Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27 марта 2013 г. N 14АП-31/13
г. Вологда |
|
27 марта 2013 г. |
Дело N А44-6086/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 марта 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 марта 2013 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Смирнова В.И. и Тарасовой О.А.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Мазалецкой О.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Новгородского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Новгородской области от 14 ноября 2012 года по делу N А44-6086/2012 (судья Ларина И.Г.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Санкт-Петербург" (ОГРН 1027804862755; далее - общество, ООО "Газпром трансгаз Санкт-Петербург") обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением к Государственному учреждению - Новгородскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (ОГРН 1025300783848; далее - фонд, ФСС, отделение) о признании недействительным решения от 17.05.2012 N 83 о непринятии к зачету расходов, произведенных страхователем - плательщиком единого социального налога (далее - ЕСН).
Решением Арбитражного суда Новгородской области от 14.11.2012 по делу N А44-6086/2012 заявленные требования удовлетворены.
Фонд с судебным актом не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. В обоснование жалобы ссылается на нарушение судом первой инстанции норм материального права. В силу части 2 статьи 8 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" (далее - Закон N 255-ФЗ) неявка застрахованного лица без уважительных причин на медицинский осмотр является основанием для снижения размера по временной нетрудоспособности. Поскольку уважительной причины в случае с Чернявским С.П. не установлено, то вывод суда в указанной части является ошибочным. Помимо того, ссылаясь на пункт 25 Методических указаний о порядке назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и принятия мер по их результатам, утвержденных постановлением ФСС РФ от 07.04.2008 N 81 (далее - Методические указания N 81), полагает неправильной позицию суда о том, что решение о непринятии к зачету расходов, произведенных страхователем - плательщиком ЕСН, должно приниматься в отношении юридического лица, а не его обособленного подразделения. Обращает внимание на то, что названное решение и решение о привлечении к ответственности являются различными по своей правовой природе.
Общество в отзыве на жалобу с изложенными в ней доводами не согласилось, просит решение оставить без изменения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, по результатам документальной выездной проверки Новгородского линейного производственного управления магистральных газопроводов (далее - филиал), являющегося филиалом общества, по обязательному социальному страхованию по вопросам расходов на цели обязательного социального страхования, произведенных страхователем-плательщиком ЕСН, подлежащего зачислению в Фонд социального страхования за период с 01.01.2009 по 31.12.2009, отделением составлен акт от 20.09.2012 N 225 (листы дела 26-27), а также принято решение о непринятии к зачету расходов, произведенных страхователем - плательщиком ЕСН на цели обязательного социального страхования от 17.05.2012 N 83 (лист дела 6).
В ходе проверки отделением выявлено, что в проверяемый период обществом не снижен размер пособия по временной нетрудоспособности Чернявскому С.П. со дня нарушения режима (неявка к врачу 15.05.2009), а также установлено, что пособие по беременности и родам Бирюковой О.С. рассчитано исходя из должностного оклада для каждого месяца нетрудоспособности отдельно.
Из акта от 20.09.2012 N 225 и решения от 17.05.2012 N 83 следует, что в проверяемый период названным филиалом допущена переплата Чернявскому С.П. по пособию по временной нетрудоспособности в сумме 4961 руб. 52 коп. и Бирюковой О.С. по пособию по беременности и родам в размере 1226 руб. 39 коп., в связи с этим ФСС эти расходы не принял к зачету.
Не согласившись с указанным решением, общество обратилось в арбитражный суд с указанным выше заявлением.
Суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 12 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ) страхователь обязан выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев.
На основании подпункта 3 пункта 1 статьи 11 Закона N 165-ФЗ страховщик имеет право не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации.
Согласно подпункту 5 пункта 2 статьи 8 этого Закона одним из видов страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию является пособие по временной нетрудоспособности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 22 Закона N 165-ФЗ основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая.
Основным нормативным правовым актом, регулирующим отношения, связанные с обеспечением граждан пособиями по временной нетрудоспособности, является Закон N 255-ФЗ.
Апелляционная коллегия поддерживает позицию суда первой инстанции относительно вывода о неправомерности непринятия к зачету 4961 руб. 52 коп. расходов на обязательное социальное страхование выплат Чернявскому С.П. за период временной нетрудоспособности с 15.05.2009.
Пунктом 1 статьи 2 Закона N 255-ФЗ предусмотрено, что право на пособие по временной нетрудоспособности имеют граждане, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности, при соблюдении условий, предусмотренных данным Федеральным законом и иными федеральными законами.
