. от 22.05.2012) о признании незаконным бездействия Администрации, выразившегося в непринятии в установленные законом сроки решения по заявлению ОАО "Приволжскнефтепровод" от 07.03.2012 N 05-21-12/1544 о приобретении прав на земельный участок с кадастровым номером 34:26:021101:541, площадью 14137 кв.м, разрешенное использование для размещения НПС "Тингута", местоположение: Волгоградская обл., Светлоярский район, в границах Наримановского сельского поселения Светлоярского муниципального района Волгоградской области; об обязании Администрацию устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ОАО "Приволжскнефтепровод", принять решение о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 34:26:021101:541, площадью 14137 кв.м, разрешенное использование для размещения НПС "Тингута", местоположение - Волгоградская обл., Светлоярский район, в границах Наримановского сельского поселения Светлоярского муниципального района Волгоградской области, а также подготовить проект договора на условиях, предусмотренных действующим законодательством РФ и направить его в адрес ОАО "Приволжскнефтепровод".
27.06.2012 Администрация вновь обратилась с письмом в Федеральную кадастровую палату. 05.07.2012 Федеральной кадастровой палатой дан ответ (исх. от 04.07.2012 N НБ-2735/2012), согласно которому на государственный кадастровый учет поставлен земельный участок с кадастровым номером 34:26:021101:541, с государственного кадастрового учета снят земельный участок с кадастровым номером 34:26:021101:511, о применении среднего удельного показателя кадастровой стоимости земель промышленности IV группы - 0,04 рублей за кв.м. При существующем в государственном кадастре объекте недвижимости - земельном участке с кадастровым номером 34:26:021101:511, не вносятся в ГКН изменения в связи с уточнением площади земельного участка, а ставится на государственный кадастровый учет фактически тот же самый объект недвижимости - земельный участок с кадастровым номером 34:26:021101:541, только с измененным значением площади.
Администрация посчитала, что данные действия Федеральной кадастровой палаты нарушают права и законные интересы Администрации, в связи с чем обратилась в суд с указанным заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходил из того, что действия Федеральной кадастровой палаты являются незаконными и необоснованными.
Апелляционная коллегия считает выводы суда первой инстанции обоснованными по следующим основаниям.
Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ) государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с данным Законом недвижимом имуществе, федеральным государственным информационным ресурсом.
В соответствии с частью 3 статьи 1 Закона N 221-ФЗ государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить это имущество в качестве индивидуально-определенной вещи или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
На основании части 1 статьи 3 Закона N 221-ФЗ кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости.
Сведения о ранее учтенных объектах недвижимости включаются в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости.
В соответствии с частью 7 статьи 4 Закона N 221-ФЗ в случае изменения кадастровых сведений ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения сохраняются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Единый государственный реестр земель - документ, который содержит сведения о существующих и прекративших существование участках. Сведения, которые в нем содержатся должны быть достоверными.
Реестр составляется на основании и в порядке, предусмотренном N 221-ФЗ и отступление от приведенных в статье 14 перечня сведения о земельном участке не допускается и считается нарушением закона.
Пополняются сведения при осуществлении землеустроительных действий - когда изменяется или ликвидируется участок, а также при совершении действий по государственной регистрации прав на земельный участок. В кадастровое дело включаются правоустанавливающие документы. Проведение государственного кадастрового учета включает в себя проверку представленных заявителем документов.
Согласно части 9 статьи 4 Закона N 221-ФЗ в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения, которые носят временный характер. Такие сведения до утраты ими в установленном настоящим Федеральным законом порядке временного характера не являются кадастровыми сведениями и используются только в целях, связанных с осуществлением соответствующей государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также с выполнением кадастровых работ.
В соответствии со статьей 25 Закона N 221-ФЗ в качестве особенности осуществления кадастрового учета земельного участка предусматривает, что внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о нем при постановке на учет носят временный характер.
На основании статьи 24 Закона N 221-ФЗ такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости. В течение срока действия временного характера внесенных в государственный кадастр недвижимости сведений об объекте недвижимости такие сведения могут быть аннулированы и исключены из государственного кадастра недвижимости по заявлению собственника (собственников) объектов недвижимости.
