г. Хабаровск |
|
16 ноября 2007 г. |
Дело N А73-7251/2007 |
Резолютивная часть постановления от 14 ноября 2007 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 ноября 2007 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего Михайловой А.И.
Судей: Меркуловой Н.В., Карасева В.Ф.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ковтун А.Ю.
при участии в судебном заседании:
от Биробиджанской транспортной прокуратуры: Титов А.А., Биробиджанский транспортный прокурор, удостоверение 144295;
от открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице Хабаровского отделения дороги: Шахманова Н.В., представитель по дов. от 13.06.2007 N 423;
от главного государственного санитарного врача по Дальневосточной железной дороге: представитель не явился
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Биробиджанской транспортной прокуратуры на решение от 13 сентября 2007 года по делу N А73-7251/2007-74 АП Арбитражного суда Хабаровского края Дело рассматривал судья Мильчина И.А.
по заявлению открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице Хабаровского отделения дороги
об оспаривании постановления главного государственного санитарного врача по Дальневосточной железной дороге от 20.06.2007 N 150
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице Хабаровского отделения дороги (далее ОАО "Российские железные дороги", общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением, в котором просит признать незаконным и отменить постановление главного государственного санитарного врача по Дальневосточной железной дороге (далее главный государственный санитарный врача ДВЖД) от 20.06.2007 N 150 о привлечении к административной ответственности по статье 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) в виде штрафа в размере 10000 рублей.
Решением суда заявление ОАО "Российские железные дороги" удовлетворено.
Не согласившись с решением суда, Биробиджанская транспортная прокуратура обратилась с апелляционной жалобой на предмет его отмены, ссылаясь на неправильное применение норм материального права.
В судебном заседании Биробиджанский транспортный прокурор доводы, изложенные в жалобе, поддержал.
Представитель ОАО "Российские железные дороги" в судебном заседании с жалобой не согласился, ссылаясь на несоответствие закону оспариваемого постановления главного государственного санитарного врача по Дальневосточной железной дороге от 20.06.2007 N 150. Просил оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель главного государственного санитарного врача по Дальневосточной железной дороге в судебное заседание не явился, отзыв на апелляционную жалобу не предоставил.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд не нашел оснований для удовлетворения жалобы.
В соответствии со статьей 24 Федерального Закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее Закон N 52-ФЗ) при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии со статьей 25 Закона N 52-ФЗ условия труда, рабочее место и трудовой процесс не должны оказывать вредное воздействие на человека. Требования к обеспечению безопасных для человека условий труда устанавливаются санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны осуществлять санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия по обеспечению безопасных для человека условий труда и выполнению требований санитарных правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации к производственным процессам и технологическому оборудованию, организации рабочих мест, коллективным и индивидуальным средствам защиты работников, режиму труда, отдыха и бытовому обслуживанию работников в целях предупреждения травм, профессиональных заболеваний, инфекционных заболеваний и заболеваний (отравлений), связанных с условиями труда.
Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации Постановлением от 30.05.2003 N 111 введены в действие санитарно-эпидемиологические правила "Санитарные правила по проектированию, размещению и эксплуатации депо по ремонту подвижного состава железнодорожного транспорта. СП 2.5.1334-03" (далее СП 2.5.1334-03), которыми установлены основные санитарно-гигиенические требования к проектированию, планировке, оборудованию депо по ремонту подвижного состава, организации трудового процесса, обеспечению безопасных и здоровых условий труда.
Согласно статье 39 Закона N 52-ФЗ соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, является составом правонарушения, предусмотренного статьей 6.3 (КоАП РФ).
Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта является составом правонарушения, предусмотренного статьей 6.4 КоАП РФ.
Как следует из материалов дела, Биробиджанской транспортной прокуратурой совместно с главными специалистами Дальневосточного территориального отдела территориального управления Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту проведена проверка исполнения санитарно-эпидемиологического законодательства в деятельности Локомотивного депо ст. Облучье Хабаровского отделения Дальневосточной железной дороги - филиала ОАО "Российские железные дороги".
По результатам проверки, 23.05.2007 составлен акт, которым установлено, что в нарушение пункта 9.3.12 СП 2.5.1334-03 емкости с кислотой хранятся в данном помещении, а не в специальном помещении, оборудованном самостоятельной приточно-вытяжной вентиляцией.
В нарушение пункта 9.3.4 СП 2.5.1334-03 место слива старого электролита не оборудовано местным отсосом вредных паров.
В нарушение пункта 9.3.14 в аккумуляторном отделении локомотивного депо на столе хранилась пища.
Постановлением от 01.06.2007 N 30 транспортным прокурором возбуждено дело об административном правонарушении по статье 6.4 КоАП РФ в отношении ОАО "Российские железные дороги" и направлено для рассмотрения главному государственному санитарному врачу ДВЖД, начальнику Дальневосточного территориального отдела Территориального управления Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
Главный государственный санитарный врач ДВЖД, рассмотрев материалы проверки, вынес постановление от 20.06.2007 N 150, которым привлек ОАО "Российские железные дороги" к административной ответственности по статье 6.3 КоАП РФ в виде штрафа в сумме 10 000 руб.
Указанное постановление правомерно признано судом первой инстанции недействительным по основаниям нарушения порядка привлечения лица к административной ответственности.
Так, в соответствии с частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В соответствии со статьей 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, в котором указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение.
Согласно статье 28.4 КоАП РФ о возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится постановление, которое должно содержать сведения, предусмотренные статьей 28.2 настоящего Кодекса.
Таким образом, протокол об административном правонарушении представляет собой процессуальный документ, фиксирующий противоправное деяние лица и является необходимым правовым основанием для привлечения его к административной ответственности.
Между тем, постановление от 01.06.2007 N 30 вынесено по признакам противоправного деяния, предусмотренного статьей 6.4 КоАП РФ, а постановлением от 20.06.2007 N 150 общество привлечено к административной ответственности за деяние, предусмотренное статьей 6.3 КоАП РФ.
Следовательно, привлечение общества к административной ответственности произведено без составления протокола о совершении им административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.3 КоАП РФ, то есть незаконно, без соблюдения обязательной процедуры административного производства, вопреки установленному порядку назначения административного наказания.
Согласно пунктам 3, 4 статьи 29.1 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняют, в том числе, вопросы о правильности составления протокола об административном правонарушении, о том, имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу.
Установив при рассмотрении дела отсутствие протокола о совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.3 КоАП РФ и события указанного административного правонарушения, главный государственный санитарный врач ДВЖД должен был, руководствуясь статьей 24.5 КоАП РФ, прекратить производство по делу об административном правонарушении, либо, установив ошибочную квалификацию, составить новый протокол о вменяемом правонарушении с соблюдением гарантий прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
При таких обстоятельствах, судом первой инстанции вынесено законное и обоснованное решение об отмене постановления главного государственного санитарного врача ДВЖД от 20.06.2007 N 150, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 13 сентября 2007 года по делу N А73-7251/2007-74АП оставить без изменения, апелляционную жалобу Биробиджанской транспортной прокуратуры - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, в двухмесячный срок.
Председательствующий |
А.И. Михайлова |
Судьи |
Н.В. Меркулова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-7251/2007
Ответчик: Главные государственный санитарный врач по Дальневосточной железной дороге
Третье лицо: Биробиджанская транспортная прокуратура
Хронология рассмотрения дела:
16.11.2007 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-1036/07