г. Москва |
|
03 апреля 2013 г. |
Дело N А41-15323/10 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 марта 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 апреля 2013 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мордкиной Л.М.,
судей: Александрова Д.Д., Шевченко Е.Е.,
при ведении протокола судебного заседания Перкиной Ю.С.,
в заседании участвуют:
от ЗАО "Керамзит" - Висицкая М.С. по доверенности от 26.11.2012;
от Управления лесного хозяйства по Московской области и г. Москве, ФГУ "Мособллес" филиал - лесничество "Русский лес", Управления Россельхознадзора по Центральному федеральному округу - не явились, извещены;
от Комитета лесного хозяйства по Московской области - Денищич Л.Г. по доверенности от 10.12.2012 N 02/4642,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Комитета лесного хозяйства Московской области на определение Арбитражного суда Московской области о процессуальном правопреемстве от 25 января 2013 года, принятое судьей Е. В. Васильевой, по делу N А41-15323/10 по заявлению закрытого акционерного общества "Керамзит" к Управлению лесного хозяйства по Московской области и г. Москве, третьи лица - ФГУ "Мособллес" филиал - лесничество "Русский лес", Управление Россельхознадзора по Центральному федеральному округу, об оспаривании решения об отказе в заключении договора аренды и обязании его подготовить и направить,
УСТАНОВИЛ:
Решением Арбитражного суда Московской области от 18 ноября 2010 года, оставленным без изменения Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 29 марта 2011 года, удовлетворены исковые требования закрытого акционерного общества "Керамзит" о признании незаконным решения Управления лесного хозяйства по Московской области и г. Москве от 22.03.2010 N 03/1039 об отказе в заключении договора аренды лесного участка в квартале 73 выдел 9, 10, 11, 12, 13, 14 Шатовского участкового лесничества площадью 26 га, об обязании Управления лесного хозяйства по Московской области и г. Москве подготовить проект договора аренды лесного участка квартала 73 выдел 9, 10, 11, 12, 13, 14 Шатовского участкового лесничества площадью 26 га и направить его в адрес ЗАО "Керамзит".
Постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа от 04 июля 2011 года решение Арбитражного суда Московской области от 18 ноября 2010 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 29 марта 2011 года по делу N А41-15323/10 оставлены без изменения.
ЗАО "Керамзит" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением в порядке статьи 48 АПК РФ о замене ответчика - Управления лесного хозяйства по Московской области и г. Москве, - его правопреемником - Комитетом лесного хозяйства Московской области (ИНН 502401001 ОГРН 112024004918).
Определением Арбитражного суда Московской области от 25 января 2013 года по делу N А41-15323/10 заявление ЗАО "Керамзит" о замене ответчика удовлетворено.
Не согласившись с определением суда первой инстанции, Комитет лесного хозяйства по Московской области обжаловал его в апелляционном порядке.
В обоснование доводов апелляционной жалобы Комитет лесного хозяйства по Московской области ссылается на то, что ни один правовой акт не содержит указаний на правопреемство Комитета лесного хозяйства Московской области в части прав и обязанностей Управления лесного хозяйства по Московской области и г. Москве.
Проверив материалы дела, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения состоявшегося по делу судебного акта.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 года N 736 "О Федеральном агентстве лесного хозяйства" утверждено "Положение о Федеральном агентстве лесного хозяйства". В соответствии с пунктом 6.9. "Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства" утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 года N 736 федеральное агентство лесного хозяйства с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право создавать, реорганизовывать и ликвидировать в установленном порядке территориальные органы Агентства.
Приказом Федерального агентства лесного хозяйства" от 16 февраля 2011 года N 27 было утверждено "Положения об Управлении лесного хозяйства по Московской области и г. Москва". В соответствии с пунктом 1 "Положения об Управлении лесного хозяйства по Московской области и г. Москва", утвержденного Приказом Федерального агентства лесного хозяйства" от 16 февраля 2011 года N 27, Управление лесного хозяйства по Московской области и г. Москва (Мослесхоз) является территориальным органом Федерального агентства лесного хозяйства, осуществляющим функции: по реализации государственной политики в области лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях); по контролю и надзору в области лесных отношений (на землях лесного фонда); по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений.
