Методические подходы к аудиту эффективности
малого предпринимательства
В условиях трансформации национальной экономики на путь устойчиво воспроизводственного режима развития, непременным условием которого выступает эффективное использование ресурсов, особую актуальность приобретает контрольная деятельность, осуществляемая аудиторами наряду с изучением законности совершаемых субъектами предпринимательской деятельности (в том числе признаваемых малыми) финансово-хозяйственных операций, продуктивность и результативность соответствующих операций.
Решение последней задачи достигается посредством аудита эффективности. Наряду с аудитом соответствия и аудитом финансовой отчетности аудит эффективности обозначен в Лимской декларации руководящих принципов контроля, принятой на IX Конгрессе Международной организации высших контрольных органов (ИНТОСАИ) в 1977 г.
Статьей 4 данной декларации закреплено, что аудит эффективности "направлен на проверку того, насколько эффективно и экономно расходуются государственные средства. Такой контроль включает не только специфические аспекты управления, но и всю управленческую деятельность, в том числе организационную и административную системы".
Существуют отличительные особенности, позволяющие идентифицировать аудит эффективности в малом предпринимательстве (табл. 1).
Система аудита эффективности представляет собой оценку экономичности, результативности и действенности использования государственных ресурсов при выполнении органами исполнительной власти и получателями бюджетных средств поставленных перед ними задач, касающихся стратегических социально-экономических программ и программ межведомственного характера.
Таблица 1
Основные идентификационные признаки аудита эффективности в малом
предпринимательстве
Классификационный признак | Содержание признака |
1. Целевые установки | Расчет и оценка динамики экономичности, продуктивности и результативности использования ресурсов, авансированных в бизнес |
2. Предмет аудирования | Развитие хозяйствующего субъекта, обеспечиваемое привлечением и использованием ресурсов |
3. Методы аудирования | Комплексный анализ хозяйственно-финансовой деятельности субъекта; ситуационный, сравнительный анализ; разработка критериев оценки исходя из отличительных особенностей бизнеса. Предпочтения неформальным (эвристическим) методам обработки исследования. |
4. Оформление результатов ау- дита |
Формирование выводов на основе собранных доказательств, генерируемых на всю генеральную совокупность исследуемого хозяйствующего субъекта; аргументация заключений и доказательств, имеющих конструктивный характер; дискуссионный характер возможности управленческих решений по результатам аудита |
5. Информационная база (обес- печение) аудита |
Учетные и иные доступные источники по фактам хозяйственной деятельности. Трансформация информационного массива для целей аудита (субъективно, на уровне интуиции и квалификации аудитора) |
/----------------\
/---| Экономичность |----\
| \----------------/ |
| |
/-------------------\ /------------------\ /---------------------\
|Ресурсы (финансовые| | Результаты функ- | |Конечный (социально-|
|и природные) |-- | ционирования |-- |экономический) эффект|
\-------------------/ \------------------/ \---------------------/
| | | |
| /----------------\ | | /----------------\ |
\-----| Продуктивность |----/ \----|Результативность|---/
\----------------/ \----------------/
Составные элементы системы оценки эффективности субъектов малого
предпринимательства
В систему государственного субсидирования вовлечено и малое предпринимательство, которое наряду с финансовыми потоками, также получает право на освоение определенных объемов природных ресурсов, представляющих общенародное достояние.
Понимание под устойчиво воспроизводственным развитием системы "малое предпринимательство" положительной динамики качественно-количественных показателей эволюции системы до состояния оптимизации основных параметров в условиях стабильности внутренней и внешней среды при рациональном использовании природно-ресурсного потенциала, массовом внедрении энерго- и ресурсосберегающих технологий, изменении структуры экономики, личного и производственного потребления и сохранения благоприятной окружающей среды для будущих поколений, предопределяет необходимость аудита эффективности функционирования (приведения в движение ресурсов, авансированных в бизнес в интересах достижения заданных целевых установок) как системы "малое предпринимательство региона", так и отдельных ее элементов (малое предприятие и индивидуальные предприниматели).
В качестве составных элементов оценки эффективности функционирования субъектов малого предпринимательства предлагается рассматривать экономичность, продуктивность и результативность (см. рисунок) бизнеса.
Экономичность функционирования системы "малое предпринимательство" предлагается оценивать системой показателей, представленных в табл. 2.
Продуктивность представляет собой степень соотношения полученных результатов и ресурсов, использованных для их достижения, при этом степень использования ресурсов должна быть максимально возможной.
Оценка и анализ продуктивности представляются целесообразными в условиях разработки и использования методик, нацеленных на отраслевые особенности бизнеса. В любом случае в качестве эталона, выступающего в качестве базы для сравнения, должны быть использованы наилучшие результаты, достигаемые при использовании и переработке исходного сырья (ресурсов). Так, например, в сельскохозяйственном производстве за эталонное значение продуктивности, представляется возможным использование высших критериев качества (табл. 3).
Таблица 2
Индикаторы оценки экономичности функционирования субъектов малого
предпринимательства и их динамика за 2004 - 2006 гг.
