город Ростов-на-Дону |
|
11 апреля 2013 г. |
дело N А32-19611/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 апреля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 апреля 2013 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Попова А.А.,
судей Малыхиной М.Н., Мисника Н.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Лебедевым А.М.,
при участии:
от заявителя: конкурсного управляющего Юндина Ф.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного сельскохозяйственного предприятия "Светлый путь"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 17 января 2013 года по делу N А32-19611/2012
по заявлению государственного сельскохозяйственного предприятия "Светлый путь" к заинтересованным лицам: Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Краснодарскому краю
при участии третьего лица федерального государственного унитарного предприятия "Ростехинвентаризация - Федеральное бюро технической инвентаризации" о признании незаконными отказов в осуществлении государственного кадастрового учёта объектов недвижимого имущества,
принятое в составе судьи Шевченко А.Е.,
УСТАНОВИЛ:
государственное сельскохозяйственное предприятие "Светлый путь" (далее - ГСП "Светлый путь", предприятие) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее - Управление Росреестра по КК) и федеральному государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Краснодарскому краю (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра") о признании незаконными решений об отказе в осуществлении государственного кадастрового учёта объектов недвижимости:
- от 25.04.2012 N N 2343/5/12-119755; 2343/5/12-119803; 2343/5/12-119821; 2343/5/12-119825; 2343/5/12-119827; 2343/5/12-119851;
- от 26.04.2012 N 2343/5/12-120554; 2343/5/12-121423; 2343/5/12-121582; 2343/5/12-121596; 2343/5/12-121684; 2343/5/12-122199; 2343/5/12-122349; 2343/5/12-122361; 2343/5/12-122374; 2343/5/12-122387; 2343/5/12-122396; 2343/5/12-122406; 2343/5/12-122486; 2343/5/12-122488; 2343/5/12-122489; 2343/5/12-122530; 2343/5/12-122538; 2343/5/12-122580; 2343/5/12-122582; 2343/5/12-122583; 2343/5/12-122585;
- от 27.04.2012 N 2343/5/12-122597; 2343/5/12-122603; 2343/5/12-122613; 2343/5/12-123319; 2343/5/12-123335; 2343/5/12-123410; 2343/5/12-123507; 2343/5/12-123514; 2343/5/12-123517; 2343/5/12-123522; 2343/5/12-123533; 2343/5/12-123536; 2343/5/12-123538 и об обязании ФГБУ "ФКП Росреестра" осуществить государственный кадастровый учёт объектов недвижимости на основании заявлений ГСП "Светлый путь" от 30.03.2012.
Заявленные требования мотивированы тем, что решением Арбитражного суда Краснодарского края от 09.11.2004 ГСП "Светлый путь" признано несостоятельным (банкротом), в отношении предприятия введена процедура конкурсного производства.
В целях формирования конкурсной массы 30.03.2012 конкурсный управляющий ГСП "Светлый путь" обратился в ФГБУ "ФКП Росреестра" с заявлениями о постановке на кадастровый учёт объектов недвижимого имущества, закреплённых за предприятием на праве хозяйственного ведения.
Оспариваемыми решениями ФГБУ "ФКП Росреестра" в постановке объектов недвижимости на кадастровый учёт отказано. Учитывая, что ГСП "Светлый путь" был представлен полный комплект документов, необходимый для осуществления государственного кадастрового учёта объектов недвижимого имущества, оспариваемые решения ФГБУ "ФКП Росреестра" не соответствуют нормам Федерального закона Российской Федерации N 221-ФЗ от 24.07.2007 "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ) и нарушают права заявителя на получение кадастровых паспортов на объекты недвижимого имущества, что является препятствием для осуществления последующей государственной регистрации права хозяйственного ведения.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 17.01.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано, с ГСП "Светлый путь" в доход федерального бюджета взыскано 2 000 руб. государственной пошлины по заявлению.
Судебный акт мотивирован тем, что при обращении в ФГБУ "ФКП Росреестра" заявителем были представлены технические паспорта на бумажном носителе без ситуационных планов и не были представлены технические паспорта в электронной форме на электронном носителе. Таким образом, учреждение обоснованно пришло к выводу о том, что представленные документы по форме и содержанию не соответствовали требованиям Закона N 221-ФЗ, в связи с чем решения об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета являются законными и не противоречащими положениям пункта 2 части 2 статьи 27 данного Закона.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований к Управлению Росреестра по КК, суд указал, что управление оспариваемых решений не принимало.
