г.Владимир |
|
09 апреля 2013 г. |
Дело N А39-929/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02.04.2013.
В полном объеме постановление изготовлено 09.04.2013.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Протасова Ю.В.,
судей Захаровой Т.А., Рубис Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем заседания Лазаревой И.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федеральной налоговой службы в лице Управления Федеральной налоговой службы по Республике Мордовия на определение Арбитражного суда Республики Мордовия от 04.02.2013 по делу N А39-929/2012, принятое судьей Сычуговой С.И.
по заявлению Федеральной налоговой службы в лице Управления Федеральной налоговой службы по Республике Мордовия о дополнительном включении в реестр требований кредиторов общества с ограниченной ответственностью "Стройзаказвервис" (ИНН 1327000667, ОГРН 10851327039510), г. Саранск, требования в сумме 2307 руб. 62 коп.,
без участия сторон.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
В рамках дела о несостоятельности (банкротстве) общества с ограниченной ответственностью "Стройзаказвервис" (далее - ООО "Стройзаказвервис", должник) Федеральная налоговая служба в лице Управления Федеральной налоговой службы по Республике Мордовия (далее - ФНС России, уполномоченный орган) обратилась в Арбитражный суд Республики Мордовия с заявлением о дополнительном включении в реестр требований кредиторов ООО "Стройзаказсервис" в процедуре конкурсного производства дополнительного требования в сумме пени 2307 руб. 62 коп.
Определением от 04.02.2013 Арбитражный суд Республики Мордовия в удовлетворении заявленных требований отказал. При этом суд первой инстанции, руководствуясь положениями пунктов 4, 11 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 63 "О текущих платежах по денежным обязательствам в деле о банкротстве", пришел к выводу об отсутствии оснований для включения требований ФНС России в реестр требований кредиторов ООО "Стройзаказвервис".
Не согласившись с принятым судебным актом, ФНС России обратилась в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить определение суда первой инстанции полностью и принять по делу новый судебный акт в связи с неправильным применением норм материального права.
Заявитель апелляционной жалобы считает, что суд первой инстанции при вынесении обжалуемого определения не дал надлежащей оценки правомерности и обоснованности требований кредитора, поскольку начисление процентов за период до даты введения в отношении должника процедуры наблюдения до введения конкурсного производства правомерно и не противоречит действующему законодательству.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие неявившихся представителей лиц, участвующих в деле, по имеющимся в деле доказательствам.
Законность и обоснованность судебного акта, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии с положениями статей 257-262, 266, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что 29.03.2012 Арбитражным судом Республики Мордовия возбуждено дело о банкротстве ООО "Стройзаказсервис". Определением суда от 26.04.2012 в отношении ООО "Стройзаказсервис" введена процедура наблюдения сроком до 12.09.2012, временным управляющим утвержден Овчинников Ю.А.
Определением суда от 10.07.2012 требование ФНС России в сумме 52 587 руб. 41 коп., в том числе: основной долг - 51 201 руб. 45 коп., пени - 1385 руб. 96 коп. признано обоснованным и подлежащим включению в реестр требований кредиторов третьей очереди ООО "Стройзаказсервис"
Арбитражный суд Республики Мордовия решением от 17.10.2012 признал ООО "Стройзаказсервис" несостоятельным (банкротом), открыл в отношении его имущества процедуру конкурсного производства. Определением суда от 14.11.2012 конкурсным управляющим утвержден Овчинников Ю.А. Сообщение о признании должника банкротом опубликовано в газете "Коммерсантъ" N 223 от 24.11.2012.
ФНС России в порядке статей 100, 142 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве, Закон) обратилась в Арбитражный суд Республики Мордовия с заявлением о дополнительном включении в реестр требований кредиторов ООО "Стройзаказсервис" пени в сумме 2307 руб. 62 коп., начисленным налоговым органом за период с даты возбуждения дела о банкротстве (29.03.2012) до даты введения процедуры конкурсного производства (17.10.2012) на сумму задолженности по обязательным платежам перед бюджетом и внебюджетными фондами, включенную ранее в реестр требований кредиторов должника (определение суда от 10.07.2012) и приостановленную ко взысканию в связи с введением процедуры банкротства.
При разрешении спора суд первой инстанции руководствовался пунктом 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 63 "О текущих платежах по денежным обязательствам в деле о банкротстве" (далее - постановление Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 N 63) и исходил из того, что определением Арбитражного суда Республики Мордовия от 10.07.2012 требования ФНС России по недоимке и пени, возникшие до возбуждения дела о банкротстве, уже заявлялись уполномоченным органом в ходе процедуры наблюдения, их размер был установлен на день введения наблюдения; данный размер требования является окончательным и впоследствии не подлежит изменению.
