г. Хабаровск |
|
11 декабря 2007 г. |
Дело N А04-4575/2007 |
Резолютивная часть постановления от 05 декабря 2007 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 декабря 2007 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего Михайловой А.И.
Судей: Карасева В.Ф., Меркуловой Н.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ковтун А.Ю.
при участии в судебном заседании:
от Отдела социальной защиты населения администрации Серышевского района: представитель не явился
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области: представитель не явился
от Администрации Серышевского района: представитель не явился
от общества с ограниченной ответственностью "Белогорскгазсервис": представитель не явился
от общества с ограниченной ответственностью "Серышевский газ": представитель не явился
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Отдела социальной защиты населения администрации Серышевского района на решение от 13.09.2007 по делу N А04-4575/2007-5/376 Арбитражного суда Амурской области Дело рассматривал судья Басос М.А.
по заявлению Отдела социальной защиты населения администрации Серышевского района
о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области от 24.05.2007 N А-44/092007 и предписания от 24.05.2007 N 18
третьи лица: Администрации Серышевского района, общество с ограниченной ответственностью "Белогорскгазсервис", общество с ограниченной ответственностью "Серышевский газ".
Отдел социальной защиты населения администрации Серышевского района обратился в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области (далее антимонопольная служба) от 24.05.2007 N А-44/092007 и предписания от 24.05.2007 N 18.
Решением суда от 13.09.2007 в удовлетворении требований Отдела социальной защиты населения администрации Серышевского района отказано.
Не согласившись с решением суда, Отдел социальной защиты населения администрации Серышевского района подал апелляционную жалобу на предмет его отмены, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права.
В судебное заседание представители Отдела социальной защиты населения администрации Серышевского района, Управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области (далее управление, УФАС), Администрации Серышевского района, общества с ограниченной ответственностью "Белогорскгазсервис" (далее общество, ООО "Белогорскгазсервис"), общества с ограниченной ответственностью "Серышевский газ" (далее общество, ООО "Серышевский газ") не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Управление в представленном отзыве заявило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя УФАС.
В представленном отзыве управление с жалобой не согласилось, просило оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
ООО "Белогорскгазсервис" в представленном отзыве считает решение суда первой инстанции законным и не подлежащим отмене.
Изучив материалы дела, доводы жалобы и отзывов на нее, апелляционный суд не установил оснований для отмены обжалуемого судебного акта первой инстанции и удовлетворения жалобы.
В соответствии со статьей 15 Федерального Закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее Закон N 135-ФЗ) федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности запрещаются: необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, установление запретов или введение ограничений прав хозяйствующих субъектов на продажу, покупку, иное приобретение, обмен товаров, установление для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары.
Как следует из материалов дела, ООО "Белогорскгазсервис" создано для организации газоснабжения потребителей Белогорского, Мазановского, Ромненского, Селемджинского и других районов и города Белогорска, оперативного управления режимом газоснабжения.
В течение 2006 года общество осуществляло газоснабжение жителей указанных районов на основании публичного договора, в том числе лиц, имеющих льготы.
01.12.2006 общество обратилось в Отдел социальной защиты населения администрации Серышевского района с просьбой заключить с ним на 2007 год договор о предоставлении льгот населению Серышевского района по оплате за газ и возмещении связанных с этим убытков.
Письмом от 15.02.2007 N 01-131 Отдел социальной защиты населения Серышевского района отказал обществу в заключении договора, мотивировав свой отказ тем, что такой договор им уже заключен с ООО "Серышевский газ", механизма по учету предоставленных льготных баллонов газа при наличии двух и более поставщиков нет, не решен спор о возмещении затрат, понесенных ООО "Белогорскгазсервис" по предоставлению льготного газа.
Общество обратилось в Управление Федеральной антимонопольной службы по Амурской области с жалобой на действия Отдела социальной защиты населения Серышевского района.
По рассмотрении заявления антимонопольным органом вынесены решение от 24.05.2007 N 02-1622, которым Отдел социальной защиты населения Серышевского района признан нарушившим статью 15 Закона N 135-ФЗ и предписание от 24.05.2007 N 02-1624, обязывающее его устранить нарушение путем заключения с ООО "Белогорскгазсервис" договора на возмещение затрат, связанных с продажей населению Серышевского района газа по льготной цене.
Не согласившись с решением и предписанием, Отдел социальной защиты населения Серышевского района обжаловал его в суд.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции исходил из доказанности нарушения Отделом Закона N 135-ФЗ, путем создания условий, влекущих устранение конкуренции на товарном рынке реализации газа сжиженного населению в границах Серышевского района, ущемление интересов ООО "Белогорскгазсервис".
Выводы суда основаны на полном и всестороннем исследовании материалов дела и правильном применении норм материального права.