С принятым судебным актом не согласилось ГСП "Светлый путь", в порядке, установленном положениями главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда первой инстанции отменить, заявленные требования удовлетворить в полном объёме.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что суд первой инстанции необоснованно пришёл к выводу о несоответствии документов, представленных ГСП "Светлый путь" для целей постановки объектов недвижимости на государственный кадастровый учёт, требованиям действующего законодательства. Вывод суда о том, что заявителем не были представлены технические паспорта в электронном виде, не основан на материалах дела. Суд также не учёл, что технические паспорта были изготовлены Славянским филиалом ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное бюро технической инвентаризации", которое, как и ФГБУ "ФКП Росреестра", входит в состав Управления Росреестра по КК.
В судебном заседании представитель ГСП "Светлый путь" поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, заявленные требования удовлетворить. Представитель по запросу суда представил копии технических паспортов, которые были сданы им в ФГБУ "ФКП Росреестра" при обращении с заявлениями о постановке на кадастровый учёт спорных объектов недвижимого имущества. Представитель не отрицал тот факт, что к данным техническим паспортам не были приложены ситуационные планы либо иные документы, на основании которых орган кадастрового учёта мог бы получить описание местоположения объекта учета на земельном участке (сведения о координатах поворотных точек контура объекта учета).
Управление Росреестра по КК, ФГБУ "ФКП Росреестра" и ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное бюро технической инвентаризации" явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, будучи надлежащим образом уведомлены о времени и месте рассмотрения дела.
От Управления Росреестра по КК и от ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное бюро технической инвентаризации" поступили ходатайства о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие их представителей.
В отношении лиц, не обеспечивших явку своих представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции, дело рассмотрено по правилам статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя ГСП "Светлый путь", арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 30.03.2012 ГСП "Светлый путь" обратилось в ФГБУ "ФКП Росреестра" с заявлениями о постановке на государственный кадастровый учёт объектов недвижимого имущества.
Согласно указанным заявлениям ГСП "Светлый путь" в отношении каждого из заявленных объектов недвижимости были представлены технические паспорта на объекты учёта в бумажном и электронном виде.
Указанное обстоятельство опровергает вывода суд первой инстанции о том, что ГСП "Светлый путь" не были представлены технические паспорта на объекты учёта в электронном виде.
25.04.2012, 26.04.2012 и 27.04.2012 ФГБУ "ФКП Росреестра" приняты решения об отказе в постановке 40 объектов недвижимого имущества на государственный кадастровый учёт.
Все решения ФГБУ "ФКП Росреестра" мотивированы тем, что необходимые для государственного учёта документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства, а именно представленные технические паспорта на бумажном и электронном носителях не содержат раздела: "ситуационный план" (т. 1 л.д. л.д. 28-66).
В качестве дополнительных оснований для отказа в осуществлении государственной постановки объектов недвижимости на кадастровый учёт ФГБУ "ФКП Росреестра" указало на следующее:
- по заявлению ГСП "Светлый путь" N 23-0-1-153/3101/2012-9621 от 30.03.2012 - в заявлении содержится просьба о постановке на учёт здания (лит. Е, XIX, XXI, XXI, XXII, Нефтебаза. Заправочная колонка), расположенного по адресу: Краснодарский край, р-н Темрюкский, с/о Курчанский, п. Светлый Путь, однако в представленном с заявлением техническом паспорте описано несколько сооружений. Заявление на постановку на государственный учёт созданного объекта оформляется на один объект учёта. Оформление одного заявления для постановки на государственный учёт нескольких объектов учёта допускается, если в результате преобразования одновременно образовано несколько объектов учёта. В случае необходимости постановки на государственный учёт каждого объекта, необходимо предоставить заявления и технический план на каждый из объектов. Для постановки на учёт единого объекта, необходимо в заявлении указать вид объекта "сооружение" и представить технический план с указанием одной общей характеристики (решение ФГБУ "ФКП Росреестра" N 2343/5/12-120554 от 26.04.2012 - т. 1 л.д. 33);
- по заявлению ГСП "Светлый путь" N 23-0-1-153/3101/2012-9701 от 30.03.2012 - в техническом паспорте содержаться противоречивые сведения, в разделе 2 "Общие сведения" указано: Резервуар лит. I, II, III - 5 м3, однако в разделе 5 "Экспликация к поэтажному плану сооружения" технического паспорта указано: Резервуар лит. I - 5 м3, Резервуар лит. II - 5 м3, Резервуар лит. III - 5 м3 (решение ФГБУ "ФКП Росреестра" N 2343/5/12-122199 от 26.04.2012 - т. 1 л.д. 38);
