г. Самара |
|
05 марта 2013 г. |
Дело N А65-27808/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 февраля 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 05 марта 2013 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Юдкина А.А., Липкинд Е.Я.,
при ведении протокола судебного заседания Ивановой А.И., с участием:
от ОАО "Казанское опытное конструкторское бюро "Союз" - представитель не явился, извещено,
от Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Волго-Камском регионе - представитель не явился, извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании 27 февраля 2013 года апелляционную жалобу Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Волго-Камском регионе
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 28 декабря 2012 года по делу N А65-27808/2012 (судья Галиуллин Э.Р.), принятое по заявлению ОАО "Казанское опытное конструкторское бюро "Союз" (ИНН 1661008339, ОГРН 1021603884610), г.Казань, к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам в Волго-Камском регионе (ИНН 1655029010, ОГРН 1031624000320), г.Казань,
о признании незаконным и отмене постановления от 24 октября 2012 года N 11-12-589/пн о назначении административного наказания по ч.2 ст.15.19 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Казанское опытное конструкторское бюро "Союз" (далее - ОАО "Казанское ОКБ "Союз", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Волго-Камском регионе (далее - РО ФСФР в Волго-Камском регионе, административный орган) от 24 октября 2012 года N 11-12-589/пн о назначении административного наказания по ч.2 ст.15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) за нераскрытие информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 28 декабря 2012 года заявление ОАО "Казанское ОКБ "Союз" удовлетворено, оспариваемое постановление РО ФСФР в Волго-Камском регионе от 24 октября 2012 года N 11-12-589/пн о назначении ОАО "Казанское ОКБ "Союз" административного наказания, предусмотренного ч.2 ст.15.19 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 700 000 руб. признано незаконным и отменено полностью на основании ст.2.9 КоАП РФ в связи с малозначительностью совершенного правонарушения, обществу объявлено устное замечание. Производство по делу об административном правонарушении в отношении ОАО "Казанское ОКБ "Союз" по ч.2 ст.15.19 КоАП РФ прекращено.
В апелляционной жалобе РО ФСФР в Волго-Камском регионе просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, в удовлетворении заявленных ОАО "Казанское ОКБ "Союз" требований отказать, ссылаясь на отсутствие оснований для признания совершенного заявителем правонарушения малозначительным.
В отзыве на апелляционную жалобу общество просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого решения суда.
Дело рассмотрено в соответствии с требованиями ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, в ходе проведенной административным органом проверки на предмет соблюдения обществом требований законодательства РФ в части раскрытия информации выявлено нарушение порядка раскрытия информации на рынке ценных бумаг.
По результатам проверки в отношении ОАО "Казанское ОКБ "Союз" РО ФСФР в Волго-Камском регионе 11 октября 2012 года составило протокол N 11-12-549/пр-ап, на основании которого 24 октября 2012 года вынесло постановление N 11-12-589/пн о назначении ОАО "Казанское ОКБ "Союз" административного наказания, предусмотренного ч.2 ст.15.19 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 700 000 руб.
В соответствии с ч.2 ст.15.19 КоАП РФ нераскрытие или нарушение эмитентом, профессиональным участником рынка ценных бумаг, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда, специализированным депозитарием акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда либо лицом, оказывающим услуги по публичному представлению раскрываемой информации, порядка и сроков раскрытия информации, предусмотренной федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, а равно раскрытие информации не в полном объеме, и (или) недостоверной информации, и (или) вводящей в заблуждение информации влечет наложение на юридических лиц административного штрафа в размере от семисот тысяч до одного миллиона рублей.
В соответствии с Положением о Федеральной службе по финансовым рынкам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29 августа 2011 года N 717, Федеральная служба по финансовым рынкам (далее - ФСФР) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков (за исключением банковской и аудиторской деятельности), в том числе по контролю и надзору в сфере страховой деятельности, кредитной кооперации и микрофинансовой деятельности, деятельности товарных бирж, биржевых посредников и биржевых брокеров, обеспечению государственного контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком.
Согласно п.4 указанного Положения ФСФР осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
Региональное отделение является территориальным органом Федеральной службы по финансовым рынкам России и осуществляет свою деятельность на основании Положения о территориальном органе Федеральной службы по финансовым рынкам, утв. приказом ФСФР от 12 марта 2010 года N 10-47/пз, на территории Республики Татарстан. Удмуртской Республики, Пермского края.
