Cаморегулируемые организации.
Взгляд аудитора
Закон о СРО*(1) в аудиторском сообществе ждали давно и сами аудиторские организации, и профессиональные аудиторские объединения. Ведь принятие этого Закона непосредственно связано с вопросом лицензирования аудиторской деятельности.
В настоящее время каждая аудиторская организация обязана иметь лицензию на ведение аудиторской деятельности. Под аудиторской деятельностью (аудитом) понимается предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей (т.е. аудируемых лиц). Одновременно аудиторская организация может оказывать сопутствующие аудиту услуги, причем независимо от наличия у нее лицензии. К таким услугам относятся в том числе постановка, восстановление и ведение бухгалтерского учета, составление финансовой (бухгалтерской) отчетности, бухгалтерское, налоговое, управленческое, экономическое, финансовое и правовое консультирование, а также представительство в судебных и налоговых органах по налоговым и таможенным спорам. Тем не менее основным видом деятельности аудиторской организации по-прежнему остается проведение аудиторских проверок.
На сегодня лицензирование является основным механизмом государственного регулирования предпринимательской деятельности. Лицензирование аудиторской деятельности предполагалось отменить еще с 1 января 2006 г., но Федеральным законом от 19 июля 2007 г. N 135-ФЗ оно продлено до 1 июля 2008 г. Попытка отмены лицензирования была связана с введением принципиально иного механизма регулирования данного вида деятельности, а именно через аккредитованные профессиональные аудиторские объединения. Правда, структура, порядок работы, а главное - механизм контроля должны были найти свое отражение в законодательстве РФ. Однако получить ответы на все вопросы в ст. 20 Закона об аудите*(2) не представлялось возможным. Таким образом, принятие Закона о СРО было обусловлено и отсутствием необходимого правового регулирования деятельности подобного рода объединений.
Законом об аудите определено понятие аккредитованного профессионального аудиторского объединения - это саморегулируемое объединение аудиторов, индивидуальных аудиторов, аудиторских организаций, созданное в соответствии с законодательством РФ в целях обеспечения условий аудиторской деятельности своих членов и защиты их интересов, действующее на некоммерческой основе, устанавливающее обязательные для своих членов внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности и профессиональной этики, систематически контролирующее их соблюдение, получившее аккредитацию в уполномоченном федеральном органе*(3).
В Законе об аудите можно найти ограничения по числу членов аккредитованного профессионального аудиторского объединения: не менее 1000 аттестованных аудиторов и (или) не менее 100 аудиторских организаций. Объединения имеют право участвовать в аттестации на право ведения аудиторской деятельности, проводимой уполномоченным федеральным органом; самостоятельно или по поручению этого органа проводить проверки качества работы аудиторских организаций или индивидуальных аудиторов, являющихся членами объединения; по итогам проведенных проверок применять меры воздействия к виновным лицам и (или) обращаться в уполномоченный федеральный орган с мотивированным ходатайством о наложении взыскания на таких лиц; защищать профессиональные интересы аудиторов в органах государственной власти РФ и субъектов Федерации, судах и правоохранительных органах.
Существующие в настоящее время аккредитованные профессиональные аудиторские объединения выполняют возложенные на них функции в полном объеме. Несмотря на то что в Законе об аудите нет обязательного требования о членстве аудиторской организации в таком объединении, практически все аудиторские организации являются членами хотя бы одного аккредитованного профессионального объединения.
Таким образом, по мнению автора, аудиторское сообщество готово к введению иного механизма регулирования данного вида предпринимательской деятельности и отмене лицензирования, о чем, по сути, и говорит принятие Закона о СРО.
Новые положения
Согласно Гражданскому кодексу РФ перечень некоммерческих организаций является открытым и может быть дополнен федеральными законами. В Законе о СРО указана новая форма некоммерческой организации - саморегулируемая организация, создаваемая в целях саморегулирования, основанная на членстве, объединяющая субъектов предпринимательской деятельности исходя из единства отрасли производства товаров (работ, услуг) или рынка произведенных товаров (работ, услуг) либо субъектов профессиональной деятельности определенного вида.
Учитывая факт существования аналогичных объединений, созданных в иной организационно-правовой форме, законодатель отмечает, что при условии соответствия организации всем установленным Законом о СРО требованиям, такое юридическое лицо признается саморегулируемой организацией. По мнению автора, принятие данного Закона не повлечет за собой необходимость обязательной регистрации новых юридических лиц вместо существующих в целях регулирования аудиторской деятельности.
Возможно, существующим аккредитованным профессиональным аудиторским объединениям потребуется внести изменения в учредительные документы, для того чтобы их текст соответствовал принятому Закону о СРО. Например, для аудиторских объединений становится обязательным обеспечение дополнительной имущественной ответственности каждого ее члена перед потребителями произведенных товаров (работ, услуг) и иными лицами посредством установления в отношении членов СРО требования о страховании и формирования компенсационного фонда.
Размер страховой суммы по договору страхования ответственности каждого члена не может быть менее 30 000 руб. в год. Компенсационный фонд первоначально формируется исключительно в денежной форме за счет взносов членов СРО в размере не менее 3000 руб. в отношении каждого члена.
