Принципы совершенствования налогового
учета с помощью инвентаризации
Документальное и экономическое обоснование расходов, максимальный охват доходов - главный объект внимания при налоговых проверках. В настоящей статье предлагаются варианты систематизации налогового учета с помощью обязательной для всех инвентаризации.
Традиционно главным при проведении инвентаризации многие считают выявление излишка имущества, которое надо оприходовать (и тем самым увеличить доходы коммерческой организации) и увеличение финансирования (фондов) бюджетной организации, а также недостачи и порчи имущества.
Если подойти к инвентаризации более творчески и проанализировать соответствие инвентаризируемых видов имущества принятым к учету расходов и доходов, ваша система ведения налогового учета от этого только выиграет.
Общеизвестные принципы
Для составления и представления сопоставимой и достоверной информации об имущественном положении различных организаций, их доходах и расходах, необходимой пользователям бухгалтерской отчетности, законодатель, как известно, обязывает всех нас проводить инвентаризацию. Это обязательно как минимум перед составлением годовой бухгалтерской отчетности (пункт 2 статьи 12 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете").
Инвентаризации подлежат:
активы (собственные производственные запасы, имущество и т.п.) и обязательства;
имущество, не принадлежащее организации, но числящееся в бухгалтерском учете (имущество, находящееся на ответственном хранении; имущество, арендованное или полученное для переработки);
имущество, не учтенное по каким-либо причинам (пункт 1.3 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утв. Приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. N 49, далее - Методические указания).
Традиционная схема инвентаризации: комиссия фиксирует или (не фиксирует) имущество, составляются сличительные ведомости, по которым бухгалтерия вносит корректировки в учет и принимаются меры к сокращению потерь и недостач. Такой подход связан, прежде всего, с официально принятыми основными целями инвентаризации, перечисленными выше.
На самом деле инвентаризация может помочь еще и в систематизации вашего налогового учета. Как уже было отмечено выше, другой целью инвентаризации может быть сопоставление выявленных активов и обязательств с произведенными в связи с ними расходами и доходами, отраженными в бухгалтерском балансе и налоговой декларации по налогу на прибыль за соответствующий период.
Инвентаризация основных средств
Пункт 3.1 Методических указаний, рекомендует до начала инвентаризации основных средств проверить:
а) наличие и состояние инвентарных карточек, инвентарных книг, описей и других регистров аналитического учета;
б) наличие и состояние технических паспортов или другой технической документации;
в) наличие документов на основные средства, сданные или принятые организацией в аренду и на хранение. При отсутствии документов необходимо обеспечить их получение или оформление.
Инвентарные карточки в большинстве организаций ведутся в компьютерном виде и редко распечатываются. Насколько это правильно, логично и верно в деятельности "прозрачной" организации?
На этот счет (распечатывать или нет) прямых указаний законодателя нет. Напомним, что ответственность за правильность отражения данных в инвентарной карточке по форме N ОС-6 должна быть подтверждена лицом, ответственным за ведение инвентарной карточки. Если на предприятии имеется возможность применять электронную цифровую подпись, которая равнозначна собственноручной подписи в документе на бумажном носителе информации, не только при проведении банковских операций, но и в оформлении обычных финансово-хозяйственных операций, то инвентарные карточки, конечно, можно и не дублировать на бумажных носителях.
Однако такую, можно сказать, шикарную возможность ведения первичного учета вряд ли кто имеет в действительности.
Поэтому инвентарные карточки по основным средствам придется распечатывать перед проведением инвентаризации по двум причинам.
Во-первых, в процессе инвентаризации следует подтвердить правильность отражения количественно-суммовых показателей по объектам: количество, норма амортизации, стоимость модернизации, реконструкции, капитального ремонта и др.
Во-вторых, требуется определить точное местонахождение объекта, которое позволит судить о правомерности отнесения амортизационных отчислений в состав налоговой базы текущего периода. Это требование содержится в Методических указаниях: инвентаризация должна проводиться по месту нахождения объектов и материально-ответственным лицам (см. раздел 3 Методических указаний). Аналогичный подход предусмотрен при инвентаризации имущества налоговыми органами (см. пункт 1.4 Положения о порядке проведения инвентаризации имущества налогоплательщиков при налоговой проверке, утв. Приказом Минфина России и МНС России от 10 марта 1999 г. N 20н/ГБ-3-04/39).
В первом разделе Инвентарной карточки учета объекта основных средств (унифицированная форма N ОС-6) предусмотрена и специальная строка - "место нахождения объекта основных средств".
