г. Москва |
|
01 апреля 2013 г. |
Дело N А41-32565/12 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 марта 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 апреля 2013 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,
судей Коновалова С.А., Мордкиной Л.М.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Масаевым З.Х.,
при участии в заседании:
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Московской области - извещено, представитель не явился,
от Администрации городского поселения Одинцово Одинцовского муниципального района Московской области - Агафонова Н.А. (представителя по доверенности от 10.12.20123 N 51),
от Комитета по управлению имуществом Одинцовского муниципального района Московской области - Агафонова Н.А. (представителя по доверенности от 27.12.2012 N 39),
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области - извещено, представитель не явился,
от Несмеловой А.М. - извещена, представитель не явился,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 01.11.2012 по делу N А41-32565/12, принятое судьей Кулматовым Т.Ш.,
УСТАНОВИЛ:
Администрация городского поселения Одинцово Одинцовского муниципального района Московской области (далее - администрация) и Комитет по управлению имуществом Одинцовского муниципального района Московской области (далее - комитет) обратились в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к Территориальному управлениею Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области (далее - управление) о признании отсутствующим право собственности Российской Федерации на земельный участок 200 кв.м. с кадастровым номером 50:20:0040701:0067, расположенный по адресу: Московская область, Одинцовский район, Горский с.о., с. Знаменское, уч. 75-а (далее - спорный земельный участок).
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвуют Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Несмелова А.М.
Решением Арбитражного суда Московской области от 01.11.2012 требование удовлетворено.
В апелляционной жалобе управление просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств дела и неправильное применение им норм права, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Представитель администрации и комитета в судебном заседании против доводов апелляционной жалобы возражал, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителей управления, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Несмеловой А.М.
Изучив апелляционную жалобу, материалы дела, выслушав представителя комитета и администрации, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
Между администрацией Горского сельского округа Одинцовского района и Несмеловой А.М. 18.07.2002 на основании постановления Главы администрации Горского сельского округа Одинцовского района от 16.07.2002 N 306 заключен договор аренды N 40 спорного земельного участка. Договор аренды зарегистрирован в Московской областной регистрационной палате 04.02.2003, запись регистрации N 50-01/20-05/2003.
На основании Федерального закона от 14.04.2006 N 53-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации", между администрацией сельского поселения Горское Одинцовского муниципального района и Муниципальным образованием Одинцовский муниципальный район Московской области заключено соглашение от 15.12.2009 о передаче прав и обязанностей арендодателя по договору аренды спорного земельного участка от 18.07.2002 N 40.
Учитывая то обстоятельство, что спорный земельный участок расположен на территории Одинцовского муниципального района, то все полномочия по распоряжению указанным земельным участком в настоящее время принадлежат администрации.
Вместе с тем согласно выписке из ЕГРП от 05.06.2012 N 96/040/2012-22, в качестве правообладателя спорного земельного участка, вид права - собственность, указана Российская Федерация.
Считая, что право собственности на земельные участки зарегистрировано за Российской Федерацией незаконно в нарушение действующего законодательства, комитет и администрация обратились в арбитражный суд с заявлением о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации на спорные земельные участки.
Удовлетворяя требование комитета и администрации, суд первой инстанции признал его обоснованным.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а также изучив доказательства, необходимые для установления критериев, по которым спорный земельный участок в силу статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон о введении в действие ЗК РФ) может быть отнесен к соответствующему уровню собственности либо свидетельствующие о том, что земельный участок относится к неразграниченной государственной собственности, полномочия по распоряжению которым принадлежат муниципальному образованию в соответствии с пунктом 10 статьи 3 Закона о введении в действие ЗК РФ, частью 1 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы ввиду следующего.
Согласно статье 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном АПК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 17.07.2001 N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю" (далее - Закон о разграничении государственной собственности) право собственности на земельные участки у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает с момента государственной регистрации права собственности на земельные участки в соответствии с законодательством России.
Согласно статье 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о государственной регистрации прав) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Согласно части 2 статьи 9 ЗК РФ Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральная собственность).
Таким образом, с момента государственной регистрации права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок у комитета и администрации отсутствует право распоряжения им, в том числе, право сдачи его в аренду, а также право получения арендных платежей.
По смыслу статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации определение законом способов защиты гражданских прав направлено на восстановление нарушенного права, однако перечень способов защиты гражданских прав не является исчерпывающим и защита прав может быть осуществлена иными способами, предусмотренными законом.
В соответствии с пунктом 52 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", в случаях, когда запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
В соответствии с частью 1 статьи 25 ЗК РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV ЗК РФ, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Законом о государственной регистрации прав.
Согласно статье 17 ЗК РФ в редакции, действовавшей на момент внесения записи (11.08.2004), право собственности у Российской Федерации на земельные участки могло возникнуть в связи с признанием таковых федеральными законами, право собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю, а также в случае приобретения земельных участков по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством. В федеральной собственности могут находиться не предоставленные в частную собственность земельные участки по основаниям, предусмотренным Законом о разграничении государственной собственности.