Показатель | 2006 г. | 2005 г. | 2004 г. | Изм к 2005 г. |
Изм. к 2004 г. |
1. Относительная экономия (перерасход) ресурсов, авансированных в бизнес: |
|||||
1.1. Трудовые ресурсы, чел. | |||||
1.2. Финансовые ресурсы, тыс. руб. | |||||
1.3. Средства труда (среднегодовая стоимость основных производственных фондов), тыс. руб. |
|||||
1.4. Предметы труда (материальные затраты), тыс. руб. |
|||||
2. Качественные индикаторы оценки | |||||
2.1. Трудоемкость единицы производства (продаж), чел.-ч |
|||||
2.2. Коэффициент закрепления оборотных активов, руб. |
|||||
2.3. Фондоемкость основных производственных фондов, руб. |
|||||
2.4. Материалоемкость производства (продаж), руб. |
Таблица 3
Индикаторы оценки продуктивности, используемые в качестве
эталона (для сельскохозяйственных товаропроизводителей)
Продукция | Стандарт качества | Высший критерий продуктивности |
Молоко | ГОСТ Р52054-2003 | Высший сорт |
Крупный рогатый скот | ГОСТ 5110-55 | Высшая упитанность |
Свиньи | ГОСТ 1213-74 | Категория 1 |
Продуктивность использования ресурсов определяется по следующему алгоритму:
КПИР = РПф. РПр, (1)
где КПИР - коэффициент продуктивности использования ресурсов;
РПф - фактический объем продаж (производства) продукции, соответствующей критерию, принятому за эталон;
РПр - объем продаж (производства) эталонной продукции, соответствующей расчету.
Для расчета эталонного объема продаж (или производства) исходных ресурсов, авансированных в бизнес конкретного аудируемого субъекта, необходимы показатели "выхода", признаваемые оптимальными по отраслевому сегменту бизнеса с учетом его территориально-географической специфики. Как правило, таким информационным массивом располагает комитет экономики администраций региона или соответствующий отраслевой департамент.
Результативность - степень достижения запланированных результатов и полученный конечный социально-экономический эффект.
Основная часть хозяйствующих субъектов малого предпринимательства в качестве целевой установки определяет получение прибыли как таковой при достаточно редкой постановке цели - максимизация прибыли или капитализация стоимости. Но поскольку в получении и наращивании массы прибыли заинтересованы все участники хозяйственных отношений, возникающих в процессе функционирования малых предприятий и индивидуальных предпринимателей, то критерии оценки результативности бизнеса (его эффективности) должны быть обоснованы посредством комбинирования различных относительных показателей прибыльности (табл. 4).
За эталон принимается наивысшее значение показателя, отобранного в качестве критерия. Выбор наивысшего значения проводится по результатам расчета и анализа результатов функционирования малых предприятий за предшествующий год в разрезе отраслей экономики и сфер бизнеса.
Предметом аудита эффективности малого предпринимательства выступает деятельность таких экономических субъектов по использованию всех видов ресурсов, привлеченных в их бизнес, включая бюджетные средства, выделенные в порядке помощи или поддержки малого предпринимательства в интересах достижения заданного эффекта. Как правило, наделение малого предпринимательства государственным субсидированием направлено на развитие и расширение сфер влияния данного сектора национальной экономики в интересах стабилизации социально-экономической обстановки в регионах, выравнивания уровней их развития и повышения качества жизни и его уровня в целом.
Конечный социально-экономический эффект от функционирования и развития малого предпринимательства (в условиях привлечения всех видов доступных для него ресурсов) предлагается оценивать через систему экономических и социальных индикаторов.
В рамках оказания аудиторских услуг конкретному хозяйствующему субъекту, признаваемому малым предприятием или выступающего индивидуальным предпринимателем, оценивать конечный результат (эффект) функционирования системы достаточно сложно, поскольку для формирования выводов и заключений необходимы соответствующие аргументы, а это нуждается в более значительном массиве информационного обеспечения (не всегда доступного для отдельного аудитора). Но для государственных органов, занимающихся организацией и координацией деятельности малого предпринимательства в регионе, получение соответствующего информационного поля вполне доступно. Для оценки конечного эффекта по использованию ресурсов малым предпринимательством возможна следующая система индикаторов (табл. 5).
