г. Москва |
|
02 апреля 2013 г. |
Дело N А41-40836/12 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 марта 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 апреля 2013 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Юдиной Н.С.,
судей Ивановой Л.Н., Марченковой Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания: Полухиной Ю.М.,
при участии в заседании:
от истца - Гиршина И.Л. - по доверенности N 87/2013 от 15.01.2013 г., Думчев Л.Л. - по доверенности N 120/2013 от 04.02.2013 г.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 14 января 2013 года по делу N А41-40836/12, принятое судьей Петровой О.О., по иску Открытого акционерного общества "Мособлфармация" (ИНН 5074114509, ОГРН 1105074004331) к Министерству здравоохранения Московской области (ИНН 5000001162, ОГРН 1037700160222) о взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Мособлфармация" (далее ОАО "Мособлфармация") обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к Министерству здравоохранения Московской области (далее Министерство здравоохранения МО) о взыскании 20.141.744 руб. 32 коп. задолженности за оказанные услуги по хранению, доставке и выдаче лекарственных средств (л.д.2-5 т.1).
Решением Арбитражного суда Московской области от 21.01.2013 г. по делу N А41-40836/12 исковые требования удовлетворены (л.д.15-17 т.2).
Не согласившись с указанным судебным актом, Министерство здравоохранения МО обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что принятое судом первой инстанции решение является незаконным (л.д.20-21 т.2).
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке ст.ст.266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Дело рассмотрено в соответствии со ст.ст.121-123, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителя ответчика, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru (л.д.29, 32-33, 34 т.2).
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представители истца возражали против доводов заявителя апелляционной жалобы по мотивам, указанным в отзыве (л.д.35-40, 54-59 т.2), просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выслушав объяснения представителей истца, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
31.12.2008 г между Министерством здравоохранения Московской области (заказчик) и ГУП "МО "Мособлфармация" (ныне ОАО "Мособлфармация, исполнитель) по результатам открытого аукциона на право заключения государственных контрактов на оказание в 2009 году услуг по хранению, доставке и выдаче лекарственных средств и изделий медицинского назначения, закупленных для обеспечения лечебного процесса отдельных категорий граждан по полномочиям Российский Федерации и Московской области", на основании протокола рассмотрения заявок на участие в аукционе N 78/1-ЛС от 22.12.2008 г., заключен государственный контракт на оказание в 2009 году услуг по хранению, доставке и выдаче лекарственных средств и изделий медицинского назначения N 541 (с учетом дополнительных соглашений к контракту N 1 от 17.03.2009 г. и N 2 от 16.12.2009 г.), согласно условиям которого заказчик (ответчик) поручает, а исполнитель (истец) принимает на себя за вознаграждение обязательства по оказанию заказчику услуг по хранению, доставке и выдаче лекарственных средств и изделий медицинского назначения, закупленных для обеспечения лечебного процесса отдельных категорий граждан, имеющих место жительства в Московской области по полномочиям Российской Федерации и Московской области (потребители) по полномочиям Российский Федерации и Московской области, а именно: по хранению и доставке лекарственных средств и изделий медицинского назначения и расходных материалов, в том числе закупленных заказчиком до 31.12.2008 г. и доставленных согласно заявок и указаний заказчика; по выдаче потребителям лекарственных средств (в том числе наркотических и сильнодействующих), изделий медицинского назначения во всех муниципальных образованиях Московской области (в том числе закупленных заказчиком до 31.12.2008 г.), согласно рецептов потребителей (л.д.9-17, 18, 19 т.1).
Порядок приемки продукции для выполнения настоящего контракта предусмотрен сторонами в разделе 3 названного госконтракта, согласно которому по результатам приемки в день окончания приемки продукции оформляется товарная накладная, которая подписывается всеми лицами, участвовавшими в приемке (п.3.1.12).
Исходя из условий данного государственного контракта, определенных сторонами в пунктах 2.1 и.2.2 контракта, исполнитель обязан представить заказчику не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным месяцем: акты приема-передачи выполненных услуг по хранению и доставке продукции в 4-экземплярах); сводный реестр товарных накладных, подтверждающий приемку продукции в 2-х экземплярах (приложение N 2) и акты приема-передачи выполненных услуг по выдаче продукции в 4-х экземплярах; сводный реестр рецептов, обеспеченных лекарственными средствами, по категориям граждан, проживающих в Московской области, подтверждающий выдачу продукции потребителям (приложение N 1), а заказчик в течение 10 календарных дней после представления исполнителем актов приема-передачи выполненных услуг, принять выполненные исполнителем в соответствии с настоящим контрактом услуги или направить письменный мотивированный отказ от подписания актов приема-передачи выполненных услуг.
Пунктом 4.1. государственного контракта стороны определили, что общая цена контракта составляет 406.252.075 руб., что составляет 25% от стоимости продукции, подлежащей хранению, доставке и выдаче потребителям, из которых 15% за хранение и доставку, что составляет 243.751.245 руб. и 10% за выдачу продукции, что составляет 162.500.830 руб.