Для малых предприятий учета объектов основных средств используется другая унифицированная форма - "Инвентарная книга учета объектов основных средств" (форма N ОС-6б). В этом случае под местом нахождения законодатель предлагает отражать структурное подразделение, где используется тот или иной объект основных средств.
Пример 1
В процессе инвентаризации установлено, что на предприятии находятся три бытовых холодильника. Инвентарные карточки учета холодильников по унифицированной форме N ОС-6 ведутся на предприятии в компьютерном виде. Строка "место нахождения объекта основных средств" на момент оприходования объектов не заполнялась.
Амортизационные отчисления по холодильникам в бухгалтерском учете относились в состав прочих расходов (счет 91 "Прочие доходы и расходы"), а в налоговом учете в целях налогообложения не учитывались.
Инвентаризационной комиссией зафиксировано их точное место нахождения: в здравпункте, заводской столовой и комнате для приема пищи офисных сотрудников.
По итогам инвентаризации бухгалтером были внесены соответствующие записи в инвентарные карточки, на основании которых пересмотрен и принцип отнесения расходов в виде амортизационных отчислений:
амортизационные отчисления по холодильнику, находящемуся в здравпункте, в бухгалтерском учете стали отражаться в составе общепроизводственных расходов (счет 25 "Общепроизводственные расходы"), в налоговом учете - в составе прочих расходов (подпункт 7 пункта 1 статьи 264 НК РФ);
амортизационные отчисления по холодильнику, находящемуся в столовой, в бухгалтерском учете стали отражаться в составе расходов обслуживающих производств и хозяйств (счет 29 "Обслуживающие производства и хозяйства"), в налоговом учете - в составе прочих расходов (статья 275.1 НК РФ);
амортизационные отчисления по холодильнику, находящемуся в комнате для приема пищи офисных сотрудников, в бухгалтерском учете стали отражаться в составе общехозяйственных расходов (счет 26 "Общехозяйственные расходы"), в налоговом учете позиция предприятия осталась прежней. Напомним, что в бухгалтерском учете отсутствует понятие расходов, не принимаемых в целях налогового учета. Поэтому расходы по объекту, который используется в административно-хозяйственных целях (амортизация, ремонт, электроэнергия и т.д.), подлежат отражению в составе общехозяйственных расходов. В налоговом учете такие расходы не могут быть приняты по нескольким причинам, в частности, в связи с тем, что этот холодильник не используется в деятельности, приносящей доход (см. пункт 1 статьи 252 НК РФ, подпункт 48 пункта 1 статьи 264 НК РФ, пункт 49 статьи 270 НК РФ).
В целях обобщения результатов инвентаризации основных средств можно составить таблицу сопоставления:
1) по основным производственным и вспомогательным процессам следует сравнить количество объектов в соответствии с потребностями технологического процесса и их фактическое количество (с учетом находящихся в запасе);
2) по административно-хозяйственной деятельности следует сравнить количество офисных работников, которым в соответствии с должностными инструкциями или трудовым договором работодатель обязан представить, например, компьютеры, и офисной техники.
Фрагмент сравнительной таблицы
N | Работники | Офисная техника (компьютеры и т.п.) | |||
Ф.И.О. | Трудовой договор | Марка, тип | Кол-во | ||
факт | договор | ||||
1 | Отдел IТ | ||||
1.1. | Петров Р.Д. | N 04 от 3.03.05 | Рentium II, N 23 | 1 | 1 |
... | |||||
2 | Бухгалтерия | ||||
2.1. | Сименович А.Ю. | N 09 от 6.03.03 | Рentium II, N 35 | 1 | 1 |
... | Ноутбук Roverbook | 1 | - | ||
3 | Секретариат | ||||
3.1. | Мышкин Е.У. | N 31 от 6.03.07 | Рentium II, N 64 | 1 | - |
... | Сканер | - | 1 | ||
Всего |
Если компьютеров на бумаге окажется больше, чем требуется офисным работникам и присутствует в запасе на складе, это может говорить о том, что часть компьютеров используется не по назначению, а, значит, связанные с ними расходы не могут быть учтены в налоговой базе.
Если компьютеров окажется по факту больше, чем отражено в учете на бумаге, это может свидетельствовать, например, о занижении выручки, за счет которой эта техника и была приобретена.
В любом случае несоответствие первичных документов, фактического наличия объектов учетным данным может привести к неприятным последствиям для бизнеса.