Некоммерческая организация приобретает статус саморегулируемой с даты внесения сведений о ней в государственный реестр саморегулируемых организаций. Фактически государственное регулирование предпринимательской деятельности предполагается через взаимодействие СРО и федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на ведение этого реестра, а также через реализацию СРО своих функций, в том числе контролирующих. Такое взаимодействие заключается, в частности, в том, что саморегулируемая организация направляет в федеральный орган исполнительной власти:
стандарты и правила СРО в соответствии с предметом саморегулирования и внесенные в них изменения в течение семи рабочих дней после их внесения постоянно действующим коллегиальным органом управления организации;
сведения о запланированных и проведенных СРО проверках деятельности своих членов и о результатах этих проверок.
Следует обратить внимание на положения ст. 7 Закона о СРО: саморегулируемая организация представляет информацию в федеральные органы исполнительной власти в порядке, установленном законодательством РФ. Иные случаи предоставления данного вида информации в органы власти действующим законодательством не установлены. На взгляд автора, не исключено введение дополнительных обязанностей СРО по предоставлению информации.
Контроль потребителей товаров (работ, услуг) за соответствующей предпринимательской деятельностью ведется в том числе через механизм раскрытия СРО посредством опубликования в средствах массовой информации и (или) размещения в информационно-телекоммуникационных сетях сведений:
о составе своих членов;
об условиях, способах и порядке обеспечения ответственности членов СРО перед потребителями произведенных ими товаров (работ, услуг);
о членах, прекративших свое членство в СРО, и об основаниях прекращения их членства, а также о субъектах предпринимательской или профессиональной деятельности, вступивших в СРО;
об условиях членства в организации;
о содержании стандартов и правил СРО;
структуре и компетенции органов управления и специализированных органов организации;
решениях органов управления СРО, принятых в связи с исполняемыми ею функциями;
случаях привлечения членов саморегулируемой организации к ответственности за нарушение требований законодательства РФ в части ведения предпринимательской или профессиональной деятельности, стандартов и правил саморегулируемой организации;
любых исках и заявлениях, поданных СРО в суды;
составе и стоимости имущества компенсационного фонда организации;
об аттестатах, выданных членам СРО или их работникам по результатам обучения;
о ходе и результатах экспертизы нормативного правового акта, в проведении которой СРО принимала участие;
результатах проведенных проверок деятельности членов организации;
годовой бухгалтерской отчетности СРО и результатах ее аудита.
Полагаем, что основные функции, права и обязанности СРО в полной мере отражают права и обязанности аккредитованных профессиональных аудиторских объединений. В частности, контроль за ведением членами СРО предпринимательской или профессиональной деятельности проводится работниками соответствующего структурного подразделения СРО путем плановых и внеплановых проверок. Предметом плановой проверки является соблюдение членами требований стандартов и правил СРО. Продолжительность плановой проверки устанавливается постоянно действующим коллегиальным органом управления. Плановая проверка проводится не реже одного раза в три года и не чаще одного раза в год.
Основанием для проведения внеплановой проверки может быть в том числе направленная в СРО жалоба на нарушение ее членом требований стандартов и правил организации. В случае выявления таких нарушений материалы проверки передаются в орган по рассмотрению дел о применении в отношении членов СРО мер дисциплинарного воздействия. Этот орган в случаях, установленных самой СРО, вправе:
вынести предписание, обязывающее члена СРО устранить выявленные нарушения и устанавливающее сроки устранения нарушений;
вынести члену СРО предупреждение;
наложить на члена СРО штраф;
рекомендовать исключить лицо из членов СРО (такая рекомендация должна быть рассмотрена постоянно действующим коллегиальным органом управления СРО);
принять иные предусмотренные внутренними документами СРО меры.
Установленный порядок контроля саморегулируемой организацией за деятельностью своих членов компенсируется правом члена СРО в случае нарушения его прав и законных интересов действиями (бездействием) саморегулируемой организации, ее работников и (или) решениями ее органов управления оспаривать такие действия (бездействие) и (или) решения в судебном порядке, а также требовать в соответствии с законодательством РФ возмещения саморегулируемой организацией причиненного ему вреда.
По мнению автора, практическая реализация положений комментируемого Закона требует принятия соответствующих нормативных актов, приведения учредительных документов аккредитованных профессиональных аудиторских объединений в соответствие с положениями Закона о СРО. Если предложенный механизм оправдает надежды законодателя, то члены аудиторского сообщества могут надеяться на фактическую отмену лицензирования аудиторской деятельности с 1 июля 2008 г.
Н.А. Фиш,
юрист-эксперт по налоговой
практике ООО КПЦ "Юрконсул"
"Финансовые и бухгалтерские консультации", N 2, февраль 2008 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях"
*(2) Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности".
*(3) Под аккредитацией фактически понимаются официальное признание и регистрация.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "ФБК-Пресс"
Издательский дом ФБК-ПРЕСС выпускает журналы по бухгалтерскому учету, аудиту и налоговому праву с 1991 года. Специализированные издания уже тогда были хорошо известны на рынке деловой литературы и пользовались особой популярностью у широкого круга специалистов. В последующие годы издательству удалось закрепить достигнутое и добиться качества изданий, которое отвечает самым высоким требованиям специалистов. Это - результат слаженной работы высококвалифицированных профессионалов Издательского дома ФБК-ПРЕСС: экономистов, финансистов, юристов и полиграфистов.
Учредитель: ООО "ИД ФБК-ПРЕСС"
Почтовый адрес: 101990, г. Москва, ул. Мясницкая, д.44/1
Телефон редакции: (495) 737-53-53
E-mail: fbk-press@fbk.ru
Адрес в Интернете: www.fbk-press.ru