В соответствии с п.4.2 госконтракта заказчик производит оплату ежемесячно в течение 15 рабочих дней с момента подписания заказчиком актов приема-передачи услуг по хранению и доставке продукции, предоставления расчета стоимости, счета, счет-фактуры и сводного реестра товарных накладных за отчетный месяц. Базой для расчета стоимости оказанных услуг принимается стоимость хранившейся и доставленной продукции за вычетом возвращенной.
Согласно п.4.5 контракта оплата оказанных по настоящему контракту услуг осуществляется с учетом требований Бюджетного кодекса Российской Федерации и на условиях казначейского исполнения бюджета.
Настоящий контракт вступает в силу с 01.01.2009 г. и прекращает действие 31.12.2009 г., но не ранее исполнения заказчиком обязательств по оплате услуг за хранение, доставку и выдачу продукции (п.10.1 контракта).
Исковые требования предъявлены в соответствии со ст.ст.309, 310 ГК РФ и условиями государственного контракта N 541 от 31.12.2008 г. и мотивированы тем, что в 2011 г. и повторно 02.07.2012 г. ОАО "Мособлфармация" в адрес Министерства здравоохранения Московской области направлены акты приема-передачи выполненных работ по хранению, доставке и выдаче потребителям лекарственных средств и изделий медицинского назначения за декабрь 2009 г. в рамках указанного государственного контракта (льгота по КЭК, централизованная льгота, региональная льгота) на общую сумму 20.141.744 руб. 32 коп., однако ответчиком до настоящего времени данные акты приема-передачи выполненных работ, счета, счета-фактуры и сводные реестры за отчетный период не подписаны, мотивированный отказ от подписания актов в адрес исполнителя не направлен и оплата оказанных услуг не произведена. Направленная 09.08.2012 г. истцом и в тот же день полученная ответчиком просьба подписать вышеназванные акты и перечислить задолженность в размере 20.141.744 руб. 32 коп. в течение 7 календарных дней с момента получения ответчиком претензии оставлена Министерством здравоохранения без ответа.
Принимая решение об удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь ст.ст.309, 310, ч.1 ст.779, ч.1 ст.781 ГК РФ, установив основание возникновения и размер денежных обязательств, исходя из того, что ответчиком в нарушение требований ст.65 АПК РФ доказательства оплаты долга по спорному контракту и возражения относительно заявленных истцом требований не представлены, учитывая положения ч.3.1 ст.70 АПК РФ, признал исковые требования ОАО "Мособлфармация" в заявленной сумме правомерными и подлежащими удовлетворению.
Оспаривая решение суда первой инстанции, заявитель апелляционной жалобы считает, что услуги по выдаче (отпуску) лекарственных средств и изделий медицинского назначения, оказанные истцом ответчику в пределах срока действия контракта, Министерством здравоохранения МО оплачены и обязательства, предусмотренные спорным контрактом, заказчиком выполнены в полном объеме. При этом заявитель указывает на то обстоятельство, что изменений в контракт не вносилось.
Арбитражный апелляционный суд согласен с выводом суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Пунктом 3 статьи 29 Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) предусмотрено, что контракт заключается на условиях, указанных в поданной участником конкурса, с которым заключается контракт, заявке на участие в конкурсе и в конкурсной документации. При заключении контракта цена такого контракта не может превышать начальную (максимальную) цену контракта (цену лота), указанную в извещении о проведении открытого конкурса.
Согласно пункту 4.1 статьи 9 Закона N 94-ФЗ цена государственного или муниципального контракта является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения, за исключением случаев заключения контракта на основании пункта 2.1 части 2 статьи 55 названного Закона, а также случаев, установленных частями 4.2, 6, 6.2 - 6.4 названной статьи. Оплата поставляемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг осуществляется по цене, установленной государственным или муниципальным контрактом.
В соответствии с Законами Московской области "О здравоохранении в Московской области", "О социальной поддержке отдельных категорий граждан Московской области" Правительством Московской области принято постановление от 29 декабря 2007 г. N 1064/48 "Об организации за счет средств бюджета Московской области лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан, имеющих место жительства в Московской области" утвержден Порядок организации за счет средств бюджета Московской области лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан, имеющих место жительства в Московской области.
Настоящий Порядок определяет взаимодействие сторон, участвующих в реализации мер социальной поддержки по лекарственному обеспечению отдельных категорий граждан, имеющих место жительства в Московской области и определенных Законом Московской области "О социальной поддержке отдельных категорий граждан Московской области" (далее - отдельные категории граждан), в соответствии с пунктом 4 которого фармацевтическая организация в рамках государственного контракта осуществляет доставку лекарственных средств и изделий медицинского назначения в аптечные организации в соответствии со Сводной заявкой Московской области, а также на основании распорядительных актов Министерства здравоохранения Московской области; на основании данных, представляемых аптечными организациями, участвующими в реализации мер социальной поддержки, формирует в разрезе муниципальных образований Московской области реестры рецептов, обеспеченных лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения и подтверждающих их выдачу отдельным категориям граждан, и на основе данных реестров - сводные реестры рецептов Московской области; представляет в Министерство здравоохранения Московской области не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным, документацию, предусмотренную в рамках заключенного государственного контракта.
