Особенности бюджетного учета изготовления ценностей
в учебно-производственных мастерских образовательных учреждений
Многие профессиональные образовательные учреждения имеют собственные учебно-производственные мастерские. В процессе обучения и прохождения практики учащиеся и студенты под руководством мастеров и преподавателей изготавливают различную продукцию. У бухгалтера же в этом случае возникают проблемы - как отразить операции, связанные с изготовлением ценностей силами учащихся и студентов, в учете?
Ответ на этот вопрос зависит, прежде всего, от того, как предполагается использовать изготовленные ценности в дальнейшем - для собственных нужд или для продажи.
Если ценности будут использованы для собственных нужд
Сначала рассмотрим ситуацию, когда созданные силами учащихся и студентов ценности будут использованы для собственных нужд. Например, если в учебно-производственной мастерской будет изготавливаться мебель - столы, стулья, шкафы и т.д. - которая будет использована для оснащения учебных классов, административных и прочих помещений, или, скажем, если будет пошита спецодежда, которая будет использоваться техническим персоналом или самими учащимися и студентами при выполнении некоторых работ, требующих применения спецодежды.
Если данные ценности не предназначены для реализации на сторону, они считаются не продукцией, а основными средствами или материальными запасами в зависимости от их характера. Соответственно, раз данные ценности не будут продаваться на сторону и учреждение не будет получать доходы от предпринимательской деятельности по производству и реализации продукции, учреждение не должно уплачивать НДС и формировать налоговую базу по налогу на прибыль при осуществлении таких операций. Поэтому и "входящий" НДС по материалам, услугам (например, коммунальным платежам, электроэнергии), работам, используемым при организации деятельности учебно-производственной мастерской, не нужно выделять и предъявлять к вычету, а следует учитывать в стоимости приобретенных материалов, работ и услуг.
Если в мастерских изготавливается мебель или, скажем, различные учебно-наглядные пособия, их учет ведется в порядке, установленном для бюджетного учета приобретения основных средств. Ведь данные объекты представляют собой основные средства, которые в соответствии с ОКОФ относятся к категории "Производственный и хозяйственный инвентарь". Вообще любые материальные объекты, используемые со сроком более 12 месяцев в процессе деятельности учреждения при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд учреждения, независимо от их стоимости признаются основными средствами (п. 10 Инструкции по бюджетному учету N 25н).
В соответствии с пунктом 78 Инструкции N 25н операции, связанные с созданием основных средств, в том числе производственного и хозяйственного инвентаря, отражаются на счете 0 10601 000 "Капитальные вложения в основные средства" с последующим оприходованием созданных ценностей по их первоначальной стоимости в составе основных средств на счете 0 10100 000 "Основные средства".
Следовательно, если в учебно-производственной мастерской в рамках образовательного процесса создают мебель для собственных нужд учреждения, все фактические затраты на ее изготовление собирают по дебету счета 0 10601 310 "Увеличение капитальных вложений в основные средства", а затем - когда мебель уже готова - ее принимают к учету в качестве основного средства по первоначальной стоимости, что отражается по дебету счета 0 10106 310 "Увеличение стоимости производственного и хозяйственного инвентаря" в корреспонденции с кредитом счета 0 10601 410 "Уменьшение капитальных вложений в основные средства".
Далее порядок учета зависит от получившейся первоначальной стоимости объектов основных средств. В соответствии с пунктом 43 Инструкции N 25н:
объекты стоимостью менее 1 000 рублей за единицу в момент их передачи в эксплуатацию бухгалтер должен сразу списывать на расходы, отражая их стоимость по дебету счета 0 40101 271 "Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов" и кредиту счета 0 10106 410 "Уменьшение стоимости производственного и хозяйственного инвентаря";
по объектам стоимостью от 1 000 до 10 000 рублей единовременно начисляется амортизация в размере 100% балансовой стоимости при выдаче объекта в эксплуатацию, что отражается записью по дебету счета 0 40101 271 "Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов" в корреспонденции с кредитом счета 0 10406 410 "Уменьшение стоимости производственного и хозяйственного инвентаря за счет амортизации";
а если стоимость единицы объекта основных средств превысит 10 000 руб., нужно будет ежемесячно начислять амортизацию линейным методом в течение всего срока полезного использования, определяемого исходя из максимальной границы сроков использования объектов соответствующей группы, установленной Классификацией объектов основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1, что отражается по кредиту счета 0 10406 410 "Уменьшение стоимости производственного и хозяйственного инвентаря за счет амортизации" в корреспонденции с дебетом счетов:
- 1 40101 271 "Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов" - если данные основные средства были созданы за счет бюджетных средств и используются при осуществлении основной деятельности учреждения, финансируемой за счет средств бюджета;
- 2 10604 340 "Увеличение стоимости изготовления материалов, готовой продукции (работ, услуг)" - если данные объекты были созданы за счет внебюджетных средств и используются в предпринимательской деятельности.