Из части 2 статьи 2 Закона о разграничении государственной собственности следует, что основанием для регистрации права собственности на земельные участки, как субъектов Российской Федерации, так и муниципальных образований являются акты Правительства Российской Федерации об утверждении перечней земельных участков, в отношении которых у субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности. Вместе с тем указанные акты в настоящее время не приняты, в связи с чем невозможна регистрация права на земельные участки, как субъектов, так и муниципальных образований, и как следствие - наличие у этих субъектов доказательств существования зарегистрированного права.
Однако выявление обстоятельств, связанных с установлением незаконности действий регистрирующего органа при государственной регистрации права собственности на земельный участок, не может автоматически служить основанием для вывода об отсутствии у Российской Федерации права собственности на спорный земельный участок без проверки оснований наличия либо отсутствии такого право в силу закона.
Статья 3.1 Закон о введении в действие ЗК РФ содержит критерии отнесения земель к собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
В соответствии с пунктом 10 статьи 3 Закона о введении в действие ЗК РФ распоряжение земельными участками, находящимися в государственной собственности, не разграниченной на собственность Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований, в том числе предоставление таких земельных участков в частную собственность или аренду, в настоящее время согласно федеральному законодательству осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, в зависимости от нахождения соответствующего земельного участка на территории того или иного муниципального района или городского округа, за исключением случаев, прямо установленных федеральным законодательством.
Таким образом, законом право распоряжения землями, находящимися в государственной неразграниченной собственности, возложено на органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов.
Следовательно, в рамках рассмотрения настоящего дела определяющим обстоятельством является установление возможного отнесения спорного земельного участка к собственности Российской Федерации, ее субъектов, муниципального образования исходя из требований статьи 3.1 ЗК РФ либо нахождения спорного земельного участка в государственной неразграниченной собственности.
Спорный земельный участок не занят зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации; в составе иных земель не был предоставлен ранее органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти; не находится на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного срочного пользования у государственных академий наук, а также у организаций, созданных государственными академиями наук и (или) подведомственных таким государственным академиям наук; не предоставлялся в аренду Государственной компании "Российские автомобильные дороги". Доказательств, свидетельствующих о том, что спорный земельный участок входит в состав лесного фонда, был предоставлен для нужд Вооруженных сил Российской Федерации, относится к особо охраняемым природным территориям не имеется. Иных оснований, предусмотренных федеральными законами, для отнесения данного земельного участка к федеральным землям, не установлено.
В материалы дела не представлены доказательства нахождения на спорном земельном участке объектов недвижимого имущества Российской Федерации.
Таким образом, спорный земельный участок к исключительной собственности Российской Федерации не относится.
Судом в целях исключения возможного иного способа защиты права комитета и администрации проверены основания в соответствии со статьей 3.1 Закона о введении в действие ЗК РФ для отнесения спорного земельного участка к уровню собственности субъектов Российской Федерации или собственности поселений, городских округов, муниципальных районов.
Управление в нарушение требований статьи 65 АПК РФ не представило суду доказательств наличия законных оснований для возникновения права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок, а также доказательств расположения на спорном земельном участке объектов, принадлежащих Российской Федерации.
Лицам, участвующим в деле, в том числе и управлению, апелляционным судом предлагалось представить доказательства в подтверждение своих доводов, кроме того, предлагалось составить акт осмотра (иные документы) по вопросу о наличии на спорных земельных участках объектов недвижимого имущества Российской Федерации, муниципальной собственности, иных объектов, однако управление ни каких-либо доказательств, ни указанный акт в суд не представило.
Напротив, комитет и администрация представили акт обследования спорного земельного участка от 19.12.2012, из которого следует, что объектов недвижимого имущества Российской Федерации, муниципальной собственности на этом участке не имеется. Управление извещалось о проведении осмотра комитетом и администрацией, но представителей на осмотр не направило.
Исходя из имеющихся в материалах дела документов спорный земельный участок является государственной собственностью, не разграниченной на собственность Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований.
Таким образом, наличие записи в Едином государственном реестре прав о праве собственности Российской Федерации на спорный земельный участок нарушает законные права комитета и администрации в отношении спорного земельного участка, предоставленные пунктом 10 статьи 3 Закона о введении в действие ЗК РФ и частью 1 статьи 11 ЗК РФ, и никаким способом защиты, кроме избранного в рамках настоящего дела, защищен быть не может.
Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не усматривается.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 01.11.2012 по делу N А41-32565/12 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.Е. Шевченко |
Судьи |
С.А. Коновалов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-32565/2012
Истец: Администрация г. п. Одинцово Одинцовского р-на МО, КУИ Одинцовского м/р МО
Ответчик: Территориальное управление Росимущества по Московской области, ТУ Росимущества в МО
Третье лицо: Несмелова А М, УФС гос. регистрации, кадастра и картографии по Моск. области