Имейте в виду, что в результате такого сопоставления можно:
1) оформить документы между работником и работодателем, если они по каким-то причинам не содержали сведений об обязанности работодателя по обеспечению работника соответствующим оборудованием и, в свою очередь, обязанности работника нести ответственность за сохранность и техническое состояние полученного им имущества;
2) получить соответствующее обоснование расходов по оборудованию и технике в виде амортизационных отчислений, расходных материалов, расходов на ремонт и т.п. в соответствии с требованиями пункта 1 статьи 252 НК РФ;
3) выявить и отразить в учете незафиксированные по каким-либо причинам в учете объекты основных средств (из-за отсутствия подтверждающих документов или наличия первичных документов, оформленных ненадлежащим образом, и др.).
Техническая документация
При приеме-передаче объекта основных средств записи производятся на основании акта о приеме-передаче по унифицированной форме N ОС-1 и технической документации (технический паспорт, руководство по эксплуатации). Все данные по техническим условиям эксплуатации того или иного объекта основных средств должны быть указаны в акте N ОС-1 сразу после третьего раздела унифицированной формы, а сама техническая документация должна быть приложена к акту. Где она будет храниться (в технической службе, на месте эксплуатации объекта или в бухгалтерии), решать самому предприятию.
Практика показывает, что большинство бухгалтеров с технической документацией не работают вообще. Чаще всего техническая документация имеется в наличии лишь на часть объектов основных средств. Хотя данные технического паспорта могут повлиять на обоснование срока службы эксплуатации, принятого в целях налогового учета организации.
Вспомним, что согласно пункту 5 статьи 258 НК РФ для тех видов основных средств, которые не указаны в амортизационных группах, срок полезного использования устанавливается предприятием в соответствии с техническими условиями или рекомендациями организаций-изготовителей. Так, техническая документация понадобится, например, на копировально-множительную технику, которая не поименована в Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации N 1 от 1 января 2002 г.).
Технику общехозяйственного применения доставляют на склад или напрямую материально-ответственным лицам предприятия снабженцы, поэтому документы на объекты нередко теряются. Бухгалтерам, заинтересованным в хорошем результате предстоящих налоговых проверок, полезно знать, что при передаче технически сложных бытовых товаров покупателю в соответствии с пунктом 51 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 г. N 55, одновременно должны быть переданы технический паспорт или иной заменяющий его документ с указанием даты и места продажи, а также инструкция по эксплуатации и другие документы. К технически сложным бытовым товарам относятся бытовые радиоэлектронная аппаратура, средства связи, вычислительная и множительная техника, фото- и киноаппаратура, часы, музыкальные товары, электробытовые приборы, машины и инструменты, бытовое газовое оборудование и устройства, другие технически сложные товары бытового назначения.
Как правило, в составе пакета документов продавец выдает потребителю еще гарантийный талон и руководство по эксплуатации, приложенные к товару изготовителем, информация в которых содержится на нескольких языках. Такая возможность предоставлена продавцу пунктом 2 статьи 8 Закона о защите прав потребителей, в соответствии с которым информация об изготовителе, о продавце и реализуемых им товарах доводится до сведения потребителей на русском языке, а дополнительно, по усмотрению продавца и изготовителя, на государственных языках субъектов Федерации и родных языках народов Российской Федерации.
Поэтому, если условия гарантийных обязательств изготовителя и правила использования товара, изложенные в русскоязычном гарантийном талоне и руководстве по эксплуатации, по содержанию будут отличаться от аналогичных условий, содержащихся в иноязычном гарантийном талоне и руководстве по эксплуатации, в качестве основной следует считать информацию об изготовителе, о продавце и реализуемых им товарах, доводимую до сведения потребителя на русском языке.
В результате подборки необходимой технической документации организация сможет документально подтвердить срок эксплуатации, выбранный для того или иного объекта основных средств, не поименованных в Классификации основных средств.
Какую полезную информацию может дать инвентаризация недвижимого имущества?
Пункт 3.3 Методических указаний требует при выявлении объектов, не принятых на учет, а также объектов, по которым в регистрах бухгалтерского учета отсутствуют или указаны неправильные данные, характеризующие их, включить в инвентаризационную опись правильные сведения и технические показатели по этим объектам. Например, по зданиям требуется указать их назначение. Можно было бы добавить - назначение помещений, занятых офисными кабинетами, цехами, вспомогательными, подвальными помещениями. Эта рекомендация основана на разделении в налоговом учете расходов в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности на расходы, связанные с производством и реализацией, внереализационные расходы, а также расходы, не учитываемые в целях налогообложения (пункт 2 статьи 252 НК РФ, статья 270 НК РФ).