На основании пункта 6.9. "Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства" утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 года N 736 федеральное агентство лесного хозяйства с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право создавать, реорганизовывать и ликвидировать в установленном порядке территориальные органы Агентства.
В пункте 9.7. Постановления Правительства Российской Федерации от 28 июля 2005 года N 452 "О Типовом регламенте внутренней организации федеральных органов исполнительной власти" отражено, что принятие решений о реорганизации или об упразднении территориальных органов федерального органа исполнительной власти производится в порядке, аналогичном порядку принятия решения об образовании новых территориальных органов.
В решении федерального органа исполнительной власти о реорганизации или об упразднении территориального органа регламентируются вопросы передачи функций реорганизуемых территориальных органов, правопреемства, гарантий и компенсаций государственным служащим в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 04 мая 2012 N 721-р "О передаче федерального бюджетного специализированного учреждения "Центрлес" и федерального государственного учреждения "Мособллес", с 1 июля 2012 года утрачивает силу распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2007 года N 520-р, на основании которого все лесничества и лесопарки Московской области ранее находились под управлением уполномоченного федерального органа (Рослесхоза), территориальным органом которого являлось Управление лесного хозяйства по Московской области и г. Москве.
В соответствии с пунктом 3 Постановления губернатора Московской области от 15 мая 2012 года N 115-ПГ "О структуре Правительства Московской области, исполнительных органов государственной власти Московской области и подведомственности государственных органов Московской области" образовывается Комитет лесного хозяйства Московской области (с 1 июля 2012 года).
На основании пункта 3 Постановления Правительства Московской области от 26 июня 2012 г. N 863/22 "Об установлении штатной численности и утверждении Положения о Комитете лесного хозяйства Московской области" принять в собственность Московской области федеральное бюджетное специализированное учреждение "Центрлес" и федеральное государственное учреждение "Мособллес" как имущественные комплексы.
В соответствии с пунктом 1 "Положения о Комитете лесного хозяйства Московской области", утвержденного постановлением Правительства Московской области от 26 июня 2012 г. N 863/22, Комитет лесного хозяйства Московской области (далее - Комитет) является центральным исполнительным органом государственной власти Московской области специальной компетенции, проводящим государственную политику и осуществляющим межотраслевое управление, координацию, а также функциональное регулирование деятельности в области лесных отношений.
На основании пункта 11 "Положения о Комитете лесного хозяйства Московской области" утвержденного постановлением Правительства Московской области от 26 июня 2012 г. N 863/22 Основными задачами Комитета являются: охрана, защита и воспроизводство лесов; эффективное управление лесами; осуществление контроля и надзора в области лесных отношений; оказание государственных услуг и управление государственным имуществом в области лесных отношений; создание условий для эффективного функционирования организаций и управления акциями (долями) хозяйственных обществ, находящихся в ведомственном подчинении Комитета.
Исходя из смысла положений Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами бюджетного законодательства", права и обязанности ликвидированного (реорганизованного) госоргана в обязательном порядке переходят к другому госоргану (в рассматриваемом случае - органу субъекта Российской Федерации) в части функций и обязательств возникших в связи с выполнением (ненадлежащим выполнением) этих функций госорганом.
Из вышеприведенных нормативно-правовых актов, усматривается, что Комитет лесного хозяйства Московской области адрес: 143407, Московская область, Красногорск 7, бульвар Строителей, д. 1 является правопреемником Управления лесного хозяйства по Московской области и г. Москве в части заключения договоров аренды участков лесного фонда на территории Московской области, в том числе по обязательствам, установленным судебным решением.
Как предусмотрено положениями статьи 48 АПК РФ, в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.
В апелляционной жалобе Комитет лесного хозяйства Московской области ссылается на статью 61 ГК РФ и указывает, что обжалуемое определение суда прямо противоречит нормам гражданского законодательства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 61 ГК РФ ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.