Согласно пункту 4 части 2 статьи 27 Закона N 221-ФЗ орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета, если объект недвижимости, о кадастровом учете которого представлено заявление, образован из объекта недвижимости, внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о котором носят временный характер.
По заказу ОАО "Приволжскнефтепровод" с целью установления в результате проведения межевания земельных участков, занятых объектами ОАО "Приволжскнефтепровод" НПС "Тингута" Филиалом ФГУП "ФКЦ "Земля" по ЮФО подготовлена землеустроительная документация - описание земельных участков от 08.12.2008.
В ГКН 19.12.2008 внесен земельный участок с кадастровым номером 34:26:021101:511, предыдущий номер 34:26:000000:190, площадью 14136,5+208 кв.м, категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи... и иного специального назначения, в административных границах Наримановского сельского поселения Светлоярского муниципального района Волгоградской области, для размещения НПС "Тингута" /кадастровый паспорт земельного участка (выписка из государственного кадастра недвижимости) от 19.12.2008 N 2-26-01/08-5401/.
Таким образом, земельный участок с кадастровым номером 34:26:021101:511 образован из земельного участка 34:26:000000:190 и является ранее учтенным земельным участком (в материалах дела имеется землеустроительное дело на земельный участок с кадастровым номером 34:26:021101:511).
Согласно сведениям ГКН земельный участок с кадастровым номером 34:26:021101:511 носил временный характер и поэтому был снят с кадастрового учета 08.02.2012.
Земельный участок с кадастровым номером 34:26:021101:511 был образован из земельного участка с кадастровым номером 34:26:000000:190, который по сведениям ГКН являлся ранее учтенным земельным участком. На данный земельный участок ОАО "Приволжскнефтепровод" приобретено право постоянного (бессрочного) пользования, что подтверждено выданным свидетельством от 03.12.1993 N 5272.
В соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" документы, подтверждающие возникновение прав на земельные участки до вступления в силу указанного Закона, носят равную юридическую силу наравне с записями, внесенными в Единый государственный реестр прав.
Согласно свидетельству о праве бессрочного (постоянного) пользования от 03.12.1993 N 5272 ОАО "Приволжскнефтепровод" приобрело на праве постоянного (бессрочного) пользования земельный участок площадью 16,26 га для эксплуатации объектов недвижимости - НПС "Тингута" и подъездная дорога с линейными сооружениями. Сведения о данном земельном участке были внесены в ГКН, земельному участку присвоен кадастровый номер 34:26:000000:190.
Из кадастровой выписки о земельном участке (выписки из ГКН) от 17.12.2012 N 3434/300/12-186474 усматривается, что сведения о земельном участке с кадастровым номером 34:26:000000:190 внесены в ГКН 03.12.1993. При этом сведения носят декларативный характер, так как на дату постановки на государственный кадастровый учет - 03.12.1993 границы земельного участка не установлены.
Согласно части 1 статьи 45 Закона N 221-ФЗ государственный кадастровый учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе технический учет, осуществленные в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона или в переходный период его применения с учетом определенных статьей 43 настоящего Федерального закона особенностей, признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с настоящим Федеральным законом.
С учетом вышеизложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что государственная регистрация права собственности на объект недвижимости - земельный участок с кадастровым номером 34:26:021101:511 в соответствии с положениями статьи 6 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" не требуется, так как право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком приобретено согласно свидетельству от 03.12.1993 N 5272, то есть до вступления в законную силу указанного Федерального закона, в связи с чем такое право признается юридически действительным независимо от его последующей государственной регистрации.
То есть действия по снятию с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 34:26:021101:1511 совершены в отношении земельного участка, принадлежащего на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Так как снятие с кадастрового учета земельного участка влечет утрату индивидуализирующих признаков и прекращение существования как объекта права, а это нарушает вышеуказанные нормы действующего законодательства, в связи с тем, что возникшее право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок с кадастровым номером 34:26:000000:190 и как следствие на земельный участок, образованный из него, с кадастровым номером 34:26:021101:511, признается юридически действительным с учетом сохранения права в полном объеме.
Согласно части 4 статьи 24 Закона N 221-ФЗ орган кадастрового учета не позднее рабочего дня, следующего за днем исключения таких сведений из ГКН, направляет в установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений порядке документы, представленные в соответствии со статьей 22 Закона N 221-ФЗ вместе с заявлением о кадастровом учете этого объекта недвижимости, по указанному в данном заявлении почтовому адресу.