Кроме этого при инвентаризации требуется указать основные материалы, из которых построены объекты недвижимости, объем (по наружному или внутреннему обмеру), площадь (общая полезная площадь), год постройки, число этажей (без подвалов, полуподвалов). Последние, кстати, тоже могут быть использованы в целях получения доходов или, наоборот, не используются в целях получения дохода, несмотря на проведенный в них ремонт, реконструкцию и т.д.
В качестве документального подтверждения целевого использования помещений может служить распоряжение руководства и план здания (помещения), имеющийся в административно-хозяйственном отделе.
Сделайте простую таблицу, отражающую назначение занимаемых организацией помещений, например, в следующем виде:
N | Характеристика помещения |
Вид и общая полезная площадь помещения | ||
Собственное | Арендованное амортизируемое |
Арендованное неамортизируемое и т.п. |
||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | Ул. Петрова, 34, 2 этаж | Швейный цех (300 кв.м) | ||
2 | Ул. Петрова, 34, 1 этаж | Офис (300 кв.м) | ||
3 | Ул. Петрова, 34а | Склад (150 кв.м) | ||
4 | Ул. Петрова, 34б | Магазин (50 кв.м) |
Для чего необходима такая детализация?
Во-первых, необходимо произвести контроль начисленной амортизации по производственным помещениям: если помещения были переданы по договорам в безвозмездное пользование или переведены по решению руководства организации на консервацию продолжительностью свыше трех месяцев, амортизация в соответствии с пунктом 3 статьи 256 НК РФ в налоговом учете не начисляется.
Во-вторых, следует разобраться с арендными платежами за полученное по договору аренды имущество: если помещение используется не для извлечения дохода, то арендные платежи подлежат исключению из налоговой базы (пункт 1 статьи 252 НК РФ).
В-третьих, если арендованное имущество по каким-либо причинам не амортизируется у арендодателя, то расходы на ремонт, произведенные арендатором, не могут быть учтены в налоговой базе на основании пункта 2 статьи 260 НК РФ, положения которой применяются только в отношении амортизируемых основных средств.
Отражение в учете
Как отражаются операции, если в результате инвентаризации выявлена недостача или излишний, неучтенный объект основных средств?
Пример 2
В ходе проведения инвентаризации в октябре 2007 г. организация зафиксировала недостачу автомобиля и неучтенный ноутбук. Результат инвентаризации был отражен в сличительной ведомости результатов инвентаризации основных средств по унифицированной форме N ИНВ-18, утвержденной Постановлением Госкомстата России от 18 августа 1998 г. N 88.
Инвентаризационная комиссия определила рыночную стоимость ноутбука, составила акт по унифицированной форме N ОС-1. Эта форма принята организацией в случаях оприходования основных средств, полученных по договору дарения, в виде излишков при инвентаризации и т.д. в приложении к учетной политике. Первоначальная стоимость ноутбука была определена, исходя из суммы, в которую он был оценен комиссией организации в соответствии с пунктом 8 статьи 250 НК РФ. Рыночная стоимость ноутбука на момент оприходования составила 36 000 руб..
Начиная с ноября 2007 г., на ноутбук, который используется в секретариате организации, стала начисляться амортизация (пункт 1 статьи 257 НК РФ). Срок полезного использования в бухгалтерском и налоговом учете организация установила одинаковый - 3 года.
По операциям с ноутбуком в октябре был отражен прочий доход в бухгалтерском учете и внереализационный доход в налоговом учете в размере 36 000 руб., а с ноября - расход:
- в бухгалтерском учете в размере 1 000 руб. (36 000 руб. : 36 мес.);
- в налоговом учете в размере налога с полученного дохода, т.е. 240 руб. [(36 000 руб. х 24%) : 36 мес.].
Примечание: возможность начисления амортизация по полученному таким образом имуществу подтверждается выводом, сделанным в Постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 16 апреля 2007 г. N А33-8921/06-Ф02-1794/07.
По факту недостачи в результате проведения инвентаризации в соответствии с пунктом 29 ПБУ 6/01 автомобиль списывается с бухгалтерского учета. Инвентаризационная комиссия составила Акт о списании автотранспортных средств по форме N ОС-4а.
На основании копии постановления о приостановлении уголовного дела по факту хищения имущества сумма недостачи отражается в составе прочих расходов в бухгалтерском учете и в составе внереализационных расходов в налоговом учете (подпункт 5 пункта 2 статьи 265 НК РФ).
