г.Москва |
|
09 апреля 2013 г. |
А40-150025/12 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 апреля 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 апреля 2013 года.
председательствующего судьи Захарова С.Л.,
судей: |
Москвиной Л.А., Цымбаренко И.Б., |
при ведении протокола |
помощником судьи Яцевой В.А., |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу ООО "Пять Баллов"
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 05.02.2013 по делу N А40-150025/2012 судьи Дранко Л.А.
по заявлению ООО "Пять Баллов" (ОГРН 1027739314954, 119634, г.Москва, Боровское ш., дом 36, кв.
к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по г. Москве
об оспаривании постановления
при участии:
от заявителя: |
Фуртат Ю.В. по дов. от 30.01.2013, Айвазян Д.В. по дов. от 02.04.2013, Фуртат В.Д. приказ от 25.06.1999, |
от ответчика: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "Пять Баллов" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением об оспаривании постановления Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по г.Москве (далее - Управление) от 22.10.2012 по делу об административном правонарушении N 4/800 о наложении на Общество штрафа по ч.4 ст.20.4 КоАП РФ.
Решением суда от 05.02.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано в полном объеме. При этом суд пришел к выводу о наличии в действиях заявителя состава административного правонарушения, а также соблюдении административным органом процедуры привлечения Общества к административной ответственности.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО "Пять Баллов" подало апелляционную жалобу, в которой просит указанное решение отменить, считая, что судом сделаны выводы не соответствующие материалам дела. Доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что представитель ООО "Пять Баллов" не был надлежащим образом извещен о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении. Считает, что в действиях заявителя отсутствует состав вменяемого правонарушения.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, при этом суд располагает доказательствами его надлежащего извещения о месте и времени судебного заседания. Дело рассмотрено в порядке ст.ст. 123,156 АПК РФ,
В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст.ст.266 и 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы, считает, что судебный акт подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом, на основании распоряжения от 17.09.2012 N 737 в присутствии законного представителя Общества 4 РОНД Управлением ЗАО ГУ МЧС России по г.Москве была проведена плановая выездная проверка за выполнением Обществом в арендуемом им подвального производственного помещения по адресу: г.Москва, ул.Лукинская, д.7,к.1 требований в области пожарной безопасности. По результатам проверки был составлен Акт проверки от 17.09.2012 за N 737.
Как следует из данного Акта, занимаемые Обществом помещения не обеспечены автоматическими установками пожарной сигнализации, системой вытяжной противодымной вентиляции для удаления продуктов горения при пожаре СНиП 41-02-2003 п.8.2(б), на путях эвакуации отсутствуют знаки пожарной безопасности, помещения не обеспечены вторым эвакуационным выходом.
По факту указанных нарушений 10.10.2012 в отношении Общества был составлен протокол об административном правонарушении.
Оспариваемым постановлением от 22.10.2012 ООО "Пять баллов" было привлечено к административной ответственности по ч.4 ст.20.4 КоАП РФ, с назначением наказание в виде штрафа в размере 150 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, ООО "Пять Баллов" обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Согласно ч. 6 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии с ч. 7 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Частью 4 ст.20.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений в виде наложения административного штрафа на юридических лиц от 150 000 до 200 000 руб.
Согласно ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В производстве по делу об административном правонарушении необходимо доказать, что имел место факт совершения правонарушения и что лицо виновно в его совершении.
В силу ч. 4 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с выводом суда первой инстанции о доказанности административным органом указанных обстоятельств.
Согласно ст. 64 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела.
В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которого находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В ст. 28.2 КоАП РФ подробно регламентируется процедура составления протокола об административном правонарушении, в связи с чем, протокол является основной формой фиксации доказательств по делу об административном правонарушении. Требования к составлению протокола об административном правонарушении, установленные ст. 28.2 КоАП РФ, направлены на обеспечение соблюдения гарантий защиты прав лиц, привлекаемых к административной ответственности.
В протокол об административном правонарушении вносятся объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело (ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ), при составлении протокола физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе (ч. 3 ст. 28.2 КоАП РФ).
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (ч. 4 ст. 28.2 КоАП РФ).
