г. Хабаровск |
|
10 апреля 2013 г. |
Дело N А73-10576/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 апреля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 апреля 2013 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гетмановой Т.С.
судей Головниной Е.Н., Михайловой А.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бобылевым А.В.
при участии в заседании:
от Открытого акционерного общества "Российские железные дороги": Гребенюк Е.М. - представитель по доверенности от 20.11.2012 N 1078;
от Министерства финансов Хабаровского края: Иванова М.Н. - представитель по доверенности от 14.01.2013 N 19-07/7;
от Министерства образования и науки Хабаровского края: Конох Е.В. - представитель по доверенности от 02.04.2013 N 41;
от Министерства финансов Российской Федерации: Ковалева Т.С. - представитель по доверенности от 16.01.2013 б/н
от других лиц, участвующих в деле представители не явились
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Министерства финансов Хабаровского края и Министерства образования и науки Хабаровского края на решение от 04 февраля 2013 года по делу N А73-10576/2012 Арбитражного суда Хабаровского края принятое судьей Левинталь О.М.
по иску Открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
к Хабаровскому краю в лице Министерства финансов Хабаровского края
о взыскании 973 879, 50 рублей
третьи лица: Министерство образования и науки Хабаровского края, Управление федерального казначейства по Хабаровскому краю, Министерство финансов Российской Федерации, Федеральное агентство по железнодорожным перевозкам
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд Хабаровского края обратилось ОАО "РЖД" (далее - истец, Общество) с требованием о взыскании с Хабаровского края в лице Министерства финансов Хабаровского края суммы в размере 973 879, 50 рублей.
Обращаясь с иском, Общество сослалось на причинение ему убытков, образовавшихся в результате не полной компенсации потерь в доходах перевозчика в связи с предоставлением льгот, на проезд обучающимся и воспитанникам общеобразовательных учреждений.
До вынесения решения по существу спора, судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно спора, привлечены: Министерство образования и науки Хабаровского края, Управление федерального казначейства по Хабаровскому краю, Федеральное агентство по железнодорожным перевозкам.
Истцом заявлено ходатайство, удовлетворенное судом, об изменении процессуального статуса Российской Федераций в лице Министерства финансов Российской Федерации на третье лицо, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора (определения от 17.09.2012 и от 22.11.2012).
Решением от 04.02.2013 иск удовлетворен в полном объеме. С Хабаровского края за счет средств казны края взысканы убытки в размере 973 879, 50 рублей.
Министерство образования и науки Хабаровского края, Министерство финансов Хабаровского края - не согласившись с названным решением, обратились с апелляционными жалобами.
Согласно, названным жалобам, заявители просят решение от 04.02.2013 отменить и принять по делу новый судебный акт.
Как видно из текстов данных жалоб, доводы заявителей идентичных друг другу.
Так, в жалобах приведены возражения против решения от 04.02.2013 следующего содержания.
Заявители жалоб, ссылаясь на ст. ст. 84, 85 БК РФ, п. 18 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 23, судебные акты по делу NА56-29404/2011 - приводят доводы о том, что решение вопросов по социальной поддержке обучающихся, а также вопросов компенсации части потерь в доходах организаций железнодорожного транспорта, в связи с установлением льгот по тарифам на проезд - не относится к расходным обязательствам субъекта РФ.
Апеллянты полагают, что рассматриваемые убытки образовались в связи с недофинансированием из средств федерального бюджета. Обязательства по компенсации выпадающих потерь выполнены в полном объеме в размере бюджетных ассигнований. В образовавшемся недофинансировании в размере 973 тыс. руб. отсутствует вина публично - правового образования (Хабаровского края).
Кроме того, Министерство финансов Хабаровского края в апелляционной жалобе приводит доводы о том, что надлежащим ответчиком в настоящем споре является Российская федерация в лице Федерального агентства по железнодорожному транспорту и Хабаровский край в лице Министерства образования и науки Хабаровского края.
ОАО "РЖД" в отзыве обжалуемое решение оставить без изменений.
В заседании апелляционного суда представитель Министерства образования и науки Хабаровского края изложил доводы своей жалобы и настаивал на ее удовлетворении; представитель министерства финансов Хабаровского края - настаивал на доводах своей жалобы.
Представитель истца отклонил доводы апелляционных жалоб и просил обжалуемое решение оставить без изменений.
Представитель Министерства финансов РФ отклонил доводы апелляционных жалоб.
Другие лица, участвующие в деле извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, но своих представителей в суд апелляционной инстанции не направили.
Апелляционным судом рассмотрена апелляционная жалоба в отсутствие не явившихся лиц, на основании статьи 156 АПК РФ.
Заслушав представителей Минфина Хабаровского края, Министерства образования и науки Хабаровского края, Минфина РФ, ОАО "РЖД", исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Пунктом 3 Постановления Правительства РФ от 31.12.2009 N 1208 органам государственной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано принять нормативные акты, устанавливающие льготы по тарифам на проезд обучающихся и воспитанников общеобразовательных учреждений старше 7 лет, учащихся очной формы обучения образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении.