Между тем, указанный довод Комитета лесного хозяйства Московской области апелляционный суд находит несостоятельным в связи со следующим.
В пунктах 1.1. и 1.2. Постановления Правительства Российской Федерации от 28 июля 2005 года N 452 "О Типовом регламенте внутренней организации федеральных органов исполнительной власти" закреплено, что настоящий Типовой регламент устанавливает общие правила внутренней организации федеральных органов исполнительной власти и применяется совместно с Типовым регламентом взаимодействия федеральных органов исполнительной власти.
Регламент федерального органа исполнительной власти разрабатывается в соответствии с федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, положением о соответствующем федеральном органе исполнительной власти и на основе Типового регламента взаимодействия федеральных органов исполнительной власти и настоящего Типового регламента.
Наряду с положениями, предусмотренными Типовым регламентом взаимодействия федеральных органов исполнительной власти и настоящим Типовым регламентом, федеральный орган исполнительной власти может включать в свой регламент иные положения по вопросам, не урегулированным указанными типовыми регламентами.
В пункте 9.7. Постановления Правительства Российской Федерации от 28 июля 2005 года N 452 "О Типовом регламенте внутренней организации федеральных органов исполнительной власти" отражено, что принятие решений о реорганизации или об упразднении территориальных органов федерального органа исполнительной власти производится в порядке, аналогичном порядку принятия решения об образовании новых территориальных органов.
В решении федерального органа исполнительной власти о реорганизации или об упразднении территориального органа регламентируются вопросы передачи функций реорганизуемых территориальных органов, правопреемства, гарантий и компенсаций государственным служащим в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В связи с изложенным апелляционный суд считает, что положения пункта 1 статьи 61 ГК РФ к спорным правоотношения не применимы, поскольку права и обязанности ликвидированного (реорганизованного) государственного органа в законодательном порядке переходят к другому государственному органу в части функций и обязательств, возникших в связи с выполнением (ненадлежащим выполнением) этих функций.
Ликвидация Управления лесного хозяйства по Московской области и г. Москва связана с реорганизацией системы и структуры федеральных органов исполнительной власти, в процессе которой его функции и полномочия переданы Комитету лесного хозяйства Московской области, в связи с чем общие положения Гражданского кодекса Российской Федерации о ликвидации юридического лица должны применяться с учетом названных особенностей, что не противоречит положениям статьи 125 ГК РФ.
При этом, правопреемство, по смыслу пункта 17 Указа Президента Российской Федерации от 12 мая 2008 N 724 "Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти", означает переход от одного государственного органа к другому государственному органу обязательств, возникших в связи с передачей (перераспределением) соответствующих функций и полномочий.
Таким образом, Комитет лесного хозяйства Московской области фактически является правопреемником Управления лесного хозяйства по Московской области и г. Москва. Именно Комитет выступает от имени субъекта Российской Федерации Московской области и осуществляет соответствующие полномочия в области лесных отношений на территории Московской области.
Поскольку Управление лесного хозяйства по Московской области и г. Москва утратило соответствующие полномочия и статус, а Комитету лесного хозяйства Московской области фактически передана часть полномочий, осуществляемых Мослесхозом, суд обоснованно счел возможным произвести замену Управления лесного хозяйства по Московской области и г. Москва на Комитет лесного хозяйства Московской области.
Апелляционный суд считает определение суда по настоящему делу законным и обоснованным, поскольку оно принято с учетом фактических обстоятельств и действующего законодательства.
Нарушений, предусмотренных частью 4 статьи 270 АПК РФ, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционным судом не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Московской области от 25 января 2013 года по делу N А41-15323/10 оставить без изменения, апелляционную жалобу Комитета лесного хозяйства Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.М. Мордкина |
Судьи |
Д.Д. Александров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-15323/2010
Истец: ЗАО "Керамзит"
Ответчик: Управление Лесного хозяйства по г. Москве и МО, Управление лесного хозяйства по МО и г. Москве
Третье лицо: Управление Россельхознадзора по Центральному Федеральному округу, Комитет лесного хозяйства МО