Так, согласно статье 426 Гражданского кодекса Российской Федерации публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
Коммерческая организация не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения публичного договора, кроме случаев, предусмотренных законом и иными правовыми актами.
Отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается.
Договор розничной купли-продажи газа в баллонах относится к публичным договорам. Следовательно, ООО "Белогорскгазсервис" не вправе отказывать всем потребителям, желающим обратиться к нему за приобретением газа, в том числе лицам, имеющим льготы по оплате газа, предоставленные им Федеральными Законами от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", от 18.06.1992 N 3061-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации, вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и Законами Амурской области от 05.12.2005 N 99-03 "О социальной поддержке граждан отдельных категорий", от 19.01.2005 N 408-03 "О мерах социальной поддержке многодетных семей".
При этом доводы Отдела социальной защиты населения Серышевского района об отсутствии механизма учета льгот при наличии двух и более поставщиков газа не могут быть приняты во внимание.
Постановлением Главы администрации Амурской области от 23.12.2005 N 702 утвержден Порядок предоставления гражданам отдельных категорий мер социальной поддержки и предоставления бюджетам муниципальных районов и городских округов субвенций на их реализацию. Каких-либо изъятий из круга хозяйствующих субъектов, реализующим товары льготным категориям граждан и имеющим право на возмещение своих затрат, Порядок не содержит. Денежные средства, предусмотренные на оказание мер социальной поддержки гражданам отдельных категорий, перечисляются уполномоченными органами в необходимом объеме с учетом количества льготников.
О возможности вести необходимый учет предоставленных льгот свидетельствуют имеющиеся в материалах дела документы: переписка между Отделом социальной защиты населения Серышевского района и ООО "Белогорскгазсервис" по вопросам возмещения затрат, а так же решение арбитражного суда Амурской области от 21.03.2007 по делу N А04-3556/06-11/126 о взыскании с казны Амурской области в пользу ООО "Белогорскгазсервис" 150 218 руб. 70 коп. убытков, понесенных в результате предоставления льгот населению по оплате за газ.
Таким образом, отказ Отдела социальной защиты населения Серышевского района заключить договора с ООО "Белогорскгазсервис" являются прямым нарушением статьи 15 Закона N 135-ФЗ как бездействие, которое приводит или может привести к устранению конкуренции.
В частности, Отдел социальной защиты населения Серышевского района создает необоснованное препятствование осуществлению деятельности ООО "Белогорскгазсервис", вынуждая общество работать себе в убыток, возлагая на него дополнительные обязанности по ведению судебных дел по взысканию этих убытков и дополнительные расходы, связанные с нерегулярным, несвоевременным возмещением убытков, судебные расходы.
Так же из материалов дела следует, что в средствах массовой информации Серышевского района администрацией размещены объявления следующего содержания: "Право на предоставление льготного газа по заключенным договорам с отделом социальной защиты населения имеет только ООО "Серышевский газ". Просьба к льготникам: во избежание недоразумений не заказывать газ у других организаций".
Тем самым, Отдел социальной защиты населения Серышевского района, в нарушение статьи 15 Закона N 135-ФЗ устанавливает для приобретателей газа ограничение выбора хозяйствующего субъекта, которые предоставляют такой товар.
Предписание издано антимонопольным органом в рамках полномочий, предоставленных ему подпунктом 3 пункта 1 статьи 23 Закона N 135-ФЗ.
Доводы Отдела социальной защиты населения Серышевского района о том, что реализация льгот по законам "О ветеранах" и "О социальной поддержке инвалидов" не относится к его компетенции, судом отклоняются, поскольку они не влияют на законность вынесенного антимонопольным органом решения, которое касается обязанностей Отдела по заключению договора в отношении льгот, относящихся к его компетенции.
Доводы Отдела защиты населения Серышевского района на нарушение его процессуальных прав в связи с отклонением ходатайства об отложении рассмотрения жалобы не подтверждены документальными доказательствами.
Кроме того, процессуальные права на защиту реализованы Отделом в полной мере при рассмотрении настоящего дела судом первой и апелляционной инстанций.
При таких обстоятельствах, у апелляционного суда отсутствуют основания для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя апелляционной жалобы, в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, излишне уплаченная государственная пошлина подлежит возврату из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Амурской области от 13.09.2007 года по делу N А04-4575/2007-5/376 оставить без изменения, апелляционную жалобу Отдела социальной защиты населения администрации Серышевского района - без удовлетворения.
Возвратить Отделу социальной защиты населения администрации Серышевского района из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в размере 1 000 рублей, перечисленную по платежному поручению N 69 от 07.11.2007.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, в двухмесячный срок.
Председательствующий |
А.И.Михайлова |
Судьи |
В.Ф.Карасев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А04-4575/2007
Истец: Отдел социальной защиты населения Администрации Серышевского района
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Амурской области
Третье лицо: Администрация Серышевского района
Хронология рассмотрения дела:
11.12.2007 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-1093/07