- по заявлениям ГСП "Светлый путь" N 23-0-1-153/3101/2012-9908, N 23-0-1-153/3101/2012-9891, N 23-0-1-153/3101/2012-9880, N 23-0-1-153/3101/2012-9885, N 23-0-1-153/3101/2012-9898 от 30.03.2012 - в технических паспортах отсутствуют сведения о годе постройки зданий (решения ФГБУ "ФКП Росреестра" N 2343/5/12-122387 от 26.04.2012, N 2343/5/12-122396 от 26.04.2012, N 2343/5/12-123335 от 27.04.2012, N 2343/5/12-123507 от 27.04.2012, N 2343/5/12-123533 от 27.04.2012 - т. 1 л.д. 42, 43, 58, 60, 64);
- по заявлению ГСП "Светлый путь" N 23-0-1-153/3101/2012-9416 от 30.03.2012 - в разделе технического паспорта "Описание конструктивных элементов основных пристроек и определение их износа" в строке "Стены и наружная отделка" указано: 1 стена бетонные плиты, а также отсутствуют сведения о материале перекрытия (решение ФГБУ "ФКП Росреестра" N 2343/5/12-122406 от 26.04.2012 - т. 1 л.д. 44);
- по заявлениям ГСП "Светлый путь" N 23-0-1-153/3101/2012-9831 и N 23-0-1-153/3101/2012-9621 от 30.03.2012 - на титульном листе технического паспорта на объект учёта отсутствует инвентарный номер, в разделе V "Описание конструктивных элементов здания и определение износа" отсутствует год постройки (решения ФГБУ "ФКП Росреестра" N 2343/5/12-122580 от 26.04.2012, N 2343/5/12-123319 от 27.04.2012- т. 1 л.д. 50, 57);
- по заявлениям ГСП "Светлый путь" N 23-0-1-153/3101/2012-9842 и N 23-0-1-153/3101/2012-9848 от 30.03.2012 - в заявлениях содержится просьба о постановке на учёт зданий, расположенных по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район, с/о Курчанский, ГСП Светлый путь, однако в ЕГРОКС содержаться сведения о данных объектах с кадастровыми номерами 23:30:0701000:1933 и 23:30:0701000:1934 (решения ФГБУ "ФКП Росреестра" N 2343/5/12-122582 от 26.04.2012 и N 2343/5/12-122583 от 26.04.2012 - т. 1 л.д. 51, 52).
Полагая решения ФГБУ "ФКП Росреестра" незаконными и нарушающими права заявителя, ГСП "Светлый путь" в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Из приведённых норм права следует, что обязательным условием для признания решения органа государственной власти незаконными является установление судом совокупности двух обстоятельств: несоответствие решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение решением органа государственной власти прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Согласно статье 3 Закона N 221-ФЗ кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости (далее - орган кадастрового учета). Предусмотренные настоящим Федеральным законом полномочия органа кадастрового учета, за исключением полномочий, предусмотренных статьей 30 настоящего Федерального закона, на основании решений данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения. В целях применения установленных настоящим Федеральным законом правил наделенные в соответствии с такими решениями соответствующими полномочиями указанные государственные бюджетные учреждения считаются органами кадастрового учета. При этом соответствующие положения настоящего Федерального закона применяются к указанным государственным бюджетным учреждениям постольку, поскольку иное не вытекает из существа соответствующих правоотношений.
В соответствии с пунктами 5.1.3, 5.1.4 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457, осуществление полномочий по кадастровому учету и ведению государственного кадастра недвижимости возложено на Росреестр.
В настоящее время в силу приказов Росреестра от 11.03.2010 N П/93, от 01.09.2011 N П/331 и от 25.20.2011 N 128 полномочия по кадастровому учету осуществляет федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице его филиалов, соответственно, именно данное учреждение выступает надлежащим заинтересованным лицом при оспаривании решений об отказе в осуществлении постановки на государственный кадастровый учёт объектов недвижимого имущества.
С учётом изложенного, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении требований ГСП "Светлый путь", заявленных к Управлению Росреестра по КК. В указанной части решение суда является законным, обоснованным и подлежит оставлению без изменения.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 16 Закона N 221-ФЗ кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
Постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 13 - 20 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений (далее также - учет изменений объекта недвижимости), кадастровый учет в связи с изменением сведений, указанных в пунктах 9 и 10 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (далее - учет части объекта недвижимости), или сведений, указанных в пункте 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (далее - учет адреса правообладателя), осуществляются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия (далее - необходимые для кадастрового учета документы). Форма указанного заявления устанавливается органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Статьёй 43 Закона N 221-ФЗ установлено, что до 1 января 2013 года устанавливается переходный период применения настоящего Федерального закона к отношениям, возникающим в связи с осуществлением государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства (далее в настоящей статье - переходный период).