В силу подпунктов 1 и 2 пункта 2 статьи 2 Закона N 255-ФЗ застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, а также постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам, а также лица, являющиеся государственными гражданскими служащими, муниципальными служащими.
В соответствии с пунктом 1 статьи 13 этого Закона назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности осуществляется работодателем по месту работы застрахованного лица.
Руководствуясь статьей 8 Закона N 255-ФЗ, Фонд в ходе проверки не принял к зачету 4961 руб. 52 коп. расходов, произведенных страхователем на выплату Чернявскому С.П. пособия по временной нетрудоспособности за период со дня нарушения им режима (неявка на прием с 15.05.2009 по 17.05.2009).
Вместе с тем отделением не учтено, что в силу пункта 2 части 1 статьи 8 Закона N 255-ФЗ неявка застрахованного лица на врачебный осмотр служит основанием для снижения размера пособия по временной нетрудоспособности лишь в том случае, если причины такой неявки не являются уважительными.
В рассматриваемом случае из протокола заседания комиссии по социальному страхованию от 28.05.2009 (лист дела 46) следует, что названной комиссией, избранной в филиале, с учетом объяснений Чернявского С.П. причины его неявки на прием к врачу признаны уважительными.
Довод ФСС о том, что данное решение комиссии не было представлено при проверке, обоснованно не принят судом первой инстанции, поскольку исходя из требований статьи 8 Закона N 255-ФЗ при решении вопроса о непринятии к зачету расходов Фонд обязан установить причины неявки застрахованного лица к врачу и истребовать у страхователя соответствующее решение комиссии, чего в рассматриваемом случае сделано не было.
Кроме того следует отметить, что в своих возражениях на акт проверки от 14.05.2012 N 388 (листы дела 32-34) филиал ссылается на решение комиссии от 28.05.2009, заостряет внимание на том, что указанный выше протокол не был исследован, однако ФСС это решение не истребовал.
В этих возражениях филиал также указывает, что помимо признания уважительной неявки в назначенный срок на врачебный осмотр (с 15.05.2009 по 17.05.2009), фондом не учтено, что Чернявский С.П. продолжал оставаться нетрудоспособным еще до 26.05.2009, что следует из листка нетрудоспособности ВУ 1070379 (лист дела 37).
С учетом приведенных выше обстоятельств, а также незначительного периода нарушения режима и отсутствия этих нарушений в последующем оснований для снижения размера пособия у фонда не имелось.
Фонд при вынесении решения, исходя из обстоятельств дела, должен был учесть, что принцип соразмерности, выражающий требование справедливости, предполагает установление ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, вины и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении мер ответственности. Однако фондом данные требования выполнены не были.
Данная правовая позиция содержится также и в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.02.2012 N 14379/11 по делу N А45-18204/2010.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что решение Фонда от 17.05.2012 N 83 в указанной части противоречит статье 8 Закона N 255-ФЗ.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда, оценке доказательств, не могут служить основаниями для отмены или изменения обжалуемого судебного акта, так как не опровергают правомерность его выводов и не свидетельствуют о неправильном применении норм материального и процессуального права.
Суд первой инстанции установил, что ФСС обоснованно не приняты к зачету 1226 руб. 39 коп. расходов страхователя по выплате пособия по беременности и родам Бирюковой О.С.
Поскольку фонд в апелляционной жалобе не выражает несогласия с выводами суда по данному эпизоду, а общество не заявило соответствующего возражения, то в соответствии с частью 5 статьи 268 АПК РФ суд апелляционной инстанции не проверят законность и обоснованность судебного акта в этой части.
Признавая решение ФСС от 17.05.2012 N 83 незаконным в полном объеме, суд первой инстанции свой судебный акт мотивировал нарушением процедуры рассмотрения материалов проверки и вынесения оспариваемого обществом решения.
Апелляционная коллегия поддерживает этот вывод суда первой инстанции в связи со следующим.
В соответствии с частью 4 статьи 4.6 Закона N 255-ФЗ при рассмотрении обращения страхователя о выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения территориальный орган страховщика вправе провести проверку правильности и обоснованности расходов страхователя на выплату страхового обеспечения, в том числе выездную проверку, в порядке, установленном статьей 4.7 названного федерального закона, а также затребовать от страхователя дополнительные сведения и документы. В этом случае решение о выделении этих средств страхователю принимается по результатам проведенной проверки.
Согласно части 1 статьи 4.7 Закона N 255-ФЗ территориальный орган страховщика по месту регистрации страхователя проводит камеральные и выездные проверки правильности расходов страхователя на выплату страхового обеспечения. В случае выявления расходов на выплату страхового обеспечения, произведенных страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не подтвержденных документами, произведенных на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов, территориальный орган страховщика, проводивший проверку, выносит решение о непринятии таких расходов к зачету в счет уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации (часть 4 статьи 4.7 Закона N 255-ФЗ).