Таблица 4
Критерии оценки результативности функционирования субъектов малого
предпринимательства, используемые при аудите их эффективности
Критерии | Эталон | 2006 г. | 2005 г. | 2004 г. | Откл. от эталона |
Откл. от 2005 г. |
Откл. от 2004 г. |
1. К прибыли на 1 руб. продаж | |||||||
2. К прибыли на 1 руб. активов | |||||||
3. К прибыли на 1 руб. собственного ка- питала |
|||||||
4. Доля капитализованной прибыли, % |
Таблица 5
Индикаторы оценки конечного эффекта использования ресурсов малым
предпринимательством в процессе своего функционирования и развития
Направления оценки | Алгоритм рас- чета |
Обоснование |
1. Система экономических параметров 1.1. Валовой региональный продукт на душу населения |
ВРП ----- ЧН |
ВРП - валовой региональный продукт, обеспеченный малым предпринимательством; ЧН - среднегодовая численность населения региона, занятого в малом предпринимательстве |
1.2. Прирост валового регионального продукта на 1 руб. субсидирования в малое предпринимательство |
дельта ВРП ---------- Сумма И |
дельта ВРП - прирост валового регионального продукта, обеспеченного малым предпринимательством; Сумма И - совокупный объем субсидирования в малое предпринимательство региона |
1.3. Экономическая эффективность ресур- сов, направленных на поддержку ма- лого предпринимательства |
ЭЭ = дельта ВРП Фн х Сумма И > = 0 |
Фн - принимаемый в регионе норматив эффективности инвестиционной политики |
2. Система параметров социального уровня региона 2.1. Уровень качества жизни |
у = а + а1х1 + а2х2 + а3х3 + а4х4 + а5х5 + а6х6 + ..., |
а - постоянный коэффициент, отражающий действие всех прочих факторов, неучтенный в остальной части уравнения; a1 - an - факторы, используемые для оценки уровня качества жизни в регионе и по его кластерам |
Если данная методика аудита эффективности целесообразна при синтезе системы "малое предпринимательство региона", то в условиях аудита отдельного элемента данной системы (малого предприятия или индивидуального предпринимателя) интегрированию подлежат только локальные показатели экономичности, продуктивности и результативности для последующей оценки их динамики (при возможности выполнения сравнительного анализа (табл. 6).
Коэффициент совокупной относительной экономии ресурсов определяется как:
КОЭР = 1 : (ОЭ1 + ОЭ2 + ОЭЗ + ОЭ), (2)
где ОЭ1 - относительная экономия трудовых ресурсов, тыс. руб.;
ОЭ2 - относительная экономия финансовых ресурсов, тыс. руб.;
ОЭ3 - относительная экономия средств труда, тыс. руб.;
ОЭ4 - относительная экономия предметов труда, тыс. руб.
Относительная экономия (перерасход) по трудовым ресурсам определяется как произведение отклонения по среднесписочной численности работающих на среднюю заработную плату одного работающего в аудируемом периоде.
Таблица 6
Интегрируемые показатели при аудите эффективности отдельных
субъектов малого предпринимательства
Критерии | Эталон | 2006 г. | 2005 г. | 2004 г. | Откл. от эталона |
Откл. от 2005 г. |
Откл. от 2004 г. |
1. Индикаторы оценки экономичности | |||||||
1.1.Коэффициент совокупной относительной экономии ресурсов (КСОЭР) |
|||||||
2. Индикаторы оценки продуктивности | |||||||
2.1. Коэффициент продуктивности исполь- зования ресурсов (КПИР) |
|||||||
3. Индикаторы оценки результативности | |||||||
3.1. Коэффициент совокупной прибыльности (КСП) |
|||||||
4. Интегрируемый показатель | |||||||
4.1. Коэффициент эффективности функцио- нирования системы (КЭФС) |
Коэффициент совокупной прибыльности определяется суммированием таких локальных коэффициентов, как коэффициент прибыльности на 1 руб. продаж, коэффициент прибыльности на 1 руб. активов, коэффициент прибыльности на 1 руб. собственного капитала.
Коэффициент эффективности функционирования системы малого предпринимательства определяется как:
КЭФС = КСОЭР + КПИР + КСП, (3)
где КСОЭР - коэффициент совокупной относительной эффективности ресурсов;
КПИР - коэффициент продуктивности использования ресурсов;
КСП - коэффициент совокупной прибыльности.
Любые критерии оценки эффективности являются одновременно аналитически заданными, поскольку определяются по результатам анализа тех аспектов использования ресурсов, которые зафиксированы в целях проверки; формализованными - так как выбираются на основе положений нормативных документов, стандартов, установленных показателей результатов деятельности проверяемых организаций; и субъективно определенными - поскольку решение об их выборе и использовании для оценки эффективности принимают субъекты проверки, т.е. сами аудиторы.
По мере развития управляемых систем и методологии аудирования будут претерпевать изменения как критерии оценки эффективности, так и алгоритм их расчета.
Литература
1. Мельник М.В. Аудит эффективности в рыночной экономике. - М.: КноРус, 2007.
2. Бычкова С.М., Итыгилова Е.Ю. Международные стандарты аудита. - М.: Проспект, 2007.
3. Ковалев В.В. Финансовый учет и анализ (концептуальные основы). - М.: "Финансы и статистика", 2004.
4. Адаме Р. Основы аудита: Пер. с англ. / Под ред. Я.В. Соколова. - М.: Аудит, ЮНИТИ, 1995.
Л.Ю. Филобокова,
профессор кафедры налогообложения
и аудита Волгоградской академии
государственной службы
"Экономический анализ. Теория и практика", N 3, февраль 2008 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Экономический анализ: теория и практика"
Учредитель: ООО "Издательский дом "Финансы и Кредит"
Издатель: ООО "Издательский дом "Финансы и Кредит"
Журнал зарегистрирован в Министерстве Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций ПИ N 77-11740
Редакция журнала: 111401, Москва, а/я 10
Е-mail: post@financepress.ru
Адрес в Internet: http://www.financepress.ru