В связи с чем, Правительством Хабаровского края принято постановление от 14.05.2010 N 124-пр.
На основании названного постановления принято решение об организации льготного проезда обучающихся и воспитанников общеобразовательных учреждений, учащихся очной формы обучения образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении с 01 января по 15 июня текущего года включительно и с 01 сентября по 31 декабря текущего года - включительно в виде 50-процентной скидки от действующего тарифа при оплате проезда на территории Хабаровского края.
Действие постановления N 124-пр распространялось на правоотношения, возникшие с 01.01.2010 года.
На основании Постановления РФ от 31.12.2009 N 1208 из средств федерального бюджета выделено 3 821, 2 тыс. рублей.
Законом Хабаровского края от 09.12.2009 N 288 "О краевом бюджете на 2010 год" на эти цели в бюджете Хабаровского края были предусмотрены бюджетные ассигнования в размере 201,1 тыс. рублей.
Общая сумма бюджетных ассигнований составила 4 022 тыс. рублей.
07 июня 2010 года Министерство образования Хабаровского края и ОАО "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД", перевозчик) заключили договор N НЮ 828 о предоставлении субсидий из краевого бюджета на компенсацию потерь в доходах, возникающих в связи с предоставлением льгот по тарифам на проезд обучающихся и воспитанников общеобразовательных учреждений, учащихся очной формы обучения образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении (далее по тексту - Договор N НЮ 828).
Согласно Договору N НЮ 828 истцу (ОАО "РЖД") в 2010 году предоставлялись субсидии из краевого бюджета в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных на эти цели Хабаровскому краю, в размере 3 821 200 рублей и бюджетных ассигнований, предусмотренных на эти цели в бюджете Хабаровского края в размере 201 100 руб. (всего - 4 022 300 руб.).
Пунктом 2.1. Договора N НЮ 828 установлено, что субсидии предоставляются ОАО "РЖД" ежемесячно в размере 100% от объема потерь в доходах перевозчика, определяемого как разность между доходами, которые перевозчик мог бы получить в случае применения установленных государством тарифов, и доходами перевозчика, полученными в результате предоставления обучающимся льготы по тарифам в соответствии с постановлением N 124-пр.
Согласно пункту 2.2. Договора N НЮ 828 перечисление субсидий производится ежемесячно на основании отчета о потерях в доходах по установленной форме.
Однако, предоставленной компенсации в размере 4 022 300 руб., оказалось недостаточно.
В результате чего, перевозчик понес убытки в размере 973 879,5 рублей, образовавшиеся в связи с частичной компенсацией потерь в доходах за ноябрь 2010 года в сумме 369 403, 50 руб. (недополученная часть составила 294 770 руб.) и отсутствием возмещения потерь в доходах в полном объеме за декабрь 2010 года в размере 679 109, 50 рублей.
Поскольку указанная сумма не была оплачена, ОАО "РЖД" обратилось в арбитражный суд.
Истец в обоснование исковых требований представил: отчеты о потерях в доходах; справки о количестве отправленных пассажиров льготной категории; реестры проездных документов и непосредственно проездные документы, счета-фактуры на сумму оказанных услуг по перевозке обучающихся за 2010 год.
Данные отчеты о потерях в доходах представлялись перевозчиком на основании данных автоматизированной системы управления продажи билетов (АСУ ЭКСПРЕСС-3). В АСУ ЭКСПРЕСС-3 автоматически формируется финансовая и статистическая отчетность по льготным категориям пассажиров.
Удовлетворяя иск, суд исходил из доказанности наличия совокупности правовых условий для привлечения к гражданско - правовой ответственности виде взыскания убытков в заявленном размере.
Вместе с тем при разрешении настоящего спора, суд установил, что возникновение заявленных истцом убытков образовалось по вине Хабаровского края, который не обеспечил полную компенсацию указанных убытков при наличии у него такой обязанности, что привело к необеспечению в полном объеме выпадающих доходов от оказания услуг льготным категориям граждан.
Поэтому суд, руководствуясь ст. ст.6, 30, 31, 158 БК РФ, разъяснениями, содержащимися в Постановлении Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 23, ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ, - пришел к выводу о том, что убытки в размере 973 879, 50 руб., подлежат взысканию с Хабаровского края за счет средств казны края.
Как видно из апелляционных жалоб заявители оспаривают названный вывод арбитражного суда первой инстанции.
Шестой арбитражный апелляционный суд не установил оснований для удовлетворения апелляционных жалобы в связи со следующим.
Лицо, право которого нарушено, может требовать возмещения причиненных ему убытков. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (пункт 1 статьи 15 Кодекса).