Решение о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения вместе с требованием об их возмещении направляется страхователю в течение трех дней со дня вынесения решения (часть 5 статьи 4.7 Закона N 255-ФЗ).
Частью 1 статьи 1.1 указанного Закона предусмотрено, что законодательство Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из названного Федерального закона, Закона N 165-ФЗ, Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ), иных федеральных законов.
Порядок вынесения решения по результатам рассмотрения материалов проверки плательщика страховых взносов регулируется статьей 39 Закона N 212-ФЗ.
Довод отделения о том, что при проверке правильности расходов за 2009 год на цели обязательного страхования нормы Закона N 212-ФЗ и статьи 2.1 и 4.7 Закона N 255-ФЗ не применяются в связи с тем, что они вступили в законную силу с 01.01.2010, является несостоятельным, поскольку Фонд при вынесении оспариваемого решения от 17.05.2012 N 83 должен руководствоваться нормами законодательства, регулирующими порядок оформления результатов проверки, действовавшими в момент ее проведения.
Указанная позиция нашла свое отражение и в постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 20.10.2011 N 7729/11 по делу N А27-11154/2010.
Следовательно, судом первой инстанции при вынесении судебного акта обоснованно применены названные нормы Законов N 212-ФЗ и N 255-ФЗ.
Акт проверки и другие материалы проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, а также представленные проверяемым лицом (его уполномоченным представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов, проводившего проверку, и решение по ним подлежит принятию в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в части 5 статьи 38 Закона N 212-ФЗ. Данный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц (часть 1 статьи 39 Закона N 212-ФЗ).
Руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов извещает о времени и месте рассмотрения материалов проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка (часть 2 статьи 39 Закона N 212-ФЗ).
Лицо, в отношении которого проводилась проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего уполномоченного представителя. Неявка лица, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченного представителя), извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов проверки, не является препятствием для рассмотрения материалов проверки, за исключением тех случаев, когда участие этого лица (его уполномоченного представителя) будет признано руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов обязательным для рассмотрения этих материалов (часть 3 статьи 39 Закона N 212-ФЗ).
При рассмотрении материалов проверки могут быть оглашены акт проверки, иные материалы, а также письменные возражения лица, в отношении которого проводилась проверка. Отсутствие письменных возражений не лишает это лицо (его уполномоченного представителя) права давать свои объяснения на стадии рассмотрения материалов проверки. При рассмотрении материалов проверки исследуются представленные доказательства, в том числе документы, ранее истребованные у лица, в отношении которого проводилась проверка, документы, представленные в органы контроля за уплатой страховых взносов при проведении камеральных или выездных проверок указанного лица, и иные документы, имеющиеся у органа контроля за уплатой страховых взносов (части 4, 5 статьи 39 Закона N 212-ФЗ).
По результатам рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования, выносит решение: 1) о привлечении к ответственности за совершение правонарушения; 2) об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения (часть 8 статьи 39 Закона N 212-ФЗ).
Из системного толкования названных норм следует, что правила проведения проверок по контролю за уплатой страховых взносов и принятия решений в порядке, предусмотренном Законом N 212-ФЗ, подлежат применению и при проверке правильности расходов страхователя на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Фонд ссылается на положения пункта 25 Методических указаний N 81, согласно которому материалы проверки рассматриваются в присутствии должностных лиц организации (обособленного подразделения), индивидуального предпринимателя (их представителей). О времени и месте рассмотрения материалов проверки отделение (филиал отделения) Фонда извещает страхователя заблаговременно (приложение N 10). В случае неявки должностных лиц материалы проверки и представленные страхователем возражения, объяснения, другие документы рассматриваются в их отсутствие. По результатам рассмотрения материалов проверки составляется протокол (приложение N 11).
Руководствуясь данным пунктом Методических указаний N 81, фонд считает, что может быть проведена проверка обособленного подразделения, общество не требуется извещать о времени и месте рассмотрения материалов проверки.
Данный вывод является ошибочным, поскольку из пункта 25 названных Методических указаний следует, что о времени и месте рассмотрения материалов проверки должен быть извещен именно страхователь.