Согласно ст.23.47, п.61 ч.2 ст.28.3 КоАП РФ, п.п.2.1.8 вышеуказанного Положения РО ФСФР России в Волго-Камском регионе полномочно возбуждать и рассматривать дела об административных правонарушениях, применять меры ответственности, установленные административным законодательством.
Согласно ст.30 Федерального закона от 22 апреля 1996 года N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (далее - Федеральный закон N 39-ФЗ, Закон о рынке ценных бумаг) под раскрытием информации понимается обеспечение ее доступности всем заинтересованным в этом лицам независимо от целей получения данной информации в соответствии с процедурой, гарантирующей ее нахождение и получение.
Раскрытой информацией на рынке ценных бумаг признается информация, в отношении которой проведены действия по ее раскрытию. Общедоступной информацией на рынке ценных бумаг признается информация, не требующая привилегий для доступа к ней.
Обязанность по раскрытию информации акционерными обществами возникает с даты государственной регистрации открытого акционерного общества (п.8.1.2 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденного приказом ФСФР от 10 октября 2006 года N 06-117/пз-н (далее - Положение о раскрытии информации).
Если иное не установлено Положением о раскрытии информации либо иными нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг, при опубликовании информации в сети Интернет, за исключением публикации в ленте новостей, эмитент может использовать сайт эмитента в сети Интернет либо иной сайт в сети Интернет (далее - страница в сети Интернет). При опубликовании информации в сети Интернет эмитент обязан обеспечить свободный и необременительный доступ к такой информации, а также сообщать по требованию заинтересованных лиц адреса страниц, на которых осуществляется опубликование информации.
Вся информация, которую эмитент обязан раскрывать в соответствии с Положением и иными нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг в сети Интернет, должна быть доступна в течение сроков, установленных этими нормативными правовыми актами, на одной странице в сети Интернет (п.1.6 Положения о раскрытии информации).
В случае, если эмитент не раскрывает какую-либо информацию, раскрытие которой требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации, Положением и иными нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг, в том числе не указывает такую информацию в сообщениях, опубликование которых является обязательным в соответствии с Положением о раскрытии информации, и/или в проспекте ценных бумаг, в отчете (уведомлении) об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, в ежеквартальном отчете, эмитент должен указать основание, в силу которого такая информация эмитентом не раскрывается.
Отсутствие информации, подлежащей раскрытию в соответствии с Положением о раскрытии информации без достаточных на то оснований является основанием для привлечения эмитента к ответственности, а также для установления ограничений на обращение ценных бумаг в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг (п.1.12 Положения о раскрытии информации).
На основании поручения РО ФСФР России в Волго-Камском регионе от 31 августа 2012 года N 11-12-247/пч специалистами отдела контроля за раскрытием информации участниками финансовых рынков и взаимодействия с регионами проведена камеральная проверка фактов соблюдения ОАО "Казанское ОКБ "Союз" (Дементьева ул., д.1, г.Казань, Республика Татарстан, 420036; ИНН 1661008339) требований законодательства РФ о раскрытии информации на рынке ценных бумаг.
В ходе проверки выявлено, что по состоянию на 04 сентября 2012 года на странице в сети Интернет www.e-disclosure.ru, используемой обществом для раскрытия информации, в нарушение требований п. 1.11 Положения о раскрытии информации отсутствует размер (порядок определения размера) расходов по изготовлению копий документов.
Банковские реквизиты расчетного счета (счетов) эмитента для оплаты расходов по изготовлению копий документов, указанных в п.1.11 Положения о раскрытии информации, и, размер (порядок определения размера) таких расходов должны быть опубликованы эмитентом на странице в сети Интернет.
По данному факту административным органом 11 октября 2012 года в отношении ОАО "Казанское ОКБ "Союз" составлен протокол N 11-12-549/пр-ап об административном правонарушении, на основании которого 24 октября 2012 года вынесено постановление N 11-12-589/пн о назначении административного наказания по ч.2 ст.15.19 КоАП РФ в виде штрафа в размере 700 000 руб.
Выявленные нарушения образуют состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ, а именно: нарушение порядка и сроков раскрытия информации, предусмотренной федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, а равно раскрытие информации не в полном объеме, и (или) недостоверной информации, и (или) вводящей в заблуждение информации.
Согласно ч.1 ст.1.5 КоАП РФ юридическое лицо подлежит привлечению к административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с ч.1 ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического ил юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Материалами дела подтверждаются как факт правонарушения, так и вина заявителя в его совершении. Доказательств, свидетельствующих о наличии объективной невозможности соблюдения обществом требований законодательства в сфере раскрытия соответствующей информации, в материалы дела не представлено.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности, предусмотренного КоАП РФ, в ходе производства по данному делу об административном правонарушении не установлено.
