г. Хабаровск |
|
15 октября 2007 г. |
Дело N А73-5944/2007 |
Резолютивная часть постановления оглашена 11 октября 2007 года.
В полном объеме постановление изготовлено 15 октября 2007 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Меркуловой Н.В.,
судей Михайловой А.И., Песковой Т.Д.,
при ведении протокола судебного заседания
помощником судьи Луньковой Н.А.
при участии в судебном заседании:
от заявителя: на основании доверенности от 24.05.2007 N РСЮ-177 представитель - Суворова Е.В.;
от административного органа: не явились (уведомление от 19.09.2007 N 05511);
от прокуратуры: не явились (уведомление от 19.09.2007 N 05512)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице филиала Хабаровского дорожного центра рабочего снабжения на решение Арбитражного суда Хабаровского края от 31.07.2007 по делу N А73-5944/2007-74АП принятое судьей Мильчиной И.А.
по заявлению открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице филиала Хабаровского дорожного центра рабочего снабжения об оспаривании постановления Дальневосточного территориального отдела Управления Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту от 08.05.2007 N 110 о привлечении к административной ответственности. Заинтересованное лицо: Биробиджанская транспортная прокуратура
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице филиала Хабаровского дорожного центра рабочего снабжения (далее - заявитель, общество, ОАО "РЖД") обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением об оспаривании постановления Дальневосточного территориального отдела Управления Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту (далее - административный орган, Роспотребнадзор) от 08.05.2007 N 110 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 10 000 руб.
Право на обращение обществом с соответствующим заявлением обусловлено отсутствием вины во вменяемом правонарушении, отсутствием у прокуратуры полномочий по проведению проверки и возбуждению дела об административном правонарушении по статье 6.3 КоАП РФ, не применением Роспотребнадзором при рассмотрении дела статьи 2.9 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 31.07.2007 в удовлетворении требований открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" в лице филиала Хабаровского дорожного центра рабочего снабжения о признании незаконным и отмене постановления Дальневосточного территориального отдела Управления Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту от 08.05.2007 N 110, которым общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 6.3 КоАП РФ, отказано.
Принимая данное решение, арбитражный суд первой инстанции пришёл к выводу о правомерном привлечении заявителя к административной ответственности, поскольку факт административного правонарушения и вина организации доказана и подтверждается материалами дела.
Не согласившись с судебным актом арбитражного суда первой инстанции, ОАО "РЖД" обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение от 31.07.2007 N А73-5944/2007-74 отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы общество сослалось на отсутствие оснований для привлечения его к административной ответственности, предусмотренной статьей 6.3 КоАП РФ. Кроме того, судом при рассмотрении дела не применены положения статьи 2.9 КоАП РФ.
В судебном заседании представитель ОАО "РЖД" поддержал позицию, изложенную в апелляционной жалобе. Дальневосточный территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту, Биробиджанская транспортная прокуратура о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, в связи с чем, апелляционная инстанция рассмотрела жалобу в отсутствие его представителя.
Изучив материалы дела, апелляционная инстанция установила следующее.
08.05.2007 главным государственным санитарным врачом по Дальневосточной железной дороге в отношении заявителя на основании акта проверки от 06.04.2007 б/н и постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от 13.04.2007 N 22 вынесено постановление о привлечении к административной ответственности N 110, предусмотренной статьей 6.3 КоАП РФ в виде штрафа в размере 10 000 руб.
Согласно материалам административного дела ОАО "РЖД" в нарушение пункта 10.4 СП 2.3.6.1066-01 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них пищевых продуктов" в помещениях магазина N 31 ХДЦРС, расположенном в Еврейской автономной области в г. Биробиджане по ул. Космонавтов, д. 16, отсутствовали металлические и пластмассовые педальные бачки с крышками для сбора отходов и мусора.
Не согласившись с постановлением административного органа, ОАО "РЖД" в лице филиала Хабаровского дорожного центра рабочего снабжения обратилось в арбитражный суд с заявлением об его отмене.
