Бухгалтерский и налоговый учет стимулирующих лотерей
В соответствии с Федеральным законом от 11.11.2003 N 138-ФЗ "О лотереях" (далее - Закон N 138-ФЗ) лотереи подразделяются:
- на лотереи, право на участие в которых связано с внесением платы, за счет которой формируется призовой фонд лотереи;
- на лотереи, право на участие в которой не связано с внесением платы и призовой фонд которой формируется за счет средств организатора лотереи (стимулирующая лотерея).
Конечной, главной целью стимулирующих лотерей является увеличение прибыли за счет увеличения объема продаж. Конкретные цели могут заключаться в увеличении узнаваемости марки (бренда), могут быть связаны с выходом продукции в новый регион, привлечением другой целевой группы, с выходом новой рекламной кампании и т.п. Таким образом, стимулирующая лотерея, проводимая организацией, должна рассматриваться как реклама, поскольку в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Налоговый и бухгалтерский учет стимулирующих лотерей
Следовательно, расходы организации, связанные с проведением стимулирующей лотереи, в целях налогообложения являются прочими расходами, связанными с производством и реализацией, согласно пп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ. В соответствии с данной статьей организация может признать расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания с учетом ограничений п. 4 ст. 264 НК РФ. А именно, что расходы налогоплательщика на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей таких призов во время проведения массовых рекламных кампаний, осуществленные им в течение отчетного (налогового) периода, для целей налогообложения признаются в размере, не превышающем 1% выручки от реализации.
Товары, безвозмездно переданные в рекламных целях, являются объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость. При этом налоговой базой является рыночная стоимость таких товаров (письмо Минфина России от 31.03.2004 N 04-03-11/52). В целях исчисления налога на прибыль данная сумма НДС может учитываться в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, на основании пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ.
Как разъяснил Минфин России в письме от 14.11.2007 N 03-04-06-01/392, исчисление, удержание и уплата НДФЛ при получении физическим лицом выигрыша в результате участия в стимулирующей лотерее осуществляются организацией - налоговым агентом, поскольку указанный вид лотереи не является игрой и к доходам от участия в ней не могут применяться положения пп. 5 п. 1 ст. 228 НК РФ о самостоятельном декларировании дохода физическими лицами.
В соответствии с п. 28 ст. 217 НК РФ не подлежат налогообложению НДФЛ доходы, не превышающие 4 000 руб., полученные налогоплательщиком за налоговый период в виде любых выигрышей и призов в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров (работ, услуг). Однако организация должна вести персонифицированный учет физических лиц, получивших указанные выигрыши и призы. В случае же превышения указанной суммы организация признается налоговым агентом с вытекающими из статьи 226 НК РФ обязанностями. При этом, если выигрыш был в натуральном виде, организация обязана уведомить налоговый орган по месту своей постановки на учет о факте выплаты выигрыша и направить в этот налоговый орган оригинал справки о доходах физического лица по форме N 2-НДФЛ. В случае денежной формы приза данный доход, полученный физическим лицом, подлежит обложению налогом на доходы физических лиц по ставке в размере 35% (п. 2 ст. 224 НК РФ).
Пример
ООО "Счастливец" с целью повышения объема продаж проводит стимулирующую лотерею. На продукцию компании наклеивается стикер с номером, который впоследствии и участвует в лотерее. Призы выдаются при предъявлении паспорта. Стоимость изготовления стикеров 45 000 руб., в том числе НДС - 6 864 руб. Стоимость главного приза (телевизора) - 14 000 руб., в том числе НДС - 2 136 руб. Общая стоимость поощрительных призов - 60 000 руб., в том числе НДС - 9 153 руб. Стоимость каждого приза не превышает 4 000 руб. Данные расходы не превышают 1% от выручки организации.
Расходы на рекламу производимой продукции являются расходами по обычным видам деятельности (п. 5 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденного приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н). Стоимость стикеров учитывается на счете 10 "Материалы", а затем списывается на себестоимость - дебет счета 44 "Расходы на продажу".
38 136 руб. - приняты к учету стикеры;
6 864 руб. - отражен НДС по стикерам;
45 000 руб. - оплачено изготовление стикеров;
11 864 руб. и 50 847 руб. - приняты к учету главный и поощрительные призы соответственно;
2 136 руб. и 9 153 руб. - отражен НДС по приобретенным призам;
11 864 руб. и 50 847 руб. - произведена оплата главного и поощрительных призов соответственно;
2 136 руб. и 9 153 руб. - принят к вычету НДС со стоимости призов;
38 136 руб. - учтена стоимость стикеров, наклеенных на участвующую в акции продукцию.
По окончании стимулирующей лотереи бухгалтер организации делает следующие записи.
11 864 руб. и 50 847 руб. - списаны переданные призы;
2 136 руб. и 9 153 руб. - начислен НДС со стоимости главного и поощрительных призов.
Требования к организации стимулирующей лотереи
Кроме того, чтобы организация могла учесть расходы на проведение стимулирующей лотереи, должны быть выполнены все требования законодательства, указанные в п. 7 ст. Закона N 138-ФЗ.
В федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ или уполномоченный орган местного самоуправления не менее чем за 20 дней до начала стимулирующей лотереи должно быть направлено уведомление о ее проведении. Данное уведомление должно содержать указание на срок, способ, территорию ее проведения и организатора такой лотереи, а также наименование товара (услуги), с реализацией которого непосредственно связано проведение стимулирующей лотереи. К уведомлению прилагаются следующие документы:
1) условия стимулирующей лотереи;
2) описание способа информирования участников стимулирующей лотереи о сроках проведения стимулирующей лотереи и ее условиях;
3) описание признаков или свойств товара (услуги), позволяющих установить взаимосвязь такого товара (услуги) и проводимой стимулирующей лотереи;
4) описание способа заключения договора между организатором стимулирующей лотереи и ее участником;
5) описание способа информирования участников стимулирующей лотереи о досрочном прекращении ее проведения;
6) засвидетельствованные в нотариальном порядке копии учредительных документов организатора стимулирующей лотереи;
7) порядок хранения невостребованных выигрышей и порядок их востребования по истечении сроков получения выигрышей.
Добавим, что в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 506 контроль и надзор за проведением лотерей возложен на Федеральную налоговую службу. Кроме того, ФНС России контролирует мероприятия в сфере налогообложения деятельности по проведению и организации лотерей (в том числе стимулирующих лотерей).
А.Д. Головина,
консультант-эксперт
"Советник бухгалтера", N 1, январь 2008 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Советник бухгалтера"
Свидетельство о регистрации средства массовой информации: ПИ N 77-18369 от 21 сентября 2004 г. выданное Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия
Учредитель: ООО "Издательство "Советник бухгалтера"
Юридический и почтовый адрес редакции: 117997, Москва, Люсиновская ул., 51, оф. 584
Отдел подписки и распространения: (495) 258-00-27, (499) 236-33-89, 237-77-95
Подписные индексы:
Каталог "Роспечать" - 84674, 20407
Каталог "Пресса России" - 87860, 87920
Каталог "Почта России" - 99029, 79060