Рассмотрев имеющиеся в материалах дела доказательства, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд не находит правовых оснований для отмены определения арбитражного суда первой инстанции.
Заявитель как в суде первой инстанции, так и арбитражном апелляционном суде настаивает на том, что задолженность по пени в сумме 2307 руб. 62 коп. является реестровыми платежами и подлежит включению в реестр требований кредиторов должника.
Согласно пункту 27 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 25 "О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве", требование об уплате пеней, начисляемых в период наблюдения за несвоевременную уплату налогов (сборов), срок платежа которых наступил до принятия заявления о признании должника банкротом, не является текущим и подлежит удовлетворению в порядке, установленном Законом о банкротстве постольку, поскольку основное требование об уплате недоимки не является текущим.
Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 4 Закона о банкротстве состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей, возникших до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом и заявленных после принятия арбитражным судом такого заявления и до принятия решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, определяются на дату введения каждой процедуры банкротства, следующей после наступления срока исполнения соответствующего обязательства.
В силу пункта 4 постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 N 63 при решении вопроса о квалификации в качестве текущих платежей требований об уплате процентов за пользование денежными средствами, предоставленными должнику по договору займа, кредитному договору либо в качестве коммерческого кредита, судам необходимо иметь в виду, что указанные проценты наряду с подлежащей возврату суммой займа (кредита), на которую они начисляются, образуют сумму задолженности по соответствующему денежному обязательству должника, состав и размер которого, если это обязательство возникло до принятия заявления о признании должника банкротом, определяются по правилам пункта 1 статьи 4 Закона о банкротстве. В этом случае требования об уплате таких процентов не являются текущими платежами.
По смыслу указанной нормы Закона проценты, подлежащие уплате на сумму займа (кредита), соответственно, на дату подачи в суд заявления о признании должника банкротом или на дату введения соответствующей процедуры банкротства, присоединяются к сумме займа (кредита), в силу чего в реестр требований кредиторов должника подлежит включению требование об уплате исчисленной таким образом денежной суммы, размер которой впоследствии не изменяется.
Если требование по денежному обязательству, возникшему до возбуждения дела о банкротстве, заявляется кредитором в ходе процедуры наблюдения, то его размер (включая проценты) определяется на дату введения наблюдения, в том числе в силу пункта 3 статьи 63 Закона о банкротстве и в случаях, когда срок исполнения обязательства должен был наступить после введения наблюдения.
Содержащиеся в пункте 4 постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 N 63 разъяснения означают, что после включения в реестр требования по заемному (кредитному) обязательству, в состав которого входят как возврат суммы займа (кредита), так и уплата процентов на нее, размер задолженности по нему раз и навсегда фиксируется и предусмотренные договором проценты на сумму займа (кредита) больше не начисляются.
Таким образом, что требование уполномоченного органа, заявленное в процедуре наблюдения, может устанавливаться только один раз и в том объеме, который был на дату введения названной процедуры, то есть не подлежит последующему изменению в связи с начислением сумм неустойки.
С учетом изложенного, суд первой инстанции правильно отказал в удовлетворении заявления ФНС о включении в реестр требований кредиторов должника пени 2307 руб. 62 коп., начисленной за период наблюдения. Данный вывод суда первой инстанции не противоречит представленным в материалах дела документам.
Нормы Закона о банкротстве и постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 63 "О текущих платежах по денежным обязательствам в деле о банкротстве" применены судами правильно, в связи с чем доводы заявителя апелляционной жалобы об обратном отклоняются.
Оспариваемый судебный акт принят при правильном применении норм материального права, содержащиеся в них выводы не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Согласно статье 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче апелляционной жалобы по данной категории дел государственная пошлина не уплачивается.
Руководствуясь статьями 258, 266-268, 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Республики Мордовия от 04.02.2013 по делу N А39-929/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу Федеральной налоговой службы в лице Управления Федеральной налоговой службы по Республике Мордовия - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в месячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Протасов Ю.В. |
Судьи |
Захарова Т.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А39-929/2012
Должник: ООО "Стройзаказсервис"
Кредитор: ООО "СтройСПК", Управление Федеральной налоговой службы по Республике Мордовия
Третье лицо: Управление Федеральной налоговой службы по Республике Мордовия, А.у. Овчинников Юрий Александрович, ЗАО АКБ "Экспресс-Волга", НП "Тихоокеанская СРО АУ", учредитель Макшаев Владислав Иванович, Филиал N6318 ВТБ 24(ЗАО)