Оценив в совокупности установленные при рассмотрении апелляционной жалобы обстоятельства, проверив изложенные в ней доводы, апелляционная инстанция считает, что судом первой инстанции в соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) установлены все фактические обстоятельства дела, имеющие существенное значение для его полного и всестороннего рассмотрения, а также правильно применены нормы материального права, в связи с чем, решение арбитражного суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (деле - Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ) регулирует, в том числе, общественные отношения, складывающиеся между людьми в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду (статья 4 настоящего Федерального закона).
Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается также посредством обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности (статья 2 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ).
В силу статьи 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны:
- выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц;
- обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению;
- осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
В статье 15 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ указаны санитарно-эпидемиологические требования, в частности, к пищевым продуктам, а именно: пищевые продукты должны удовлетворять физиологическим потребностям человека и не должны оказывать на него вредного воздействия; пищевые продукты в процессе их реализации населению должны соответствовать санитарным правилам, а также граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие в том числе реализацию пищевых продуктов, должны выполнять правила и проводить мероприятия по обеспечению их качества.
Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (пункт 3 статьи 39 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ).
На основании Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2000 N 554 введены в действие санитарные правила "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов. СП 2.3.6.1066-01", утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 06.09.2001.
Санитарные правила определяют санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, планировке, санитарно-техническому состоянию, содержанию организаций торговли продовольственным сырьем и пищевыми продуктами, условиям транспортировки, приемки, хранения, переработки, реализации упомянутых товаров, а также к условиям труда.
Санитарные правила распространяются на строящиеся, реконструируемые и действующие организации торговли, рынки, базы, склады продовольственного сырья и пищевых продуктов, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, а также на индивидуальных предпринимателей.
Пунктом 10.4 СП 2.3.6.1066-01 установлено правило, в соответствии с которым в помещениях организации торговли должны быть установлены металлические или пластмассовые педальные бачки с крышками, для сбора отходов и мусора. По мере наполнения, но не более чем на 2/3 объема, они должны очищаться, а по окончании работы промываться разрешенными в установленном порядке для этих целей моющими и дезинфицирующими средствами, затем ополаскиваться горячей водой.
За нарушение санитарного законодательства устанавливается дисциплинарная, административная и уголовная ответственность (пункт 1 статьи 55 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ).
Кроме того, нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения влечет установленную статьей 6.3 КоАП РФ административную ответственность.
Согласно пункту 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых законодательством предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Довод заявителя об отсутствии его вины в совершении вменяемого ему административного правонарушения подлежит отклонению в связи с тем, что все операции в магазине N 31 ХДЦРС ОАО "РЖД" производились от его имени, и, следовательно, ответственность за все совершенные в ходе исполнения санитарно-эпидемиологических требований к размещению, устройству, планировке, санитарно-техническому состоянию, содержанию организаций торговли продовольственным сырьем и пищевыми продуктами, условиям транспортировки, приемки, хранения, переработки, реализации упомянутых товаров действия несет именно общество.
Факт административного правонарушения подтверждается актом проверки от 06.04.2007, постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 13.04.2007 N 22, объяснениями свидетелей Евсеевой Т.В., Ктиторовой Л.В.
Таким образом, виновное совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.3 КоАП РФ, подтверждается материалами дела. Порядок и срок привлечения к административной ответственности соблюдены, в связи с чем, оснований для признания незаконным и отмене оспариваемого постановления не имеется.
Учитывая, что решение суда первой инстанции вынесено на основании полного установления обстоятельств совершенного правонарушения, выводы суда соответствуют установленным юридически значимым фактам, основанным на имеющихся в деле доказательствах и на правильном применении статьи 6.3 КоАП РФ, апелляционная инстанция считает жалобу ОАО "РЖД" неподлежащей удовлетворению.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 31.07.2007 по делу N А73-5944/2007-74АП оставить без изменения, а апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице филиала Хабаровского дорожного центра рабочего снабжения без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, но может быть обжаловано в течение двух месяцев в кассационную инстанцию через Арбитражный суд Хабаровского края.
Председательствующий |
Н.В. Меркулова |
Судьи |
А.И. Михайлова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-5944/2007
Ответчик: ДВ территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту
Третье лицо: Биробиджанская транспортная прокуратура
Хронология рассмотрения дела:
15.10.2007 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-600/07