г. Санкт-Петербург |
|
01 апреля 2013 г. |
Дело N А26-11163/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 апреля 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 апреля 2013 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Дмитриевой И.А.
судей Згурской М.Л., Третьяковой Н.О.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Брюхановой И.Г.
при участии:
от истца (заявителя): представителя Прошкиной С.В. по доверенности от 10.01.2012
от ответчика (должника): не явился (извещен)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-5658/2013) Межрайонной ИФНС России N 5 по РК на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 01.02.2013 по делу N А26-11163/2012 (судья Гарист С.Н.), принятое
по иску (заявлению) Межрайонной ИФНС России N 5 по Республике Карелия
к Муниципальному казенному дошкольному образовательному учреждению дополнительного профессионального образования "Информационно-методический центр"
о взыскании 2 726 331 руб. 92 коп.
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 5 по Республике Карелия (далее - инспекция) обратилась в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к муниципальному казенному дошкольному образовательному учреждению дополнительного профессионального образования "Информационно-методический центр", в том числе 144 682 руб. 87 коп. - пени в государственный внебюджетный Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и 2 581 649 руб. 05 коп. - пени в государственный социальный внебюджетный Территориальный фонд обязательного медицинского страхования в связи с отменой реструктуризации задолженности
Решением суда от 01.02.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Инспекция, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, просит отменить судебный акт.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Ответчик, надлежащим образом в соответствии со статьей 123, абзацем 2 части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), с учетом пункта 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" уведомлен о дате, месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, однако своего представителя в судебное заседание не направил, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании заявлений Учреждения от 30.10.2009 в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 581 на реструктуризацию задолженности по страховым взносам в бюджеты государственных внебюджетных фондов, числящейся за бюджетными учреждениями субъектов Российской Федерации и муниципальными бюджетными учреждениями по состоянию на 1 июля 2008 г., а также по пеням и штрафам, начисленным на сумму указанной задолженности. Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 5 по Республике Карелия району 14.12.2009 было вынесено решение N 11 о реструктуризации задолженности Учреждения, в том числе 182 768 руб.81 коп. - пени в государственный внебюджетный Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и 3 261 260 руб.12 коп. - пени в государственный социальный внебюджетный Территориальный фонд обязательного медицинского страхования. Размер рассроченной задолженности определен Инспекцией на основании справок о задолженности Учреждения по состоянию на 01.07.2008, сверенных с Учреждением и подписанных им.
Сторонами подписано два графика погашения задолженности. Представленными в материалы дела документами проект графика согласован с Фондами.
Учреждению Инспекцией направлено уведомление N 4 о нарушении условий реструктуризации и отмене реструктуризации с указанием на неуплату текущих платежей 3 046 руб. - пени в государственный внебюджетный Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и 54 353 руб.91 коп. - пени в государственный социальный внебюджетный Территориальный фонд обязательного медицинского страхования, а также с указанием остатка задолженности 146 216 руб.81 коп и соответственно 2 609 012 руб.03 коп.
23.03.2012 принято решение N 3 об отмене реструктуризации задолженности и взыскании пеней 146 216 руб.81 коп. в государственный внебюджетный Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и 2 609 012 руб. 03 коп.- пени в государственный социальный внебюджетный Территориальный фонд обязательного медицинского страхования, которое направлено в адрес Учреждения 02.04.2012
22.06.2012 налоговый орган выставил требования N 1249 и N1250 об уплате пеней 144 682 руб.87 коп. в государственный внебюджетный Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и 2 581 649 руб.05 коп.- пени в государственный социальный внебюджетный Территориальный фонд обязательного медицинского страхования со сроком исполнения до 13.07.2012.Требования получены 02.07.2012.
В установленный срок учреждение не исполнило выставленные требования, что послужило для налогового органа основанием для обращения в суд с заявлением о взыскании образовавшейся задолженности.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявления.
Арбитражный суд отказал в удовлетворении заявления.
Исходя из статей 64 и 68 НК РФ, толкования смысла содержащихся в них норм, данного в постановлении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.03.2005 N 13054/04, реструктуризация по своей сути является разновидностью рассрочки по уплате налога, которая в соответствии со статьей 64 НК РФ представляет собой изменение срока уплаты налога. Порядок исполнения обязанности по уплате оставшейся суммы задолженности при досрочном прекращении действия рассрочки регламентирован статьей 68 названного Кодекса. Следовательно, этот же порядок применим и в случае прекращения реструктуризации. Поэтому взыскание налога в принудительном порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 НК РФ, осуществляется в таком случае с учетом требований статьи 68 Кодекса.
Следовательно, срок для принудительного взыскания задолженности следовало исчислять с принятия налоговым органом решений об отмене реструктуризации.