В переходный период положения настоящего Федерального закона не применяются в отношении зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства.
В переходный период государственный учет зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства осуществляется в порядке, установленном на день вступления в силу настоящего Федерального закона нормативными правовыми актами в сфере соответственно осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства и государственного технического учета жилищного фонда (далее - ранее установленный порядок осуществления государственного учета), если иной порядок осуществления в переходный период государственного учета таких объектов не установлен в соответствии с частью 2.2 настоящей статьи.
Органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений устанавливается порядок осуществления государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства в переходный период.
Во исполнение требований пункта 2.2 статьи 43 Закона N 221-ФЗ Минэкономразвития Российской Федерации был издан приказ N 577 от 14.10.2011 "О порядке осуществления государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства в переходный период применения Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" к отношениям, возникающим в связи с осуществлением государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства" (далее - приказ Минэкономразвития РФ N 577). Данным нормативно-правовым актом устанавливалось, что на территории Краснодарского края порядок осуществления государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства в переходный период вводится с 01 января 2012 года.
Учитывая, что ГСП "Светлый путь" с заявлениями о постановке на кадастровый учёт объектов недвижимого имущества обратилось 30.03.2012, к отношениям по поводу осуществления функции государственного кадастрового учёта подлежали применению нормы приказа Минэкономразвития РФ N 577.
Согласно пунктам 5, 8 Порядка учёта, утверждённого приказом Минэкономразвития РФ N 577, государственным учетом объектов учета признаются действия по внесению в Единый государственный реестр сведений об объектах учета, которые подтверждают существование таких объектов с характеристиками, позволяющими определить соответствующий объект учета в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта учета), указанными в пункте 13 Порядка, или подтверждают прекращение существования такого объекта учета, а также иных предусмотренных Порядком сведений об объектах учета, указанных в пункте 14 Порядка.
Государственный учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта учета (далее - постановка на учет объекта учета), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта учета) либо изменением уникальных характеристик объекта учета или любых указанных в подпунктах 6 - 16 пункта 14 Порядка сведений об объекте учета (далее - учет изменений объекта учета) или сведений, указанных в подпункте 17 пункта 14 Порядка (далее - учет адреса правообладателя).
Пунктом 13 Порядка учёта был закреплён перечень сведений об уникальных характеристиках объекта учёта, которые в обязательном порядке подлежали внесению в Единый государственный реестр при постановке объекта на кадастровый учёт. В отношении зданий, строений и сооружений такими характеристиками являлись: вид объекта учета (здание, сооружение, помещение, объект незавершенного строительства); кадастровый номер объекта учета и дата его внесения в Единый государственный реестр; описание местоположения объекта учета на земельном участке, если объектом учета является здание, сооружение или объект незавершенного строительства; кадастровый номер здания или сооружения, в которых расположено помещение, номер этажа, на котором расположено это помещение (при наличии этажности), описание местоположения этого помещения в пределах данного этажа либо в пределах здания или сооружения, либо соответствующей части здания или сооружения, если объектом учета является помещение; площадь, определенная в соответствии с пунктом 43 Порядка, если объектом учета является здание или помещение.
Указанные характеристики подлежали установлению органом кадастрового учёта на основании документов, представляемых заявителем, в том числе, на основании технического плана объекта учёта (подпункт 1 пункта 21 Порядка учёта).
Технический план представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, и указаны сведения о здании, сооружении, помещении или об объекте незавершенного строительства, необходимые для постановки на учёт такого объекта недвижимости, либо сведения о части или частях такого объекта недвижимости, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о таком объекте недвижимости, которому присвоен кадастровый номер.
В техническом плане указываются сведения о здании, сооружении, помещении или об объекте незавершенного строительства, необходимые для постановки его на учет, в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления о постановке на учет такого объекта недвижимости.
В графической части технического плана здания, сооружения или объекта незавершенного строительства воспроизводятся сведения кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке, а также указывается местоположение такого здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке.
Местоположение здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке устанавливается посредством определения координат характерных точек контура такого здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке (статья 41 Закона N 221-ФЗ).
Пунктом 3 приказа Минэкономразвития РФ N 577 устанавливалось, что в течение трех месяцев с даты введения в действие Порядка учета для осуществления государственного учета здания, сооружения, помещения или объекта незавершенного строительства вместо технического плана, предусмотренного подпунктом 1 пункта 21 Порядка учета, заявитель вправе представить технический паспорт, выданный в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Вместе с тем, это не означало освобождение заявителя от обязанности по предоставлению органу, осуществляющему кадастровый учёт, документов, на основании которых последний мог бы получить описание местоположения объекта учета на земельном участке и внести соответствующие обязательные сведения об объекте учёта в Единый государственный реестр.