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении (ч. 6 ст. 28.2 КоАП РФ).
При нарушении установленной процедуры протокол не может рассматриваться в качестве доказательства, поскольку в силу ч. 3 ст. 64 АПК РФ и ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона, несоблюдение процессуального порядка получения доказательств делает его недопустимым. Протокол об административном правонарушении может быть принят арбитражным судом в качестве доказательства лишь при его соответствии требованиям ст. 28.2 КоАП РФ.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в п. 24 Постановления от 26.07.2007 N 46 указал, что при рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов о привлечении к административной ответственности судам следует проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными статьей 28.2 КоАП РФ.
Вопреки выводам суда первой инстанции, в материалах дела отсутствуют и ответчиком не представлены доказательства надлежащего уведомления Общества или его законного представителя о времени и месте составления в отношении Общества протокола об административном правонарушении от 10.10.2012, при том, что последний был составлен в отсутствие представителя Общества.
Как усматривается из материалов административного дела, в ходе проверки протокол не составлялся, протокол был вручен представителю Общества только 22.10.2012, о чем имеется соответствующая подпись указанного лица (л.д.57). Кроме того, доказательством того, что о составлении протокола заявителю не было известно, свидетельствует имеющиеся в материалах административного дела письменные пояснения с указанием даты - 16.10.2012,, на которые ссылается в протоколе от 10.10.2012 представитель Общества в графе "объяснения законного представителя юридического лица, в отношении которого составлен протокол" (л.д.57 оборот).
То обстоятельство, что 10.10.2012 г. был также составлен протокол в отношении должностного лица - генерального директора Общества (л.д.62), в котором имеется его подпись, то оно не может свидетельствовать о том, что генеральный директор принимал участие в составлении в тот же день протокола и в отношении Общества. К тому же, на данном протоколе отсутствует дата его подписания генеральным директором.
При изложенных обстоятельствах указанный протокол об административном правонарушении, составленный в отношении Общества, не может быть признан доказательством по делу об административном правонарушении.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что административным органом не были приняты необходимые и достаточные меры для извещения законного представителя лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными ст. 28.2 КоАП РФ.
Таким образом, законный представитель Общества был лишен представленных КоАП РФ гарантий защиты: участвовать в составлении протокола об административном правонарушении, знать, какие обвинения предъявляются, заявлять ходатайства, прибегнуть к помощи квалифицированного защитника, предъявлять доказательства в обоснование своих доводов, давать объяснения.
В соответствии с п. 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения" и п. 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", подобные нарушения порядка привлечения к административной ответственности являются самостоятельным основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа.
Административным органом допущены существенные нарушения установленного КоАП РФ порядка привлечения к административной ответственности, что не позволило ему всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении, а лицу, привлекаемому к ответственности, не позволило в полной мере воспользоваться предоставленными ему правами.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 02.06.2004 N 10 указал, что нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (ч. 2 ст. 206 АПК РФ) либо для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (ч. 2 ст. 211 АПК РФ) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.
Таким образом, нарушение порядка привлечения к административной ответственности может являться самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности, независимо от того, имело ли место совершение административного правонарушения.
Согласно ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленном законом, поэтому существенное нарушение процедуры наложения административного взыскания свидетельствует о том, что взыскание применено незаконно, независимо от того, совершило или нет лицо, привлекаемое к ответственности, административное правонарушение.
В соответствии со ст. 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности, суд принимает решение о признании незаконным и отмене оспариваемого решения полностью или в части.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит отмене, в связи с несоответствием выводов суда обстоятельствам дела.
Руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 05.02.2013 по делу N А40-150025/2012 отменить.
Признать незаконным и отменить постановление Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по г.Москве от 22.10.2012 о привлечении ООО "Пять Баллов" к административной ответственности по ч.4 ст.20.4 КоАП РФ.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
С.Л. Захаров |
Судьи |
Л.А. Москвина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-150025/2012
Истец: ООО "Пять Баллов"
Ответчик: Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по г. Москве (Главное управлениеМЧС по г. Москве), ГУ МЧС России по г. Москве, Управление надзорной деятельностью Главного управления МЧС России по г. Москве