Пример 1
В декабре 2007 года в учебно-производственной мастерской бюджетного учебного заведения было изготовлено 100 столов, использованных для оснащения учебных классов.
Предположим, что для их изготовления были приобретены материалы (древесина, гвозди, лак и т.д.) на сумму 118 000 руб. (в том числе НДС - 18000 руб.), заработная плата мастеров производственного обучения составила 4 000 руб., а амортизация помещения и оборудования мастерской составила 1 500 руб.
Также предположим, что все вышеуказанные операции осуществлены в рамках деятельности, финансируемой за счет средств бюджета.
В этом случае бухгалтер сделает следующие записи:
Содержание операции | Сумма, руб. |
Корреспонденция счетов |
|
Дебет | Кредит | ||
Получены материалы от поставщика (в т.ч. НДС) | 118 000 | 1 10506 340 | 1 30222 730 |
Списаны израсходованные материалы | 118 000 | 1 10601 310 | 1 10506 440 |
Начислена заработная плата мастерам производственного обучения | 4 000 | 1 10601 310 | 1 30201 730 |
Начислен ЕСН и взнос на обязательное пенсионное страхование с заработной платы мастеров производственного обучения (4 000 х 26%) |
1 040 | 1 10601 310 | 1 30302 730 |
Начислены взносы на обязательное страхование от несчастных случа- ев на производстве и профзаболеваний (4 000 х 0,2%) |
8 | 1 10601 310 | 1 30306 730 |
Начислена амортизация помещения и оборудования мастерской | 1 500 | 1 10601 310 | 1 10402 410 1 10404 410 |
Приняты к бюджетному учету изготовленные для собственных нужд столы по первоначальной стоимости, составляющей: 118 000 + 4 000 + 1 040 + 8 + 1 500 = 124 548 руб. При этом первоначальная стои- мость одного стола составляет: 124 548 руб. : 100 шт. = 1 245,48 руб. |
124 548 | 1 0106 310 | 1 10601 410 |
Начислена единовременно при передаче 100 столов в эксплуатацию 100%-ная амортизация (поскольку первоначальная стоимость каждого стола превысила 1 000 руб., но составляет менее 10 000 руб.) |
124 548 | 1 40101 271 | 1 10406 410 |
Если же в учебно-производственной мастерской шьют одежду (включая белье, спецодежду), постельное белье и принадлежности, обувь и т.д., имеет место создание мягкого инвентаря, подлежащего учету на счете 0 10505 000 "Мягкий инвентарь" в составе материальных запасов.
В этом случае расходы на создание таких ценностей учитываются на счете 0 10604 000 "Изготовление материалов, готовой продукции (работ, услуг)".
Пример 2
В декабре 2007 года в учебно-производственной мастерской бюджетного учебного заведения было пошито 40 комплектов штор, которые были использованы для оформления помещений учреждения.
Предположим, что для этих целей были приобретены ткани, нитки и прочие материалы стоимостью 59 000 руб.; заработная плата мастеров производственного обучения составила 2 000 руб., а амортизация помещения и оборудования мастерской составила 700 руб.
Допустим, что данные расходы осуществлены за счет средств от предпринимательской деятельности (оказания платных образовательных услуг).
В этом случае бухгалтер сделает такие следующие записи:
Содержание операции | Сумма, руб. |
Корреспонденция счетов |
|
Дебет | Кредит | ||
Приобретены ткани, нитки и прочие материалы | 59 000 | 2 10506 340 | 2 30222 730 |
Списаны израсходованные материалы | 59 000 | 2 10604 340 | 2 10506 440 |
Начислена заработная плата мастерам производст- венного обучения |
2 000 | 2 10604 340 | 2 30201 730 |
Начислены ЕСН и взносы на обязательное пенсионное страхование с заработной платы мастеров производ- ственного обучения (2 000 х 26%) |
520 |
2 10604 340 |
2 30302 730 |
Начислены взносы на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболе- ваний (2 000 х 0,2%) |
4 | 2 10604 340 | 2 30306 730 |
Начислена амортизация помещения и оборудования мастерской |
700 | 2 10604 340 | 2 10402 410 2 10404 410 |
Оприходованы готовые шторы в составе мягкого ин- вентаря (материальных запасов) 59 000 + 2 000 + 520 + 4 + 700 = 62 224 руб. Фактическая себестои- мость одного комплекта штор составляет: 62 224 руб. : 40 шт. = 1 555,60 руб. |
62 224 | 2 10505 340 | 2 10604 440 |
Если ценности будут реализованы на сторону
В случае если учебно-производственная мастерская изготавливает продукцию, которая будет реализована на сторону, возможно, даже на заказ - например, если швейная мастерская технологического колледжа принимает заказы от населения и юридических лиц, исполнением которых занимаются учащиеся в рамках производственного обучения или практики, имеет место осуществление предпринимательской деятельности по производству и продаже продукции, выполнению работ или оказанию услуг на платной основе. Поэтому затраты на производство будут собираться по дебету счета 2 10604 340 "Увеличение стоимости изготовления материалов, готовой продукции (работ, услуг)", а изготовленная продукция будет приходоваться в дебет счета 2 10507 340 "Увеличение стоимости готовой продукции".