До издания приказа Минэкономразвития РФ N 577 отношения по поводу осуществления кадастрового учёта объектов недвижимости регламентировался нормами приказа Минэкономразвития России от 08.09.2006 N 268 "Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра объектов капитального строительства" (далее - Правила ведения ЕГРОКС).
Согласно подпункту "б" пункта 18 Правил ведения ЕГРОКС в государственный реестр в обязательном порядке подлежали включению сведения о координатах поворотных точек контура объекта учета (здания, сооружения).
В соответствии с пунктом 16 Правил ведения ЕГРОКС в реестровое дело по объекту учета (здание, сооружение) помещаются формы кадастрового плана земельного участка В1 - В6 (приложения к правилам оформления кадастрового плана земельного участка ГЗК-1-Т.О-04-01-01, утвержденным Росземкадастром 10 апреля 2001 года (Российская газета, 2001, N 130), если земельный участок учтен в Государственном земельном кадастре. Если земельный участок не учтен в Государственном земельном кадастре, то в реестровое дело подлежит включению план земельного участка (ситуационный план), определяющий местоположение объекта учета, изготовленный ОТИ.
С учётом изложенного, при обращении ГСП "Светлый путь" к ФГБУ "ФКП Росреестра" с заявлениями о постановке объектов недвижимого имущества на государственный кадастровый учёт и с приложением в отношении указанных объектов технических паспортов, а не технических планов, заявитель был обязан одновременно с этим представить либо кадастровые планы земельного участка, на котором располагаются объекты недвижимости, либо ситуационные планы, если земельный участок не был учтен в Государственном земельном кадастре. Указанные документы подлежали предоставлению как на бумажном носителе, так и в виде электронного документа (пункты 24, 25 Порядка учёта).
В нарушение приведённых норм права ГСП "Светлый путь" не представило технические паспорта на объекты недвижимого имущества, заявленные на постановку на государственный кадастровый учёт, содержащие ситуационные планы земельных участков.
В связи с этим, ФГБУ "ФКП Росреестра" не могло осуществить постановку объектов недвижимости на государственный кадастровый учёт, так как представленные ГСП "Светлый путь" документы не содержали информации о местоположении объектов учета на земельном участке, что является обязательным (подпункт 3 пункта 13 Порядка учёта).
При таких обстоятельствах ФГБУ "ФКП Росреестра" обоснованно пришло к выводу о том, что представленные ГСП "Светлый путь" документы, необходимые для государственного учета, по форме либо содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства, что в силу положений подпункта 2 пункта 70 Порядка учёта, утверждённого приказом Минэкономразвития РФ N 577, являлось достаточным основанием для отказа в осуществлении постановки объектов недвижимости на государственный кадастровый учёт.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно пришёл к выводу о том, что оспариваемые решения ФГБУ "ФКП Росреестра" в полной мере соответствовали действовавшему на момент их принятия законодательству - приказу Минэкономразвития РФ N 577, что является достаточным основанием для отказа в удовлетворении требований, заявленных ГСП "Светлый путь".
С учётом изложенного, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции. Нормы материального права применены судом первой инстанции правильно, нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом не допущено.
В соответствии со статьёй 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе суд апелляционной инстанции относит на ГСП "Светлый путь". Ввиду того, что при принятии апелляционной жалобы к производству определением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2013 заявителю была предоставлена отсрочка по уплате государственной пошлины, с ГСП "Светлый путь", в силу положений подпунктов 3, 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, подлежит взысканию государственная пошлина по апелляционной жалобе в размере 1 000 руб.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 17 января 2013 года по делу N А32-19611/2012 оставить без изменения.
Взыскать с государственного сельскохозяйственного предприятия "Светлый путь" (ИНН 2352001592, ОГРН 1022304746837) в доход федерального бюджета 1000 рублей государственной пошлины по апелляционной жалобе.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
А.А. Попов |
Судьи |
М.Н. Малыхина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-19611/2012
Истец: Государственное сельскохозяйственное предприятие "Светлый путь", ГСП "Светлый путь", Юндин Феликс Владимирович (конкурсный управляющий ГСП "Светлый путь")
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", Филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Краснодарскому краю
Третье лицо: ФГУ предприятие "Ростехинвентаризация- Федеральное бюро технической инвентаризации", ФГУП Ростехинвентаризация-ФБТИ, Филиал ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" по Краснодарскому краю, Управление Федеральной службы гос.регистрации, кадастра и картографии по КК, ФБУ "Кадастровая палата" по Краснодарскому краю