Из системного анализа норм, содержащихся в подпункте "а" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона, статьи 2 N 212-ФЗ, части 2 статьи 6 Закона N 165-ФЗ, статьи 2.1 Закона N 255-ФЗ страхователями являются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Обособленные подразделения юридическими лицами не являются, следовательно, не могут рассматриваться как страхователи в понимании указанных Законов, и, следовательно, о времени и месте рассмотрения материалов проверки (даже в том случае, если проверка проводится в отношении обособленного подразделения юридического лица) должно быть извещено общество, а не его филиал.
Из статьи 2.3 Закона N 255-ФЗ также следует, что именно юридическое лицо ставится на учет в качестве страхователя в территориальном органе страховщика, а не его филиал даже при наличии у филиала отдельного баланса, расчетного счета и при начислении им выплат физическим лицам. Постановка на учет в отделении филиала как страхователя противоречит указанной норме.
В рассматриваемом случае, как правильно отметил суд первой инстанции, из решения о проведении документальной выездной проверки страхователя от 19.03.2012 N 186 (лист дела 31), акта проверки от 20.04.2012 N 225 (листы дела 26-27) и оспариваемого решения от 17.05.2012 N 83 (лист 6) следует, что проверка проводилась и решение вынесено в отношении филиала - Новгородского линейного производственного управления магистральных газопроводов.
Из материалов дела, в том числе устава ООО "Газпром трансгаз Санкт Петербург", положения о филиале ООО "Газпром трансгаз Санкт Петербург" - Новгородского линейного производственного управления магистральных газопроводов следует и не оспаривается отделением, что Новгородское линейное производственное управление магистральных газопроводов является филиалом общества. Филиал наделяется имуществом, имеет отдельный баланс, расчетный счет и производит выплаты физическим лицам, но не является юридическим лицом.
Юридическое лицо ООО "Газпром трансгаз Санкт-Петербург" о проверке не уведомлялось, акт проверки ему не направлялся, в связи с этим оно было лишено возможности направить свои возражения и участвовать в рассмотрении материалов проверки, поскольку не было извещено о месте и времени их рассмотрения. Оспариваемое решение также было выдано на руки представителю филиала.
Необеспечение лицу, в отношении которого проводилась проверка правильности расходов на выплату страхового обеспечения, возможности участвовать в процессе рассмотрения ее материалов, является основанием для признания решения ФСС незаконным.
Аналогичная позиция изложена и в постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 29.11.2012 N 44-3463/2012.
Действительно, решение о привлечении к ответственности и решение о непринятии к зачету расходов являются разными по своей правовой природе.
Вместе с тем, относительно процедуры рассмотрения материалов проверки и принятия названных решений Законы N 212-ФЗ, N 165-ФЗ и N 255-ФЗ в части извещения страхователя о времени и месте рассмотрения материалов проверки различий не содержат.
Фонд ссылается на то, что в рассматриваемом случае акт проверки страхователя по обязательному социальному страхованию от 20.04.2012 N 225 получен и подписан руководителем Новгородского линейного производственного управления магистральных газопроводом Иванько В.В., действующем на основании доверенности, выданной обществом 12.12.2012, уведомление об участии страхователя в рассмотрении материалов документальной выездной проверки от 23.04.2012 также получено указанным лицом, в связи с этим требование об извещении страхователя, то есть юридического лица, соблюдено.
С такой позицией апелляционная коллегия не может согласиться, поскольку она не соответствует приведенным выше положениям законодательства, обязывающего извещать именно юридическое лицо.
Императивными нормами пункта 25 Методических указаний N 81 предписано, что материалы проверки рассматриваются в присутствии должностных лиц организации (обособленного подразделения), но о времени и месте рассмотрения материалов проверки отделение (филиал отделения) ФСС РФ заблаговременно извещает именно страхователя, и только в случае неявки должностных лиц материалы проверки и представленные страхователем возражения, объяснения, другие документы рассматриваются в их отсутствие.
Однако требования статьи 39 Закона N 212-ФЗ и Методических указаний N 81 выполнены фондом только в отношении филиала.
Кроме того, из решения от 19.03.2012 N 186 о проведении проверки, акта проверки от 20.04.2012 N 225 и оспариваемого решения следует, что проверка проводилась и решение вынесено в отношении филиала - Новгородское линейное производственное управление магистральных газопроводов.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что допущенные ФСС процессуальные нарушения являются существенными, поскольку общество не имело возможности реализовать предоставленные ему законом права: давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью, а также иными процессуальными правами в соответствии с нормами Закона N 212-ФЗ, что свидетельствует о незаконности решения отделения от 17.05.2012 N 83.
Оснований для отмены решения суда не усматривается.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Новгородской области от 14 ноября 2012 года по делу N А44-6086/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Новгородское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.В. Мурахина |
Судьи |
В.И. Смирнов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.