Согласно пунктам 3 и 4 статьи 68 НК РФ при нарушении заинтересованным лицом условий предоставления отсрочки, рассрочки действие отсрочки, рассрочки может быть досрочно прекращено по решению уполномоченного органа, принявшего решение о соответствующем изменении срока исполнения обязанности по уплате налога и сбора. При досрочном прекращении действия отсрочки, рассрочки налогоплательщик должен в течение 30 дней после получения им соответствующего решения уплатить сумму задолженности, а также пени за каждый день, начиная со дня, следующего за днем получения этого решения, по день уплаты этой суммы включительно.
Согласно пункту 1 статьи 75 НК РФ пенями признается установленная этой нормой денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Таким образом, порядок принудительного взыскания недоимки по налогам (обязательным платежам) и пеням включает направление налогоплательщику требования об уплате налога (обязательного платежа) и пеней в порядке, предусмотренном статьями 69 и 70 НК РФ.
Прекращение действия решения о реструктуризации является правовым основанием для направления налогоплательщику требования об уплате недоимки в порядке, предусмотренном налоговым законодательством.
Согласно пункту 1 статьи 69 НК РФ требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени. Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога, если иное не предусмотрено Кодексом (пункт 1 статьи 70 НК РФ).
Пропуск налоговым органом срока направления требования об уплате налога сам по себе не является основанием для признания его недействительным. Однако при исчислении пресекательного срока принудительного взыскания налога и пеней учитывается установленный статьей 70 Налогового кодекса Российской Федерации срок направления требования, и его нарушение налоговым органом может привести к пропуску пресекательного срока, исчисляемого по совокупности сроков.
При определении предельного (пресекательного) срока взыскания недоимки и пеней должна быть учтена совокупность следующих сроков: предусмотренного пунктом 4 статьи 68 НК РФ тридцатидневного срока, исчисляемого с момента получения Учреждением решения о прекращении реструктуризации; трехмесячного срока, установленного статьей 70 НК РФ; срока на добровольное исполнение обязанности по уплате задолженности, указанного в направленном налогоплательщику требовании; шестимесячного срока для обращения в суд с заявлением.
В силу пункта 3 статьи 48 НК РФ, а также учитывая разъяснения, содержащиеся в пункте 12 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 и в пункте 9 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.03.2003 N 71 исковое заявление о взыскании налога (взноса) может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Срок обращения в суд в данном случае не пропущен.
При прекращении соглашения о реструктуризации долгов все отсроченные и рассроченные обязательства, принятые на себя должником, считаются наступившими, и только в этом случае налоговый орган вправе направить налогоплательщику требование об уплате оставшейся неуплаченной суммы недоимки и начисленных на нее пеней в связи с заключением соглашения о реструктуризации.
Инспекция выставила в адрес предприятия требования N 1249 и N1250 по состоянию на 22.06.2012 об уплате пеней 144 682 руб.87 коп. в государственный внебюджетный Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и 2 581 649 руб.05 коп.- пени в государственный социальный внебюджетный Территориальный фонд обязательного медицинского страхования со сроком исполнения до 13.07.2012 с учетом принятия ею 23.03.2012 решения о прекращении действия реструктуризации, являющегося основанием для применения Инспекцией мер принудительного взыскания задолженности.
Поэтому сроки направления требования и обращения в суд о взыскании задолженности по пеням налоговым органом также не пропущены.
Как установлено, требования выставлены Инспекцией Учреждению в связи с наличием у Учреждения по состоянию на 22.06.2012 задолженности по текущим платежам и принятием решения о прекращении реструктуризации кредиторской задолженности по пеням.
Наличие задолженности и размер по пеням подтверждается заявлением налогоплательщика о предоставлении права на реструктуризацию кредиторской задолженности по пеням, графиками погашения задолженности, решением о предоставлении ему права на реструктуризацию задолженности.
Инспекцией пени за период с вынесения решения о предоставлении Учреждению права на реструктуризацию задолженности и до решения о прекращении реструктуризации не начислялись.
Непогашенная сумма задолженности по пеням составила 2 2 755 228 руб.84 коп., в том числе просроченная по графику реструктуризации - 57 399 руб.91 коп.
Таким образом, апелляционный суд пришел к выводу о доказанности налоговой инспекцией наличия у предприятия задолженности по указанным в требовании суммам пеней и необоснованности отказа суда первой инстанции в удовлетворении заявленных требований. Позиция налогового органа подтверждена судебной практикой (дело А 26-4196/2009).
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 01.02.2013 по делу NА26-11163/2012 отменить.
Взыскать с муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования "Информационно-методический центр" 2 726 331 руб. 92 коп., в том числе 144 682 руб. 87 коп. - пени в государственный внебюджетный Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и 2 581 649 руб. 05 коп. - пени в государственный социальный внебюджетный Территориальный фонд обязательного медицинского страхования в связи с отменой реструктуризации задолженности.
Председательствующий |
И.А. Дмитриева |
Судьи |
М.Л. Згурская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-11163/2012
Истец: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N5 по Республике Карелия
Ответчик: муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Информационно-методический центр"
Хронология рассмотрения дела:
01.04.2013 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-5658/13