Вместе с указанными документами заявителю также направляется копия решения об аннулировании сведений о земельном участке (земельных участках).
На основании части 3 статьи 20 Закона N 221-ФЗ с заявлениями об учете изменений объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или в случаях, предусмотренных федеральным законом, иные лица. С заявлениями об учете изменений земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования или аренды (если соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет), вправе обратиться лица, обладающие этими земельными участками на указанном праве.
Заявитель считает, что ОАО "Приволжскнефтепровод" должно было обратиться с заявлением об учете изменений, а не об образовании земельного участка.
Согласно статье 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 настоящего Кодекса
На основании статьи 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
К полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
В соответствии с частью 2 статьи 11 ЗК РФ органами местного самоуправления осуществляются также управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
С учетом вышеизложенного суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что при образовании земельного участка с кадастровым номером 34:26:021101:541, должно было быть принято решение Администрации об образовании данного земельного участка. В материалах дела на земельный участок с кадастровым номером 34:26:021101:541 отсутствует указанное решение. Кроме того не утверждена нормативным правовым актом Администрации схема расположения земельного участка.
Таким образом, что при постановке на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 34:26:021101:541 нарушены нормы действующего законодательства.
Согласно части 2 статьи 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством РФ. Органы исполнительной власти субъектов РФ утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району.
Правила проведения государственной кадастровой оценки земель утверждены Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 N 316, согласно пункту 4 которых государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
Методика государственной кадастровой оценки земель промышленности и иного специального назначения, утверждена Приказом Федеральной службы земельного кадастра России от 20.03.2003 N П/49.
Во исполнение Правил проведения государственной кадастровой оценки земель приказом Минэкономразвития РФ от 12.08.2006 N 222 утверждены методические указания по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка.
В соответствии с вышеуказанными нормативными актами для целей определения кадастровой стоимости земельные участки промышленности и иного специального назначения подразделяются в своем составе на земельные участки трубопроводного транспорта, которые включают в себя земельные участки для:
- размещения нефтепроводов, газопроводов, иных трубопроводов;
- размещения объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов трубопроводного транспорта.
При этом в зависимости от применяемых методических подходов к определению кадастровой стоимости земельных участков виды использования земель промышленности и иного специального назначения объединяются в группы.
Таким образом, земельные участки для размещения нефтепроводов, газопроводов, иных трубопроводов включены в четвертую группу, а земельные участки для размещения объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов трубопроводного транспорта включены в пятую группу.
Согласно кадастровому паспорту земельного участка (выписки из государственного кадастра недвижимости) от 02.12.2011 N 3434/300/11-136992 вновь образованный земельный участок с кадастровым номером 34:26:021101:541 имеет вид разрешенного использования - для размещения НПС "Тингута". Согласно плану приватизации, утвержденному распоряжением Госкомимущества России от 11.03.1994 N 492-р, объект недвижимости - НПС "Тингута" является нефтеперекачивающей станцией, то есть данный объект по своему прямому технологическому назначению необходим непосредственно для эксплуатации трубопроводного транспорта.
С учетом вышеизложенного вновь образованный земельный участок с кадастровым номером 34:26:021101:541 подлежит отнесению в пятую группу.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса в Российской Федерации" распоряжение земельными участками до разграничения государственной собственности на землю осуществляется органами местного самоуправления в пределах их полномочий, если законодательством не предусмотрено другое.
Материалами дела подтверждено, что ОАО "Приволжскнефтепровод" обратилось в Администрацию в порядке статьи 36 ЗК РФ с целью приобретения в собственность за плату земельного участка площадью 14136,5 кв.м, кадастровый номер 34:26:021101:511, категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи... и иного специального назначения, расположенный по адресу: Волгоградская область, Светлоярский район, в административных границах Наримановского сельского поселения Светлоярского муниципального района Волгоградской области, для размещения НПС "Тингута".