Инвентаризация товарно-материальных ценностей
Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы, находящиеся в эксплуатации, инвентаризируются по местам их нахождения и материально ответственным лицам, на хранении у которых они находятся (пункт 3.25 Методических указаний).
Инвентаризация проводится путем осмотра каждого предмета. В описи малоценные и быстроизнашивающиеся предметы заносятся по наименованиям в соответствии с номенклатурой, принятой в бухгалтерском учете.
При инвентаризации малоценных и быстроизнашивающихся предметов, выданных в индивидуальное пользование работникам (канцтовары, стулья, настольные лампы и т.д.), допускается составление групповых инвентаризационных описей с указанием в них ответственных за эти предметы лиц, на которых открыты личные карточки, с распиской их в описи. Эти данные должны соответствовать данным забалансовых счетов, предназначенных, в частности, для контроля отдельных хозяйственных операций, например, расходов на их ремонт.
При этом следует иметь в виду следующее. Акт о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств по унифицированной форме N ОС-3 (утв. Постановлением Госкомстата РФ от 21 января 2003 г. N 7) используется только для объектов основных средств. Для ремонта малоценных объектов основных средств, инструмента, спецодежды такой акт не утвержден. Следовательно, его форма должна быть разработана самостоятельно и утверждена в учетной политике предприятия для обоснования расходов на их ремонт. Только в этом случае будет выполнено требование пункта 1 статьи НК РФ о полноценном документальном подтверждении расходов на каждом этапе движения имущества предприятия, с которым связано возникновение расходов.
Таким образом, инвентаризация малоценных основных средств или малоценных и быстроизнашивающихся предметов, кроме традиционного выявления излишков-недостач:
1) должна подтвердить сведения по числящимся малоценным объектам на забалансовых счетах;
2) может подтянуть (при необходимости) документальное отражение сдачи малоценных объектов имущества в ремонт и возврату из ремонта. Иначе, по итогам проверки расходы на ремонт, диагностику, чистку малоценных объектов, стоимость которых при передаче их в эксплуатацию сразу списывается в расходы, могут быть "забракованы";
3) увеличить прочие расходы в бухгалтерском учете, внереализационные расходы в налоговом учете за счет списания малоценных и быстроизнашивающихся предметов, пришедших в негодность (из-за коррозии металла и проч.) и ранее не списанных. Основанием для списания является акт с указанием времени эксплуатации, причин негодности, невозможности использования этих предметов в хозяйственных целях.
Внимание! В бухгалтерском учете списанные таким образом ТМЦ учитываются в составе затрат на производство (пункт 30 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утв. приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. N 119н).
В НК РФ такие расходы напрямую не предусмотрены ни в составе материальных расходов, ни в составе внереализационных. И хотя документальное подтверждение будет, очевидно, в порядке, экономически обосновать списание пришедших в негодность сырья, материалов, инвентаря можно лишь на основании подпункта 20 пункта 1 статьи 265 НК РФ. Аргументацию следует предусмотреть в учетной политике предприятия.
Инвентаризация НЗП
В соответствии со статьей 319 НК РФ оценка остатков НЗП на конец текущего месяца производится на основании данных первичных учетных документов о движении и об остатках (в количественном выражении) сырья и материалов, готовой продукции по цехам (производствам и прочим производственным подразделениям налогоплательщика) и данных налогового учета о сумме осуществленных в текущем месяце прямых расходов.
На многих предприятиях сырье и материалы списываются по плановым расчетам в соответствии с калькуляциями, сметами, технологическими картами. Таким образом отпускаются, например, сыпучие материалы (галька, щебень, песок и т.п.). Поэтому результаты инвентаризации в виде проверки заделов незавершенного производства (деталей, узлов, агрегатов), проводимой путем фактического подсчета, взвешивания, перемеривания, имеют большое значение для корректировки остатков незавершенного производства как в целях бухгалтерского, так и налогового учета.
Напомним, описи инвентаризации незавершенного производства составляются отдельно по каждому обособленному структурному подразделению (цех, участок, отделение) с указанием наименования заделов, стадии или степени их готовности, количества или объема, а по строительно-монтажным работам - с указанием объема работ: по незаконченным объектам, их очередям, пусковым комплексам, конструктивным элементам и видам работ, расчеты по которым осуществляются после полного их окончания.
