Комментарий к письму
Министерства финансов Российской Федерации
от 19.12.2007 N 03-03-06/1/879
В письме финансистов от 19.12.2007 N 03-03-06/1/879 рассмотрен учет расходов на модернизацию, реконструкцию, перевооружение основного средства, стоимость которого была списана единовременно в составе материальных расходов, так как оно не удовлетворяло понятию амортизируемого имущества по стоимостному критерию, в соответствии с редакцией гл. 25 НК РФ, действовавшей до 01.01.2008, когда первоначальная стоимость объекта ОС не превышала 10 000 руб.
Минфин сделал вывод: расходы на модернизацию, реконструкцию, техническое перевооружение таких основных средств учитываются в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией. Аналогичная позиция была ими высказана в отношении модернизации такого имущества в Письме от 07.05.2007 N 03-03-06/1/266.
Ранее финансисты руководствовались иным подходом, согласно которому расходы на модернизацию могли быть списаны в составе прочих расходов или через начисление амортизации. В Письме от 05.04.2005 N 03-03-01-04/1/169 указано, что если первоначальная стоимость неамортизируемого основного средства и срок его полезного использования в результате модернизации увеличились и составили более 10 000 руб. и 12 месяцев соответственно, то данное основное средство становится амортизируемым имуществом, амортизация на которое начисляется в соответствии со ст. 258 и 259 НК РФ.
В Письме Минфина РФ от 09.06.2004 N 03-02-05/3/50 разъяснена модернизация основных средств, первоначальная стоимость которых не превышает 10 000 руб. и которые списаны в состав материальных расходов. Если расходы на модернизацию:
- составляют менее 10 000 руб., то объект основных средств после модернизации не включается в состав амортизируемого имущества;
- составляют 10 000 руб. и более, то из расходов на модернизацию формируется новая первоначальная стоимость объекта основных средств, включаемых в состав амортизируемого имущества.
В Письме Минфина РФ 03-03-01-04/1/169 сказано, что порядок учета расходов на модернизацию зависит от того, превышает ли первоначальная стоимость, увеличенная на расходы на модернизацию, 10 000 руб., а в Письме от 09.06.2004 N 03-02-05/3/50 - от того, больше ли этой суммы расходы на модернизацию.
В Письме УМНС по г. Москве от 18.09.2003 N 26-12/51423 рассмотрена ситуация, когда из состава амортизируемого имущества исключаются объекты, введенные налогоплательщиком в эксплуатацию до вступления в силу гл. 25 НК РФ, первоначальная (восстановительная) стоимость которых составляет не более 10 000 руб., а срок эксплуатации менее 12 месяцев. Указано, что в случае их модернизации следует определить стоимость объекта с учетом модернизации, и если она:
- не превысит 10 000 руб., организация вправе включить расходы по модернизации в состав материальных;
- превысит 10 000 руб. и срок полезного использования будет свыше 12 месяцев, то объект является амортизируемым имуществом. При этом амортизация начисляется только на величину модернизации.
В данном письме порядок учета расходов на модернизацию зависит от того, превышает ли первоначальная стоимость, увеличенная на расходы на модернизацию, 10 000 руб.
Финансисты подтверждают, что с 2007 года они изменили свою позицию в пользу налогоплательщика. Так как с 01.01.2008 стоимостный критерий признания имущества амортизируемым увеличился с 10 000 до 20 000 руб., порядок учета расходов на модернизацию (реконструкцию и перевооружение), изложенный в комментируемом письме, распространяется на случаи, когда основное средство первоначальной стоимостью не более 20 000 руб. было введено в эксплуатацию в 2008 году, а позднее подверглось модернизации.
В.В. Никитин,
редактор журнала "Акты и комментарии для бухгалтера"
"Акты и комментарии для бухгалтера", N 3, февраль 2008 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"