Администрацией в результате рассмотрения представленных документов вынесено постановление от 10.06.2011 N 791 о предоставлении земельного участка в собственность за плату ОАО "Приволжскнефтепровод" площадью 14136,5 кв.м, кадастровый номер 34:26:021101:511, категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи... и иного специального назначения, расположенный по адресу: Волгоградская область, Светлоярский район, в административных границах Наримановского сельского поселения Светлоярского муниципального района Волгоградской области, для размещения НПС "Тингута".
В соответствии с указанным постановлением между Администрацией и ОАО "Приволжскнефтепровод" 11.07.2011 был заключен договор купли-продажи земельного участка площадью 14136,5 кв.м, с кадастровым номером 34:26:021101:511, для размещения НПС "Тингута".
На основании статьи 433 Гражданского кодекса Российской Федерации для заключения договора необходима передача имущества.
Согласно статьи 556 Гражданского кодекса Российской Федерации передача недвижимости продавцом и принятие ее покупателем осуществляются по подписываемому сторонами передаточному акту или иному документу о передаче.
Если иное не предусмотрено законом или договором, обязательство продавца передать недвижимость покупателю считается исполненным после вручения этого имущества покупателю и подписания сторонами соответствующего документа о передаче.
Материалами дела подтверждено, что акт приема-передачи к договору купли-продажи сторонами пописан. Произведена оплата по договору купли-продажи земельного участка в сумме 179625,44 руб., что подтверждено платежным поручением от 14.07.2011 г. N 7423, то есть до государственной регистрации перехода права собственности договор купли-продажи земельного участка исполнен сторонами.
Отсутствие государственной регистрации перехода права собственности на недвижимое имущество к покупателю не является основанием для признания недействительным договора продажи недвижимости, заключенного между покупателем и продавцом.
В соответствии со статьей 554 Гражданского кодекса Российской Федерации в договоре продажи недвижимости должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить недвижимое имущество, подлежащее передаче покупателю по договору, в том числе данные, определяющие расположение недвижимости на соответствующем земельном участке либо в составе другого недвижимого имущества.
При отсутствии этих данных в договоре условие о недвижимом имуществе, подлежащем передаче, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным.
С учетом вышеизложенного на момент подписания договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 34:26:021101:511 предмет договора согласован, то есть в силу норм статьи 554 Гражданского кодекса Российской Федерации этот договор считается заключенным.
В соответствии со статьей 555 Гражданского кодекса Российской Федерации договор продажи недвижимости должен предусматривать цену этого имущества. При отсутствии в договоре согласованного сторонами в письменной форме условия о цене недвижимости договор о ее продаже считается незаключенным.
Согласно статье 424 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон.
В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что Администрация как сторона по договору купли-продажи, учитывая исключение из ГКН сведений о земельном участке с кадастровым номером 34:26:021101:511, лишена возможности в установленном действующим законодательством порядке осуществить государственную регистрацию перехода права собственности на указанный земельный участок с кадастровым номером 34:26:021101:511. Как следствие, возникает необходимость возврата денежных средств, поступивших по договору купли-продажи из средств консолидированного бюджета Светлоярского муниципального района Волгоградской области.
Действия Федеральной кадастровой палаты по исключению сведений из ГКН о земельном участке с кадастровым номером 34:26:021101:511 и по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о земельном участке с кадастровым номером 34:26:021101:541 не соответствуют действующему законодательству Российской Федерации и нарушают законные права и интересы Администрации, как органа местного самоуправления, действующего в интересах населения в границах муниципального района, создают препятствия для осуществления экономической деятельности.
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что суд первой инстанции, разрешая спор, полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований, а также не допустил при этом неправильного применения норм материального права и процессуального права.
При таких обстоятельствах принятый судебный акт отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение арбитражного суда Волгоградской области от 09 января 2013 года по делу N А12-20463/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в порядке, предусмотренном статьями 273-277 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, путем подачи кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий |
Н.В. Луговской |
Судьи |
Л.Б. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-20463/2012
Истец: Администрация Светлоярского муниципального района Волгоградской области
Ответчик: ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Волгоградской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии п, Филиал федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Волгоградской области
Третье лицо: Администрация Нариманского сельского поселения Светлоярского муниципального района Волгоградской области, ОАО "Приволжскнефтепровод", Администрация Наримановского сельского поселения Светлоярского муниципального района Волгоградской области, Управление Росреестра по Волгоградской области