Как же поступить, если в результате инвентаризации установленный размер незавершенного производства будет отличаться от показателей налогового учета и налоговой отчетности? Ведь известно, что согласно части первой НК РФ в случае выявления ошибок следует сдать уточненную налоговую декларацию за соответствующий отчетный период (пункт 1 статьи 54 НК РФ).
Вариант 1-й. Инвентаризацию незавершенного производства можно проводить ежеквартально, а не раз в год.
Вариант 2-й. Если объемы производства не позволяют проводить ежеквартальную инвентаризацию, необходимо обосновать расходы для целей налогового учета, что означает экономически оправдать, доказать размер отраженных в налоговой декларации плановых затрат. Одним из важных факторов при этом может быть дата признания материальных расходов в соответствии с пунктом 2 статьи 272 НК РФ: датой осуществления материальных расходов в части сырья и материалов, приходящихся на произведенные товары (работы, услуги) признается дата передачи в производство сырья и материалов. Если дата передачи в производство сырья и материалов может быть установлена, а точное количество на эту дату нет, то, закрепив доказательства, подкрепленные технологическими выкладками, в учетной политике, предприятие сможет обосновать корректировку налоговой базы за предыдущие периоды в текущем отчетном (налоговом) периоде.
Инвентаризация расчетов
В соответствии с Методическими указаниями при инвентаризации подотчетных сумм проверяются отчеты подотчетных лиц по выданным авансам с учетом их целевого использования, а также суммы выданных авансов по каждому подотчетному лицу (даты выдачи, целевое назначение) (см. пункт 3.47 Методических указаний).
Одним из самых распространенных видов расходов подотчетных лиц являются расходы на мобильную связь и командировочные расходы.
Рассмотрим подробнее расходы на мобильную связь.
Инвентаризация авансовых отчетов подотчетных лиц по выданным авансам в части расходов на мобильную связь может происходить следующим образом.
Целевое использование полученных сумм может быть подтверждено стандартным набором документов:
договор (подотчетного лица или предприятия) с оператором на оказание услуг сотовой связи;
детализированные счета оператора связи;
утвержденный руководителем организации перечень должностей тех работников, которым согласно исполняемым ими обязанностям необходимо пользоваться мобильными телефонами. При этом детализированный счет означает расшифровку общей суммы платежа за предоставленные оператором сотовой связи услуги в разрезе отдельных субсчетов, открываемых по каждому числящемуся за налогоплательщиком абонентскому номеру.
Принимая расходы на мобильную связь в составе прочих расходов, 25-я глава НК РФ не ставит их в зависимость от наличия на балансе организации телефона, использование которого обеспечивает доступ к соответствующему виду услуг (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 24 апреля 2007 г. N А56-33529/2006).
Однако пользователи мобильных телефонов не только говорят по телефону, но и посылают SMS и MMS-сообщения, подключаются к Интернету, платят за услуги и товары и т.д. Поэтому в интересах не только налогового учета, но и, наверно, работодателя, иметь детализацию не столько всех звонков, сколько, прежде всего, расшифровку общей суммы платежа по видам оказанных услуг, в частности: абонентской платы, услуг роуминга, SMS, Интернет-услуг, междугородной и международной связи, дополнительных услуг связи и т.д.
Это связано с тем, что расходы на абонентскую плату, SMS-сообщения, покупка товаров и услуг через мобильный телефон, скорее всего, имеют личный характер и поэтому должны быть отнесены за счет сотрудника. Для конкретизации видов расходов по мобильной связи желательно виды возможных видов мобильных расходов, осуществляемых за счет работодателя, зафиксировать на бумаге, например, в трудовом договоре.
Акт по инвентаризации расчетов за мобильную связь может выглядеть следующим образом:
N | Номер телефона и Ф.И.О. сотрудника |
Виды услуг ( руб.) | |||||
абонентская плата |
SMS-сообщения | Интер- нет |
Мобильная связь |
Товары, услуги |
|||
N тел. |
руб. | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Всего | х |
Аналогично можно проинвентаризировать и проанализировать другие понесенные компанией расходы и доходы.
И.А. Киселева,
эксперт журнала "КБ"
"Консультант бухгалтера", N 12, декабрь 2007 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Консультант бухгалтера"
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ N ФС77-24863 от 30.06.2006 г.
Издается с сентября 1993 г.
Адрес редакции: 107014, г. Москва, а/я 112
Телефоны редакции: (495) 963-19-26
Адрес электронной почты - zakaz@dis.ru
Адрес в Интернете - www.dis.ru