Суд первой инстанции на основании ст.2.9 КоАП РФ освободил общество от административной ответственности.
В соответствии со ст.2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
На возможность применения судами общей и арбитражной юрисдикции положений статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения указано и в определениях Конституционного суда Российской Федерации от 09 апреля 2003 года N 116-0, от 05 ноября 2003 года N 349-О.
В п.18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02 июня 2004 года N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Кроме того, в соответствии с абз.3 п.21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Таким образом, административные органы и суды обязаны установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния.
При этом в силу статьи 2.9 КоАП РФ последствия деяния (при наличии признаков как материального, так и формального составов) не исключаются при оценке малозначительности содеянного.
Суд первой инстанции, применяя ст.2.9 КоАП РФ, исходил из того, что в данном случае, составлением протокола об административном правонарушении, рассмотрением административного материала достигнута предупредительная цель административного производства, установленная ст.3.1 КоАП РФ; применение в данном случае меры административного наказания в виде штрафа в размере 700 000 руб. к обществу будет носить неоправданно карательный характер, не соответствующий тяжести правонарушения и степени вины, лица, привлеченного к ответственности, создаст угрозу финансовой стабильности общества.
От акционеров общества и иных заинтересованных лиц не поступило ни одного обращения или жалобы в РО ФСФР в Волго-Камском регионе в связи с необеспечением заявителем возможности ознакомиться с информацией. Судом первой инстанции не установлено наличие существенной угрозы охраняемым общественным отношениям в сфере рынка ценных бумаг.
Пунктом 17 постановления Пленума ВАС РФ от 02 июня 2004 года N 10 разъяснено, что если малозначительность правонарушения будет установлена в ходе рассмотрения дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, то арбитражный суд, руководствуясь частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьей 2.9 КоАП РФ, принимает решение о признании незаконным этого постановления и его отмене.
Доводы апелляционной жалобы о том, что состав административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.15.19 КоАП РФ, является формальным, в связи с чем для привлечения к административной ответственности достаточного самого факта нарушения, последствия правонарушения могут наступить в будущем, их может и не быть, существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении к исполнению публично-правовых обязанностей, не принимаются. Статья 2.9 КоАП РФ применима к любому составу административного правонарушения, предусмотренному КоАП РФ, в том числе к формальному, поскольку КоАП РФ не предусматривает таких исключений для данной правовой нормы. Само по себе неисполнение публично-правовых обязанностей не во всяком случае может повлечь за собой административную ответственность. Статья 2.9 КоАП РФ предусматривает возможность учитывать степень общественной опасности совершенного противоправного деяния и определения наказания, соразмерного совершенному правонарушению.
Арбитражный апелляционный суд не находит оснований для переоценки выводов суда первой инстанции о малозначительности допущенного заявителем правонарушения, поскольку в данном случае необходимо принять во внимание характер совершенного обществом нарушения, обстоятельства его совершения, которые свидетельствуют об отсутствии существенной угрозы правам и законным интересам акционерам данного общества. Мера наказания, назначенная административным органом, в данном случае неадекватна допущенному нарушению. Существенных нарушений прав акционеров в результате неразмещения обществом на странице в сети Интернет сведений о размере расходов по изготовлению копий документов в данном случае не произошло, каких-либо необратимых последствий для акционерного общества и его акционеров не наступило. Формальный подход к назначению наказания в столь значительном для заявителя размере не отвечает принципам справедливости наказания и его соразмерности содеянному противоправному деянию.
Вопреки требованиям ч. 1 ст. 65, ч. 4 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации административный орган не доказал обстоятельства, на которые ссылается в апелляционной жалобе как на основание своих требований, в том числе наличие существенной угрозы охраняемым общественным отношениям в области финансовых рынков.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы не опровергают выводов суда первой инстанции и не являются основанием для отмены или изменения обжалуемого решения арбитражного суда по основаниям, предусмотренным статьёй 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного решение суда от 28 декабря 2012 года следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу административного органа - без удовлетворения.
Исходя из положений ст. 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уплата госпошлины за рассмотрение заявлений об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности и обжалование решений по данной категории дел не предусмотрена.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 28 декабря 2012 года по делу N А65-27808/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Филиппова |
Судьи |
А.А. Юдкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-27808/2012
Истец: ОАО "Казанское опытное конструкторское бюро "Союз", г. Казань
Ответчик: Региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам России в Волго-Камском регионе