Операции по реализации изготовленной продукции, выполненных работ или оказанных услуг будут отражаться с использованием счета 2 40101 130 "Доходы от рыночных продаж готовой продукции, работ, услуг".
В соответствии с пп. 14 п. 2 ст. 149 НК РФ реализация образовательными организациями товаров, работ или услуг собственного производства - например, произведенных учебными предприятиями, в том числе учебно-производственными мастерскими, в рамках основного и дополнительного учебного процесса - подлежит обложению НДС вне зависимости от того, направляется ли доход от этой реализации в данную образовательную организацию или на непосредственные нужды обеспечения развития, совершенствования образовательного процесса. А потому "входящий" НДС по материальным ценностям, работам и услугам, приобретенным для производства данной продукции, можно выделять и предъявлять к вычету.
Пример 3
Вернемся к условиям примера 1, но предположим, что изготовленные столы были предназначены для продажи, и в декабре 2007 года из 100 изготовленных столов было продано по договорам с юридическими лицами 65 столов по цене 2 360 руб., в том числе НДС - 360 руб. (оплата поступила на счет учреждения в том же месяце).
Допустим также, что расходы на изготовление столов финансируются за счет средств от предпринимательской деятельности (оказания платных образовательных услуг).
В этом случае бухгалтер сделает следующие записи:
Содержание операции | Сумма, руб. |
Корреспонденция счетов |
|
Дебет | Кредит | ||
В декабре 2007 года | |||
Получены материалы от поставщика (без НДС) | 100 000 | 2 10506 340 | 2 30222 730 |
Отражен "входящий" НДС по материалам | 18 000 | 2 21001 560 | 2 30222 730 |
Предъявлен к вычету "входящий" НДС по материалам | 18 000 | 2 30304 830 | 2 21001 660 |
Списаны израсходованные материалы | 100 000 | 2 10604 340 | 2 10506 440 |
Начислена заработная плата мастерам производст- венного обучения |
4 000 | 2 10604 340 | 2 30201 730 |
Начислены ЕСН и взносы на обязательное пенсионное страхование с заработной платы мастеров производ- ственного обучения (4 000 руб. х 26%) |
1 040 | 2 10604 340 | 2 30302 730 |
Начислены взносы на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболе- ваний (4 000 руб. х 0,2%) |
8 | 2 10604 340 | 2 30306 730 |
Начислена амортизация помещения и оборудования мастерской |
1 500 | 2 10604 340 | 2 10402 410 2 10404 410 |
Приняты к бюджетному учету изготовленные столы по фактической стоимости (себестоимости), составляю- щей: 100 000 + 4 000 + 1 040 + 8 + 1 500 = 106 548 руб. При этом фактическая себестоимость одного стола составляет: 106 548 руб. : 100 шт. = 1 065,48 руб. |
106 548 | 2 10507 340 | 2 10604 440 |
Списана фактическая себестоимость проданных в де- кабре столов (65 шт. х 1 065,48 руб.) |
69 256,20 | 2 40101 130 | 2 10507 440 |
Начислены доходы от продажи столов, включая НДС (65 шт. х 2 360 руб.) |
153 400 | 2 20503 560 | 2 40101 130 |
Начислен НДС с операций продажи столов (65 шт. х 360 руб.) |
23 400 | 2 40101 130 | 2 30304 730 |
Поступила оплата за проданные столы | 153 400 | 2 20101 510 | 2 20503 660 |
Начислен налог на прибыль с прибыли от продажи столов - при условии, что данные налогового учета совпадают с данными бухгалтерского учета (153 400 - 23 400 - 69 256,20) х 24% |
14 579 | 2 40101 130 | 2 30303 730 |
В январе 2008 года | |||
Уплачен НДС (23 400 - 18 000) | 5 400 | 2 30304 830 | 2 20101 610 |
Уплачен налог на прибыль | 14 579 | 2 30303 830 | 2 20101 610 |
Н.Н. Шишкоедова,
доцент кафедры "Бухгалтерский учет и аудит"
Курганского филиала АТ и СО,
консультант-эксперт ИД "Советник бухгалтера"
"Советник бухгалтера бюджетной сферы", N 1, январь 2008 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Советник бухгалтера бюджетной сферы"
Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС77-24680 от 15.06.2006 г.
Журнал "Советник бухгалтера социальной сферы" зарегистрирован Министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций - свидетельство о регистрации ПИ N 77-11509 от 28.12.2001 г.
СМИ перерегистрировано в связи с изменением названия; в свидетельство о регистрации внесены уточнения в связи с изменением адреса редакции и юридического адреса учредителя 15 июня 2006 г.
Юридический и почтовый адрес редакции: 117997, Москва, Люсиновская ул., 51, оф. 584
Отдел подписки и распространения: (495) 258-00-27, (499) 236-33-89, 237-77-95