В статьях 16 и 1069 ГК РФ определено, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Для наступления гражданско-правовой ответственности в форме убытков необходимо наличие пяти обязательных условий: наличие убытков, противоправное поведение лица, действие (бездействие) которого повлекло причинение убытков, причинная связь между противоправностью и убытками; вина должника (в необходимых случаях) и доказанность существования всех этих условий.
Материалами дела подтверждается, что в 2010 году ОАО "РЖД" в полном объеме и надлежащим образом выполнило свои обязательства по Договору N НЮ 828.
Как видно из обстоятельств дела, текста апелляционных жалоб, устных пояснений, изложенных представителями сторон апелляционному суду лицами, участвующими в деле не оспаривается наличие названных обстоятельств.
Кроме того, лицами, участвующими в деле не оспаривается сами по себе обстоятельства о необходимости выделения денежных средств в недофинансированной части - в размере 973 879,50 рублей.
Апелляционным судом отклоняются ссылки Министерства образования и науки Хабаровского края на п. 18 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 23 в связи со следующим.
Лицами, участвующими деле не доказано, что недофинансирование образовалось в результате недостаточного выделения ассигнований из федерального бюджета; что бюджетные ассигнования из федерального бюджета выделены в объеме меньшем, в сравнении и с запрошенной суммой.
Вместе с тем, названное Министерство не представило ни в суд первой инстанции, ни апелляционному суду доказательства о своевременном предпринятии всех необходимых мер для полной компенсации выпадающих доходов истца с целью не допущения образования убытков.
Напротив, в апелляционной жалобе Министерство финансов Хабаровского края указывает, что меры по возможному перераспределению бюджетных ассигнований были предприняты в довольно поздний срок - в декабре 2010 года.
Как пояснил представитель Минфина РФ в заседании апелляционного суда, льготы по проезду рассматриваемой категории граждан предоставлены нормативно правовым актом Хабаровского края, то есть не по инициативе РФ (положения нормативных актов по рассматриваемому вопросу, содержащиеся в федеральном законодательстве носят рекомендательный характер). Поэтому расходные обязательства по компенсации потерь в доходах организаций железнодорожного транспорта несет Минфин Хабаровского края. А выделенные бюджетные ассигнования из федерального бюджета - финансовая помощь РФ и предоставление названных средств из федерального бюджета не означает привлечение РФ к ответственности по расходным обязательствам.
Следовательно, своевременное выполнения соответствующих мер исключает возникновение заявленных ОАО "РЖД" убытков.
Публично - правовым образованием Хабаровским краем не представлены доказательства о том, что оно при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательств, приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
В связи с отсутствием названных доказательств апелляционным судом отклоняются доводы об отсутствии вины Хабаровского края в образовавшемся недофинансировании.
Ссылки на судебные акты по делу N А56-29404/2011 не принимаются, поскольку в силу ст. 69 АПК РФ они не носят преюдициальный характер для разрешения настоящего спора.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 22.06.2006 года N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса РФ" организации, непосредственно предоставившие потребителям услуги бесплатно или по льготной цене, имеют право получить с надлежащего публично-правового образования компенсации в виде неполученной с потребителей платы.
Публично-правовое образование может предотвратить возникновение у организаций транспорта соответствующих убытков путем отмены или приостановления действия норм о тех или иных льготах, финансирование которых им не предполагается.
Если действие закона, предоставляющего льготы, не было приостановлено полностью или частично и требования истца являются обоснованными по существу, суммы убытков могут быть взысканы с публично-правового образования независимо от того, предусмотрены ли соответствующие средства в законе о бюджете.
В соответствии со статьями 6, 30 и 31 Бюджетного Кодекса Российской Федерации и пунктом 2 статьи 26.3 Федерального закона Российской Федерации "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 06.10.1999 N 184-ФЗ компенсация потерь в доходах организаций железнодорожного транспорта, образовавшихся в результате предоставления ею льгот на проезд обучающимся на основании нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, относится к расходным обязательствам этого субъекта Российской Федерации.
В связи с изложенным арбитражный суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о доказанности наличия совокупности правовых условий для взыскания заявленных убытков в размере 973 879, 50 руб., взыскав их с Хабаровского края, за счет средств казны края.
Апелляционным судом отклоняются доводы апелляционной жалобы Минфина Хабаровского края о том, что названное министерство является ненадлежащим ответчиком в связи с отсутствием надлежащего документального обоснования этому.
Шестой арбитражный апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционных жалоб Минфина Хабаровского края и Министерства образования и науки Хабаровского края по изложенным в них доводам.
Нарушений, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ основанием для безусловной отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 04 февраля 2013 года по делу N А73-10576/2012 оставить без изменений, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Т.С. Гетманова |
Судьи |
Е.Н. Головнина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-10576/2012
Истец: ОАО "Российские железные дороги" в лице филиала Дальневосточные железные дороги
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
Третье лицо: Министерство образования и науки Хабаровского края, Министерство финансов Российской Федерации, Управление федерального казначейства по Хабаровскому краю, Федеральное агентство железнодорожного транспорта