Исходя из условий спорного государственного контракта, истец за вознаграждение принял на себя обязательства по оказанию заказчику услуг по хранению, доставке и выдаче лекарственных средств и изделий медицинского назначения, закупленных для обеспечения лечебного процесса отдельных категорий граждан, имеющих место жительства в Московской области по полномочиям Российской Федерации и Московской области (потребители) по полномочиям Российский Федерации и Московской области, а именно: по хранению и доставке лекарственных средств и изделий медицинского назначения и расходных материалов.
Спорный контракт прекращает действие 31.12.2009 г., но не ранее исполнения заказчиком обязательств по оплате услуг за хранение, доставку и выдачу продукции (п.10.1 контракта).
Материалами дела подтверждается, что акты приема-передачи выполненных работ по государственному контракту N 541 от 31.12.2008 г. (льгота по КЭК, централизованная льгота, региональная льгота) по выполненным работам по выдаче потребителю лекарственных средств, а также сводные реестры рецептов, обеспеченных лекарственными средствами по категориям граждан Московской области, в отношении которых установлены меры социальной поддержки, составлены истцом за декабрь 2009 г., расчеты стоимости услуг по контракту произведены, исходя из стоимости медикаментов, отпущенных потребителю за декабрь 2009 г.
Согласно указанным выше документам общая стоимость оказанных истцом услуг по выдаче потребителю лекарственных средств за декабрь 2009 г. составляет 20.141.744 руб. 32 коп.
Оказание истцом услуг на указанную сумму превышает цену спорного государственного контракта, что подтверждается сторонами.
В соответствии с п.3.1 спорного контракта продукция, необходимая для выполнения предмета настоящего контракта, принимается исполнителем от заказчика и (или) от третьих лиц, получивших обязательные для исполнения указания заказчика.
Дополнительным соглашением N 2 от 16.12.2009 г. к госконтракту от 31.12.2008 г. N 541 стороны дополнили п.2.1 контракта абзацем следующего содержания: "- остатки на момент окончания срока действия контракта лекарственных средств и изделий медицинского назначения, закупленные, полученные и поставленные в предыдущие периоды исполнителю в целях оказания услуг по хранения, доставке и выдаче лекарственных средств и изделий медицинского назначения могут быть переданы по указанию заказчика третьим лицам путем оформления акта приема-передачи, подписанного сторонами и третьим лицом".
Доказательств того, что Министерством здравоохранения Московской области изданы распорядительные акты о передаче истцом третьим лицам остатков лекарственных средств и изделий медицинского назначения по спорному контракту на момент окончания его срока действия суду не представлено.
Условиями государственного контракта не предусмотрена оплата услуг истца на сумму, большую, чем предусмотрена контрактом, вместе с тем, учитывая социальную направленность обеспечения государством граждан льготной категории лекарственными средствами и участие ОАО "Мособлфармация" в реализации мер социальной поддержки по лекарственному обеспечению отдельных категорий граждан, а также условия самого государственного контракта, который предусматривает отпуск гражданам лекарственных средств и изделий медицинского назначения, поставленных истцу заказчиком и третьими лицами, принятие которых обусловлено обязательными для исполнения истцом указаниями заказчика, принимая во внимание положения статей 307, 309, 420, 431 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 9 Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", и то обстоятельство, что спорный контракт заключен во исполнение постановления Правительства Московской области от 29 декабря 2007 г. N 1064/48 "Об организации за счет средств бюджета Московской области лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан, имеющих место жительства в Московской области", апелляционный суд приходит к выводу о том, что спорные правоотношения между сторонами являются правоотношениями, возникшими из неосновательного обогащения, которые регулируются нормами материального права, содержащимися в главе 60 Гражданского кодекса РФ.
В силу пункта 1 статьи 1102 и пункта 1 статьи 1105 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение). В случае невозможности возвратить в натуре неосновательно полученное или сбереженное имущество приобретатель должен возместить потерпевшему действительную стоимость этого имущества на момент его приобретения.
Учитывая изложенное выше, Министерство здравоохранения Московской области обязано возвратить ОАО "Мособлфармация" неосновательное обогащение в виде стоимости услуг по выдаче потребителю лекарственных средств за декабрь 2009 г. в общей сумме 20.141.744 руб. 32 коп.
При таких обстоятельствах довод заявителя апелляционной жалобы не может служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
В соответствии с пунктом 35 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 г. N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" в случае несогласия суда только с мотивировочной частью обжалуемого судебного акта, которая, однако, не повлекла принятия неправильного решения, суд апелляционной инстанции, не отменяя обжалуемый судебный акт, приводит иную мотивировочную часть.
Учитывая изложенное выше и руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области по делу N А41-40836/12 от 14 января 2013 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.С. Юдина |
Судьи |
Л.Н. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-40836/2012
Истец: ОАО "Мособлфармация"
Ответчик: Министерство здравоохранения Московская область, Министерство Здравоохранения Московской области
Хронология рассмотрения дела:
02.04.2013 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-1701/13